Санкции за нарушения
В 2017 году введены повышенные коэффициенты за мошенничество со страховкой. Если зафиксируют факт оформления полиса автогражданки задним числом, то стоимость следующей страховки увеличится для автовладельца в 1,5 раза. Кроме того, будет наложен штраф от 500 до 800 р. (ст.12 КОАП). При многократных нарушениях водителю запретят управлять машиной до тех пор, пока он не пройдёт техосмотр и не оформит настоящий полис.
Как видите, законный полис ОСАГО можно получить без прохождения техосмотра только в редких случаях. Незаконные способы могут повлечь за собой большие неприятности, особенно при попадании в ДТП. Нужно ли это вам? Решайте сами.
Особенности оформления страховки без ТО в 2020 году
В текущем году какие-либо серьёзные поправки в закон внесены не были. Водители также могут приобрести «автогражданку» без предъявления результата диагностики. И страховщики без проблем выдают свидетельства автолюбителям, потому что в случае обнаружения отсутствия ТО у их клиента никаких проблем не возникнет.
По словам юристов, неимение своевременного техосмотра при попадании в дорожно-транспортное происшествие может привести к проблемам в суде. Если у автовладельца не будет ТО, отказать в денежной компенсации могут по таким причинам:
- нет доказательств, что автомобиль был исправен на момент ДТП;
- соглашение со страховой заключалось с нарушениями существующих норм, а значит может считаться недействительным.
В результате, если интересы водителя будет представлять не самый опытный юрист, суд может вынести вердикт в пользу страховой.
Полис ОСАГО без техосмотра в 2022 году
Водители, которые купили автогражданку до 31.10.20 г без техосмотра, могут продолжать им пользоваться. Этот документ считается действительным. Но если ДТП произойдет по причине неисправности авто, оплачивать ущерб будет виновник аварии.
Нужен ли техосмотр для страховки? Автогражданку без ТО в 2021 году оформить не получится. Недобросовестных водителей, которые не прошли ТО, ожидает штраф в размере 2000 руб. Но штрафные санкции введут только в марте 2022 года из-за коронавирусной инфекции. Выявление авто без ТО будет проводиться видеофиксацией во время движения по городу.
До вступления закона в силу проверка авто на наличие ТО проверяться видеофиксацией не будет. Инспекторы ГАИ обязаны проверять только наличие действующей автогражданки. Однако обнаруженные фиктивные диагностические карты могут быть аннулированы, если сотрудник ДПС обнаружит несоответствия технических параметров авто нормативам.
Способы оформления ОСАГО без техосмотра
Существует несколько вариантов получения автогражданки без действующей диагностической карты. Им характерны определенные преимущества и недостатки, иногда определенные риски.
Формальный ТО
Способ прохождения подразумевает получение диагностической карты без процедуры оценки технического состояния автомобиля.
Данный способ можно реализовать:
- Посетив оператора ТО, в котором транспортное средство не осматривается, но данные о его прохождении заносятся в базу.
- Обращение в организацию или к лицу, оказывающему услуги по выписке диагностической карты на основании свидетельства о регистрации данных от собственника автомобиля (пробег, марка резины и т.п.).
Такими методами пользуются многие автовладельцы.
Но у данного способа существуют недостатки:
- Довольно не просто найти станцию ТО, организацию или человека, предлагающих подобную услугу;
- Цена такой страховки по сравнению с базовыми тарифами при официальном прохождении процедуры намного выше.
Однако оформляя ОСАГО таким способом, следует быть очень осторожным. Владелец полиса должен лично удостовериться в занесении оформленной карты в базу ЕАИСТО.
Применяется полученный таким способом техосмотр для электронного ОСАГО и для оформления в офисе страховщика.
В последнее время сотрудники страховых компаний не требуют предъявления диагностической карты. Их программа оформления полиса предусматривает запрос в ЕАИСТО и автоматический вывод номера карты.
Воспользоваться услугами страхования через интернет
Страховые брокеры разрабатывают сервисы, предусматривающих оформление ОСАГО без действующей диагностической карты. Клиент заполняет предложенную форму, а посредник берет на себя обязательства по оформлению полиса.
После оплаты клиент получает должным образом оформленную страховку через курьера.
Данный способ позволяет:
- оформить полис без предъявления ТО;
- сэкономить время и силы.
Но он имеет несколько минусов:
- высока вероятность выписки поддельной страховки;
- нет гарантии, что курьер доставит полностью оплаченный полис страхователю;
- страховщик может требовать возместить понесенные выплаты в регрессном порядке, так как при оформлении страховки не была предоставлена диагностическая карта.
Способ популярен среди автовладельцев, не желающих проходить ТО и покупающих автомобиль на короткий срок.
Приобретение фальшивой страховки за меньшие деньги
Объявление о продаже поддельных полисов можно увидеть в сети и СМИ. Стоимость такого ОСАГО гораздо ниже при сравнении с договором, оформленным в соответствии с законом.
Для его оформления не потребуется прикладывать ТО. Документ содержит данные о машине, страхователе, собственнике и печать страховщика.
Как правило, такие полисы покупаются для предъявления сотрудникам ГИБДД, которые при остановке транспорта проверяют наличие страховки.
В случае аварии фальшивая страховка не имеет никакой силы. Потому весь ущерб, понесенный потерпевшими, владельцу такого полиса придется возмещать из собственных средств.
Страховая компания сама выдает направление на станцию ТО
Известны страховщики, предлагающие выписку полиса и направления в пункт прохождения техосмотра. Направление действительно в течение короткого периода времени.
За него придется заплатить вне зависимости от стоимости полиса. Довольный страхователь получает страховку и забывает о ТО.
При страховом случае страховая компания откажет в выплате, если страхователь не прошел нужную процедуру. За страховщиком остается право регрессного требования и он через суд может взыскать потраченные средства.
Как показывает практика, ездить с ОСАГО без техосмотра можно, но очень часто при ДТП владельцу такого полиса придется раскошелиться на восстановление своего автомобиля и возместить ущерб, причиненный другим участникам аварии.
Потому, гораздо выгоднее и надежнее оформлять договор в рамках закона.
Оформление страховки, в том числе и онлайн
Прохождение диагностического осмотра авто включает в себя следующие этапы:
- Проверка тормозной системы ТС.
- Инструментальное диагностирование.
- Проверка светотехнического оснащения авто.
- Проверка аптечки, номерного знака и огнетушителя на соответствие нормативам.
- Измерение токсичности выхлопных газов.
- Оценка руля и люфтов подвески.
- Проверка работоспособности дверных замков.
- Оценка норм технических жидкостей.
Для того чтобы произвести диагностический осмотр авто у оператора ТО, водителю понадобиться следующий перечень документов:
- Паспорт гражданина РФ.
- ПТС или свидетельство о регистрации авто.
- Удостоверение водителя.
- В том случае, если ТО проходит водитель, а не собственник машины, также понадобиться доверенность.
Полис автогражданской ответственности может оформить любой человек даже не являющийся собственником данного ТС. Собственником авто и страхователем может быть как одно лицо так и нет.
Пакет документов, который понадобится для приобретения полиса автогражданской ответственности следующий:
- Заявление (которое чаще всего выдается страхователю в СК) о заключении договора автострахования.
- Паспорт или иной документ удостоверяющий личность страхователя.
- СТС или ПТС.
- Копии водительских удостоверений всех лиц допущенных к управлению данным ТС.
- Карта диагностики авто.
Для получения полиса обязательного страхования следует:
- Заполнить бланк заявления.
- Предоставить представителю страховщика полный перечень необходимых документов.
- Провести тщательную проверку всех данных, которые были внесены в заявление и в сам бланк полиса.
- Оплатить квитанцию страхового взноса.
Полис обязательного страхования страхует не сам автомобиль, а ответственность водителя находящегося за рулем данного ТС, поэтому предъявлять авто на осмотр страховщику вы не обязаны.
Варианты оформления полиса обязательного страхования гражданской ответственности следующие:
Однако на сегодняшний день не все сотрудники ГИБДД (особенно это касается регионов) оснащены необходимой техникой для проверки документов водителя, поэтому неплохо иметь на такой случай распечатанный на принтере экземпляр.
Бланк полиса автогражданской ответственности можно приобрести лишь пройдя технический осмотр авто (пусть и формально). Также приобрести полис без ДК могут владельцы авто, срок эксплуатации которых менее 3 лет, либо же собственники ТС, которым надо перегнать свое авто на место регистрации или место тех.осмотра (страховка на 20 дней).
Полезные сервисы
Калькулятор КАСКО
Калькулятор ОСАГО
Талон техосмотра или диагностическая карта?
Раньше автомобилист получал талон техосмотра, свидетельствующий об успешном прохождении процедуры осмотра. При этом диагностическая карта являлась бумагой, которую заполнял сотрудник центра ТО. Она не обладала никакой ценностью.
На сегодняшний день владельцы авто получают диагностическую карту, оформленную на листе формата А4. В ней указывается дата прохождения, сведения об автомобиле, наличие допустимых недочетов в техническом состоянии транспорта и срок действия.
После 2013 года в результате упрощения процедуры прохождения ТО появились новые особенности:
- Проводить осмотр и выдавать диагностическую карту могут частные центры, получившие лицензионное разрешение на подобную деятельность.
- После оценки технического состояния выписывается диагностическая карта, форма которой регламентирована законодательством.
- Каждой карте присваивается индивидуальный номер (цифровая комбинация), который заносится в базу ЕАИСТО.
После того, как номер диагностической карты вносится в общую базу, упрощаются процессы оформления страховки и возмещения убытков при попадании в дорожно-транспортные происшествия.
ТО и выплаты для виновника ДТП при ОСАГО
Многие водители сейчас проводят техосмотр только для того, чтобы получить полис ОСАГО. Если с просроченным диагностическим талоном попасть в ДТП, то претензии к водителю будут не у сотрудников ГИБДД, а у страховой компании.
Виновнику аварии с просроченным техосмотром придется самому оплачивать ремонт чужого автомобиля.
Получить страховку можно только в случае, если повреждения незначительны. В случае, когда ТО нет у владельца транспорта с обязательным прохождением осмотра раз в полгода, в выплатах по полису ему откажут. Для остальных категорий ситуация не столь значительна по сложности.
Мнение экспертов
Внести поправки в закон спровоцировали определенные нюансы, к примеру, изменения в части технического оснащения станций. Из-за больших денежных вложений не все готовы перейти на новые нормы, поэтому число точек техобслуживания резко сократилось.
Второй причиной стало то, что очень большое количество водителей стали ездить без полиса, так как не могут пройти ТО. Из-за этого стало возникать много финансовых вопросов и судебных дел.
Эксперты считают, что нововведения освободят сотрудников ГИБДД и они смогут принимать участие в осмотре автобусов, такси и коммерческого транспорта, так как их участие в этом процессе предусмотрено законом Российской Федерации. Если не повлиять на ситуацию сейчас, увеличатся очереди и станет ещё больше автовладельцев, которые будут ездить без полиса страхования.
Новый закон устраивает всех: ГИБДД, автостраховщиков и Банк России. Все заинтересованные структуры отнеслись положительно к этому вопросу.
Зачастую карту покупали незаконным путем или полис приобретался в последний день действия осмотра. Фактически ни в том, ни в другом случае машина официальный технический осмотр не проходила, и никто не мог гарантировать ее техническое состояние. Получается, что особой пользы такой процесс никому не приносил, и не было стопроцентной уверенности в безопасности транспортных средств на дорогах.
Многие эксперты также считают, что привязка полиса к техническому осмотру в принципе неправильное решение. Не нужно было изначально отдавать это под руководство страховых компаний. Некоторые же наоборот считают, что возврат ТО в руки МВД усложнит процесс и увеличит стоимость его прохождения.
В целом введение нового закона значительно упростит работу страховым компаниям, а также сделает проще покупку полиса
А самое главное, при принятии нового закона будет возможность физическим лицами освободиться от дополнительных трат, а коммерческий транспорт будет под более пристальным вниманием
Незаконные способы: а нужно ли?
Некоторые водители не считают важным проходить ТО, поскольку уверены в надёжности своего «железного коня» и своих водительских качествах. Почему бы не купить страховку без прохождения ТО, если есть такая возможность? Да, незаконно, но как временная мера, по их мнению, может сгодиться. Тем более, что способы имеются, и не один.
Диагностическая карта без осмотра машины
Многие станции технического обслуживания, получившие аккредитацию, зарабатывают тем, что оформляют диагностическую карту, не проверяя машину. Узнать адрес таких станций можно среди знакомых или на форуме.
Автомобиль при этом осмотрят, сфотографируют, могут даже озвучить водителю неисправности, которые нужно устранить, но вписывать их не будут в диагностический лист. Автовладельцу выпишут подлинную транспортную карту и даже занесут сведения в ЕАИСТО. В результате водитель сможет на законных правах купить настоящую страховку ОСАГО в любой страховой компании, даже в самой известной.
Покупка ОСАГО по поддельному ТО
Некоторые фирмы не гнушаются применением незаконных способов: например, выписывают диагностическую карту, даже не видя автомобиля. Водителю достаточно приехать с документами на ТС, оплатить услугу и получить на руки фиктивную карту техосмотра. В этом случае стоит проверить по базе, внесли ли в неё автомобиль. Если этого не было сделано, значит вас обманули, а полис ОСАГО не будет считаться действительным.
Диагностическая карта от страховой компании
Большинство страховых компаний сегодня предлагают приобрести диагностическую карту параллельно с оформлением полиса. Автолюбителей такая услуга вполне устраивает, так как они экономят своё время и приобретают сразу 2 договора, пусть и по завышенной стоимости. В принципе такое получение полиса и диагностической карты вполне допустимо и не противоречит законодательным нормам.
Однако ряд страховых фирм готовы предоставить заранее сфабрикованный договор на прохождение техосмотра, принимая при этом только оплату за госпошлину. Выдаётся подобный договор на конкретную станцию технического обслуживания, с которой страховая оформила соглашение. Согласно данному договору, автовладелец сразу же после оформления ОСАГО обязан проехать на пункт ТО по указанному адресу и отдать машину на проверку. Однако многие водители, получив долгожданный полис ОСАГО, так и не доезжают до станции ТО.
ОСАГО через интернет
Купить полис автогражданки можно даже через онлайн. Нужна ли при этом диагностическая карта? Если машина новая, год выпуска её составляет менее 3 лет, то сервис не запросит у заявителя номер диагностической карты. Для ТС старше 3 лет сервис потребует внесения номера карты ТО, так что пройти технический осмотр всё же придётся.
При электронном оформлении ОСАГО автовладелец обязан внести информацию по авто и отправить её на проверку. Диагностическая карта будет автоматически проверена через базу ЕАИСТО.
Итак, при оформлении страховки ОСАГО через интернет система самостоятельно запустит проверку по номеру ТО и при отсутствии сведений по конкретной машине откажет в получении онлайн-договора ОСАГО.
В каких случаях можно сделать страховку ОСАГО без техосмотра?
Большинство автолюбителей, проводящие регулярный технический осмотр ТС в сервисе знают, что покупка полиса ОСАГО не требует повторного проведения диагностики. Упрощение такой страховки связанно с аккредитацией операторов техосмотра в РСА. Более того, при продаже ОСАГО клиенты получают диагностическую карту.
С начала 2018 года, порядок проведения технического осмотра автомобилей претерпел ряд важнейших изменений, а именно:
- теперь владельцам ОСАГО, вместо талона выдают диагностическую карту, на основании которой проводится экспертиза ТС. До 1 августа, талоны еще будут действительны;
- осуществлять процедуру техосмотра могут только аккредитованные РСА автосалоны;
- по договоренности со страховой компанией, эксперты вносят данные тех анализа в единую базу ЕАИСТО. Также организация вправе выдавать полис ОСАГО;
- автовладельцы вправе самостоятельно выбрать организацию, которая проведет диагностику ТС;
- талон техосмотра требуется при приобретении полиса ОСАГО;
- диагностику автомобиля возможно пройти в любом месте, вне зависимости от места жительства и регистрации.
На основании внесенных данных в АИСТО, оформляется полис. Если диагностическая карта просрочена, страховщики не имеют право заключать договор с клиентом до тех пор, пока не будет произведена повторная экспертиза.
Согласно ФЗ №170, технический осмотр авто требуется проводить ежегодно, если возраст ТС более 7 лет. Если машина новая или куплена совместно с диагностической картой, ОСАГО переоформляется на нового владельца.
Для прохождения техосмотра машины при оформления страховки водителю потребуются следующие документы:
- удостоверение личности автовладельца;
- технический паспорт на ТС;
- свидетельство права собственности;
- водительские права;
- квитанция оплаты за техосмотр.
Незаконное получение страхового полиса (без диагностической карты или с истекшим сроком годности талона) приведет к последствиям, а именно:
- при возникновении страхового случая, водителю не компенсируют стоимость ущерба;
- нарушению закона. Согласно статье №12 КоАП РФ, вождение машины без диагностического осмотра чревато лишением водительских прав, а также штрафом, в размере до 5 тыс руб.
Для того чтобы не попасть на уловки мошенников, при приобретении страхового полиса ОСАГО необходимо выполнить простой алгоритм действий, который гарантирует возмещение убытков при возникновении страхового случая:
- Пройти техосмотр в любой акредитованной РСА компании;
- Обратиться к страховщикам и выбрать наиболее подходящую программу автокредитования;
- Оплатить стоимость ОСАГО;
В среднем, цена за страховку составляет 958,50 руб в год.
Когда можно получить ОСАГО без ТО
На сегодня оформить ОСАГО без обязательного прохождения ТО и предоставления в страховую диагностической карты могут владельцы транспортных средств не старше трех лет. Возраст автомобиля исчисляется с момента сборки (год выпуска указан в ПТС). Машины от 3 до 7 лет должны проходить ТО раз в 2 года, старше 7 лет — ежегодно.
С марта 2021 заработают следующие изменения:
- Сотрудники аккредитованного сервисного центра будут фотографировать прохождение ТО (машина до и после). Фотографии, сделанные на расстоянии максимум 500 м от аккредитованного автосервиса, будут загружать вместе с координатами места съемки сразу в ЕАИСТО. Также зафиксирует время заезда и выезда машины.
- За несвоевременное прохождение техосмотра и отсутствие легитимной диагностической карты придется заплатить штраф (2000 руб.).
- Инспектор ГИБДД сможет аннулировать на месте диагностическую карту, если документ поддельный или выявлено несоответствие автомобиля требованиям безопасности. За 3 дня информация передается в РСА, страховщику и владельцу.
- Каждая диагностическая карта будет подписывать технический эксперт (с использованием усиленной электронной подписи). По желанию собственника автотранспорта распечатают бумажный вариант.
Просроченный техосмотр при дорожно-транспортном происшествии
Согласно последним изменениям в законе, водитель может ездить и без техосмотра, а также с просроченной картой диагностики. Это не касается водителей грузовых и пассажирских видов транспорта. В таком случае документ о прохождении осмотра должен быть обязательно предъявлен по требованию госинспектора.
У остальных водителей сотрудники ГИБДД теперь не имеют права проверять данный талон, даже, если водитель попал в ДТП.
Просроченный техосмотр при ДТП не служит основанием для наказания или признания водителя виновником аварии. Но при этом просроченный ТО может служить основанием для больших проблем, чем простой штраф. Проблему могут возникнуть при получении страховых выплат и зависят от того, виновник вы аварии или пострадавший. Виновникам будет тяжелее, поскольку СК может отказаться платить по полису и придется долгое время судиться и доказывать свою правоту. С юридической точки зрения оплатить ОСАГО должны, но трудности возникнуть вполне могут.
Когда можно законно получить ОСАГО без ТО
Официальное оформление автострахования без тех. обследования возможно только в 3 ситуациях:
- машина освобождена от ТО, чему есть документальное подтверждение;
- автотранспорт произведён не более 3 лет назад и служит только для частного использования;
- страхуется личный прицеп, грузоподъёмностью не более 3 тонн.
Ещё один актуальный вопрос для водителей: “Продолжает ли действовать договор со страховщиком, если срок диагностической карты истёк уже после его заключения, например, через пару месяцев?”. Отметим, что в этом случае соглашение не теряет своей силы.
Официально оформить полис при неимении действующей карты можно на новый автотранспорт, который переправляется к месту осмотра или постоянной регистрации.
Можно ли управлять автомобилем при наличии страховки и без техосмотра?
Техосмотр обязателен для прохождения всем авто, срок эксплуатации которых превышает три года. В этих случаях диагностическая карта действительна 24 месяца. При возрасте машины более 7 лет, техосмотр требуется проходить каждые 12 мес. Срок действия техничкой экспертизы исчисляется календарными годами со дня прохождения первого ТО.
Согласно ФЗ№40 «Об ОСАГО», водитель вправе оформить страховой полис без прохождения технического осмотра только в том случае, если автомобиль новый, возраст которого не превышает 3 лет. Страховщики могут заключить с клиентом договор без диагностической карты только при предъявлении свидетельства права собственности на ТС. Именно от даты выдачи ПТС происходит полный расчет возраста автомобиля.
Бесплатная консультация юриста по телефону:
8 (804) 333-01-43
Сроки прохождения ТО
Срок действия техосмотра для ОСАГО проверяется при обращении в страховую компанию. В Федеральном законе прописаны сроки, установленные для прохождения осмотра с учетом всех категорий транспорта.
Для ТС первой категории
К первой категории относятся мото-, автотранспорт до 3,5 тонн, прицепы, полуприцепы. Регламентированный срок прохождения ТО транспортом первой категории составляет:
- до достижения 3-летнего срока эксплуатации – процедура не предусмотрена;
- ТС эксплуатируется от 3 до 7 лет – каждые два года;
- транспорт старше 7 лет – каждый год.
Таким образом, по прошествии 3 лет после выпуска с конвейера транспортное средство должно пройти техосмотр. Следующая дата прохождения ТО наступает через 2 года, т.к. ТС должно пройти техосмотр спустя 5 и 7 лет после выпуска. Когда транспортному средству, принадлежащему к этой категории, исполняется 7 лет, он должен проходить ТО каждый год.
Для ТС второй категории
Представителями второй категории являются:
- грузовые транспортные средств массой более 3,5 тонн;
- ТС с имеющимися спецсигналами;
- машины, применяемые при обучении вождению.
Для них периодичность прохождения ТО составляет один год.
Для ТС третьей категории
Третьей категорией считаются:
- легковые такси;
- автобусы;
- грузовики для перевозки пассажиров с числом мест за исключением водительского более 8 сидений;
- транспорт и прицепы для транспортировки опасных грузов.
Они проходят процедуру техосмотра через каждые шесть месяцев.
В ситуации превышения допустимых неисправностей при прохождении ТО предусмотрен повторный осмотр. В части обнаруженных неисправностей повторную процедуру можно пройти в течение 20 суток после первичной оценки, если пункт прохождения техосмотра или оператор не изменяется.