Когда пора выдавать карманные деньги?
Эксперты рекомендуют выдавать первые карманные деньги в 5-6 лет. Дайте ребёнку небольшую сумму. Обсудите, на что он хочет её потратить. Может, он захочет положить ее в копилку и накопить на большую игрушку? Если же он хочет немедленно потратить все свои деньги на киндер-сюрприз, пусть тратит, это же его деньги.
Младшим школьникам карманные деньги обычно дают раз в день или раз в неделю, начиная со средней школы – раз в месяц.
Александра Родченкова, детский психолог:
«Мы, родители, сами знаем, когда наш ребёнок «дозрел» до получения карманных денег. Обычно это случается в 5-6 лет. В этом возрасте мы позволяем ребёнку в первый раз оплатить товар в магазине. В небольшом городке дети в этом возрасте ходят в магазин сами. Так дети начинают понимать ценность денег. Большую сумму в качестве карманных выдавать не надо. Обсудите с ребёнком заранее, что он сделает с этими деньгами (начнёт копить, купит жвачку и т.д.)».
Надежда Куликова, банкир и мама 2-х детей:
«Я начала выдавать своему ребёнку карманные деньги в 1 классе. Начались кружки и секции, поэтому нужны были деньги на воду и перекус. У меня нет традиции еженедельно выдавать определённую сумму на расходы. Обычно у ребёнка остаётся сдача после похода в магазин или остаток денег после поездки в лагерь. Я достаточно часто спрашиваю, нужны ли кому-то деньги, если ребёнок говорит, что нужны, то даю 100-200 руб. Правда, недавно открыли на ребёнка карточный счёт. А я установила на свой счёт регулярный ежемесячный перевод для ребёнка в размере 1000 руб. Пока не знаю, какой будет эффект».
Когда можно давать деньги ребенку
Несмотря на то, что минусы в систематической выдаче денег на карманные расходы всё же есть, большинство современных педагогов и психологов сходятся на том, что плюсов больше. Но подходить к этому делу надо серьёзно. Перед тем как разрешить малышу иметь собственные финансы, надо убедиться, что он к этому готов.
Мальчик пересчитывает монеты
Давать деньги ребёнку можно, если:
Свежие записи
Можно ли дарить зеркало: как защититься от плохих приметСтало известно о влиянии вышек сотовой связи на здоровье человекаМожно ли есть бананы, купленные в России?
- Он уже имеет чёткое представление, что такое деньги и откуда они появляются в семье, знает, что родители их зарабатывают и понимает: далеко не всё, что он хочет, удастся купить.
- Он может рассказать, как и на что будет тратить деньги. Ребёнок должен понимать, что даже самая маленькая сумма – это большая ответственность, тогда он будет учиться делать покупки осознанно, а не под влиянием сиюминутного решения.
- Он уже имеет успешный опыт похода в магазин за покупками, может рассчитать нужную ему сумму, пересчитать сдачу и не забыть её забрать. Если вы без проблем можете послать ребёнка за хлебом или другой несложной покупкой для дома – это признак того, что он готов к получению первых собственных финансов.
А как понять, что малыш ещё не готов к собственным карманным деньгам? Для этого также есть несколько признаков. Деньги ребёнку нельзя давать, если он:
- не имеет представления, откуда берутся деньги в семье;
- отказывается контролировать свои желания и закатывает истерики при отказе купить что-либо;
- избалован, не слушается родителей, часто обманывает и не признаёт родительский авторитет.
Как правильно давать деньги детям
Финансовое воспитание в семье и его методы необходимо обсуждать с домочадцами только в отсутствии ребенка. Ребенку же нужно рассказывать о своей работе, о выполняемом труде. Так постепенно приходит понимание, что деньги не даются просто так, их нужно заработать.
Для того чтобы научить ребенка откладывать деньги впрок, нужно приобрести ему копилку или сделать ее совместно с ним своими руками. Если ребенок накопил определенную, но не достаточную для его планируемой покупки сумму, родители могут помочь, добавив недостающие средства из семейного бюджета. Особенно если это касается сезонных покупок, например, новых фигурных коньков. Ведь, пока ребенок на них накопит – зима пройдет.
Копилка для денег ребенку
Основные правила при выдаче карманных денег детям:
- своевременность – выдавать ребенку деньги нужно в определенное время: каждый день понемногу (детям младшего возраста), раз в неделю или раз в месяц (детям постарше);
- постоянство выдаваемой суммы – нужно выдавать ребенку фиксированную сумму. Если по семейным обстоятельствам приходится данную сумму уменьшить, нужно обязательно обсудить это с ребенком и объяснить ситуацию;
- нельзя наказывать детей, лишая карманных денег;
- нельзя компенсировать ребенку растраченные или потерянные средства;
- с ребенком нужно обсудить некоторые моменты – нельзя никому говорить о деньгах и показывать, сколько есть, а также нельзя брать деньги в долг или давать в долг;
- позволить детям самостоятельно принимать решения – не стоит вмешиваться, если ребенок тратит карманные деньги, по мнению родителей, не на то, что нужно. Несмотря на то, что он эти средства не заработал, все равно это его бюджет. А распоряжаться чужим нельзя. В данном случае можно только попытаться помочь советом. Даже если ребенок не прислушается и, впоследствии, разочаруется в своей покупке – это был его выбор. Из неудачных трат также нужно учиться делать выводы.
Примечание: Вмешательство со стороны родителей необходимо только в том случае, если не видно материальных результатов, другими словами, не понятно на что уходят деньги. В этом случае нужно вызвать ребенка на откровенный разговор и все выяснить, объяснив ему, что родители беспокоятся о нем и данная ситуация их настораживает.
Можно давать деньги как наличными, так в электронном виде. Выбор варианта также лучше обсудить с ребенком. Однако наличные все-таки лучше поддаются счету за счет осязаемости купюр и монет, что позволяет ребенку лучше ориентироваться. В то же время электронные средства на пластиковой карте не так-то просто потерять.
Можно ли отказать школьнику в выдаче денежных средств
Многие сталкиваются с тем, что подростки, чувствуя безотказность, начинают клянчить всё большие суммы на необоснованные расходы. Поэтому родители предпринимают попытки отказа в выдаче денежных средств. В семье поднимается вопрос о том, зачем подростку карманные деньги, ведь всё необходимое покупается по мере надобности. После этого наступают непонимание, ссоры, хлопанье дверью и бессонные ночи. Неужели вы хотите именно так общаться со своим сыном или дочерью?
В этом вопросе важную роль играет психологический аспект. Вы должны доверять отпрыску, посвящать его в свои проблемы и вообще вести открытый диалог. Тогда ребенок будет доверять вам и понимать то, о чём вы говорите. Проведите беседу без нравоучений, по-дружески. Пусть расскажет, как он тратит деньги. Если вы уличите его в бездумных приобретениях, стоит намекнуть, что на этом можно было бы сэкономить. Тогда бы хватило пойти с друзьями в пиццерию, например. Говорите открыто, что не можете выдавать денег больше, объясняйте причины.
В возрасте 12–14 лет подросток способен понять, что родителям нужно оплачивать коммунальные платежи, тратить на проезд, покупать продукты и одежду. Поэтому остаётся не так много денег на развлечения и бесцельные, импульсивные траты.
Итак, карманные деньги… Нужны ли они детям или нет?
Согласитесь, многие из нас относятся к поколению, воспитанному в несколько негативном отношении к деньгам. В наших семьях не было принято обсуждать какие-то финансовые вопросы и проблемы с детьми. Родители, как правило, выкручивались, как могли. И уж, конечно, ни о каком финансовом образовании детей и речи не было.
Поэтому мы, теперешние родители, в большинстве своем абсолютно безграмотны в финансовом отношении. Наши родители, да, зачастую, и мы сами живем, как Бог на душу положит. И распоряжаемся заработанными деньгами примерно по той же схеме, по которой это происходило в семье, как это обычно делали бабушка и дедушка, родители или ближайшие родственники.
Только сейчас я начинаю понимать, что в жизни можно было бы все организовать как-то иначе, при правильном отношении к деньгам. И уже только поэтому считаю, что дети должны с детства знать цену деньгам и уметь с ними обращаться.
Чтобы ваш ребенок стал богатым и счастливым человеком, вы, родители, научите его стать таким, даже если у вас что-то не получилось в жизни и вы сами совсем не богаты. Потому как дело здесь в основном не в вашем состоянии, а в вашей голове и в вашей способности воспитать в детях правильное отношение к деньгам. Но это только моя точка зрения.
Посмотрим, что по этому поводу думают психологи, и как это происходит в других странах.
С какого возраста начинается знакомство с деньгами?
Мелкие монетки можно выдавать уже старшему дошкольнику (в 5-6 лет). Приобретите для него копилку и объясните, что люди копят деньги не только для своих потребностей, но и на подарки близким людям, к примеру, бабушке.
Когда дети поступают в школу, у них появляются постоянные расходы: на дорогу до учебного учреждения или кружка, на обед, для покупки канцелярских товаров. Первоклассникам пока сложно планировать бюджет, поэтому им следует выдавать фиксированную сумму небольшими частями раз в неделю. Оптимальная же частота получения карманных денег в подростковом возрасте – раз в месяц.
Как давать деньги детям?
Прежде чем рассматривать вопрос о том, сколько давать денег ребенку, нужно уметь это делать.
Первое, что родители должны понимать, что выдавая ребенку карманные средства, они при этом уже не имеют права указывать, на что их тратить. Но на первых порах, когда вы только начинаете давать ребенку личные средства, необходимо спрашивать его о том, на что он их потратит и затем ненавязчиво интересоваться, купил он то, что хотел? Таким образом, вы поймете, можно ли доверять ребенку деньги, правильно ли он их распределяет и в случае чего, сможете наставить его на «путь истинный».
Необходимо понимать, что главная цель личных карманных денег – это не удовлетворение личных потребностей ребенка, а обучение его основам финансовых взаимодействий, которые ожидают его во взрослой жизни.
В развитых странах именно так и поступают — детям с раннего возраста прививают понимание того, что деньги с неба не падают. Им преподают уже в начальной школе основы финансовых операций, родители записывают их в разные экономические секции и даже банки вносят сюда свою образовательную лепту, предлагая интересные игры, в основе которых лежат самые элементарные понятия экономики и денежных взаимоотношений. К сожалению, в нашей стране такие обязанности лежат только на самих родителях, которые иной раз, допускают массу ошибок в финансовом воспитании подрастающего поколения.
От чего должен зависеть размер суммы выдаваемых детям средств:
- От финансовой возможности самой семьи. Никогда нельзя давать ребенку такие суммы, которые за месяц складываются в половину семейного бюджета. Нельзя на фоне скромной жизни прививать ребенку понятие, что для него даже «звезда с неба», ведь в ежедневной жизни он видит, как родители пытаются выжить, а ему при этом, дают большие суммы. Это развивает в детях вседозволенность и ведет к негативным последствиям;
- От той суммы, которую дают его сверстникам. Если нет возможности давать столько же, сколько дают детям другие родители, поясните ребенку причину и давайте несколько меньше;
- От расходов самого ребенка. Если вы видите, что в принципе, ребенок не тратит всю сумму, а еще и копит, значит, сумма ребенка устраивает;
- От возраста вашего ребенка.
От чего НЕ должен зависеть размер суммы карманных денег ребенку:
- От его успеваемости в школе. Если ранее многие родители практиковали такие поощрения, то в сегодняшних реалиях, это чревато тем, что вы вырастите слишком уж расчетливую личность, напрочь избавленную нормальных человеческих чувств. Можно иногда выдавать «премии» за хорошую учебу – это стимулирует детей и вызывает в них желание учиться еще лучше;
- От его занятости в домашних делах. Здесь так же не стоит платить ребенку за уборку и мойку посуды: все домашние дела априори должны входить в его домашние обязанности;
- От его поведения, при этом исключить самые крайние случаи, когда ребенок в своем поведении переступил все мыслимые границы;
- От вашего настроения. Отношение к ребенку не должно страдать от ваших личных или рабочих проблем, дитя же не виновато в том, что у вас напряженный период;
- От внимания, которое родители уделяют ребенку. К сожалению, именно этот пункт наиболее часто сегодня встречается. Многие родители тяжело работают, чтобы обеспечить своим чадам достойный уровень жизни и не всегда у них есть время, которое необходимо уделять детям. В другом варианте, есть родители, которые не так напряженно работают, но просто не хотят занимать свое свободное время детьми, им проще посвятить его себе. В любом случае итог один – попытка откупиться от ребенка карманными деньгами, довольно внушительными суммами, так называемой компенсацией.
За что можно платить деньги?
Платить ребенку можно за следующие виды работы:
- более тяжелая работа по дому;
- то, что может не являться прямой обязанностью ребенка и будет освобождать других членов семьи (родителей, например) от работы;
- то, для чего наняли бы другого человека. Например, вскопать огород (не в случае, если при этом вся остальная семья трудится на огороде бесплатно).
Важно понимать, что на карманных деньгах воспитание детей не заканчивается. Параллельно с выплатой карманных денег (за работу) должна вестись обычная воспитательная работа, чтобы избежать ситуаций, когда ребенок отказывается помогать родителям или бабушкам и дедушкам, т
к. ему лень или у него достаточно денег.
Итак, примеры:
- мойка машины;
- самостоятельная полноценная уборка всей квартиры;
- мойка посуды после праздника, гостей;
- работы по даче, огороду (на которые вы бы наняли других людей);
- любая другая работа, для выполнения которой вы были бы готовы нанимать других людей;
- чистка обуви для всей семьи.
Во всех описанных выше примерах важно соблюдать разумную грань между взаимовыручкой и вкладом каждого члена семьи в общее дело и работой за деньги, чтобы избежать ситуаций, когда ребенок отказывается помогать родителям, если у него нет потребности в деньгах. Помощь своим родителям, бабушкам, дедушкам, сестрам и братьям, а также другим людям не должна иметь только внешние мотиваторы (деньги, подарки и пр.)
Дети и Деньги – Пособие для родителей с любым уровнем финансовой грамотности, для обучения детей всех возрастов, начиная с 4-х лет. От профессионального финансиста в соавторстве с практикующим семейным психологом, автором популярных книг.Узнайте больше – здесь.
С чего и когда начинать?
В возрасте около двух лет ребенок начинает понимать, что монетки и бумажки, которые родители периодически достают из кошельков, имеют определенную ценность. И хотя малыш пока не может выстроить логическую связь между новой игрушкой и ее оплатой, он уже начинает замечать, что взрослые почему-то ценят деньги. Поэтому, чтобы приобщиться к взрослому миру, ребенок может перебирать монеты или играть с ними.
Интерес к денежным купюрам и их «воспроизведение» появляется годам к четырем: в этом возрасте малыш может изображать деньги на бумаге и вырезать их. Этот период игры сменяет стадия социализации: она появляется, если родители постоянно берут ребенка в магазин: малыш осознает смысл термина «покупка» и понимает, что он означает обмен денег в кошельке родителей на игрушки, шоколадки и другие вещи. Именно на стадии социализации у ребенка появляется интерес к игре в магазин, к которой он привлекает кукол, ровесников и взрослых. Вариантом этой игры может быть популярная «монополия», где можно не только тратить, но также зарабатывать и планировать.
Финансовые игры для ребенка — не просто развлечение. Именно в «магазине» и «монополии» дети учатся денежному счету, но главное — они получают опыт постройки закономерностей: каким способом можно получить деньги, как их сохранить и грамотно потратить. Несмотря на всю «игрушечность» ситуаций и нарисованных денег, ребенок серьезно относится к процессам их миграции. Поэтому именно в игре родители могут воспитать у ребенка его первые финансовые навыки.
Если же вы решили приучать малыша к финансовым операциям, используя виртуальные игры, то можете не получить ожидаемого результата. Ведь в виртуальной игре невозможно пощупать деньги, взять их в руки, посчитать и положить в реальный кошелек. Здесь ребенок может зарабатывать и тратить свои миллионы, не чувствуя их настоящей ценности и не представляя, каким объемом капитала он распоряжается.
Подстерегающие опасности
Конечно, на первый взгляд карты максимально безопасны. Если воришка украдет ваш кошелек с наличными деньгами или вы сами его потеряете, то вернуть финансы будет практически невозможно. Но если там лежит карта, то вам нужно просто позвонить в банк и заблокировать ее. Однако расслабляться рано! Опасности есть и здесь. Ведь мошенники подстраиваются под быстро меняющийся современный мир. По словам Екатерины Гребенниковой, все виды мошенничества можно условно разделить на три большие категории: опасные банкоматы; оплата покупок и услуг; платежи в Интернете.
Опасные банкоматы могут легко сыграть на детской невнимательности. На них преступники ставят дополнительное оборудование. Обычно это специальные накладки на клавиатуры, считывающие устройства в картоприемнике или маленькие видеокамеры
Обезопасить себя нетрудно, нужно просто обращать внимание на детали и не пользоваться банкоматами, вызывающими подозрение
Говоря о покупках и услугах, представим следующую ситуацию: после школы ребята решили сходить в кафе. При оплате счета картой официант куда-то ее уносит. Это опасно. Злоумышленник может сфотографировать карту или переписать данные и потом воспользоваться ими, например, при покупке в Интернете. В этом случае клиент вправе потребовать проведения денежной операции в его присутствии.
Распространяется и кибермошенничество. Интернет – это океан информации, в котором попасться на удочку может любой взрослый, что уж говорить о детях. Специалисты дают несколько обобщенных советов: не переходите по неизвестным ссылкам, для интернет-покупок не используйте основную карту, никогда не сообщайте ваш ПИН-код.
Юлия СУХАНОВА (фото автора).
P.S.Каждый волен самостоятельно распоряжаться своими финансами. Решать родителям, в какой форме выдавать ребенку карманные деньги (и выдавать ли вообще). Однако в век современных технологий банковские карты становятся разумной альтернативой бумажным банкнотам.
Как давать деньги детям?
Этот вопрос можно разбить на несколько составляющих.
С какого возраста давать деньги детям?
Как правило, ребенку начинают давать карманные деньги, когда он идет в школу (то есть, в 6-7 лет). Необходимо также учесть, что к этому моменту ребенок уже должен понимать, что такое деньги, как с ними обращаться, как рассчитываться с продавцом, какие монеты и купюры отбирать, как проверять сдачу. Без соблюдения этих условий давать деньги детям на самостоятельные карманные расходы еще рано.
Сколько денег давать ребенку?
Это, пожалуй, самый важный вопрос для большинства родителей. Предлагаю рассмотреть, какие факторы должны оказывать влияние на то, сколько денег давать ребенку, а какие — наоборот, не должны.
Факторы, которые должны учитываться при расчете сколько денег давать ребенку:
- Средние суммы карманных расходов, получаемые сверстниками (если есть такая возможность);
- Финансовое положение семьи (к примеру, карманные расходы ребенка устанавливаются в процентном соотношении от доходов семейного бюджета);
- Договоренность с ребенком, обещания ему;
- Средний уровень необходимых текущих расходов ребенка;
- Возраст ребенка.
Факторы, которые НЕ должны учитываться при расчете сколько денег давать ребенку:
- Успеваемость ребенка в школе;
- Старание и труд ребенка при выполнении домашней работы, помощи родителям;
- Поведение ребенка (иногда может использоваться, как исключение, в крайних случаях);
- Настроение родителей;
- Степень внимания, уделяемого ребенку.
Как вы видите, сумма денег, выдаваемая на карманные расходы ребенку, зависит, в первую очередь, от финансового состояния семьи и возраста детей. Важный момент: даже если у вас хорошие финансовые возможности, не стоит выдавать ребенку крупные суммы, превосходящие карманные деньги его сверстников. Начинайте с сумм, которые ваши дети могут грамотно использовать, исходя из своего возраста.
По мере роста и развития ребенка, средства на его карманные расходы, следует постепенно увеличивать пропорционально росту его расходов и не забывая о здравом смысле. Когда ребенок взрослеет, у него появляются новые статьи затрат, и это необходимо учитывать при выделении ему средств на карманные расходы. Обговаривайте со своими детьми, какие их расходы будете оплачивать вы, а какие — они сами за счет своих карманных денег. Чем больше своих затрат ребенок будет оплачивать самостоятельно — тем лучше с точки зрения приучения его к планированию личных финансов, приобретению необходимых навыков управления личными финансами.
Как часто давать деньги детям?
Как утверждают психологи, дети воспринимают время совсем не так, как взрослые: оно тянется для них намного дольше. Кроме того, у маленьких детей, например, школьников младших классов, еще недостаточно навыков, для того чтобы распределять сумму выданных карманных денег на длительный срок, скажем, на месяц. Почти наверняка такой ребенок, если дать ему деньги на месяц, потратит их в считанные дни. Таким образом, детям младшего возраста лучше выдавать карманные деньги на небольшой срок. Начинать можно, например, с 1 дня. Затем, по мере взросления ребенка и приобретения им навыков распоряжения деньгами, этот срок можно постепенно увеличивать. Тому же подростку-старшекласснику можно уже выдавать деньги на карманные расходы 1 или 2 раза в месяц — это будет учить его грамотно распределять личный бюджет во времени.
Как контролировать расходы ребенка?
Как я уже говорил, тотальный контроль над использованием карманных денег лишает их всякого смысла: с таким же успехом можно оплачивать расходы ребенка самостоятельно. Поэтому мнение родителей в плане того, как ребенку распоряжаться своими карманными деньгами, должно носить исключительно рекомендательный характер. Вы можете советовать ребенку, что лучше купить, какой товарной марки, где купить дешевле, но окончательный выбор он должен делать самостоятельно. Прежде всего, рекомендации взрослых нужны будут при покупке каких-то более-менее серьезных, дорогостоящих вещей. Даже если ребенок столкнется с определенными финансовыми трудностями из-за нерационального использования личных финансов — пусть это будет его опыт, на котором он будет учиться.
Еще несколько правил:
- оплата не должна зависеть от настроения родителей;
- не наказывать лишением денег;
- не «покупать» любовь и отношение детей;
- не искупать свою вину деньгами.
В тему: Как воспитать благодарных детей?
Чему учат детей карманные деньги, полученные за работу?
- Понимать цену и ценность денег (работа по дому и вне дома).
- Понимать реальность и конечность денег.
- Тратить и умно экономить — заработанные деньги тратятся по-другому.
- Планировать — потратил раньше времени, сиди без денег.
- Зарабатывать.
- Распоряжаться своими деньгами самостоятельно.
- Понимать взаимосвязь денег, времени, ответственности, дисциплины и труда.
- Планировать — потратил все разом, жди следующего заработка.
- Математике (копить, учитывать и планировать деньги).
- Постановке и достижению целей (копить на долгосрочные цели).
- Терпению и отложенному удовольствию (копить долгосрочно) и готовности ждать и добиваться результата, а не стремиться получить все сразу.
- Пониманию процента и инвестирования (копить с процентом).
- Сочувствию и состраданию (денежные пожертвования и помощь, зарабатывание на подарки близким).
- Предприимчивости, настойчивости и навыкам переговоров (попытки предпринимательства, работы вне дома, совместное с родителями участие в покупке чего-то крупного, вроде квартиры, машины, бытовой техники и пр.).
- Пониманию конечности и ограниченности денег (когда вы говорите «Нет!» и объясняете, почему нельзя (сейчас) купить ту или иную вещь.
- Навыкам поиска и анализа информации и принятию правильных решений (участие в дорогостоящих покупках, таких как квартира, машина, техника, путешествие).
——————-
Полезные по теме ссылки:
Ученые доказали, что родители успешных детей делают эти 10 вещей
Благополучные дети заставят вас плакать! Мнение известного детского психолога
7 детских мифов о деньгах
Как американцы воспитывают своих детей
Дети и предпринимательство
——————-
Допускать ли денежные поощрения?
В большинстве семей деньги детям выдают «просто так» на мелкие расходы. Но существуют и те, у которых принято использовать денежные поощрения. Деньги могут платить за хорошие оценки, помощь по дому или выполнение каких-то мелких поручений. Родители полагают, что таким образом воспитывают в детях желание помогать или старательно учиться. Но это не так. Таким способом можно с ранних лет воспитать только желание зарабатывать.
Мальчики подбрасывают деньги
Очень быстро ребёнок входит во вкус и начинает учиться, чтобы получить не знания, а деньги. Он перестаёт помогать просто так, от чистого сердца и уже за каждое своё действие начинает требовать оплату. Естественно, со временем это приводит к обесцениванию нормальных человеческих ценностей, и мерилом отношений становятся деньги.
Но это вовсе не значит, что денежные поощрения недопустимы. Просто делать их надо правильно. Например, если ребёнок действительно постарался и подтянул учебу или выполнил что-то сложное по дому, то можно сделать ему подарок, в том числе и в виде небольшой суммы денег. Но необходимо уточнить, что это именно подарок за старания, а не плата за работу.
Нужно ли контролировать, на что тратятся деньги?
Контролировать – не очень хорошее слово. Психологи советуют интересоваться, что приобрел ребенок или что планирует купить, особенно если он еще маленький. Вы можете порекомендовать что-то, но вот навязывать свое решение категорически не следует, потому что:
- карманные деньги – это личные сбережения детей, то есть они вправе распоряжаться ими на свое усмотрение;
- это только вам кажется, что новые наушники ребенку не нужны, у него же совершенно другое мнение;
- постоянные родительские указания не способствуют взрослению и развитию самостоятельности;
- вы сами не всегда делаете полезные и осмысленные покупки.
Правила выдачи карманных денег
Если вы для себя решили, что вашему ребенку необходимы карманные деньги, а также, если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос финансово грамотным человеком, при выдаче карманных денег необходимо соблюдать несколько несложных правил.
Выдача карманных денег должна быть регулярной. Можно выдавать деньги один раз в месяц или один раз в неделю, или один раз в десять дней. Нерегулярная или, что еще хуже, эпизодическая выдача денежных средств не приведет к желаемому эффекту, и не станет начальным этапом для обучения ребенка финансовой грамотности.
Ваш ребенок должен понимать, зачем и для каких целей ему выдаются деньги на карманные расходы. Также он должен знать, что за эти деньги ему не нужно отчитываться перед родителями.
Объясните ребенку, что деньги, полученные на карманные расходы, он может не только тратить на свои личные нужды, но и копить на любую вещь, которую хочет иметь ребенок.
Нельзя использовать карманные деньги в качестве наказания
Не важно, какой проступок совершил ваш ребенок, ни в коем случае нельзя наказывать его полной отменой карманных денег. Можно снизить сумму выдаваемых денег, или не выдавать деньги в течение короткого промежутка времени, но нельзя полностью отменять карманные деньги.
Нельзя постоянно менять условия выдачи и размер денежных средств, которые вы даете своему ребенку. Если вы хотите изменить условия, по которым вы даете ребенку деньги, необходимо заранее обговорить с ребенком все условия.
Необходимо поощрять ребенка, если он пытается самостоятельно зарабатывать деньги
Если, конечно, это не в ущерб учебе.
Если ваш ребенок сам регулярно зарабатывает некоторую сумму денег, не стоит переставать давать ему деньги. Родителям необходимо понимать, что в этом случае ваш ребенок еще больше заслуживает материального поощрения.
Если в какой — то период времени вы не сможете давать ребенку деньги на карманные расходы, заранее поговорите об этом с ребенком. Объясните, почему сложилась такая ситуация, и как долго она может продолжаться.
Если вы хотите изменить условия, по которым вы даете ребенку деньги, необходимо заранее обговорить с ребенком все условия.
Необходимо поощрять ребенка, если он пытается самостоятельно зарабатывать деньги. Если, конечно, это не в ущерб учебе.
Если ваш ребенок сам регулярно зарабатывает некоторую сумму денег, не стоит переставать давать ему деньги. Родителям необходимо понимать, что в этом случае ваш ребенок еще больше заслуживает материального поощрения.
Если в какой — то период времени вы не сможете давать ребенку деньги на карманные расходы, заранее поговорите об этом с ребенком. Объясните, почему сложилась такая ситуация, и как долго она может продолжаться.
Плюсы или преимущества карманных денег у подростков
Получение своего личного опыта в мире финансов. Подросток, умеющий распоряжаться денежными средствами, при наборе определенного опыта, начинает более рационально использовать деньги, которые у него имеются. Такой опыт дает серьезный импульс при вхождении ребенка во взрослую жизнь, – умение не растрачивать деньги впустую, а рационально их использовать, делать свои первые накопления и инвестиции. Другими словами, наличие карманных денег сегодня, – это первый шаг к богатству завтра.
Удовлетворение своих «хотелок» без контроля и влияния родителей. Для того, чтобы ребенок постоянно не «клянчил» деньги на конфеты – мороженое, или учебные принадлежности, лучше, чтобы он мог приобретать это сам на собственные карманные деньги. Или перекусить в школе на перемене, или по дороге домой.
Повышение своего социального статуса перед сверстниками. Подросток, имеющий собственные деньги, выглядит гораздо старше и более продвинутым в глазах своих сверстников, что позволяет ему обрести некий авторитет в собственном классе или среди друзей
Немаловажное значение имеет и возможность пригласить в кино или в клуб подругу.
В случае возникновения экстренной ситуации, от приобретения лекарств, чтобы не бежать к родителям за деньгами, до вызова такси или оплаты проезда в общественном транспорте, в случае, когда родители не смогли забрать из школы.
Что такое карманные деньги
Распространены два подхода – когда, а так же каким образом выдавать деньги. Первый – поощрение за работу. У этого варианта масса противников. Одни говорят, что нельзя платить детям за учебу. А уж если оплачивать работу по дому, то хуже не придумаешь. Другие, сторонники такой оплаты трудов наших детей видят много плюсов и минусов этого подхода.
Нужно ли давать нашим детям карманные деньги?
За работу платить – норма современной цивилизации. Так почему же нельзя сделать так, чтобы чадо получал деньги, как и вы? Хорошо работаешь, много зарабатываешь, плохо работаешь, мало получаешь. Взрослые в любом случае платят детям. Как часто слышим: “Будь послушным мальчиком и я куплю тебе конфетку?” или “Сделаешь уроки получишь планшет!”. Это и есть оплата детского труда, но форма давно устаревшая – натуральная. Поэтому только вам решать стоит ли такую натуральную оплату перевести в валютный эквивалент.
Ошибки
- Первая ошибка взрослых заключается в обесценивании финансов. Сколько средств стоит давать ребенку зависит от опекунов. Но если сразу платить много – дитятко начнет требовать еще больше незаслуженно. Малыш решит, что деньги легко заработать. И выросший в таких условиях человек, вступив в совершеннолетнюю жизнь, не сможет быстро перестроиться. При этом обвинит родителей.
Приучайте детей правильному отношению к карманным деньгам! - Вторая ошибка – платить за помощь по хозяйству. Тут все как в реальности. Родители ходят на работу и получают за это зарплату. Когда возвращаются домой, встречаются с необходимостью убраться и приготовить. Эту же модель преподают детям. Домашние дела – работа которую выполняют бесплатно.
Другой подход – давать деньги на карманные траты просто так. Финансы выдают в один и тот же, заранее определенный день. Например, по понедельникам на неделю. Годам к 14 – каждое первое число месяца. С какого возраста можно давать средства ежемесячно решать только родителям. Но лучше раньше столкнуться с проблемой управления карманными платежными средствами.Не стоит забывать о том, что малыши опекуны коих не дают денег на карманные расходы уязвимы. Побеседуйте с отпрыском о том, на что даете финансы и почему не больше. Таким образом, поможете ребенку ответить на вопрос – почему родители дают не так много денег как другу.