Как получить страховую выплату при обоюдной вине

Как оформлять ДТП при «обоюдке»

Патрульная машина ГИБДД отправляется на место аварии сразу же после того, как к дежурному поступила информация о происшествии.

На месте полицейские проводят ряд действий:

Детально осматривают место аварии и повреждения транспортных средств.
Проводят необходимые замеры для составления схемы ДТП, а также фотофиксацию.
Подробно опрашивают участников и свидетелей дорожно-транспортного происшествия.
Обеспечивают сохранность доказательной базы.
Если есть пострадавшие, то вызывают карету скорой помощи, а до её прибытия помогают потерпевшим самостоятельно, оказывая первую помощь.
Регулируют движение на трассе.
Передают дежурному информацию об участниках ДТП, которые скрылись с его места до момента их прибытия.
Составляют протокол дорожно-транспортного происшествия.
Выносят постановление об административном нарушении, которое обязательно должно ссылаться на закон и его санкции.

Знаете ли вы? Уругвай единственная страна, в которой вождение машины в нетрезвом состоянии считается не нарушением, а смягчающим обстоятельством в случае аварии.

В схеме должна быть максимально точно отражена проезжая часть с необходимыми измерениями и пометкой места нахождения автомобилей. Каждый водитель на месте должен указывать сотруднику Госавтоинспекции на информацию, которую он упустил, для внесения в схему и документы. Также необходимо настаивать на том, чтобы были законно задокументированы все повреждения машины, которые видны невооружённым глазом.

Если вы считаете, что схема составлена неправильно, требуйте, чтобы автоинспектор составил новую. В случае его отказа внесите в документ свои замечания, и только после этого подписывайте.
Отметку об «обоюдке» работники Госавтоинспекции фиксируют в индивидуальном протоколе каждого участника аварии.

Формат данного протокола включает два обязательных пункта:

Что конкретно нарушил водитель.
Законно обоснованная ответственность, которую должен понести водитель.

Протокол должен быть выписан каждому участнику аварии, непосредственно на месте её совершения, а также водителям вручается Постановления о том, что они совершили нарушение административного характера.
Также автоинспектор, прибывший на место происшествия, должен выдать вам справку о ДТП.

Если водители, задействованные в ДТП с обоюдной виной, на месте решили, что у них нет друг к другу претензий, то они могут не оформлять никаких документов. Но обязательно должны подписать об этом расписку, по одному экземпляру для каждого, чтобы уберечь себя от случая, когда один из участников происшествия передумает и вызовет патрульную службу, либо подаст в суд. После подписания расписки, оба водителя могут покинуть место аварии на законных основаниях.

Рекомендуем для прочтения:

  • Какой ущерб покрывает ОСАГО
  • Всё о досудебной претензии виновнику ДТП без полиса ОСАГО
  • Почему могут отказать в выплатах по ОСАГО и что в этом случае делать
  • Чья страховая компания возмещает ущерб при ДТП пострадавшему

Закон о выплате по ОСАГО при обоюдной вине водителей

Если обратиться к первоисточнику – Правилам страхования, утвержденным Центробанком России, можно увидеть, что данная процедура ими никак не урегулирована. Разумеется, страховщики стараются извлечь из этого выгоду – пожимают плечами и культурно отправляют пострадавших в аварии обратиться за справедливостью в судебные органы, а, как все знают, наш суд является самым гуманным в мире и может после нескольких заседаний легко определить, степень виновности каждого участника, причем, не ошибившись ни на один процент!

Каковы же примеры из судебной практики, касающиеся подобных споров?

Чаще всего судьями признается, что вина всех участников является равной, в тех случаях, когда отсутствуют прямые факторы или доказательства, подтверждающие, что ответственность явно лежит на одном из участников.

Не позднее, чем через месяц после вынесения, судебный акт обретает юридическую силу, а затем пострадавший вновь обращается в страховую компанию, на которую возложена обязанность перечислить положенные ему денежные средства, разумеется, если суд не счел равной вину каждого участника.

Это была обычная практика, однако после выхода постановления Пленума Верховного суда России, в п. 21 которого прямо указывается на то, что при невозможности установления вины или ее степени каждого из участников, на страховщика возлагается обязательство осуществить перечисление 50 % от стоимости ущерба каждому из пострадавших в аварии.

В случаях же, когда получив страховую выплату, кто-то из водителей придет к выводу, что он виноват в произошедшем в меньшей степени, нежели остальные участники, ему предоставлено право на обращение в судебный орган с требованием взыскать оставшуюся (невыплаченную часть) страховой суммы – в таком случае судья распределит вину между всеми сторонами.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ №2 от 29.01.2015 г., если из документов, составленных сотрудниками полиции, невозможно установить вину застрахованного лица в наступлении страхового случая или определить степень вины каждого из водителей – участников дорожно-транспортного происшествия, лицо, обратившееся за страховой выплатой, не лишается права на ее получение.

В таком случае страховые организации производят страховые выплаты в равных долях от размера понесенного каждым ущерба (абз. 4 п. 22 ст. 12 Закона об ОСАГО). 

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что с 29.01.2015 г. денежные средства по ОСАГО при наличии вины обоих участников, будут, по решению Пленума ВС выплачиваться всем участникам ДТП, но в размере половины суммы нанесенного вреда.

Если вы твердо убеждены, что вина второй стороны значительно выше – обратитесь в судебные органы и обоснуйте свою позицию, однако не забывайте, что судья вправе признать, что оба участника виноваты в равной степени.

Как формируется сумма выплаты?

Компания будет рассчитывать денежное возмещение следующим образом:

  • если виновными признаны оба участника дорожного происшествия, то  компенсация каждому, предоставляется относительно установленной величины его вины;
  • когда один автомобиль получает повреждения сразу от нескольких участников аварии, в таком случае, сумма его возмещения делится между страховыми всех автовладельцев, к этому причастных;
  • когда не получается полностью установить виновность всех пострадавших, тогда размер возмещения разделяется на всех страховщиков поровну.

Чтобы получить возмещение при обоюдном ДТП, должны быть соблюдены условия:

  1. У всех участников аварии имеется действующий страховой полис.
  2. Управление транспортным средством производилось в трезвом состоянии.
  3. Второй участник аварии не подавал заявление на обжалование данного решения по обоюдной выплате.
  4. Все участники происшествия дождались сотрудников ГАИ, не покинув место аварии.

Что зависит о сумме страховки, то в 2021 году она может зависеть от степени ущерба, то есть, сторона, которая пострадала в большей степени, и получит большую материальную компенсацию.

Страховщик не имеет права отказаться от выплаты страховки, если дело было рассмотрено в суде, и там была присуждена компенсация пострадавшим сторонам. Иначе, на страховую компанию может быть наложен штраф.

Распределение ущерба при обоюдной вине в ДТП является очень сложной задачей. И каждый отдельный случай будет универсальным. Поэтому, и не существует четких рамок для распределения возмещения. Документы, устанавливающие виновность каждого участника, и имеющие юридическую силу, могут быть выданы лишь судом.

Поэтому, водители часто соглашаются на погашение половины суммы от страховщика, чтобы не тратить свое время на судебные разбирательства, к тому же, неизвестно каким будет решение суда.

Возмещение ущерба по ОСАГО при обоюдной вине водителей

В чью страховую обращаться при обоюдной вине

При обычном ДТП необходимо обращаться за возмещением в ту СК (страховую компанию), где виновник приобретал полис. Но как быть, если виновников двое? Здесь возможны следующие варианты действий:

  • Проще всего, если оба участника застраховались в одной СК. Им обоим нужно обратиться именно туда.
  • Если полисы приобретены в разных компаниях, каждый из участников обращается в СК второй стороны.
  • Если же у одного из участников нет полиса ОСАГО или же страховка просрочена, то обращаться надо в ту СК, договор с которой еще действующий. Но в этом случае возмещение с незастрахованного участника придется взыскивать уже через суд в гражданско-правовом порядке.

Как рассчитывается размер возмещения

Возмещение рассчитывается в зависимости от степени вины каждого из участников в ДТП. Здесь возможны следующие варианты:

  1. Если нет никаких документов, подтверждающих различную степень виновности водителей, вина по умолчанию считается равной. В этом случае каждому из участников будет возмещено 50% от ущерба. Это наиболее распространенный вариант.
  2. Если установлена различная степень вины (например, решением суда), то выплаты производятся пропорционально степени вины каждого из водителей. Например, если определено, что Иванов виноват в ДТП на 70%, а Петров на 30%, то Иванов получит 30% возмещения, а Петров – 70%

Точный же размер возмещения может определяться:

Специалистом СК. Но нужно помнить, что они склонны занижать размер ущерба, чтобы уменьшить выплаты.
Независимым экспертом-оценщиком

Важно при этом известить СК о том, что будет проводиться экспертный осмотр, и пригласить их сотрудника поучаствовать в процедуре
Если этого не сделать, СК имеет полное право отказаться принимать во внимание заключение эксперта.

Можно ли выбрать способ возмещения

Законодательство об ОСАГО предусматривает два варианта того, как будет возмещен ущерб от ДТП:

  1. Выплата соответствующей суммы (с учетом заключения эксперта и степени вины застрахованного лица).
  2. Направление автомобиля на ремонт в компанию, у которой есть соответствующий договор с СК, при этом страховщик частично оплачивает стоимость работ в пределах установленной суммы.

С марта 2017 года выбор остается за СК. Владелец поврежденной машины имеет право указать в заявлении, каким способом он хотел бы получить возмещение, но окончательное решение будет принимать страховщик. Единственное исключение – это если в СК обращается инвалид: ему законно об ОСАГО прямо разрешает выбирать форму возмещения.

Тем не менее, есть случаи, когда выплата вместо ремонта прямо предусмотрена законом:

  • Если планируемый ремонт продлится свыше 30 дней. Превышение этого времени чревато тем, что пострадавший при ДТП будет получать неустойку (0,5% от суммы возмещения за каждый день просрочки).
  • Если мастерская находится от места, где произошло ДТП или проживает пострадавший, дальше чем на 50 км.
  • Если машина новая (менее 2 лет), а СК не имеет договора с официальным дилером конкретно этой марки.
  • Машина не подлежит восстановлению (“тотальное повреждение”).
  • Есть погибшие или раненые при ДТП.

Процесс получения выплаты

Чтобы получить возмещение, пострадавшему при ДТП необходимо предпринять следующие действия:

  1. Уведомить СК об аварии. Срок для этого – 15 дней при оформлении в ГИБДД, 5 дней – при “Европротоколе”. Однако чтобы соблюсти это требование, достаточно направить извещение, остальные документы (например, заключение независимого оценщика) можно прислать и позднее.
  2. Передать в СК все необходимые документы. Их точный перечень зависит от обстоятельств ДТП (например, если есть пострадавшие – потребуются копии меддокументации). Если СК недостаточно документов, она в течение 3 дней с момента получения пакета вправе затребовать недостающие у пострадавшего.
  3. Компания принимает пакет документов, производит осмотр и экспертизу повреждений машины и принимает решение о выплате или отказе в ней. Срок на это – 20 дней за вычетом праздников и нерабочих дней.
  4. Решение СК в письменном виде доводится до потерпевшего.

Что делать, если страховая компания отказывает в выплате

Если СК необоснованно отказала в возмещении ущерба, пострадавшему нужно действовать так:

  • Составить претензию, в которой нужно указать, почему решение СК необоснованно и незаконно. Это необязательный шаг, но он позволит в дальнейшем увереннее чувствовать себя в суде. В претензии указывается срок, который дается на рассмотрение. Он не установлен законом, поэтому указывать надо исходя из своих соображений о разумности.
  • Если по истечении претензионного срока ответа нет либо получен повторный отказ – составить иск и обратиться в суд. Заявление подается по месту, где находится филиал СК, выдавший полис ОСАГО.

Если «обоюдка», то будет ли возмещение ущерба при ДТП?

Пунктом 22 статьи 12 закона «Об ОСАГО» четко установлено, что если все участники ДТП виновны в аварии, то возмещение выплачивается с учетом установленной судом степени вины страхователей. Иными словами для того чтобы выплата была произведена все участники должны быть застрахованы и в отношении них должен быть составлен протокол об административном правонарушении (нарушении ПДД).

Если машина пострадала в аварии и потребуется, допустим, ремонт на 50 тыс. рублей, то страховщик заплатит с учетом процента вины своего клиента. Если он виновен наполовину, то и выплата составит 25 тыс. рублей.

Пострадавший в ДТП вправе писать заявление в любую страховую компанию из числа тех, кто выписал полисы для участников аварии (подробнее о том, как составить заявление в страховую компанию о возмещении по ОСАГО, можно узнать тут). Учтите, что СК имеет право по ст.14 ФЗ-40 обратиться к виновникам с регрессным иском, чтобы компенсировать свои затраты. Это означает, что в течение полугода могут вызвать в суд и потребовать вернуть выплаченные потерпевшим деньги. Как показывает практика, регрессами страховщики почти никогда не пренебрегают.

  • Скачать бланк заявления о страховой выплате по ОСАГО
  • Скачать образец заявления о страховой выплате по ОСАГО

Если виновники аварии решили не идти в суд для определения степени вины, то страховщики должны возместить ущерб в равных долях.

Подробнее о возмещении убытков после аварии и взыскание морального и материального ущерба с виновника ДТП можно узнать тут, а более детально о том, выплачивается ли страховка виновнику ДТП по ОСАГО, можно прочитать в этом материале.

Как рассчитывается сумма?

Размер ущерба по ОСАГО определяется исходя из:

  • характера повреждений;
  • размера лимита;
  • выбора процедуры урегулирования убытков (упрощенной или обычной);
  • а также степени вины каждого из участников ДТП.

К примеру, при причинении вреда здоровью будет применяться специальная таблица, где будет указано какой процент от лимита выплачивается в случае того или иного заболевания (подробнее об оценке причиненного легкого, среднего и тяжкого вреда здоровью вовремя возмещения морального ущерба при ДТП можно узнать тут, а более детально о том, как получить возмещение вредя здоровью по ОСАГО можно прочитать в этом материале).

Сумма на восстановительный ремонт автомобиля рассчитывается без учета износа. Все комплектующие требующие замены меняются только на новые, предусмотренные заводом-изготовителем или их достойные аналоги. Только денежные выплаты возможны с учетом устаревания деталей, узлов и агрегатов. Определяет сумму выплат технический эксперт на основании формул Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт. Он же рассчитывает и показатель износа, который не может быть более 50%.

Степень вины участников определяется судом в процентном выражении. Если в повреждении машины виновны, допустим, несколько автомобилистов, то их потерпевшему будет выплачена полная сумма ущерба, но с учетом вины каждого из них (например, одна компания выплатит 75% ущерба, а другая 25%).

Подробнее о том, каков размер максимальной выплаты по ОСАГО, можно узнать тут.

Кто платит?

Особенность выплат по ОСАГО в том случае, если вина обоюдна в том, что виновники ДТП одновременно являются и потерпевшими, то есть имеющими право на компенсацию своих убытков. Им необходимо будет обратиться в ту компанию, где они были застрахованы или компанию другого виновника с заявлением на выплату. Страховщик рассмотрит документы (справки о ДТП или извещения, копии полиса и пр.), проведет осмотр и экспертизу автомобиля и определит сумму выплаты.

ВАЖНО! Если у водителей не оказалось вдруг ОСАГО, то платить виновникам друг другу придется из своего кармана

Право выбора

С апреля 2017 года признание общей вины участников ДТП дает право на получение денежной вместо натуральной выплаты (оплаты ремонта на СТО). Правда выплачивается она с учетом износа деталей, что в случае с поддержанным автомобилем может стать серьезной проблемой.

Как и в случае с натуральным возмещением, деньги поступают на счет в течение 20 дней после подачи заявления на выплату. В заявлении нужно будет указать свои банковские реквизиты, а также тот вид выплаты, который для вас предпочтителен.

Оформление аварии

Оформление дорожного происшествия, в котором виноваты оба водителя, осуществляется стандартным образом, с участием сотрудников ГИБДД.

Прежде всего, владельцам автотранспорта необходимо прийти в себя и успокоиться, после чего приступать к действиям, прописанным в действующих правилах дорожного движения:

  1. Автомобиль должен быть неподвижным, стоять с включенным сигналом аварийной остановки;
  2. Рядом с машиной должен стоять знак аварийной остановки. Нормы установки аварийного треугольника: для населенного пункта – не меньше 15 метров от автомобиля, за пределами – не меньше 30 метров. Знак призван уведомлять приближающиеся транспортные средства относительно неподвижной преграды на пути следования. Если требование не будет выполнено, предусмотрена штрафная санкция в виде постановления об административном нарушении (штраф составляет 1 000 рублей);
  3. Нельзя поднимать предметы, относящиеся к аварийной ситуации – детали, осколки и прочие обломки могут повлиять на достоверность причины ДТП;
  4. Оказание первой медицинской помощи является необходимостью в тех случаях, когда в результате происшествия имеются пострадавшие. Если есть необходимость, вызовите скорою помощь;
  5. На место происшествия вызываются сотрудники ГИБДД, по прибытии которых фиксируются личные данные, анализируется сложившаяся ситуация;
  6. До приезда сотрудников ГИБДД необходимо записать данные второго участника происшествия. Будет лучше, если вы сфотографируете водительское удостоверение, страховой полис или техпаспорт транспортного средства;
  7. Уведомите страховую компанию, с которой заключен договор, о ДТП, указав обоюдную вину. Регистрация потребует указания следующих данных: времени и места происшествия. Обязательно поинтересуйтесь у специалиста, как действовать далее. Агент страховой компании может решить отправить уполномоченного сотрудника на место аварии;
  8. Сделайте фотографии для фиксации подробностей аварии, для чего можете воспользоваться смартфоном или другим устройством с камерой (идеальным вариантом окажется видеозапись). На фото и видео должны быть следующие характеристики столкновения: общий план места ДТП; оторвавшиеся детали и прочие предметы; государственные номерные знаки обоих транспортных средств; тормозные пути обеих машин; оба автомобиля с различных ракурсов на фоне дорожного полотна и окружающей местности;
  9. Привлеките других участников аварии для составления схемы дорожно-транспортного происшествия. Схема аварии должна содержать подписи всех участников происшествия;
  10. Если возможность организовать свободный проезд других транспортных средств отсутствует, дожидайтесь приезда сотрудников ГИБДД, ничего для этого не предпринимая. Освободить дорогу для других транспортных средств можно только после составления схемы происшествия;
  11. Ищите свидетелей столкновения для фиксации их личных данных. Следует попросить свидетелей ДТП остаться до приезда сотрудников ГИБДД для дачи свидетельских показаний и установления точной причины аварии;
  12. Дождитесь приезда сотрудников ГИБДД, а затем участвуйте в оформлении ДТП вместе с государственными представителями.

В свою очередь, сотрудники ГИБДД после прибытия к месту происшествия составляют следующие документы:

  • Схему ДТП;
  • Протоколы об административном правонарушении (2 экземпляра);
  • Справку о происшествии.

Сотрудники государственной инспекции приступят к составлению схемы аварии, произведут замеры дорожного полотна, расстановки автомобилей.

Страховые выплаты при обоюдной вине

Многих водителей интересует, если в ДТП обоюдная вина оплачивает ли страховая полученный вред?

Страховые компании придерживаются порядка выплат 50/50. Это значит, что при автоаварии с обоюдной виной каждому автолюбителю будет выплачено  50% причиненного ущерба.

Такой подход не является справедливым. Ведь, согласно, гражданского законодательства степень вины бывает не только равная, но также различная. Степень вины устанавливает судья в ходе судебного разбирательства. В своем решении он указывает вину каждого водителя.

П. 2 ст. 1083 ГК РФ предусматривает, что выплаты каждой стороне должны производиться пропорционально степени вины. Только, при невозможности установления вины, она автоматически признается равной.

Самый худший исход судебного разбирательства, когда обстоятельства автоаварии не позволяют сделать однозначного вывода о виновности, свидетелей происшествия не было, а водители между собой договориться не смогли.

Как видим, обоюдка очень выгодна страховщикам, поскольку создает возможность для маневра. Если автолюбитель в состоянии нанять хорошего адвоката, то его шансы получить часть страховых выплат возрастают с 50% до 90%.

Когда страховая компания отказывает в компенсационных выплатах, то такие действия не правомерны, и участникам  ДТП необходимо обратиться в суд.

Степени общей вины

g loading=”lazy” class=”wp-image-441 alignright” src=”https://avto-praktik.ru/wp-content/uploads/2018/10/DTP-vo-dvore.png” alt=”” width=”273″ height=”260″ srcset=”https://avto-praktik.ru/wp-content/uploads/2018/10/DTP-vo-dvore.png 406w, https://avto-praktik.ru/wp-content/uploads/2018/10/DTP-vo-dvore-300×287.png 300w” sizes=”(max-width: 273px) 100vw, 273px”>Степени виновности при обоюдной вине в ДТП выделяют две: равную и различную. Первая возникает при определенных ситуациях. Чтобы сотрудники ГИБДД признали равную обоюдную вину, необходимо:

  • нарушение ПДД сразу всеми водителями;
  • наличие связи между самим нарушением правил и возникшей из-за этого аварии;
  • установление равной тяжести совершенных гражданами действий, приведших к транспортному происшествию.

Причинная связь между нарушением правил и фактом аварии подтверждает обоюдность вины при ДТП. То есть обе стороны должны нарушить ПДД, что и станет следствием происшествия.

Различная степень вины имеет место реже. Она возникает, когда все участники ответственны в совершении ДТП, но у каждого из них разная тяжесть вины.

Примером аварии с различной степенью обоюдной вины служит такая ситуация. Один водитель произвел остановку своего неисправного транспорта на дороге, не установив остановочного знака и не нажав на аварийную сигнализацию. Управляющий вторым автомобилем с превышением скоростных ограничений совершил наезд на машину первого гражданина, причинив вред не только ей, но и самому человеку. Оба водители виновны в аварии, но при этом второй совершил более серьезное нарушение ПДД. В связи с этим суд будет исходить из различной степени обоюдности.

Степени вины

Даже при условии, что дорожная авария произошла по причине нарушения несколькими участниками движения, определяется степень вовлеченности каждого из них. При этом обоюдная вина в ДТП может быть:

Равной.

Такая степень возникает тогда, когда все участники дорожного движения в равной степени способствовали совершению происшествия, с учетом следующих обязательных условий:

  1. Нарушение ПДД каждым участником движения.
  2. Наличие непосредственной связи допущенного нарушения каждым участником с событием происшествия.
  1. Равная тяжесть совершенных нарушений ПДД. Для того, чтобы определить равную тяжесть учитывается количество нарушенных положений Правил дорожного движения и строгость наказания за них, которая предусмотрена в КоАП. Если они примерно равны, то судья выносит решение о равной обоюдности вины в ДТП при наличии первых двух пунктов.

Различной.

Данная степень определяется в тех случаях, когда один из участников нарушил правила как и второй, и оба нарушения стали причинами аварии, но действия первого менее грубее, чем второго. При принятии решения судья опирается на условия, что и при определении равной вины. Дело в том, что другой методики просто не существует, а в некоторых случаях определить степень виновности в ДТП того или иного водителя не сможет и высокопрофессиональный эксперт.

Ярким примером ДТП с различной степенью вины является тот случай, когда водитель неисправного автомобиля, остановившись на обочине, не выставил предупреждающего знака и не включил аварийную световую сигнализацию. Другой водитель, двигаясь в попутном направлении существенно превысив установленную скорость движения, не заметив сломавшийся автомобиль на дороге, въезжает в него. При этом:

  1. Правила дорожного движения, которые спровоцировали аварию, нарушили оба водителя: один не установил положенный знак остановки и не включил аварийную сигнализацию, а второй превысил скорость, не убедился в том, что ему ничто не препятствует и не сумел избежать ДТП.
  2. Нарушения первого водителя менее тяжкие. Ведь если бы другой участник аварии не превышал бы скорость, то скорее всего он смог бы избежать столкновения.

Таким образом, любой суд примет решение о различной обоюдной вине при ДТП.

Страховые выплаты при обоюдной вине

При установлении обоюдной вины в ДТП выплата страховки производится пропорционально степени вины данного участника происшествия по  решению суда. Чем больше вина человека, тем на меньшую долю возмещения он может претендовать. Таким образом, если степень вины в аварии не одинакова, то менее виноватому участнику стоит обратиться в суд для официального установления этой разницы, иначе страховая фирма разделит установленную сумму страховых выплат поровну между обоими участниками по 50% каждому.

В действующем российском законодательстве не регламентированы вопросы о порядке выплат по компенсации ущерба при обоюдном ДТП, поэтому страховые фирмы по-своему решают эти проблемы, руководствуясь своими интересами. При этом обычно применяются следующие варианты их реализации:

Выплачивают обоим участникам ОСАГО – виновникам ДТП по 50% полученного ущерба. Страховщики исходят из того, что если нет возможности точно определить степень виновности каждого участника, то они считаются равными, т.е. размер возмещения ущерба делится поровну. Доказательство неравности вины участников обоюдного ДТП при недостатке фактической информации является достаточно сложным процессом.

Выносят решение об отказе в выплате компенсации обоим участникам происшествия на основании невозможности определения степени их виновности в аварии. Неправомерность такого решения очевидна, оно осознается и страховой фирмой, но принимается с тем расчётом, что потерпевшие-виновники просто не захотят впутываться в судебное разбирательство, требующее от них дополнительных финансовых расходов.

Однако закон устанавливает (ГК РФ ст.1083 ч.2) зависимость размера возмещения ущерба потерпевшему от степени его вины в случившемся происшествии. Теоретически это принимается в расчёт судебными органами при проведении разбирательства, однако практически установить обоснованную фактами истинную меру вины потерпевших очень сложно. Поэтому суды нередко следуют по упрощённому пути – определяют равную долю в компенсации ущерба.

Но бывает и так, что искушённые адвокаты добиваются своих целей и достигают других решений суда в распределении процентного соотношения размера компенсации участникам аварии – 90/10, 80/20 и т.д. Однако на практике редко кто из виновников-потерпевших выражает готовность идти до конца и бороться за более выгодное для себя решение суда.  Особенно, когда вопрос касается не очень больших сумм.

Большинство таких потерпевших участников аварии по обоюдной вине предпочитают гарантированную «синицу в руках» далёкому «журавлю в небе» и безропотно соглашаются на встречное предложение страхователя о выплате 50-процентной компенсации обеим сторонам. Таким образом, наличие обоюдной вины в дорожном происшествии на руку страховой фирме, так как неразбериха в правовом урегулировании этого вопроса даёт ей возможность маневрирования в принятии выгодных для себя решений.

Худший поворот событий для участников аварии – это невозможность получения компенсации ущерба по ОСАГО в связи с тем, что суд не может принять решение о конкретном виновнике происшествия или установить обоюдную вину по следующим причинам:

  • отсутствие достаточных фактов для принятия обоснованного решения о виновнике ДТП;
  • отсутствие объективных материалов об обстоятельствах происшествия или отсутствие свидетельских показаний, проясняющих истинную картину аварии;
  • кардинальные противоречия в объяснениях участников ДТП.

В таком случае им остаётся надеяться только на КАСКО, если соответствующее страхование было оформлено.

С 27.04.2017 года вступили в действие дополнения и изменения в Закон об ОСАГО, согласно которым установление обоюдной вины в ДТП позволит потерпевшему получить денежную компенсацию вместо восстановления повреждённой автомашины в сертифицированной станции техобслуживания. При этом сумма денежной компенсации зависит от степени износа автомобиля.

Если же пострадавший автовладелец решит восстанавливать машину в СТО страховой фирмы, то часть ремонта ему придётся оплачивать самому в зависимости от степени вины. Например, если стоимость восстановления оценена в 40 000 рублей, а вина сторон установлена одинаковой, то бесплатно ему будет оказана только половина этих услуг, а оставшуюся часть в 20 000 рублей он доплачивает  из своего кармана.

Это решение более выгодно для потерпевшего в ДТП с обоюдкой, так как при получении возмещения деньгами он получит сумму, равную 50% ущерба, дополнительно уменьшенную на определенную величину с учётом износа автомобиля.

Как оформляется авария в случае вины обоих участников?

Итак, если на трассе произошла авария по обоюдной вине, то шофёр в обязательном порядке должен придерживаться следующей схемы:

  1. Он может покинуть машину, но не может ни на сантиметр сдвигать её. При этом он должен оставаться на месте произошедшего.
  2. До приезда инспекторов, владельцу авто нужно самому зафиксировать все доказательства, которые бы свидетельствовали о вине второго участника: сделать фотографии, снять видео, опросить свидетелей.
  3. Вызов инспекторов ГИБДД и оповещение своей страховой организации.
  4. Владелец авто обязательно должен проследить за тем, что инспектор записывает в составляемый протокол. Бывают случаи, когда протокол не соответствует действительности.
  5. Если водитель уверен в собственной невиновности, то ни при каких обстоятельствах он не должен брать вину за случившееся на себя.
  6. Когда будет оформлять протокол, шофёр обязан чётко проговорить все детали, добиваться того, чтобы все данные были занесены, проверять. Обязательно следить за тем, чтобы были прописаны все факты, доказывающие вину второй стороны. Возможно, ориентируясь на показания, водитель сможет добиться того, что его не признают вторым виновником аварии.

Если в ДТП имущество получило маленькие повреждения, то оптимально будет вызвать аварийного комиссара, оформить Европейский протокол и оформить все требуемые документы в страховую организацию. Даже при таком раскладе обе стороны получат свою компенсацию.

В 2018 году был установлен максимальный размер выплаты страховой при произошедшей обоюдной вине в пятьдесят тысяч. Если авария произошла по вине обоих шофёров, то каждому выплатят только половину по ОСАГО.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий