Россияне оценили свой уровень финансовой грамотности

Кому это нужно

Пока каждая школа вправе сама решать, стоит ли вводить такой предмет, и если да, то в какой форме. Это может быть, например, самостоятельный курс для внеурочной деятельности или блок тем в рамках другого предмета. В Минфине считают, что на этом пока и следует остановиться.

— Я бы не говорила об отдельной дисциплине, пока это не совсем оптимально. И так ведутся разговоры о перегруженности детей и чрезвычайной насыщенности школьной программы, — считает Лавренова. — Наша задача — повысить квалификацию учителей-предметников, чтобы они могли качественно обучать детей финансовой грамотности в рамках своих уроков. Ряд общеобязательных предметов включает модули по финансовой грамотности. «Обществознание» содержит раздел «Экономика», внутри которого предполагается изучение значительного спектра финансовых вопросов. На уроках математики, например, можно рассчитать наиболее разумный способ покупки билетов в кино. А на географии интересно сделать расчеты путешествия своей мечты. На ОБЖ нужно говорить не только о правилах безопасности в чрезвычайных ситуациях, но и о финансовой безопасности — с мошенничеством мы сталкиваемся намного чаще.

Преподавателей этих и многих других дисциплин и призывают улучшить свои знания в финансовой сфере, чтобы в дальнейшем делиться с учениками.

монеточка

Фото: Depositphotos

Здесь у экспертов возникают первые вопросы. Справятся ли преподаватели с дополнительной нагрузкой? Чтобы грамотно и интересно внедрить такие блоки в свой урок, педагогу нужно не только обучиться, но и пересмотреть программу занятий. Игорь Шестаков, ведущий эксперт компании «ФинЭкспертиза», не уверен в том, что педагоги за пределами столицы будут добровольно увеличивать свою нагрузку.

— Если рассматривать этот предмет как системный проект в масштабах страны, сразу приходит на ум далекая сельская школа и учитель у доски, прослушавший вебинар по «финансовой грамотности». Даже если ему предложат доплату за эти уроки, она, учитывая размер учительских зарплат в регионах, не будет пропорциональна вложенным усилиям, — считает Шестаков.

Кроме того, как полагает бизнес-тренер и разработчик игр «Банда умников» Сергей Пархоменко, практикующие специалисты могли бы передать школьникам более полную и актуальную информацию, чем школьные учителя.

— Сейчас вот обрушилась очередная пирамида «Кэшбери», в которой участвовали сотни тысяч людей, и это только одна из сотен таких действующих мошеннических организаций. На каждом углу реклама микрофинансовых организаций, «кредит до зарплаты» и «деньги прямо сейчас». Процветают онлайн-казино и букмекерские конторы, которые загоняют целые семьи в долговые ямы. Коллекторы преследуют тысячи россиян, которые не смогли правильно оценить ситуацию и проанализировать договор. Нужно объяснять всё, а справиться с этим лишь силами школьных педагогов крайне проблематично, требуются слишком фундаментальные познания.

В качестве компромисса специалисты предлагают использовать все имеющиеся ресурсы. Помогать ученикам освоить финансовую грамотность могут, помимо учителей, видеоролики и материалы, сделанные профессионалами, а также лекции специалистов.

Деньги в дело

О необходимости повышения финансовой грамотности в России говорят уже давно. Еще в 2006 году президент Владимир Путин поручил правительству, ЦБ и Ассоциации российских банков заняться решением этой проблемы. Выход предложил Минфин. В 2011 году в министерстве разработали проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», который в том числе включал меры по совершенствованию школьного образования.

монеточка

Фото: Depositphotos

— Важно научить людей грамотно пользоваться финансовыми услугами, защищать свои права, не поддаваться на удочку мошенников, рационально управлять личными и семейными финансами, — объясняет «Известиям» Екатерина Лавренова, эксперт по образовательным программам и советник директора проекта Минфина. — Мы заинтересованы в том, чтобы люди, пользуясь финансовыми услугами, не хранили деньги «под подушкой», а несли их в экономику, где они могут приносить пользу и владельцу, и стране

Но это тоже нужно делать грамотно. Если взрослых приходится переучивать, и чем старше человек, тем сложнее это сделать, то с детьми совсем другая ситуация. Их мы сразу учим разумному управлению финансами. Например, как накопить на что-то желанное, как вместе с родителями ходить в магазин и совершать наиболее выгодные покупки, как экономить.

Правительство РФ в том же году одобрило идею. Для ее реализации между Россией и Международным банком реконструкции и развития было подписано соглашение о займе в $25 млн. Исполнителем проекта назначили Министерство финансов. В рамках проекта должны были создаваться образовательные программы, методические центры по обучению и повышению квалификации педагогов.

монеточка

Фото: Depositphotos

В 2016 году к работе подключился Банк России, с которым Министерство образования и науки заключило соглашение о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности населения. Была разработана дорожная карта мероприятий на 2017-2021 год. Она включала в том числе «формирование предложений» по изменению федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). На момент выхода статью получить комментарий о состоянии этих программ от Министерства просвещения не удалось.

В 2017 году была национальная стратегия повышения финансовой грамотности населения, рассчитанная до 2023 года. К работе, помимо Минфина, подключили «заинтересованные органы исполнительной власти» и российские вузы. Последние стали помогать повышать квалификацию преподавателей и разрабатывать учебные пособия.

По словам Екатерины Лавреновой, сейчас подготовлены 19 тыс. преподавателей, а до конца 2019 года обучатся еще около 10 тыс. педагогов.

— Более половины школ страны будут иметь подготовленных учителей по финансовой грамотности, — уверена эксперт проекта.

Как рассказали в пресс-службе Банка России, к 2019–2020 годам даже рассматривается возможность внесения заданий по финансовой грамотности в ЕГЭ. Всё бы хорошо, но в школах «финансовая грамотность» массовой дисциплиной так и не стала.

Век живи — век учись

Нет пока и однозначного ответа на вопрос, с какого возраста дети должны постигать основы денежных отношений. По мнению некоторых специалистов, такая тема будет хорошо усваиваться лишь старшеклассниками, которые уже интересуются финансовыми вопросами.

— Мне приходилось читать лекции школьникам 8–9 классов в рамках «Недели финансовой грамотности». Они воспринимаются как очередной урок, на котором главное — «отсидеться». Это закономерно, ведь у школьников пока нет своего дохода, — объясняет независимый финансовый советник Евгения Поповская. — Ученики 10–11 классов в этом плане более благодарная аудитория: активно слушают, интересуются финансовыми продуктами, задают вопросы.

монеточка

Фото: Depositphotos

Но введение новых блоков лишь в старших классах означает, что информации будет слишком много

А смогут ли уделять ей достаточное внимание те, у кого на носу экзамены, — вопрос спорный. Поэтому как вариант эксперты предлагают воспитывать правильное отношение к финансам с самого раннего возраста и поэтапно усложнять программу

— На наш взгляд, для максимального эффекта внедрять финансовую грамотность нужно еще с тематических игр в детском саду. Там можно рассказывать о том, что такое деньги, об их номинале и элементарных способах их использования. Младшим школьникам — о видах денег и правилах планирования семейного бюджета. Среднему звену — о часто используемых их родителями инструментах (вкладах, кредитах). Старшему — о процентных ставках, пассивном доходе от инвестиций, мошенничестве, законодательных нормах и правах и прочем, — полагает Роман Макаров, генеральный директор сервиса онлайн-займов «Робот Займер».

Так, сама идея введения такой дисциплины в большинстве случаев не вызывает нареканий. В том, что финансовая грамотность должна прийти в школу, уверены, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более 44% россиян.

До настоящего внедрения программы, по мнению Сергея Хестанова, доцента кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела РАНХиГС, дело дойдет не скоро.

— Пока у разных министерств своя программа и свой взгляд на то, как это реализовывать, придать ли дисциплине обязательный статус. Я сомневаюсь, что Минобразования пойдет на это до достижения консенсуса между ЦБ и Минфином. Чтобы понять, какой вариант предпочесть, думаю, уйдет еще около пяти лет поиска, экспериментов и тестирований.

Пока же специалисты призывают подтянуть знания финансовой сферы взрослых, для которых уже созданы многочисленные порталы, курсы и семинары, где можно найти полезные советы. Польза от этого будет для всех. Ведь главным примером для детей служат именно их родители.

Что показало исследование

По итогам опроса 58% опрошенных (202 человека) считают себя финансово грамотными в той или иной мере. Финансово неграмотными признали себя около 22% (75 человек). Еще 20,8% (72 человека) затруднились ответить. 

Однозначно грамотными посчитали себя 116 человек (36%). Среди них:

85% (99 человек) ведут учет доходов и расходов, из них 45% (53 человека) предпочитают делать это на бумаге, 38% (44 человека) — в электронных таблицах, 15% (18 человек) — в специализированных приложениях 7% – собираются начать вести учет

85% (99 человек) понимают важность наличия финансовой подушки безопасности, две трети из них (67 человек) уже ее имеют

Около 40% (46 человек) занимаются инвестициями, еще 31% – планируют начать инвестировать, 29% (34 человека) — не инвестируют и не собираются начинать. Из тех, кто занимается инвестициями, 60% (28 человек) выбирают активные стратегии, а остальные 40% (18 человек) — пассивные. Среди тех, кто ответил на вопрос о своей финансовой грамотности «Скорее да, чем нет» (28% или 82 человека) наблюдаются схожие тенденции

Подушку безопасности среди них имеет 29% (24 человека), а 59% (49 человек) планирует ее создать. С инвестициями дела обстоят хуже: 39% (32 человека) не собираются инвестировать, 38% (31 человек) — собираются начать, и только 23% (19 человек) — уже инвестируют. При этом только один человек из них использует активные стратегии, остальные действуют пассивно

Среди тех, кто ответил на вопрос о своей финансовой грамотности «Скорее да, чем нет» (28% или 82 человека) наблюдаются схожие тенденции. Подушку безопасности среди них имеет 29% (24 человека), а 59% (49 человек) планирует ее создать. С инвестициями дела обстоят хуже: 39% (32 человека) не собираются инвестировать, 38% (31 человек) — собираются начать, и только 23% (19 человек) — уже инвестируют. При этом только один человек из них использует активные стратегии, остальные действуют пассивно.

Однозначно финансово неграмотными себя считают 7% опрошенных (25 человек). Здесь ситуация достаточно спорная:

  • Большинство из них (52% или 13 человек) не ведет учет доходов и расходов и не планирует начинать. Активно ведут учет 28% (7 человек), еще 12% (3 человека) планируют начать
  • 36% (9 человек) не имеют подушки безопасности. Но при этом 32% (8 человек) хочет ее создать, а 16% (4 человека) — уже ее имеют
  • Также большинство (64% или 16 человек) не планирует заниматься инвестициями. Планирует начать 28% (7 человек) Всего двое из считающих себя финансово неграмотными уже инвестируют, используя активные стратегии.

У тех, кто ответил «Скорее нет, чем да» (14,5% или 50 человек) ситуация разворачивается в лучшую сторону. Из них уже ведут учет доходов и расходов 34% (17 человек), еще 30% (15 человек) планируют начать. Большинство (48% или 24 человека) не имеет подушки безопасности, но хочет ее создать, уже ее имеют 8 человек (24%). 42% (21 человек) не занимаются инвестициями, но могут начать.

Кроме того, по итогам исследования выявилось следующее:

  • 47% (98 человек) из тех, кто ведет учет доходов и расходов независимо от ответа на вопрос о финансовой грамотности, уже имеют подушку безопасности. Из тех, кто не ведет учет — только 16% (22 человека)
  • Уже занимаются инвестициями 22% опрошенных (77 человек). Из них большинство (82% или 63 человека) уже ведет учет доходов и расходов, а 70% (54 человека) — имеет подушку безопасности. Более половины (45 человек) предпочитает вести учет в электронных таблицах или приложениях. В то же время среди тех, кто не занимается инвестициями, эти способы использует всего 34%.
  • Всего три человека из всех опрошенных считают, что вести учет финансов стоит в голове, без записей на бумаге или электронных сервисов
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий