Как оформить налоговую отчетность

Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС

После получения уведомления о ликвидации ООО налоговые органы имеют право (но не обязаны) провести выездную проверку. Причем сделать они это могут независимо от того, когда и по какой причине проводилась предыдущая проверка.

На практике, данную процедуру налоговая инспекция проводит не всегда, а «нулевые» компании, как правило, не проверяет вовсе. Однако, в любом случае, подготовиться к визиту из ИФНС и навести порядок в денежных расчетах и отчетных документах лучше заранее.

Если решение о выездной проверке уже вынесено, то переходить к следующему этапу ликвидации можно только после окончании проверки и урегулирования всех вопросов, возникших во время её проведения.

Нулевая отчетность

Те организации и предприятия, которые пока не начали свою деятельность, не имеют счетов, не начисляли заработную плату, все равно должны подготовить и сдать в налоговый орган налоговую декларацию. Называется она нулевой. Нулевая отчетность ООО также должна подготавливаться и сдаваться в строго оговоренные сроки.

Организация, прошедшая процедуру регистрации, обязательно должна подготовить декларацию в положенный срок. Несвоевременная сдача нулевой отчетности повлечет за собой штрафные санкции.

Стоит также отметить, что нулевые декларации ООО для тех организаций и предприятий, которые применяют разные режимы налогообложения, могут отличаться.

  • Нулевая отчетность для тех организаций, которые применяют УСН, должна сдаваться в срок не позднее 31 марта того года, который будет следовать за отчетным. Кроме того, она будет состоять из декларации по единому налогу. К отчетности необходимо приложить копию книги расходов и доходов, которая будет заверена только при предъявлении налоговой декларации.
  • Нулевая отчетность для тех организаций, которые применяют систему ЕНВД, должна подаваться ежеквартально и по итогам года. Соответственно, сроки будут таковы: ежеквартальные – до 20 апреля, до 20 июля, до 20 октября. Годовая отчетность – до 20 января.

Нулевая отчетность должна составляться по установленной форме. Естественно, что большинство показателей будет равно нулю. Однако не все показатели будут равны нулю. К примеру, размер уставного капитала ООО, указываемый в отчетности, будет указан в своем фактическом эквиваленте. Еще одним показателем, который не будет равен нулю, будет источник формирования уставного капитала, размер задолженности учредителей в уставной капитал.

Бланк нулевой декларации нужно заполнять дважды, чтобы на одном экземпляре в налоговом органе была поставлена отметка о дате сдачи. Кроме того, если декларация отправляется письмом, то на почтовом штемпеле будет стоять дата отправки, что и будет являться фактической датой сдачи нулевой декларации.

Операторы электронной сдачи отчетности: сравнительная таблица

В настоящее время в России зарегистрировано более 120 операторов ЭДО. Из них можно выделить «Большую четверку» – т. е. четыре оператора, которые в настоящее время занимают около 85% рынка по сдаче отчетности. Это «Тензор», «Калуга-Астрал», «СКБ Контур» и «Такском». Правда, последний все больше и больше вытесняется с рынка, поскольку предлагает сходный с «Астралом», но менее удобный модуль для 1С.

Некоторые из облачных решений от сторонних разработчиков фактически поддерживаются одним из четырех основных операторов.

Все решения, которые предлагаются для передачи отчетов, можно разделить на две группы:

  • офлайн-программы — устанавливаются на компьютер или флэшку, работа, как правило, возможна только на месте установки.
  • Облачные решения — доступ производится через любой браузер путем входа на определенный сайт. У некоторых решений работа возможна только при условии установки на компьютер дополнительной программы.

Как правило, в каждом из этих случаев отчеты можно составлять непосредственно в программе, либо загружать готовые файлы, подготовленные в специализированных программах для бухучета.

Операторы обычно предлагают свои услуги в виде пакетов. В них помимо функции отправки отчетов могут также входить:

  • Оформление ЭЦП;
  • Проведение обучения по работе с сервисом;
  • Оказание консультационных услуг;
  • Предоставление доступа к законодательным документам;
  • Резервное хранение данных и т. д.
НазваниеОсобенностиЦена
СБИС++ (оператор Тензор)Наиболее популярная в стране программа для передачи отчетов. Предоставляет возможность сдавать документы во все основные госорганы. Автоматически проверяет контрольные соотношения в формах, производит сверки расчетов и т. д.От 2600 до 19000 руб. в зависимости от набора услуг и системы налогов. Для новых клиентов первые 6 месяцев бесплатно.
1С-Отчетность (оператор Калуга-Астрал)Это модуль, который уже встроен в систему 1С «Бухгалтерия», но для его использования необходимо приобретать дополнительную лицензию. Плюсом системы является то, что никакие дополнительные программы устанавливать не требуется, а вся работа происходит в хорошо знакомой среде. Сдавать документы можно во все основные госорганы.От 1800 до 4900 руб.
Астрал-Отчет (Оператор Калуга-Астрал)Отдельная программа для подготовки и передачи отчетности во все основные госорганы. Считается устаревшей, и постепенно вытесняется решением «1С-Отчетность»От 950 до 4500 рублей в зависимости от системы НО и количества дополнительных функций
Контур.Бухгалтерия, Контур-Экстерн (оператор СКБ Контур)Системы от одного из лидеров онлайн-сервисов для бухгалтеров. «Контур-Экстерн» позволяет только сдавать отчеты в госорганы, в то время как «Бухгалтерия.Контур» – это полноценный облачный комплекс для ведения бухучета. Особенностью «Экстерна» является то, что на компьютер необходимо дополнительно устанавливать систему криптографии, а значит, работать в ней с любого места не получится.Для системы «Контур.Экстерн» от 1300 до 11000 руб. в зависимости от типа субъекта и системы налогов
Фельдъегерь (оператор Русь-Телеком)Одна из последних разработок по сдаче отчетности через интернет. Предлагает как отдельную программу с установкой на ПК, так и облачный сервис. Сдача отчетности в основные госорганы, получение выписок из ЕГРЮЛ.Прайс-лист на сайте не опубликован, цена доступна по персональному запросу
Отчет Главбух (оператор Калуга Астрал)Сервис для передачи отчетности от лидера бизнес-изданий в России компании “Актион”. Сервис позволяет только отправлять отчеты, подготовленные в другой программе. Средств для составления отчетов в личном кабинете нет.Система предоставляется бесплатно подписчикам комплекса «Главбух», цена которого от 62000 до 168000 рублей.

Шаг 5. Отправка отчёта

Можно ещё раз проверить исполнение всех условий для работы с КЭП, а затем нажать «Начать работу с сервисом». Загрузится окно профиля – в нём нужно указать ключевую для ИП информацию. Далее во вкладке «Загрузка файла» следует выбрать файл контейнера и нажать «Отправить».

После удачной отправки пользователь увидит свою налоговую декларацию в списке переданных файлов со статусом «В ожидании». Когда статус сменится на «Завершено (успешно)», декларация будет считаться представленной.

На этом рассмотрение вопроса о том, как подать налоговую декларацию для ИП на УСН в режиме онлайн, можно завершить. Как видно, у ФНС нет единого ПО или портала, где ИП через интернет мог бы пройти процесс полностью – от формирования отчёта до его отправки. Пользователям приходится работать с разными сервисами и программами, а это не всегда легко. Надеемся, что наша инструкция в этом поможет.

Правила заполнения и подписи

Бухгалтерскую отчетность составляйте на русском языке (п. 15 ПБУ 4/99). Числовые данные отражайте в тысячах или миллионах рублей (без десятичных знаков). Показатели бухгалтерской отчетности, имеющие отрицательное значение (например, сумму непокрытого убытка), указывайте в круглых скобках. В таком же порядке отражайте и данные, которые нужно вычесть из других показателей. Например, себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг в Отчете о финансовых результатах. Это следует из положений приказа Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н.

Бухгалтерская отчетность считается составленной после того, как ее на бумаге подписал руководитель организации (ч. 8 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Если же бухучет ведет специализированная организация, то бухгалтерскую отчетность должны подписать руководители обеих организаций, то есть и той, которая оказывает услуги по ведению бухучета (п. 17 ПБУ 4/99).

Подпись главного бухгалтера на отчетности, сдаваемой в Росстат, не нужна. Это следует из статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. К такому выводу пришел Росстат в письме от 7 апреля 2016 г. № 532/ОГ.

Не нужна подпись главного бухгалтера и в бухотчетности, представляемой в ИФНС. Это не предусмотрено действующим законодательством.

Ситуация: кто вместо руководителя организации может подписать бухгалтерскую отчетность? В организации есть своя бухгалтерия.

Сделать это может любой сотрудник, уполномоченный руководителем организации.

Руководитель может передать часть своих полномочий (в т. ч. и право подписи бухгалтерской отчетности) другим сотрудникам. Например, своему заместителю, финансовому или коммерческому директору. Для этого нужно:

издать приказ о назначении ответственного за подписание бухгалтерской отчетности;

выдать сотруднику доверенность на право подписи бухгалтерской отчетности (подп. 2 п. 3 ст. 40 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, ст. 69 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 5 ст. 185 ГК РФ).

Если такие документы оформлены верно, то подпись уполномоченного сотрудника на бухгалтерской отчетности приравнивается к подписи руководителя организации.

Передать право подписи другому руководитель может единолично, не согласовывая это с учредителями, советом директоров или акционерами. При условии, конечно, что другой порядок не предусмотрен учредительными документами организации.

Важная деталь: доверенность обязательна – одного приказа о назначении ответственного за подписание отчетности недостаточно. Законодательство не предусматривает, что кто-либо другой вместо руководителя (генерального директора, президента и т. п.) вправе действовать от имени организации и представлять ее интересы без доверенности.

Такие выводы подтверждают письма Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-02-07/1-227, ФНС России от 26 июня 2013 г. № ЕД-4-3/11569.

Ситуация: можно ли на бланках бухгалтерской отчетности проставлять факсимильную подпись руководителя организации?

Нет, нельзя.

Использовать факсимиле можно только в случаях, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 160 ГК РФ). А закон о бухучете прямо не разрешает использовать факсимильную подпись. Зато там сказано, что бухгалтерскую отчетность руководитель должен подписать лично, на бумаге (ч. 8 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Виды отчетности малого бизнеса

Перед тем, как рассмотреть налоговый календарь на 2020 год (сроки сдачи отчетов, а также уплаты налогов и взносов), разберемся, какие виды отчетности вообще существуют.

  1. Налоговая отчетность. Это налоговые декларации по льготному режиму или отдельному налогу, а также книги налогового учета.
  2. Бухгалтерская отчетность. Полная бухгалтерская отчетность состоит из нескольких отчетов, но субъекты малого предпринимательства отчитываются в упрощенном порядке — только баланс и отчет о финансовых результатах. К малым относятся организации, имеющие не более 100 работников, и чей годовой доход не превышает 800 млн рублей. По этим критериям под статус СМП вписывается большинство ООО.
  3. Отчетность за работников. Это, пожалуй, самая сложная отчетность. Здесь много разных форм, которые подают в ИФНС, ПФР и ФСС. Есть отчеты, которые сдают раз в год или квартал, но есть и ежемесячные. Освобождены от этой обязанности только ИП без работников.
  4. Статистическая отчетность. Эти отчеты собирает Росстат, причем необходимость их сдавать зависит от того, попали ли ИП или организация в статическую выборку. Кроме того, периодически Росстат проводит сплошное наблюдение за деятельностью малого бизнеса, в рамках которого отчитываются все ИП и юридические лица, входящие в категорию СМП. Последний раз такая кампания проводилась за 2015 год.
  5. Отчетность по отдельным налогам. Эта обязанность установлена только для тех, у кого есть соответствующий объект налогообложения, например, транспорт или земельный участок.

Как заполняется и подается налоговая и бухгалтерская отчетность?

Как уже было указано выше, каждое предприятие в обязательном порядке ведет налоговый и бухгалтерский отчет и в установленном порядке предоставляет необходимые сведения контролирующим органам. Бухгалтерская и часть налоговой отчетности сдаются в налоговую службу, некоторые сведения по налогам – в Пенсионный фонд и Государственный комитет статистики, а также в Фонд социального страхования.

Разумеется, вся документация должна быть составлена с учетом установленных и утвержденных государственных требований. Существуют установленные бланки бухгалтерской и налоговой отчетности.

Формы бухгалтерской отчетности

Так, например, приказами Министерства финансов Российской Федерации утверждены формы для следующих бухгалтерских документов:

  • бухгалтерский баланс;
  • отчет о прибылях и убытках;
  • отчет об изменениях капитала;
  • отчет о движении денежных средств;
  • отчет о целевом использовании полученных средств.

В некоторых случаях используется также утвержденная форма приложения к бухгалтерскому балансу, которая содержит, например, данные об объектах интеллектуальной собственности предприятия, расходы на освоение природных ресурсов, сведения о государственной помощи – все то, что по каким-либо причинам невозможно или затруднительно отразить в бухгалтерском балансе.

Формы налоговой отчетности

Приказами Федеральной налоговой службы утверждены официальные бланки следующих документов, которые использует большинство организаций:

  • Сведения о среднесписочной численности работников за отчетный период;
  • Налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость;
  • Налоговая декларация по налогу на прибыль организаций;
  • Налоговая декларация по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам;
  • Расчет авансовых платежей по единому социальному налогу для лиц, производящих выплаты физическим лицам;
  • Расчет авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам;
  • Декларация по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам;

Поскольку деятельность у различных предприятий самая разнообразная предусмотрены также официальные бланки для, например, декларации по единому сельскохозяйственному налогу, использованию водных ресурсов и лесов, доходам от иностранных организаций и в результате деятельности за рубежом и так далее.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий