Финансовая грамотность детей (школьников)

Что такое финансовая грамотность

Это комбинация осведомлённости, умений, сведений, поведенческих стратегий, которая связана с денежными средствами и нужна для принятия правильных финансовых решений и получения собственной выгоды.

Люди, владеющие финансовой грамотностью:

грамотно обращаются с доходами;
живут по средствам;
грамотно учитывают доходы и расходы (ведут дневник, используют специальное приложение);
способны планировать расходы;
разбираются в базовых экономических понятиях, понимают особенности текущей экономической обстановки в стране;
в состоянии распознать аферу и мошенничество;
платят налоги;
создают так называемую подушку безопасности (откладывают деньги, инвестируют разумно и осторожно);
не влезают в долги.

Ещё несколько десятилетий назад принято было считать, что финансово грамотными должны быть только экономисты и сотрудники банков. Однако регулярно проводимые опросы показывают, что всего лишь 15 % россиян уверены в собственной финансовой грамотности. Остальные в той или иной степени жалуются на отсутствие экономических знаний и умений.

Вот почему сегодня Министерство образования всячески поощряет все мероприятия по повышению финансовой осведомлённости среди взрослых и детей. Для малышей создают мультики с популярными персонажами, производят игры (в различном формате) и приложения, пишут книги и учебники. Но что касается подрастающего поколения, то главную роль в экономическом воспитании играют всё же родители.

С чего начать?

Для начала давайте разделим базовые финансовые знания на несколько групп. Это позволит структурировать информацию для удобства и понять, о чем с ребёнком ещё рано говорить, а о чём уже можно. Имейте в виду, что иногда уроки грамотности зависят не только от детского возраста, но и от степени интереса ребёнка, от его вовлечённости в семейный бюджет. К примеру, если школьник захотел найти подработку ещё в 14 лет, стоит рассказать ему больше об особенностях заработной платы и его финансовых правах на работе.

Итак, информацию можно распределить на следующие разделы:

1.      Знания о деньгах: какими они бывают, как их считать и тратить, как экономить и защитить от хищения.

2.      Знания о потребностях: как соотносить возможности и желания, какие потребности первичны, а какие – нет.

3.      Знания о товарах: что такое покупка-продажа, от чего зависит стоимость вещей и скидка на них, как определить, что товар качественный и соответствует своей цене.

4.      Знания о труде: какие бывают профессии, что является результатом труда, как и когда на работе платят деньги.

5.      Знания о бюджете: из чего состоит бюджет и зачем он нужен, что такое статьи расходов и доходов, какие виды дохода бывают и как сэкономить, чтобы уложиться в бюджет.

Реализация проекта

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в школах в первую очередь было решено два основных вопроса:

  • Предоставление необходимой информации — разработка учебников с учетом возрастных категорий учеников.
  • Подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине.

На сегодняшний день уже успешно решена проблема подготовки качественных учебных материалов. В их создании принимали участие самые разные специалисты: банковские работники, преподаватели, финансисты, сотрудники кафедр менеджмента и экономики, работники органов образования и другие.

А вот решение второго вопроса потребовало гораздо больших усилий, поскольку необходимо было организовать подготовку преподавательских кадров. Учителям пришлось пройти обучение на спецкурсах, где они познакомились с основами финансово-экономических отношений и такими понятиями, как:

  • инвестиции;

  • ценные бумаги;
  • банковские операции;
  • мошенничества;
  • кредитные системы;
  • финансовые пирамиды;
  • кредиты и т.д.

Ожидается, что до конца 2017 года в специально созданных федеральных и региональных методических центрах пройдут обучение больше 15 тысяч преподавателей, которые затем будут вести в школах уроки финансовой грамотности.

Программы финансовой граммотности

Программы финансового образования могут быть разработаны с учетом особенностей различных целевых групп. Если говорить о младшем школьном возрасте, то теоретическое направление — о том, что такое экономика как наука (история развития экономики, основные категории экономики, основные законы экономики и т.д.); организация и проведение выездных экскурсий (в банк, в магазин и т.д.).

Основными «строительными блоками» финансовой грамотности являются:

  • организационная и нормативно-правовая составляющие, которые предполагают глубокое знание прав потребителей финансовых услуг и организаций, занимающихся их защитой;
  • финансово-экономическая составляющая, которая подразумевает владение информацией о финансовых и кредитных рисках, доходности активов и т.д.;
  • технико-технологическая составляющая, которая подразумевает повышение уровня технологического развития кредитно-финансовых услуг для населения в результате использования мобильного банка;
  • информационная составляющая, которая работает одновременно в двух направлениях: с одной стороны, как фактор финансовой грамотности населения, с другой стороны, как необходимое условие для принятия обоснованных решений в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.

Практическое руководство может включать: Беседы о ведении домашнего хозяйства (доходы семьи, расходы в семье, как в них участвуют дети); беседы о финансовых вопросах (сколько стоят школьные принадлежности и школьный портфель, как это связано с финансовыми возможностями семьи; какие выплаты получают родители на детей от государственных программ и т.д.); выступления с докладами на конференциях и проектах («Мой домашний питомец», «Карманные деньги школьника», «Как экономит семья (расход воды и электроэнергии)» и т.д.)

Среди результатов внедрения различных программ и мероприятий по финансовой грамотности для младших школьников важно выделить следующие: Младший школьник должен иметь представление о доходах и расходах семьи, уметь разумно распоряжаться карманными деньгами, участвовать в семейных домашних делах (работа на даче, уборка квартиры и т.д.), уметь пользоваться банковскими картами и т.д

Работа, направленная на формирование основ финансовой грамотности, призвана познакомить младших школьников с экономическими реалиями сегодняшнего дня, что позволит им разобраться в экономических понятиях, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Анализ отечественных и зарубежных исследователей показывает, что сегодня необходимо использовать широкий потенциал школьных предметов, внеклассных и внешкольных мероприятий для ознакомления детей с экономическими понятиями, что способствует решению общекультурных задач в воспитании школьника: как правильно вести себя в определенной экономической ситуации (в каком магазине купить товар, где дешевле, как потратить карманные деньги или куда их вложить и т.д.).

Период начальной школы является сенситивным периодом для приобретения знаний, формирования поведенческих и идеологических основ. На этом этапе происходит развитие когнитивных процессов и личностных характеристик, что способствует формированию основ финансовой грамотности, сохраняющейся на протяжении всей жизни человека. По мнению Е.Е. Ступиной, успешное формирование финансовой грамотности младших школьников определяется следующими личностными качествами:

Экономическое обучение и образование.Наличие сформированных моральных и экономических личностных качеств (честность, ответственность, бережливость, трудолюбие, бескорыстие). Наличие социально-экономического опыта.

Актуальность проблемы

В связи с развитием экономики в нашей стране сегодня существует острая необходимость в развитии финансовой грамотности не только для взрослых, но и для детей

В связи с этим важной задачей образования в этой области знаний является формирование у подрастающего поколения правильного отношения к деньгам. Обучение финансовым знаниям должно начинаться с начальной школы

ФГОС ЭО отмечает, что личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать овладение обучающимися основными адаптивными навыками в условиях динамично изменяющегося и развивающегося мира; сформированность установки на безопасный и здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям. Сюда входят элементарные экономические знания в окружающей действительности, финансовая общеобразовательная подготовка, экономическая социализация.

Дополнительным каналом формирования финансовой грамотности, на наш взгляд, является умение зарабатывать деньги собственным трудом уже в детстве. Регулярное зарабатывание денег в свободное время может помочь детям развить чувство финансовой ответственности и правильного использования денег.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что финансовое образование — важная часть жизни современного человека, которая требует не только безупречного знания финансовой теории, но и владения практическими навыками ее применения. Финансово образованный человек способен грамотно распоряжаться деньгами, составить финансовый план, необходимый для достижения поставленных целей. Существует три основных канала формирования финансовой грамотности учащихся начальной школы: семья, школа, собственный опыт заработка, которые помогают ребенку узнать ценность денег, знакомят его с миром взрослых, а также учат правильному самовыражению в обществе. Финансовое образование подразумевает знания о денежных отношениях (о продуктах и услугах). Это обосновывает актуальность обсуждения понятия «финансовая грамотность» отечественными и зарубежными исследователями.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило актуальность проблемы формирования финансовой грамотности детей младшего школьного возраста и необходимость разработки более эффективного комплекса социально-педагогических методов и информационных технологий для успешной финансовой социализации школьника в жизни общества

Получив основы финансовых знаний в начальной школе, детям будет легче и доступнее осваивать новые вершины экономики в средней, а затем и в старшей школе, что немаловажно для формирования и совершенствования личности — гражданина своей страны

Считаем перспективным исследование следующих проблем: социально-гуманитарное образование и его роль в формировании финансовой грамотности учащихся; дидактическое обеспечение формирования финансовой грамотности учащихся при изучении школьных предметов; финансовая среда учащихся: задачи и методы обучения; научно-педагогические подходы к оценке уровня сформированности финансовой грамотности учащихся; педагогические условия овладения учащимися социально-экономическими ролями в процессе приобретения финансовой грамотности.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Здесь темы рефератов по педагогике

Читайте дополнительные лекции:

  1. Современное определение обучения на рабочем месте
  2. Cоциальная адаптация детей-сирот в условиях детского дома
  3. Готовая психолого-педагогическая характеристика ученика (образец)
  4. Система воспитания в гимназии К. Мая
  5. Культура педагогического общения
  6. Поручение как форма организации бытового труда в среднем дошкольном возрасте
  7. Воспитание в школе
  8. Классификация образовательных технологий
  9. Культурно-образовательная среда как фактор воспитания
  10. Анализ воспитательного потенциала младших школьников в рамках образовательного учреждения

Для взрослых

Видеоуроки по финансовой грамотности – отличная альтернатива для тех, у кого нет возможности проходить онлайн-курсы и выполнять домашние задания, нет времени читать книги. Как правило, авторы таких видео прекрасно понимают, что смотреть двухчасовые фильмы про финансы и инвестиции никто не будет. Они стараются сделать их не более 10–20 минут, иногда в формате мультиков и анимации.

После прочтения Вы поймете, как перестать работать за копейки на нелюбимой работе и начать ЖИТЬ по-настоящему свободно и с удовольствием!

Скачать книгу

Видеолекции по финансовой грамотности – Высшая школа экономики

Видеолекции разработаны в рамках глобального проекта повышения финансовой грамотности российского населения, одним из руководителей которого является профессор Н. Берзон – заслуженный экономист РФ. Всего в цикле 175 уроков продолжительностью от 3 до 30 минут. Они относятся к разным курсам:

  1. Управление личными финансами.
  2. Фондовый рынок.
  3. Банковские услуги и отношение людей с банками.
  4. Финансовые пирамиды и финансовое мошенничество.
  5. Взаимоотношение человека и государства.
  6. Создание нового бизнеса.
  7. Страхование.
  8. Налоги.
  9. Планирование и учет личных финансов.
  10. Деньги и их функции.

Урок финансовой грамотности – Р. Кийосаки

Урок продолжительностью 1 час проводит знаменитый на весь мир и очень популярный в последние годы в России Роберт Кийосаки. Его книги “Богатый папа, бедный папа”, “Квадрант денежного потока” и другие стали для многих сегодняшних успешных инвесторов настольными учебными пособиями, с которых они начали свой путь к богатству.

Более 100 крутых уроков, тестов и тренажеров для развития мозга

Начать развиваться

Роберт убежден, что тому, о чем он говорит на своих лекциях, обязаны учить в школе. Много внимания уделяет мышлению богатого человека. Полностью согласна с его фразой: “Если вы хотите когда-нибудь выйти на отдых, вы обязаны стать инвестором”.

Стратегии финансовой успешности – Бодо Шефер

Это лекция от еще одного гуру финансового ликбеза Бодо Шефера. Обязательно прочитайте его книгу “Мани, или Азбука денег” и дайте ее своему ребенку. Мечта Б. Шефера – как можно большему количеству людей из бедных превратиться в богатых. В лекции он дает советы финансовой успешности:

  1. Учитесь тому, как зарабатывать больше.
  2. Настоящие деньги сегодня – это твои знания.
  3. Учитесь получать максимум от своего дохода и терять все меньше.

Финансовая грамотность – Путь Победителя

Это плейлист из 10 видео от проекта “Путь Победителя”. Много внимания уделено Р. Кийосаки. В 4 роликах он рассказывает притчу о водопроводе, о сетевом маркетинге, об избавлении от долгов и о трех копилках.

Видео “Уроки финансовой грамотности” выполнено в формате мультфильма. В нем автор рассказывает, как размножаются деньги. Помогает усвоить очень хорошее правило: “Либо деньги работают на нас, либо мы на них. Третьего не дано”. В других роликах речь идет о финансовых кризисах, пирамидах и инвестициях в акции.

Финансовая грамотность – Павел Багрянцев

Здесь автор на личном опыте рассказывает о создании капитала и пассивного дохода. Всего в подборку входит 39 видео. Среди них темы “Куда инвестировать деньги?”, “Стоит ли брать кредит?”, “Ошибки личных финансов” и др.

Личные финансы. Финансовая грамотность – Rich Invest Group

Это плейлист из 62 видео от инвестиционного фонда Rich Invest Group. Авторы рассказывают о том, как заработать, сохранить и приумножить свои денежные средства

Важно, что подборка постоянно обновляется, а под видео руководитель фонда отвечает на вопросы пользователей. Это интересный контент от инвесторов-практиков, не без рекламы собственной управляющей компании, конечно

Школа практического инвестирования Федора Сидорова

На канале Федора Сидорова я советую 2 плейлиста: “Личные финансы и цели” (9 видео) и “Инвестирование в акции, облигации и ETF-фонды” (14 видео).

Автор – хороший лектор. Объясняет сложные вещи простыми словами, четко по делу, без воды. Очень советую посмотреть эту подборку начинающим инвесторам. Я сама начинала свой путь в инвестициях с 2-недельного бесплатного курса Ф. Сидорова, поэтому смело его рекомендую.

Финансовая Грамотность | Как Работают Деньги – High Benefits

Эта небольшая подборка от канала High Benefits состоит из 6 видео продолжительностью всего 3–5 минут. Анимация помогает легко воспринимать материал. В роликах дают основы управления финансами. Отлично подойдет для школьников – посмотреть можно за 1 раз всю подборку.

Финансы для детей в мобильных приложениях

•         «Финансовая грамотность и история» – приложение для знакомства с темой денег через реальные финансовые решения в истории России и мира. Здесь есть творческие задания, тесты и презентации.

•         «Финзнайка» – бесплатная мобильная игра для школьников от Минфина. Можно отвечать на вопросы викторины, проходить квесты, решать кроссворды и загадки. Родители также имеют доступ к софту и создают отдельные задания для детей.

•         «Копилка для детей» – виртуальная копилка для управления деньгами под родительским контролем. Дети могут создавать списки желаемых вещей и ставить цели, откладывая виртуальные деньги. Реальные же деньги выдают мама и папа.

•         СберKids – приложение от «Сбербанка». Позволяет открыть ребёнку карточку, установив лимит на траты. Есть образовательная часть с лайфхаками, а ещё можно знакомить школьника с системой бонусных баллов и подарками от партнеров банка.

•         «Монеткины» – приложение от Минфина для планирования первого детского бюджета. Теория здесь сочетается с практическими заданиями, а наставниками выступают сами родители.

Дошкольные финансовые игры

1.      Сортировка денег

Это занятие развивает память, моторику, внимание и даже речь. Купюры и монеты можно раскладывать по цвету, размеру и номиналу

Если у вас есть старинные деньги или иностранная валюта, тоже включайте их в игру. Ещё можно в течение недолгого времени складывать деньги в коробку или в банку, а потом подсчитывать сумму. Во время игры расскажите, что деньги пришли к нам на смену натуральному обмену, став универсальным эквивалентом вещей.

2.      «Размен». Когда деньги уже знакомы ребёнку, попросите его набрать нужную сумму разными купюрами или монетами. Например, пусть составит 50 рублей только из 5-рублевых монеток. И наоборот, можно предлагать разменивать ваши деньги на более мелкие. Играть можно даже на скорость.

3.      «Магазин» / «Рынок» / «Купи-Продай» – простая популярная игра для маленьких детей. Это репетиция первых покупок с фантиками и наклейками для оплаты или даже с настоящими деньгами. Продавать можно что угодно: игрушки, сладости, книжки, одежду. Не забудьте повесить на товары ценники и периодически меняться в роли продавца и покупателя. Впоследствии игру можно усложнить: ограничивайте ребёнка в исходной сумме на покупки и задавайте список нужных товаров. Так малыш научится откладывать некоторые траты на потом и укладываться в бюджет.

4.      «Профессии». Когда вы рассказали ребёнку о своей работе, полезно начать знакомить его и с другими видами труда. Подготовьте для игры карточки с разными рабочими инструментами. Пусть ребёнок определит, человеку какой профессии тот или иной предмет понадобится.

5.      «Реклама» – хорошая игра для группы детей и развития их логических и коммуникативных навыков. Необходимо выставить несколько товаров на импровизированную витрину и убедить покупателей приобрести, всячески их прорекламировав и ответив на каверзные вопросы.

6.      «Банк» – игра для знакомства ребёнка с банковской системой. Вы с ребёнком по сценарию играете роли кассира и посетителя. Задача – открыть вклад, положить деньги на счёт или даже взять кредит. Идеально, если перед игрой вы сходите вместе на экскурсию в банк.

Заключение

Подборка видеоуроков по финансовой грамотности не сделает из вас профессионального инвестора, но поможет в голове заложить основы. Если вы думающий и ищущий человек, то это поможет вам двигаться дальше по пути изучения мира финансов и инвестиций. В дополнение к видео очень рекомендую выделить время на книги. Я делала подборку в одной из своих статей. Есть замечательные книги, которые будут полезны не только взрослым, но и детям.

Не отмахивайтесь от вопросов повышения финансовой грамотности как от второстепенных. Они приобрели особую значимость в мире, где ускоренными темпами развивается банковская и инвестиционная деятельности, один финансовый кризис сменяется другим, мошенники осваивают информационные технологии быстрее, чем на это реагируют наши государственные структуры

Быть финансово грамотным сейчас так же важно, как уметь читать, считать, пользоваться смартфоном и компьютером

Не думаю, что стоит ждать, когда за наше финансовое образование возьмутся на государственном уровне. Да, разработаны программы и курсы, но пока они не получили статус обязательных к изучению в школах и вузах. Возьмите инициативу в свои руки, подготовьте себя и своих детей к новой реальности. Что думаете по этому поводу?

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий