Техосмотр нужен, но не для страховки
9 июня Госдума приняла во втором чтении законопроект, который регулирует допуск иностранных страховщиков в Россию. Но главное не это – а то, что ко второму чтению в законопроект внесли куда более важную поправку.
А именно – «отвязали» государственный техосмотр транспортных средств от оформления страхового полиса ОСАГО. Тот факт, что законопроект приняли во втором чтении, означает, что в окончательном виде эта норма сохранится в том виде, в котором она существует сейчас. Третье чтение намечено на 15 июня, и сомнений в том, что на нем законопроект снова одобрят – нет. И если одобрят, то норма вступит в силу уже с 22 августа.
Многие посчитали, что на этом техосмотр становится необязательным для покупки полиса ОСАГО. Однако это не так: документ только разрешает страховщикам оформлять страховку, даже если автомобиль не прошел техосмотр. При этом другие важные пункты на данный момент продолжают действовать:
- если водитель, имеющий страховку, на непрошедшем техосмотр автомобиле попадает в ДТП по своей вине, его страховая компания выплатит ущерб потерпевшему, а потом взыщет эту сумму с виновника ДТП по правилу регресса;
- с 2022 года вступаеь в силу штраф за управление транспортным средством, не прошедшем техосмотр. Штраф составит 2000 рублей, выносить постановления обещали автоматически через камеры.
Другими словами, уже почти принятый законопроект разрешает не иметь диагностическую карту (документ, подтверждающий прохождение техосмотра) в момент оформления страховки. Но вообще ее не получать этот закон не разрешает.
По крайней мере, в настоящее время.
Автовладельцев ждет еще одна реформа ОСАГО: повысят лимиты выплат и не будут учитывать износ. Но полисы подорожают
Кто против?
Несмотря на то, что около 85% водителей фактически не проходили техосмотр, а покупали его, некоторые все же недовольны решением ГИБДД сделать его добровольным почти для всех легковых автомобилей в стране.
Так, против идеи выступили:
- представители Российского союза автостраховщиков – из-за того, что на дорогах может повыситься аварийность, потому что водители не будут проходить техосмотр при его добровольности;
- операторы пунктов техосмотра – они вложили миллиарды рублей в ремонт и переоборудование своих пунктов, а клиентов фактически не получат (отмена затронет около 46 миллионов автомобилей);
- представитель Национального автомобильного союза – он напомнил, что существует технический регламент Таможенного союза по вопросу безопасности колесных транспортных средств, и по нему техосмотр должен быть обязательным. А по статусу этот документ даже выше Конституции.
Отметим, что глава ГИБДД Михаил Черников ссылался на Венскую конвенцию о дорожном движении от 1968 года, где техосмотр для автомобилей, принадлежащих физическим лицам, считается необязательным.
Какие штрафы и последствия при ДТП могут быть при езде без техосмотра
Несмотря на рассмотренные выше исключения, для большинства автовладельцев езда без техосмотра может обернуться непредвиденными и очень неприятными расходами. Ведь теперь у страховых компаний есть право взыскивать в порядке регресса полную сумму ущерба с водителей, которые попали в ДТП с полисом ОСАГО, заключенным без представления диагностической карты или свидетельства о прохождении ТО (письмо Банка России от 11.08.2020 № ИН-015-53/119).
Что касается штрафов за езду без техосмотра, то в 2021 году такое наказание (от 500 до 800 руб.) предусмотрено лишь при управлении транспортом следующих категорий (ч. 2 ст. 12.1 КоАП РФ):
- легковым такси,
- автобусом,
- грузовым автомобилем для перевозок людей (более чем 8 мест для сидения),
- специализированным транспортным средством, предназначенным и оборудованным для перевозок опасных грузов.
Для водителей личных легковушек в текущем, 2021 году, наказания за езду без техосмотра не предусмотрено. Однако, уже с марта 2022 года административные штрафы введут для всех водителей. Фиксировать указанные правонарушения предполагается с помощью дорожных камер, сверяя регистрационный номер автомобиля с базой ЕАИСТО. Штраф за езду без техосмотра должен приходить не чаще одного раза в сутки и для водителей планируется в размере 2 тыс. руб.
Оформление ОСАГО
Согласно, изменений внесенных в законодательство об автогражданской ответственности отменена норма о шестимесячном сроке действия документа подтверждающего техосмотр. Раньше нельзя было оформить страховку, когда срок действия технического талона был меньше, нежели полгода.
Страховой документ не имеет привязки к карте диагностики автомобиля. Если автогражданка была оформлена на один год, а срок действия ТО закончится раньше, то страховка останется действительной. Только страховые компании при автоаварии, случившейся после истечения действия ТО, могут отказаться выплачивать страховые выплаты.
Пунктом 3 ст. 10 закона об ОСАГО предусмотрены случаи, при которых автовладелец может оформить автогражданку на 20 дней без предоставления диагностической карты и соответственно прохождения ТО.
Вот полный список:
- когда человек купил автомобиль или получил его в наследство, или принял в дар и следует к месту регистрации транспортного средства. При этом зарегистрировать машину автовладелец сможет только после того как оформит стандартную автогражданку на 1 год.
- при следовании к месту проведения технического осмотра автомобиля или повторного техосмотра. Автолюбителю необходимо перегнать авто в помещение, где будет проходить ТО. До введения этого пункта владелец ТС должен был нанять эвакуатор, а это дополнительные расходы. Теперь, страховка, приобретенная на 20 дней, разрешает водителю перегнать машину самостоятельно.
Только в этих дух случаях закон разрешает автолюбителю оформить страховку ОСАГО без предоставления диагностической карты, и соответственно, прохождения техосмотра, причем только на двадцатидневный период.
- в законодательстве о техническом осмотре транспортных средств конкретный автомобиль не подлежит техосмотру или его проведение не требуется;
- порядок и периодичность техосмотра установлены Правительством Российской Федерации;
- установлена шестимесячная периодичность техосмотра машины.
Во всех остальных случаях согласно, того же пункта и статьи закона об ОСАГО водителю для того чтобы застраховать свою автогражданскую ответственность необходимо предварительно пройти техосмотр машины, который будет подтвержден диагностической картой и данными внесенными в ЕАИСТО.
- не подлежат ТО – легковые машины, грузовые автомобили с разрешимой массой до 3.5 тон, мототранспорт, прицепы и полуприцепы, которые выпущены менее 3 лет назад, включая год выпуска;
- 1 раз в 6 месяцев – транспортные средства, которые используются для перевозки людей, в том числе: все легковые такси, специализированные авто с числом пассажирских мест более 8, автобусы. Также, автомобили, перевозящие опасные грузы;
- 1 раз в год – все машины, выпущенные более 7 лет назад, в том числе грузовые автомобили с допустимой массой до 3,5 тонн. Автомобили, которые оснащены звуковыми спецсигналами. Машины, предназначенные для обучения вождению. Мототранспорт, прицепы и полуприцепы;
- 1 раз в 2 года – легковые автомобили, грузовые машины с массой до 3.5 тон, мототранспорт, прицепы, полуприцепы, со дня выпуска которых прошло от 3 до 7 лет.
Как видим, законодательными нормами установлены конкретные случаи, когда страховая компания может оформить страховой договор без диагностической карты. Во всех других случаях страхование автогражданской ответственности невозможно без проведения ТО.
Проверяется ли наличие карты при ДТП?
Помимо прав, техпаспорта, страховки в случае ДТП рядовой водитель не обязан предъявлять инспектору ДПС другие бумаги, в том числе карту техосмотра.
А вот водители пассажирских и грузовых автомобилей, попавшие в дорожное происшествие, должны предоставить документ в обязательном порядке.
Страховщик также не вправе требовать техосмотр уже после ДТП с пострадавшего, так как диагностическая карта предоставляется при оформлении страховки и без нее документ не может быть выдан. Проверка документа, которая подтвердит исправность ТС, и гарантирует выплату, производится на основании предоставленных при регистрации данных. А вот у виновника аварии бумага обычно запрашивается.
Даже если диагностическая карта при аварии отсутствует, страховая компания не должна отказываться компенсировать причиненный ущерб, не разобравшись в ситуации. Указанное обстоятельство не относится к категории законных оснований для невыполнения обязательств перед застрахованным лицом. Однако владелец автомобиля может столкнуться с некоторыми трудностями: без техосмотра ему будет сложно подтвердить факт исправности ТС на момент наступления ДТП. Иногда этого аргумента бывает достаточно, чтобы возложить вину за случившееся на забывчивого водителя. Для правильного оформления дорожного происшествия автолюбителям надо точно знать что делать после ДТП, если ты не виноват.
Право страховой компании на регрессное требование
Регрессом называют право лица требовать возврат средств при условии возмещения им вреда, что был причинен третьей стороне.
Регресс направляется к истинному виновнику ситуации с целью возмещения убытков. Согласно законодательству, к регрессу относится ситуации, когда человек выполняет свои служебные, трудовые обязанности, а также управление транспортным средством.
Если компания, где работает виновник транспортного происшествия, возмещает убытки потерпевшей стороне согласно правам регресса, она вправе требовать возврата возмещенных средств от лица, по чьей вине произошло ДТП. Размер материальной ответственности в таких ситуациях ограничивается нормами, прописанными в трудовом законодательстве. Такая материальная ответственность в среднем равна месячной зарплате сотрудника.
Законодательством прописан исчерпывающий перечень ситуаций требования регрессного возврата. Речь идет об обязательном страховании гражданской ответственности в рамках выплаты, что была произведена страховой компанией. Если страхование проходит на добровольной основе, зачастую случаи страхования гражданской ответственности такого типа служат как основание отказа возмещения страховых выплат. Обязательное страхование имеет иную структуру регресса. В такой ситуации страховая компания полностью возмещает вред потерпевшей стороне, а в последующем требует компенсации от лица, что причинила вред.
1 октября 2006 года в Правила ОСАГО были внесены изменения. Было исключено правило относительно отсутствия регресса в случае умышленного причинения вреда здоровью или жизни потерпевшей стороны исходя из ситуации крайней необходимости (п. 76).
Страховая компания вправе требовать материальных выплат, которые были компенсированы потерпевшей стороне. Возмещение убытков может производиться страхователем или другим ответственным лицом при условии наличия страхового полиса.
Закон об ОСАГО обозначает такие случаи предъявления регрессных требований лицу, причинившему убытки:
- Причинение вреда жизни, здоровью потерпевшего лица как следствие прямого умысла. Указанное основание также подпадает под ст. 963 п.2 ГК где указано, что страхованная компания не освобождается от материальной ответственности при условии причинения вреда жизни, здоровью.
- Причинение вреда лицом, что указано в полисе страхования, при управлении автомобилем в состоянии токсикологического, наркотического или алкогольного опьянения.
- Причинение вреда лицом, использовавшим автомобиль, ставший участником происшествия, без законных на то оснований.
- Причинение вреда лицом, которое после совершения противоправных действий скрылось с места преступления.
- Причинение вреда лицом, которое не входит в перечень допущенных к управлению людей, что обозначены в договоре. Данный пункт действует при условии заключения договора с обозначением лиц, имеющих право управлять данным транспортным средством.
Можно ли ездить без диагностической карты
Диагностическая карта предъявляется страховому агенту при заключении договора. Сотрудник ГИБДД не может потребовать ее у водителя, поскольку она не входит в перечень документов, подлежащих обязательной проверке. Этот список представлен только:
- водительскими правами или временным разрешением на управление ТС;
- регистрационными документами – свидетельством о регистрации или ПТС;
- действующим полисом ОСАГО.
Правило распространяется на легковые авто грузоподъемностью до 3,5т, пассажирский транспорт, имеющий 8 посадочных мест (с учетом водительского сидения). Т. е. постоянного наличия документа о прохождении техосмотра в этом случае не требуется.
Водителям автобусов, такси, иных видов транспортных средств, перевозящих пассажиров и опасные грузы, ездить без диагностической карты запрещается. Причем данные ТО следует обновлять каждые полгода, а после предъявлять вместе с другими обязательными документами:
- водительским удостоверением;
- страховкой;
- регистрационными документами;
- лицензионной карточкой;
- разрешением на перевозку пассажиров и багажа;
- путевым листом;
- бумагами на груз (при транспортировке опасных, тяжеловесных или крупногабаритных грузов водитель должен иметь на руках бумаги, подтверждающие, что он имеет право работать с перечисленными категориями грузов) и т.д.
Можно ли ездить без техосмотра, если у тебя есть страховка? На рядового водителя ограничения не накладываются – ему не нужно держать карту при себе постоянно – достаточно действующего полиса.
Несмотря на то, что многим водителям необязательно возить диагностическую карту с собой, ее необходимо регулярно продлевать в соответствии с предъявляемыми к конкретному виду транспортных средств требованиями. Без указанного документа (или с просроченным) заключить договор со страховщиком не получится, а отсутствие полиса навлекает штраф на водителя.
Вероятные последствия от непрохождения реального техосмотра
После информации о том, действует ли страховка без техосмотра, необходимо поговорить о последствиях отсутствия прохождения реального техосмотра. Последствия рассмотрим на примере ситуаций, которые часто встречаются:
- Если страховой полис был оформлен с использованием поддельной диагностической карты, убытки после ДТП будет возмещать не страховая компания, а владелец автомобиля. Эта же ситуация касается и фальшивого страхового полиса.
- При условии истечения срока техосмотра раньше, нежели договора ОСАГО, возмещением убытков занимается страховая компания. В порядке регресса она может требовать возмещения материальной ответственности владельца транспортного средства, на которого оформлен полис.
- Если отсутствие диагностической карты обнаруживается, договоренность между страховой компанией и автомобилистом расторгается.
Говоря о том, как сделать страховку без техосмотра, нужно сказать, что трудностей это не вызовет. Найти лазейку в законе относительно данного вопроса не очень сложно. При этом приобретение страхового полиса без техосмотра имеет множество негативных последствий для самого водителя. В связи с тем, владелец автомобиля нарушает одно из главных условий договоренности, надеяться на компенсацию ущерба он не может.
А как у них там “за бугром”?
В США на федеральном уровне нет закона о техническом осмотре авто. Однако, 37 из 50 штатов Америки всё-таки обязывают автомобилистов делать проходить ТО. Регламент ТО в каждом штате свой. Где-то детально проверяют автомобиль, а где-то только “аирбеги” и ремни безопасности. После прохождения ТО, на лобовое стекло автомобиля клеится специальная наклейка, подтверждающая прохождение диагностики.
Во Франции диагностику должны проходить раз в 2 года все автомобили старше 4-х лет. И ежегодно автомобили старше 10 лет. За просрочку ТО полагается штраф, за систематическое нарушение – вплоть до тюремного срока. В других европейских странах техосмотр также обязателен.
В Австралии ТО проводят только при постановке автомобиля на учёт. Т.е. без ТО можно ездить и 10 и 20 лет – пока авто на ходу или не продаётся другому автомобилсту.
Текущая ситуация
Потом практика пошла по другому направлению (в 2012—2013 году). Автовладельцы начали усиленно повышать свою юридическую грамотность, обращаться к юристам, читать законы. Как итог – постоянные судебные споры со страховыми компаниями, которые отказали им в компенсации со ссылкой на то, что у них (страховщиков) нет причин для отказа в страховой выплате по ОСАГО, указанных в законе. В итоге мы имеем огромный пласт судебных решений в пользу владельцев ТС, которые все-таки добились своего.
Сейчас (в 2022 году) ведущие юристы, которые специализируются на таких вопросах, придерживаются единого мнения – заключить договор по ОСАГО со страховой можно и без диагностической карты, но в случае ДТП автовладелец может заработать себе дополнительные проблемы. Но давайте будем последовательны.
Для того, чтобы получить ОСАГО без техосмотра, не нужно выдумывать ничего нового. Очень многие страховщики и сейчас выдадут Вам полис без требуемой диагностической карты, ведь их основная цель — получить причитающийся им бонус от каждого договора, после оформления такого полиса у них точно не будет проблем. Сосредоточимся на том, какие последствия будет иметь такая сделка для автовладельца.
Техосмотр для легковых авто будет добровольным?
Буквально на следующий день после принятия законопроекта (и когда о нем написали в СМИ), свое слово сказали в МВД.
Сам глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что его ведомство собирается перевести техосмотр для личных легковых автомобилей из категории обязательных в добровольный. Другими словами, техосмотр может стать необязательным, если легковой автомобиль используется в личных целях.
Как заявил Черников, перевод техосмотра на добровольную основу прописан в законопроектах, вносящих поправки к законам «О техническом осмотре» и «О безопасности дорожного движения». На данный момент текста этих законопроектов нет в открытом доступе, он еще даже не направлен в правительство.
Другими словами, техосмотр действительно предложили сделать добровольным, но пока это лишь слова чиновника – законопроект еще должен пройти через правительство, его должны внести в Госдуму, там трижды проголосовать, потом – Совет федерации и подпись у президента.
Аргументы главы ГИБДД просты и понятны всем – он признал, что большая часть водителей просто покупают диагностические карты, чтобы можно было оформить полис ОСАГО, фактически не проверяя состояние транспортного средства. Это означает, что у законопроекта хорошие шансы пройти одобрение, вот только по срокам это может быть затянуто:
- нужно переписать КоАП, чтобы с марта 2022 года не появился новый штраф за отсутствие техосмотра;
- нужно отменить право регресса страховщика на этот случай (или прописать его так, чтобы техосмотра оно не касалось);
- нужно предусмотреть компенсации или льготы для операторов техосмотра, которые потратили деньги на новое оборудование.
Судя по всему, ждать этого стоит не раньше осени – и, кроме выборов в Госдуму, этому есть другая причина.
Действителен ли полис ОСАГО с истекшей диагностической картой
Срок, в течение которого полис является действительным, отсчитывается с момента заключения договора ОСАГО и составляет 1 год. Техосмотр действует от 6 месяцев до 2 лет, в зависимости от вида и предназначения транспортного средства.
Нужно ли оформлять договор ОСАГО заново при истекшей диагностической карте? Если нет техосмотра (документ просрочен), делать новый полис нет необходимости, он остается действующим. Однако рекомендуется посетить станцию ТО для плановой проверки технического состояния ТС и получения новой карты, чтобы исключить риск попадания в автокатастрофу и отказа в выплате.
Если вдруг произойдет ДТП, у вас всегда на руках должна быть диагностическая карта — только она является гарантом того, что ваша машина исправна. В противном случае можно, желая сэкономить несколько сотен рублей, остаться вовсе без возмещения, втянуть себя таким образом в длительные судебные тяжбы и выплачивать пострадавшей стороне компенсацию самостоятельно.
Что делать водителям сейчас?
С марта 2021 года должна была вступить в силу масштабная реформа техосмотра, и фактически она заработала – теперь операторы обязаны фотографировать автомобиль дважды во время процедуры, подписывать диагностическую карту электронной подписью, а за день можно проверить не больше автомобилей, чем позволяют параметры пункта техосмотра.
Однако для водителей сделали очередное послабление – диагностические карты, срок которых истекал после 1 февраля 2021 года, автоматически продлили на полгода, но не ранее чем до 1 октября. Соответственно, получился особый переходный период – автовладелец при желании может пройти техосмотр и до осени, но может сделать это только тогда, когда истечет срок действия уже выданной ему диагностической карты.
По факту это не касается нескольких категорий:
- автомобили, которым исполнилось 4 года, должны пройти первый техосмотр;
- коммерческие автомобили и такси должны проходить техосмотр по своим правилам;
- техосмотр нужно проходить при согласовании переоборудования автомобиля.
Для первых двух категорий уже с 22 августа будет необязательно проходить техосмотр непосредственно перед оформлением страховки, но вот надеяться, что к тому моменту техосмотр будет полностью добровольным, все же не стоит.
Мигранты, не успевшие оформить пребывание в России, должны выехать до 31 декабря. Иначе – выдворение и запрет въезда
Что будет в случае ДТП?
Если после всего этого Вы вздумаете судиться со страховой компанией (что наверняка предложит Вам любой юрист, к которому Вы обратитесь), то возможны два варианта:
- Суд может признать договор со страховой компанией заключенным, и в этом случае компенсация все-таки будет выплачена. Однако, в последствии страховая обратится к Вам с регрессом и потребует возместить понесенные убытки, ведь Вы почти наверняка будете признаны виновником ДТП.
- Суд признает договор со страховой компанией ничтожной сделкой (сделкой, совершенной с нарушением закона, ст. 166 ГК РФ), и это будет расцениваться как то, что полиса ОСАГО у Вас как-будто нет вообще и Вы полностью несете всю ответственность за ДТП.
Существует большое количество решений, в которых страховые компании наказывают за выдачу полиса ОСАГО без прохождения техосмотра, привлекая дополнительно к этому вопросу прокуратуру, а также признают недействительными договоры страхования по ОСАГО, заключенными без диагностической карты.
Когда можно обойтись без техосмотра
Несмотря на обязательность действующей диагностической карты на момент заключения договора ОСАГО, в ряде случаев можно обойтись без нее. На совершенно законных основаниях.
Технический осмотр (ТО) перед заключением договора ОСАГО не требуется, если:
- транспортное средство (ТС) не подлежит техническому осмотру. Например, принадлежащий физическому лицу прицеп массой до 3,5 тонн, независимо от года выпуска;
- не наступил срок первого ТО для нового автомобиля (3 года);
- не истек срок действия прежней диагностической карты. Например, у ТС, периодичность проведения ТО для которых установлена в срок более или менее, чем 1 раз в год (5-7-летние легковые авто проходят ТО раз в 2 года, а автобусы и т.д. – раз в полгода).
- Период страхового полиса и срок действия диагностической карты могут не совпадать.
Без действующей диагностической карты техническую исправность автомобиля доказать очень сложно. Поэтому высока вероятность признания владельца авто, не прошедшего ТО, виновником дорожно-транспортного происшествия (ДТП).
- следования к месту проведения ТО (первичного или повторного);
- приобретения ТС (покупки, наследования, принятия в дар и т.п.), для следования к месту регистрации автомобиля. При этом, до регистрации машины обязательно заключить ОСАГО на 1 год. На практике законопослушному гражданину придется выбрать один из коммерческих центров при МРЭО ГИБДД, в котором сразу можно пройти ТО, получив диагностическую карту, заключить договор ОСАГО и зарегистрировать автомобиль. Цены будут немного выше среднего, зато выигрыш во времени и экономия нервов – налицо.
3. Некоторые страховые компании, пользуясь беспечностью страхователей, при оформлении договора ОСАГО умудряются снять с себя ответственность по уплате компенсаций.
В случаях одновременного окончания сроков действия обязательной страховки и диагностической карты страховщик может заключить новый договор ОСАГО с вручением, за небольшую доплату, новой незаполненной диагностической карты.
В приложении к этому бланку сообщается, что страховая компания уведомила клиента о необходимости пройти диагностику на аккредитованном в Российском союзе автостраховщиков (РСА) пункте технического осмотра (указан адрес), как правило, в течение 3-5 дней (указан конкретный срок). В противном случае страховщик не несет ответственности и откажет в страховой выплате.
Если по решению суда страховой компании придется исполнить свои обязательства, то она сможет затем попробовать взыскать выплаченную потерпевшему сумму в виде регресса с водителя.
Если страхователь не попадет в ДТП, но факт отсутствия ТО будет обнаружен, договор просто аннулируют, вернув всю уплаченную сумму или ее часть. О ловком подвохе страховщиков этот видеоролик.
Видео: ОСАГО без техосмотра. Страховка с подвохом
https://www.youtube.com/watch?v=QfnMEK3Yv64
Сами документы, в том числе и диагностическая карта, страховщику не предоставляются. Страховая компания проверяет полученные от страхователя сведения из этих документов, обмениваясь информацией с государственными органами и РСА.
Способ удобен в случае окончания срока полиса ОСАГО раньше срока действия диагностической карты
- при утере диагностической карты, если водитель пока не обратился за выпиской ее дубликата;
Технический осмотр автомобиля, результаты которого фиксируются в диагностической карте, проводится для собственной безопасности водителя и других участников дорожного движения. Попытки избежать или отсрочить плановый техосмотр неразумны. Для забывчивых водителей есть вполне законные способы привести в порядок необходимые документы. И хотя, при необходимости, заключить договор ОСАГО без техосмотра и диагностической карты можно, все же лучше заблаговременно позаботиться об оформлении и карты, и полиса.