Можно ли отказаться от ремонта по ОСАГО и получить деньги
Некоторые автолюбители предпочитают получить деньги по ОСАГО на самостоятельный ремонт, а не пользоваться услугами СТО. Поэтому многие владельцы автомобилей интересуются вопросом: когда страховая выплачивает деньги вместо ремонта, что надо сделать для этого?
Сейчас страховые компании сами решают, выдавать ли компенсацию деньгами или отказать в выплате. Но можно найти выход. Например, если ремонт не укладывается в положенные законом 30 дней, уместно потребовать компенсацию в денежном эквиваленте. Когда машина не старше 2-х лет, её должны ремонтировать у официального дилера. Но если его нет, а транспортировку страховщик не хочет оплачивать, лучше запросить возмещение деньгами.
Как оформляется претензия по некачественному ремонту автомобиля
Бланк составляется на обычном листе бумаги, допускается как собственноручное заполнение, так и набор текста при помощи компьютера. Форма обращения свободная, но в нем должны содержаться основные сведения:
- данные о заявителе (ФИО, адрес);
- информация о страховщике (наименование, юридический адрес);
- требования заявителя;
- основания подачи претензии, желательно со ссылкой на нормы закона;
- банковские реквизиты, если автовладелец хочет получить возмещение ущерба в денежной форме;
- список документов, приложенных к жалобе;
- подпись и дата.
В претензии нужно правильно указать суть требований. Если собственник обращается к страховщику, чтобы была проведена проверка качества выполненного ремонта, в этом случае пишется просьба оценить выполненный ремонт путем осмотра и при необходимости технической экспертизой.
Если уже установлено, что восстановление машины проведено с нарушением норм, есть недочеты, а страховая компания отказывается решить вопрос с сервисным центром, тогда хозяин машины требует устранить выявленные недостатки. При отказе выполнить требования заявителя, у гражданина есть право искать защиты в суде. Для этого подается исковое заявление, к нему помимо основных документов прикладывается переписка со страховой компанией, как доказательство, что истец пробовал урегулировать вопрос мирным путем.
Скачать претензию на некачественный ремонт автомобиля по ОСАГО в страховую компанию
Скачать образец претензии на некачественный ремон автомобиля по ОСАГО в страховую компанию
Если машина на гарантии
Специальные правила ремонта предусмотрены для ремонта автомобилей, попавших в ДТП, если возраст не превышает 2 лет. Поскольку дилеры предлагают гарантийные обязательства сроком от 1 до 5 лет на продукцию различных производителей, то пострадавшая техника чаще всего на гарантии.
В любом случае СК не выдаст направление, так как транспорт ремонтируется у официального дилера.
Если 2 года истекли, а авто все еще на гарантии, то страхователь может ремонтировать транспортное средство на СТО, рекомендованной страховой компанией. Необходимо помнить, что каждая деталь, которая заменена в ходе ремонта, автоматически снимается с гарантии и при дальнейшей поломке за восстановление придется оплачивать самостоятельно. На детали и узлы, которые не затронуты во время ремонта, гарантийные обязательства продолжают действовать.
Восстановления автомобиля страховой компанией или лучше замена на получение денежных средств?
Возможность выбора между ремонтом транспортного средства и выплатой денежной компенсации причиненного ущерба появилась в 2014 году, после того, как были внесены поправки в действующий Федеральный закон № 40 «Об обязательном страховании автогражданской ответственности…», а именно в статью 12 данного закона.
Потерпевший имеет право на компенсацию причиненного ущерба имуществу, здоровью, жизни при подаче заявления на имя страховой компании о наступлении страхового случая, и получении соответствующей выплаты или в прямом покрытии соответствующего ущерба – гласит пункт 1 статьи 12 ФЗ № 40 «Об ОСАГО».
Именно прямое покрытие соответствующего ущерба и предполагает возмещение страховой выплаты в виде ремонта транспортного средства (в натуральной форме). Именно 15 пункт статьи 12 ФЗ № 40 «Об ОСАГО» гласит, что возмещение причиненного ущерба может быть осуществлено путем оплаты и организации ремонтных работ автомобиля.
Необходимо обратить внимание на два ключевых понятия – это оплата и организация. То есть, страховая компания не самостоятельно производит ремонт транспортного средства, а организует и оплачивает данную процедуру в автосервисе, с которым у СК заключен договор сотрудничества.. Читайте о том, когда вступили в силу поправки в Федеральный закон ФЗ № 40 «Об обязательном страховании автогражданской ответственности…», а именно 28 апреля 2017 года, которые предполагают выплату компенсации вместо ремонта только в исключительных случаях, перечисленных в ст
16.1 данного закона
Читайте о том, когда вступили в силу поправки в Федеральный закон ФЗ № 40 «Об обязательном страховании автогражданской ответственности…», а именно 28 апреля 2017 года, которые предполагают выплату компенсации вместо ремонта только в исключительных случаях, перечисленных в ст. 16.1 данного закона.
Порядок обращения в суд
Условно порядок обращения в суд с иском к страховой компании можно разделить на несколько этапов:
- Оценка ущерба и автотехническая экспертиза.
- Определение стоимости предмета иска.
- Составление и подача искового заявления в суд. Если стоимость иска не превышает 50 000 рублей, иск подают в мировой суд по месту нахождения страховой организации. Иски стоимостью свыше указанной суммы, рассматриваются районными судами аналогичной подсудности.
- Судебные слушания. Вместо себя вы можете нанять представителя по доверенности или адвоката, чтобы он участвовал в суде от вашего имени.
- Получение постановления суда и его реализация.
Оставайтесь на месте ДТП
Европротокол оформляется после ДТП, когда участники решают урегулировать произошедшее между собой, без ГИБДД. Они сами определяют, кто виновник, у обоих есть ОСАГО и извещения на руках, жертв аварии нет, и повреждены только обе машины самих участников. А также ущерб с обеих сторон не превышает 100000р.
После заполнения Европротокола, обоим участникам необходимо доставить своим страховщикам извещения не позднее 5 дней после аварии. Это можно сделать почтой, но лучше лично: приехать в офис, взять подтверждающий получение бланка документ, на котором должна быть печать, не забыть сделать копию извещения для себя.
После этого участники аварии должны получить письмо, в котором будет требование о направлении их машин на осмотр. И не позже чем через 5 дней с даты получения письма, им нужно это сделать. Однако законным такое требование считается лишь в том случае, когда оно именно письменное, устное удовлетворять ни один из участников не обязан.
Европротокол можно оформлять только, когда выполняются следующие условия:
- В автоаварии учувствовало только 2 транспортные средства. Следует учитывать, что грузовой автомобиль с прицепом – это 2 транспортные средства.
- В результате столкновения был нанесён только материальный ущерб.
- Оба участника происшествия оформили страховки ОСАГО, то есть имеют действующие полисы.
- Один водитель должен признать себя виновником происшествия и сделать пометку в Европротоколе, что он признаёт свою вину. Документ обязательно включает схему аварии, которую подписывают оба участника происшествия.
- Материальный ущерб не превышает 50 тыс. рублей. По договорам страхования ОСАГО в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях лимит по Европротоколу поднят до 400 тыс. рублей.
Законодательством и Правилами ОСАГО предусмотрено, что делать после ДТП пострадавшему, чтобы получить страховку.
Алгоритм действий после ДТП по ОСАГО для потерпевшего водителя:
- Как только появится возможность позвонить в свою страховую компанию и сообщить об автоаварии. Но сначала необходимо действовать действительно гражданской ответственности и оказать медицинскую помощь всем потерпевшим. Затем следует определиться, возможно ли оформление Европротокола. Для этого следует начать общаться с другим участником столкновения. У него необходимо взять личные данные из водительского удостоверения, а также проверить является ли он собственником машины либо ездит по доверенности. Далее необходимо проверить действительность полиса ОСАГО. Можно все документы сфотографировать на мобильный телефон. Когда между участниками ДТП возникают разногласия, то нужно позвонить в полицию. После этого сразу следует позвонить своему страховщику, чтобы сообщить об автоаварии и её обстоятельствах.
- Обратиться в свою страховую фирму с целью получения выплат на восстановление авто. С этой целью пишется заявление и прилагается пакет документов. Когда авария оформлялась без инспекторов ГИБДД, то на визит предусмотрено 5 дней, а если с участием дорожных полицейских, то 15 дней.
- Предоставить свой автомобиль страховщику для проведения осмотра или независимой экспертизы, чтобы установить размер материального ущерба. Это делается в течение 5 рабочих дней после подачи документов.
По закону страховая фирма должна осуществить выплаты по страховке ОСАГО на протяжении 3 месяцев. Если была просрочка, то законом предусмотрена пеня.
При ДТП виновник столкновения не получит страховых выплат по полису ОСАГО, но ему также следует позвонить своему страховщику и сообщить о ДТП.
Ведь именно он будет компенсировать страховые выплаты потерпевшей стороне. На протяжении 3 дней виновник ДТП должен подать пакет документов в свою страховую фирму.
Правилами ОСАГО предусмотрено на такую процедуру 10 дней. Отсчёт периода начинается с момента подачи заявления на получение страховых выплат потерпевшей стороной. До истечения этого срока не стоит приступать к ремонту автомобиля.
Можно покинуть место происшествия без оформления документов, но только когда есть пострадавшие, которым требуется экстренная медицинская помощь. Если состояние травмированного человека не позволяет дождаться медиков, следует самостоятельно доставить его в больницу любым доступным способом, а затем вернуться на место аварии.
Как работали старые правила?
До появления нового закона у автовладельца было два варианта возмещения:
- Средства перечислялись автовладельцу, после чего он производил ремонт.
- Деньги переводились напрямую СТО, а разницу за выполнение ремонта автовладелец выплачивал со своего кармана.
Как видно, за пострадавшей стороной оставалось право отказаться от ремонта на СТО и взять деньги. Этой лазейкой пользовались разные юристы, помогающие участникам ДТП отсудить положенные средства у страховой компании и таким способом получить дополнительный доход. Наличие денежных выплат приводило к появлению мошенников, которые подставляли свои авто на дорогах с целью получения денег по ОСАГО.
С вступлением в силу нового закона пространства для выбора нет, и автовладельцы вынуждены ремонтировать машину на СТО.
З.Ы.
Самое интересное, однако, кроется не только в том, что износ будет оплачивать виновник ДТП пострадавшему. Страховые компании тоже его хотят. Как? Через суброгацию. Не верите? А вот:
Представители страховой компании Росгосстрах быстренько сориентировались и захотели взыскать с виновника ДТП, помимо затрат на ремонт ещё и износ. Как Вам такое?
От себя заметим, что дела рассматриваемые по жалобам А.С.Аринушенко, Г.С.Бересневой и других, не схожи с данным делом, поскольку различаются субъекты права, так в рассматриваем деле КС РФ жалобщики, физические лица, в деле по суброгации истец ПАО СК “Россгострах” – юр.лицо, страховая компания, имеющая достаточно материально-техническую базу для проведения ремонтов, закупок запчастей.
В общем, запасайтесь попкорном. Будет интересно.
Олег Борисов, Илья Афанасьев
Сумма ущерба занижена страховой конторой
Если автовладелец подозревает, что сумма ущерба, обозначенная страховой компанией, не соответствует реальной стоимости повреждений, то в первую очередь следует позаботиться о проведении повторной экспертизы при участии независимого специалиста. Непосредственно при проверке должны присутствовать представители всех сторон – сотрудник страховой фирмы, виновник аварии и пострадавшее лицо.
Дополнительно следует затребовать у страховщика акт о наступлении страхового случая, где описывается ДТП, размер ущерба и страховой выплаты, а также предоставляется расчет последней. Согласно закону документ должен быть предоставлен в течение 3 дней со дня поступления запроса.
На основании сравнения двух заключений – от независимого эксперта и страховой конторы – можно сделать вывод относительно того была ли занижена сумма ущерба или же нет.
Важно уточнить, что подобные действия могут помочь лишь в том случае, если компенсация была выдана наличными либо перечислена на счет автовладельца. Ели же страховая компания проводила ремонтные работы, то тут привлечение независимого специалиста не поможет и роли не сыграет
Итак, если нарушение выявлено, и сумма выплаты действительно ниже реальной стоимости полученных дефектов, можно попытаться решить спор мирными переговорами либо в судебной инстанции.
Досудебное решение спора
Автовладелец может составить претензию самостоятельно, но оптимально обратиться за помощью к юристу. В бумаге следует описать факты, доказывающие, что сумма ущерба была выявлена не точно, а также указать прочие недочеты работы страховой конторы.
В случае отказа со стороны фирмы, таковая в обязательном порядке должна оповестить заявителя о своем решении в письменном виде в течение 10 дней.
В ответе должны быть перечислены все законодательные акты, которыми страховая аргументирует игнорирование претензий со стороны автовладельца.
Если имеет место именно такой вариант, то гражданин может воспользоваться вторым способом и обратиться в суд.
Скачать образец претензии к страховой компании по занижению суммы ущерба
Урегулирование спора в суде
Перед подачей искового заявления следует подготовить копии документов:
- полис ОСАГО;
- свидетельство о праве владения авто;
- протокол с места происшествия;
- акт об осмотре транспортного средства, полученный в страховой конторе;
- заключение независимого специалиста;
- досудебная претензия;
- паспорт заявителя.
Далее, бумаги вместе с исковым заявлением передаются в суд по месту расположения страховой конторы.
Если компенсация была предоставлена в виде денежной выплаты, а не посредством проведения ремонта, велика вероятность, что суд встанет на сторону истца и страховой компании придется покрыть недостающую сумму.
В случае если компенсационная выплата по ОСАГО оказалась небольшой и денег на оплату ремонта не хватает, следует выяснить причину произошедшего. В ситуации, когда страховая контора оценила повреждения неверно, стоит попробовать решить вопрос мирно либо подать исковое заявление в суд. Впрочем, во втором случае, когда сумма ущерба превышает страховой лимит, варианты урегулирования спора будут аналогичны, только второй стороной будет выступать гражданин, виновный в ДТП. Исключением считается момент, если потерпевший согласен оплатить недостаток средств из своего кармана.
Как обманывают страховые
Нередко страховщики применяют уловки для того, чтобы сэкономить на возмещении.
Так, например, водителю, желающему отправиться сразу на СТО, могут предложить подписать соглашение к договору страхования, в котором он соглашается с использованием б\у запасных частей, доплатой собственных средств за восстановление или заключает договор цессии.
Бумаги страховых компаний составляются так хитро, что несведущий человек с трудом поймет их суть. Поэтому подписывать ничего, кроме заявления и извещения о ДТП нельзя.
Цессия
Цессия – уступка права требования. Суть ее заключается в том, что требование компенсации переходит от страхователя к третьим лицам.
Чаще всего в их роли выступают оценочные бюро или аварийные комиссары, проводившие осмотр, но могут быть и другие субъекты.
Эти посредники либо сами предлагают заключить договор цессии, либо такое предложение исходит от страховщика. Взамен клиенту обещают реанимировать автомобиль.
После заключения соглашения, клиента, скорее всего, будут «кормить завтраками», и срок починки затянется на неопределенное время.
Подвох такого договора заключается в том, что страховая организация самоустраняется от отношений со страхователем.
Фактически данному автовладельцу страховщик больше ничего не должен. Организация не будет платить пострадавшему страховку, не направит его авто на ремонт и не будет контролировать ход его проведения.
В дальнейшем водителю придется судиться уже не со страховой компанией, а с посредниками, получившими возможность требования.
Если простят доплатить
Нередко станции техобслуживания просят автомобилиста доплатить, поскольку предел ответственности страхующей фирмы ограничен 400 000 рублей (пп.»б» ст.7 ФЗ-40).
Возможность доплаты указана в законе. Согласно п.17 ст. 12 ФЗ-40, направление, которое фирма выдает страхователю может содержать условие о дополнительной оплате части восстановления самим страхователем.
Желание мастеров вполне объективно и продиктовано необходимостью. Поскольку на сумму, которую выделил страховщик, часто невозможно нормально оказать услугу.
Нехватка средств объясняется тем, что при расчете стоимости восстановительных работ специалисты ориентируются на показатели справочника РСА, суммы в котором значительно ниже рыночных.
Чтобы получить хороший ремонт и новые запасные части, страхователю, скорее всего, придётся доплатить.
Как не доплачивать
Ст. 12 ФЗ-40 не содержит прямых указаний на возможность отказа от доплаты. Чтобы не доплачивать пойдите по одному из двух путей:
- Откажитесь от доплаты на стадии диагностики. Станция имеет право отказаться от проведения работ. Клиент же, в свою очередь, может в судебном порядке требовать денежной компенсации. Такая возможность установлена п.67 Постановления Верховного Суда РФ №58 от 26.12.17.
- Произведите доплату и в регрессном порядке потребуйте возмещения от виновной стороны через суд, при условии, что сумма не превышает предел страхового возмещения. Основанием для этого будет служить Постановление Конституционного Совета РФ от 10 марта 2017 г. N 6-П.
Делаем экспертизу качества ремонта
В случаях, когда ремонт затягивался и делался после возникновения конфликтной ситуации, нередко бывает что сделан он не очень качественно. Например, на СТО не успели (или не хотели изначально) заменить детали требующие замены на новые и просто закрасили старые, в спешке нанесли какие-то дополнительные повреждения, плохо покрасили и т.д.
Когда будете забирать автомобиль, внимательно осмотрите все, а если не можете сами, то позовите тех, кто может помочь. В случае выявления дефектов или при наличии серьезных сомнений обращайтесь к экспертам, которые проведут экспертизу, в этом случае вам не только должны будут устранить все недочеты, но и выплатят компенсацию за каждый день что автомобиль был в ремонте, а это уже значительная сумма.
Как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО?
Потерпевший сам выбирает – деньги вместо ремонта по ОСАГО, во всех случаях, когда не выполняется хотя бы одно из этих условий:
- повреждена легковая машина;
- она зарегистрирована в РФ;
- собственник – физлицо.
Как видим, тут только три условия. Буквально эта норма трактуется так – если хотя бы одно из вышеуказанных условий не соблюдается, значит, выбора не будет, и в 2022 году будет делаться ремонт автомобиля.
Однако даже при выполнении всех вышеуказанных условий (то есть когда есть исключительно право на ремонт по ОСАГО, а деньгами нельзя получить) все же есть исключения. Все они представлены в ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40 . Получить деньги вместо ремонта по ОСАГО в 2022 году получится если:
- у страховой фирмы не заключены соглашения ни с одной из СТО;
- машина не подлежит восстановлению;
- потерпевший ушел из жизни в результате аварии;
- потерпевшему был нанесен в результате ДТП средний или тяжкий вред здоровью;
- цена ремонта превышает 400 тыс. рублей;
- страховщик и страхователь при оформлении “автогражданки” просто договорились о том, что выплата будет деньгами;
- потерпевший – инвалид;
- ни одна из станций, с которыми заключен договор у страховщика, не соответствует законодательству об ОСАГО в отношении конкретного страхователя (аб. 6 ч. 15.2. ст. 12 ФЗ № 40) – например, располагается дальше, чем 50 километров от его места жительства или от места ДТП.
Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько ситуаций ремонта по ОСАГО в 2022 году на практических примерах:
- машина у физлица, зарегистрирована в РФ и легковая, но потерпевший инвалид – значит, выбрать ремонт по ОСАГО он не может (в этом случае возможна только денежная компенсация, так как в ч. 15 ст. 12 ФЗ № 40 прямо указано, что выбрать ремонт или деньги можно во всех случаях, но за исключением, когда автомобиль во владении физлица, зарегистрирован в РФ и легковой, а раз пострадавший инвалид, то согласно ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40 всегда будут платиться деньги);
- авто грузовой, во владении физлица и поставлен на учет в РФ – как видим, одно из трех условий не соблюдается, значит, пострадавший может сам выбрать – ремонт или деньги;
- машина легковая, в собственности гражданина и постановлена на регучет в нашей стране, но ни одно из условий, указанное в ч. 16.1. ст. 12 ФЗ № 40, не выполняется – значит, будет только ремонт по ОСАГО, и никакого выбора нет.
Когда нужна независимая экспертиза?
В ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40 четко сказано – независимая экспертиза проводится только в случае, если страховщик и страхователь по ОСАГО после осмотра ТС не пришли к согласию относительно характера и количества повреждений. В иных случаях, оценка ущерба машины независимыми специалистами не проводится.
При этом в 2021 году экспертиза может быть проведена как страхователем, так и страховщиком. Однако сначала обязанность по ее осуществлению возлагается на страховую фирму (ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40). И только если страховщик не осмотрел машину, или сам отказался от организации и проведения экспертизы, тогда уже ее провести может страхователь (аб. 2 ч. 13 ст. 12 ФЗ № 40).
Внимание
Если страхователь не предоставит ТС к осмотру, или сам организует проведение экспертизы до получения отказа от ее осуществления от страховщика, результаты такой самостоятельно проведенной оценки приниматься не будут (аб. 5 ч. 11 ст. 12 ФЗ № 40).
Особенности проведения ремонта по ОСАГО в 2017/2018 году
Если иное не установлено договоренностями между страховой компанией и заявителем, то в процессе ремонта не допускается использование б/у и восстановленных частей (ст. 15.1), а минимальная гарантия на проведенные работы – 6 месяцев, для лакокрасочных работ еще больше – 12 месяцев.
Обычно страховые компании предоставляют на выбор несколько сервисов, где проводится обслуживание, но их удаленность должна быть не более 50 км от места ДТП или места жительства лица, чей авто будут ремонтировать. Но есть оговорка – страховая компания может оплатить доставку авто до места ремонта, тогда расстояние может увеличиться.
Кстати, про гарантию – одним из требований для осуществления восстановления авто, которые находятся на гарантии, по ОСАГО после ДТП является требование по сохранению гарантийных обязательств.
Ответственность за ремонт несет страховая компания. Сфера эта регулируется Центральным Банком РФ. И в случае, если к страховой будет много вопросов относительно качества ремонта, регулятор может наложить на нее санкции.
Кстати, по договоренности со страховой компанией вы можете осуществить ремонт в сервисе по собственному желанию.
Все 5 абзацев расписаны в ст. 15.2 рассматриваемого закона.
Итог
В заключение хочется сказать, что пострадавшему при ДТП автолюбителю, который имеет страховку, не следует спешить приступать к ремонту.
Водителю нужно знать:
- ремонтировать нельзя пока страховщик не проведет осмотр поврежденного авто;
- не надо ремонтировать автомобиль до проведения независимой экспертизы, которая позволит получить реальную компенсацию причиненного ущерба;
- после выполнения независимой экспертизы можно приступать к ремонту, только следует собирать все платежные документы, подтверждающие ремонтные работы;
- при тяжелых повреждениях машины, желательно, подождать с ремонтом до вступления в силу судебного решения.
Спешка с ремонтом, поврежденного при дорожно-транспортном происшествии авто, приводит к отказу в страховых выплатах. Поспешив отремонтировать транспортное средство за собственные деньги, вы лишаете себя возможности взыскать компенсацию с виновника аварии или страховой компании.
Удачи вам на дороге!
Итог
В заключение хочется сказать, что пострадавшему при ДТП автолюбителю, который имеет страховку, не следует спешить приступать к ремонту.
Водителю нужно знать:
- ремонтировать нельзя пока страховщик не проведет осмотр поврежденного авто;
- не надо ремонтировать автомобиль до проведения независимой экспертизы, которая позволит получить реальную компенсацию причиненного ущерба;
- после выполнения независимой экспертизы можно приступать к ремонту, только следует собирать все платежные документы, подтверждающие ремонтные работы;
- при тяжелых повреждениях машины, желательно, подождать с ремонтом до вступления в силу судебного решения.
Спешка с ремонтом, поврежденного при дорожно-транспортном происшествии авто, приводит к отказу в страховых выплатах. Поспешив отремонтировать транспортное средство за собственные деньги, вы лишаете себя возможности взыскать компенсацию с виновника аварии или страховой компании.
Удачи вам на дороге!