Государственные программы Российской Федерации Единая База Знаний «Государственные программы Российской Федерации»
Правительственная комиссия по оптимизации бюджетных расходов поддержала предложения Минфина и Минэкономразвития о сокращении финансирования госпрограммы «Содействие занятости населения» в 2015 году. Сокращение расходов осуществлено по новым принципам, объявленным министром финансов Антоном Силуановым…
С начала текущего года более 500 соотечественников уведомили комитет по труду и занятости населения Волгоградской области о своем намерении переехать на постоянное место жительства в регион. Всего Волгоградский регион планирует принять…
Выделенные средства распределят между 33 субъектами федерации выбираемых на конкурсной основе. Деньги выделяются в рамках запланированной модернизации общего и дошкольного образования. Акцент делается на эффективной социализации детей. В частности, субсидии призваны помочь социальной…
Правительство РФ утвердило программу развития международного детского центра «Артек» в 2015-2020 годах. Финансирование программы составляет 5,4 млрд рублей в рамках госпрограммы «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Основными целями программы являются создание инновационного…
Государственная программа «Развитие пенсионной системы» не утверждена. Данные приведены из проекта. Ответственный исполнитель государственной программы – Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Участники программы: Министерство внутренних дел Российской Федерации,…
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации №295 от 15 апреля 2014 года. Ответственный исполнитель: Министерство образования и науки Российской Федерации. Участники программы: Федеральное агентство научных организаций, Федеральное агентство лесного хозяйства, Министерство культуры…
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации №297 от 15 апреля 2014 года. Ответственный исполнитель: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Участники программы: Министерство культуры Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, Министерство…
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации №323 от 15 апреля 2014 года. Ответственный исполнитель: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Участники программы: Министерство финансов Российской Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, являющиеся государственными…
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации №298 от 15 апреля 2014 года. Основной исполнитель: Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Соисполнитель: Федеральная миграционная служба. Цель государственной программы — создание правовых, экономических и институциональных…
Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации №345 от 15 апреля 2014 года. Ответственный исполнитель: Министерство внутренних дел Российской Федерации Цель государственной программы — повышение качества и результативности противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности, обеспечения общественной…
Какие подпрограммы включает в себя программа «Доступная среда» на 2021 — 2021 годы?
Реализация рассматриваемого проекта подразумевает исполнение ряда подпрограмм. Среди них особенно следует выделить обеспечение равного доступа на объекты и к услугам, имеющим первоочередное значение для МГМ. Чтобы добиться этого нужно реализовать ряд мероприятий:
- Субтитрование всех передач, транслируемых на федеральных телеканалах.
- Финансирование спортивным учреждениям, деятельность которых направлена на адаптированные физкультуры и спорта для МГН.
- Подготовка кадров для работы с людьми, имеющими ограничения по здоровью.
- Установка в общеобразовательных учреждениях специализированного оборудования.
- Приведение общественных зданий и сооружений к соответствию нормам современных СНиП.
Помимо вышесказанного имеется необходимость усовершенствования механизма, который регулирует предоставление услуг в области реабилитации.
Сферы жизнедеятельности
В первую очередь программа «Доступная среда» на 2016-2020 годы коснется внешнего вида населенных пунктов России. Разумеется, это не означает, что все ограничится лишь установкой пандусов в местах где, имеются препятствия в виде перепадов высот. Речь идет об универсальном дизайне, позволяющему глухому или слепому человеку ориентироваться в пространстве наравне с другими прохожими.
Преображение коснется и помещений. Внутри зданий появятся информационные табло и таблички, оснащенные надписями, выполненными с помощью шрифта Брайля. В каждом помещении общественного предназначения появятся целевые зоны.
Простыми словами программа «Доступная среда» в которой предусмотрены мероприятия на 2016-2020 годы – это по сути не только подведение итогов, но и доведение всего начатого до логического завершения. Нужно отметить, что главным стопором реализации является волокита с финансированием и поиском его источников в целом. К счастью в последние годы подобной проблемы не наблюдается поэтому уже в скоро времени каждый социально значимый объект будет доступен благодаря концепции универсального дизайна.
Если имеется необходимость сберечь средства при реализации программы на отдельно взятом объекте, то идеальным решением может стать обращение в нашу компанию. Мы не только поставляем все необходимое оборудование, но и оказывает целый комплекс услуг в данной сфере. В первую очередь речь идет о строительно-монтажных работах, экспертизах доступности и паспортизации объектов. Структурные подразделения нашей организации имеются в каждом регионе Российской Федерации, таким образом мы способны обеспечить высокую скорость доставки купленной продукции и проведения монтажа.
Санузел для инвалидов
Для обеспечения доступа инвалидов к современной инфраструктуре, необходимо оборудовать хотя бы один санузел в здании, который соответствует требованиям программы. Кардинальных изменений туалет не потребует, он не разительно отличается от «обычного»:
- Унитаз с обеих сторон должен быть оборудован металлическими поручнями, устанавливаемыми на уровне рук. Один из них должен откидываться и убираться, чтобы облегчить подъезд к унитазу на инвалидной коляске. Второй при этом может быть литым.
- Раковина должна оснащаться одним цельным поручнем, расположенным по ее периметру. Допускается использовать два приспособления в отдельности, однако это нежелательно. Цельная конструкция повысит уровень безопасности при использовании, ведь она более надежна и крепка.
- Вокруг писсуара устанавливаются поддерживающие конструкции, которые помогут людям держать равновесие в положении стоя. Опять же рекомендовано применять цельную конструкцию с прикреплением к полу или стене.
- У сушки для рук, приспособлений для бумаги также рекомендуется воздвигать поручни. Желательно оборудовать и кнопу вызова, которой можно воспользоваться в тяжелой ситуации.
- Зеркала бывают подвижными, они опускаются вниз для того, чтобы можно было смотреть в них, сидя в коляске.
- Ручка смесителя должна быть длиннее обычной, желательно использовать хирургическую.
Задачи и цели программы доступная среда
Рассматриваемая в рамках данного материала программа создана для того, чтобы воплощались следующие цели и задачи:
— оценка доступности услуг, объектов для лиц с ОВЗ, а также повышение этого уровня;
— обеспечение равноценного доступа для каждого инвалида к любой услуге, реабилитационному средству;
— модернизация государственных систем МСЭ;
— формирование дружественного отношения к инвалидам.
Главной целью «Доступной среды» называют создание условий для беспрепятственного доступа инвалида к приоритетному объекту, причём, к любому. Это же касается важных услуг. Помимо этого люди с ОВЗ должны быть переведены из пассивной экономической группы в более активную за счёт содействия в плане занятости и трудоустройства.
Существующие подпрограммы
Эксперты отмечают, что для обеспечения доступности в приоритетные для инвалида объекты и не только, реализуются определённые мероприятия, в частности:
— финансовая поддержка спортивных учреждений, где есть направленность на адаптивный для лиц с ОВЗ спорт и тд;
— обучение специалистов, которые войдут в состав психолого-медико-педагогической комиссии в ОУ и будут принимать решение относительно возможности ребёнка-инвалида получать образование в обычной школе;
— установка в ОУ реабилитационного, учебного, компьютерного оборудования, плюс, обеспечение автотранспортом, чтобы ребёнок с теми или иными нарушениями мог учиться наравне с другими детьми;
— субтитрование (скрытое) любой программы, идущей на общероссийских общедоступных телеканалах;
— приведение сооружения или здания в соответствие с правилами и нормами, определяющими доступность для лиц с инвалидностью (например, важно наличие лифтов, указателей и тд);
— приспособление входа, лестницы, съезда (пандусы), санитарно-гигиенического помещения, зоны оказания услуг и прочее.
Для усовершенствования механизма, в соответствии с которым человеку с ОВЗ предоставляются услуги МСЭ или по реабилитации, уделяется внимание таким моментам, как:
— пересмотр критериев и классификации, используемых при осуществлении освидетельствования;
— повышение качества мероприятий, проводимых в соответствии с ИПР и относящихся к абилитации детей-инвалидов;
— разработка и внедрение независимой оценки качества услуг, которые получает инвалид во время МСЭ.
Специалисты объясняют необходимость нового обоснования инвалидности повсеместным внедрением новых методик диагностирования и лечения. Например, требовалось заняться разработкой более подробных критериев для установления ограничений. Что касается улучшения качественной стороны такой услуги, как МСЭ, здесь реализуются меры по:
— обеспечению кадрового состава;
— открытости деятельности бюро;
— разъяснительным действиям, этике;
— профилактике коррупции.
Кроме того, нельзя упускать из вида клинико-функциональные особенности, которые имеют свои отличия на разных возрастных этапах. Известно, что в нескольких регионах страны с целью устранения социального риска доработка по данным вопросам выполнялась в 2018 году, а внедрение должно произойти в 2019 году.
Также поэтапно внедряют новые критерии и классификации, по которым определяют утрату профессиональной трудоспособности, произошедшую на фоне профзаболевания или несчастного случая. Плюс, есть требования, ориентируясь на которые должны проектировать здания для воспитательных, образовательных, реабилитационных учреждений
Например, тут важно:
— создавать небольшие классы или группы, внутри которых каждый ребёнок получает достаточное количество внимания;
— подготовить учебные места так, чтобы учитывались ограничения ребёнка;
— использовать новые технические средства и методы обучения;
— включать в здание реабилитационное медицинское оборудование.
Конечно, указанные пункты представляют собой лишь часть правил и норм, требующих осуществления и реального применения. Далее более подробно рассмотрим правила, с учётом которых проектируют современные жилые дома.
Подпрограммы «Доступной среды»
Серьезные задачи разделены для быстрого их достижения на маленькие сегменты в целях конкретизации и детализации их воплощения.
Это возможно благодаря таким действиям:
- созданию свободного доступа в здания государственных органов власти;
- повышению качества обслуживания;
- выявлению проблем маломобильных людей, которые в состоянии решить государство и местные власти.
Внимание! Подпрограмма реализуется путем адаптации новостроек под нужды инвалидов, установки баннеров, специальных карт для улучшения информированности. Для ее реализации запланирован бюджет в размере 35 млрд. рублей
рублей.
Повышения уровней адаптации и абилитации
Происходит путем:
- развития отдельных отраслей промышленности для производства предметов и оборудования для инвалидов;
- определения и внедрения соответствующих законов.
Для этой подпрограммы необходима организация более эффективного взаимодействия с госучреждениями по субъектам Федерации в сфере реабилитации и абилитации инвалидов. На эти цели государство выделило финансирование в размере 33,5 млрд. рублей.
Совершенствование медицинского обслуживания инвалидов
Реализуется при помощи таких действий:
- организация более объективных методик проведения медицинского обследования;
- разработка эффективных критериев оценки степени ограниченности;
- формирование профессиональной кадровой базы для обслуживания лиц с ограничениями;
- создание единой электронной базы между медучреждениями.
Cправка! Для этого из госбюджета запланировано выделить 103 млрд. рублей.
Законы и нормативы по Программе «Доступная среда» для инвалидов в России
- РП РФ № 1365;
- ПП РФ № 1297, вынесенное в конце 2015 года;
- РП РФ № 308-р.
Основой является специальная конвенция, устанавливающая дополнительный ряд прав инвалидов. Наиболее важным нормативным актом, который устанавливал все моменты, являлось Постановление Правительства РФ от 1.12.2015 N 1297. Оно было отменено 29 марта 2019 года в результате принятия ПП РФ N . Данный акт вступил в силу 16.04.2019. В настоящий момент именно он является основным регламентом.
Важно! Региональные и федеральные программы имеют различия, так как каждый субъект может дополнительно разработать свои нормативные акты, которые позволят группе граждан с ограниченными возможностями получить возможность более полноценно адаптироваться.
Ответственность за выполнение всех пунктов возложена на ряд государственных органов и министерств.
Паспорт программы
Наименование государственной программы Ростовской области | – | государственная программа Ростовской области «Доступная среда» |
Ответственный исполнитель государственной программы | – | министерство труда и социального развития Ростовской области |
Соисполнители государственной программы | – | отсутствуют |
Участники государственной программы | – | министерство здравоохранения Ростовской области; министерство по физической культуре и спорту Ростовской области; министерство общего и профессионального образования Ростовской области; министерство транспорта Ростовской области; министерство культуры Ростовской области; Правительство Ростовской области (управление информационной политики Правительства Ростовской области) |
Подпрограммы государственной программы | – | 1 «Адаптация приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры для беспрепятственного доступа и получения услуг инвалидами и другими маломобильными группами населения». 2 «Социальная интеграция инвалидов и других маломобильных групп населения в общество» |
Программно-целевые инструменты государственной программы | – | отсутствуют |
Цель государственной программы | – | обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Ростовской области |
Задачи государственной программы | – | формирование условий для беспрепятственного доступа к объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации с целью интеграции инвалидов в общество |
Целевые показатели государственной программы | – | доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности опрошенных инвалидов Ростовской области; доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов социальной инфраструктуры; доля инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации, от общего числа обратившихся инвалидов |
– | реализация государственной программы запланирована на 2019 – 2030 годы (этапы реализации государственной программы не выделяются) | |
Ресурсное обеспечение государственной программы | – | общий объем финансирования государственной программы составляет 1 111 382,7 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 175 333,2 тыс. рублей; в 2020 году – 297 105,3 тыс. рублей; в 2021 году – 110 270,9 тыс. рублей; в 2022 году – 110 270,9 тыс. рублей; в 2023 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2024 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2025 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2026 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2027 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2028 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2029 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2030 году – 52 300,3 тыс. рублей; средства областного бюджета: всего – 1 105 334,0 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 174 261,1 тыс. рублей; в 2020 году – 292 128,7 тыс. рублей; в 2021 году – 110 270,9 тыс. рублей; в 2022 году – 110 270,9 тыс. рублей; в 2023 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2024 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2025 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2026 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2027 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2028 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2029 году – 52 300,3 тыс. рублей; в 2030 году – 52 300,3 тыс. рублей; из них безвозмездные поступления в областной бюджет – 29 774,1 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 13 753,9 тыс. рублей; в 2020 году – 13 961,4 тыс. рублей; в 2021 году – 1 029,4 тыс. рублей; в 2022 году – 1 029,4 тыс. рублей; в том числе средства федерального бюджета – 29 774,1 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 13 753,9 тыс. рублей; в 2020 году – 13 961,4 тыс. рублей; в 2021 году – 1 029,4 тыс. рублей; в 2022 году – 1 029,4 тыс. рублей; средства местных бюджетов: всего – 6 048,7 тыс. рублей, в том числе: в 2019 году – 1 072,1 тыс. рублей; в 2020 году – 4 976,6 тыс. рублей |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | – | увеличение количества инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности; увеличение количества доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры; увеличение количества инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации |
Доступная среда
Федеральным законом от 03.05.2012 № 46-ФЗ Российской Федерацией ратифицирована Конвенция ООН о правах инвалидов, которая подлежит обязательному применению. Конвенцией инвалиды наделены возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни. С момента ратификации Россия обязана принять надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Приоритеты формирования Доступной среды определены статьей 15 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государственной программой Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 175.
В соответствии с указанными документами, под Доступной средой понимается физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей.
Формирование доступной среды –
это устранение препятствий и барьеров в обеспечении беспрепятственного доступа к физическому окружению (зданиям и сооружениям, окружающим человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также услугам, предоставляемым населению.
В ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 года Президент Российской Федерации отметил, что одной из важнейших задач всех органов власти и общества в целом является полноценная реализация государственной программы «Доступная среда».
Статьей 15 того же закона определено, что Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Данное положение законодательства подтверждается судебной практикой. Согласно определению Конституционного Суда РФ от 13.05.2010 № 689 вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений
Статья 16 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусматривает, что юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена ответственность за:
Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей Статья 5.43.).
Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей Статья 9.13. ).
Вопрос формирования доступной среды находится на особом контроле Прокуратуры края. Контроль осуществляется на всех уровнях власти и со стороны общественности.
Промежуточные итоги реализации ФЦП «Доступная среда»
Реализация такой сложной задачи, как доведение качества жизни инвалидов до уровня здорового гражданина, является трудоемким процессом.
Иной раз кажется, что полностью добиться заявленной цели не получится.
Однако действительность показывает сдвиги в общественном сознании в нужном направлении.
- Нормально функционируют предприятия, где трудятся инвалиды.
- В стране увеличилось количество центров реабилитации.
- В массовых мероприятиях люди с ограниченными возможностями принимают участие все активнее. Перестают стесняться увечий.
- На улицах больших и малых городов появились светофоры со звуковыми сигналами, таблички и указатели для инвалидов по зрению.
- Работают телеканалы с сурдопереводом.
- Платформы столичного метрополитена устроены с тем, чтобы в вагон могли спокойно заезжать колясочники.
- Звуковое оповещение об остановках внедряется на общественном транспорте и пр.
Другие федеральные программы тоже включают в себя элементы улучшения жизни инвалидов, профилактики появления на свет малышей с ограниченными возможностями. То есть правительство осуществляет комплексный подход к решению заявленных задач
Важно: в октябре 2017 года российским Правительством был сделан еще один шаг на пути реализации указанных программ. В частности, контроль и надзор за обеспечением доступности для лиц с инвалидностью объектов социальной инфраструктуры (средств связи) передан Роскомнадзору
Что делается для детей-инвалидов
В Российской Федерации инвалидность имеет порядка 1,5 миллиона детей. Часть из них обучается в специализированных образовательных учреждениях (90%). А это, в свою очередь, создает преграды для их социальной адаптации.
Дети лишены возможности общаться со здоровыми сверстниками, что затрудняет нормальное восприятие их проблем подрастающим поколением без отклонений. Однако попытки организовать совместное обучение положительных результатов не показали.
В регионах развивают иные виды поддержки детей-инвалидов:
- В Тамбове реализуется местная программа по созданию безбарьерного образования. В нее включено порядка 30 школ, в которых проводится инклюзивное обучение.
- В некоторых регионах за счет местных бюджетов:
- постоянно приобретается и направляется в школы специализированное оборудование;
- проводится реконструкция зданий с тем, чтобы облегчить их использование детьми с ограниченными возможностями.
- Централизованно организована подготовка кадров для работы с такими гражданами в области:
- логопедии;
- олигофренопедагогике;
- сурдопедагогике и других.
Дети страдают от осознания своей неполноценности больше, чем взрослые. Одна ободряющая улыбка или слово незнакомого человека значит для такого ребенка намного больше, чем вся активная деятельность чиновников.
Промежуточные успехи регионов
На уровне субъектов федерации тоже идет работа по созданию для людей с ограничениями достойных условий.
Например:
- В некоторых районах столицы строятся здания, адаптированные для жизни инвалидов-колясочников. Дома снабжены широкими подъемниками, нестандартными дверными проемами. Туалеты и ванные комнаты в квартирах обустроены специализированными приспособлениями, позволяющими инвалидам самостоятельно пользоваться удобствами.
- В Улан-Удэ спроектирован целый жилой дом для людей с ограниченными возможностями.
Здание адаптировано для удовлетворения нужд инвалидов.