Как повысить шансы на победу в тендере

Вводная информация

Когда говорят о госзакупках https://tenderbot.kz/goszakup, в первую очередь имеют в виду тендеры государственных заказчиков. Они проводятся в соответствии с законом 44-ФЗ. Частог в эту же категорию включают еще и так называемые корпоративные закупки, осуществляемые госкорпорациями и прочими компаниями с государственным участием — их регулирует закон 223-ФЗ. Каждый из этих законов определяет круг заказчиков, которые обязаны осуществлять свою закупочную деятельность на его основании.

Главное различие между этими законами в том, что 44-ФЗ строго регламентирует все действия заказчика, тогда как 223-ФЗ устанавливает лишь определенные рамки. Корпоративные заказчики сами разрабатывают Положение о закупке, в котором прописывают конкретные правила осуществления тендеров. Тогда как в рамках госзакупок все более унифицировано. На практике для поставщика это означает, что в госзакупках у заказчика меньше возможностей для нарушений. Вместе с тем закупки по 44-ФЗ более требовательны и к соблюдению правил самими поставщиками.

Торгами обычно называют аукционы в электронной форме. Это наиболее популярный способ определения поставщика, поскольку является самым прозрачным и довольно простым. Аукционы проводятся на электронных торговых площадках (ЭТП).

Наряду с аукционами, существуют и другие способы определения поставщика, которые проводятся как в электронном, так и в документарном («бумажном») виде. Однако с начала 2019 года все процедуры должны перевести в электронную форму и проводить на ЭТП.

Далее расскажем о том, как новичку войти в мир закупок.

Ключевые проблемы

Весной текущего года как поставщики, так и заказчики столкнулись с каскадом различных сложностей. Импортные комплектующие либо стали недоступными, либо взлетели в цене. Крупные поставщики стали опасаться выходить на закупки организаций, попавших под иностранные санкции.

Учитывая, что проведение закупочных процедур занимает довольно продолжительное время, изменения цен вынудили многих поставщиков искать возможности уклонения от взятых на себя обязательств еще на этапе рассмотрения заявок.

Тем не менее, в сложившихся обстоятельствах рынок государственных и корпоративных закупок приучается к определенному саморегулированию, а законодатель уже принял нормативно-правовые акты, позволяющие заинтересованным сторонам найти приемлемые решения.

Зачастую победитель закупки не является самостоятельным производителем продукции, и рассчитать все издержки на момент исполнения договора (через несколько недель, либо месяцев) становится непростой задачей. При этом критерий стоимости поставки продукции обязательно учитывается при проведении тендеров.

Очевидно, что если поставщик предпочтет перестраховаться и предложить высокую стоимость, то он вряд ли станет победителем торгов, а вот участник закупки, который предложит наименьшую цену, будет иметь гораздо больше шансов как на заключение договора, так и на вероятные риски поставки продукции ниже себестоимости.

Если риск перерастает в реальную угрозу, — заказчик предлагает заключить договор — то, как правило, ищется возможность отказаться от обязательств, оказавшихся невыгодными.

Заказчики под санкциями. А что с их закупками?

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.2022 № 301 заказчикам, попавшим под санкции, а также кредитным организациям, чьи контролирующие лица попали под санкции, предписано не размещать никаких сведений о закупках на сайте Единой информационной системы (ЕИС).

Это также означает, что временно заказчики не публикуют никаких планов, протоколов и отчетов. Конкурентные закупки таких заказчиков переведены в закрытую форму и проводятся с адресным приглашением поставщиков, отобранных организатором торгов. Неконкурентные закупки, по которым сведения не передаются в ЕИС, проходят по прежнему порядку. 

Если заказчик, попавший под санкции, проводит конкурентную закупку в электронной форме, то теперь такая закупка проходит на ЭТП АСТ ГОЗ.

Особенность этой площадки — сложная процедура аккредитации, длительная проверка сведений и необходимость установки дополнительного ПО. Если заказчик не направил адресного приглашения на участие в конкретной закрытой закупке, то проходить сложную процедуру не имеет большого смысла. 

Поскольку любой временный порядок когда-либо завершается, мы ожидаем, что в скором времени указанные заказчики снова будут публиковать сведения о процедурах — либо на новом ресурсе, либо в новой закрытой части ЕИС.

В соответствии с 104-ФЗ от 16.04.2022 года для корпоративных закупок изменились формулировки в указании сайта публикации данных, следующим этапом может стать запуск в эксплуатацию сайта с закрытом разделом закупок заказчиков, попавших под санкции.

Анализ

На первом этапе придется провести подготовительную работу. Необходимо проанализировать сферу, в которой компания осуществляет деятельность, на предмет закупок. Вся необходимая для анализа информация есть в единой информационной системе (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Эти данные открыты и бесплатны.

Будет полезно сразу посмотреть, как выглядит закупочная документация, а также изучить, какие требования обычно предъявляются к участникам в конкретной сфере. Возможно, будут нужны какие-то дополнительные документы — допуски, лицензии и так далее. Все это поможет сделать вывод о том, сможет ли компания поставить нужные заказчику товары или услуги.

В результате анализа будущий участник закупок должен ответить на вопросы:

  1. Каков объем рынка закупок в его сфере?
  2. Насколько высока на нем конкуренция?
  3. Кто является основными конкурентами, как часто они подают заявки и выигрывают тендеры?
  4. Каков разброс стоимости контрактов? Другими словами, сколько примерно можно на этом заработать?

Далее делаются такие выводы:

  • целесообразно ли принимать участие в закупках;
  • будет ли организация участвовать исключительно в государственных торгах (по 44-ФЗ) или также в корпоративных (по 223-ФЗ);
  • в каких регионах искать тендеры.

Поиск закупок

С процессом поиска в ЕИС вы должны были познакомиться еще на этапе анализа. При поиске торгов для участия подход тот же. В поисковой строке можно указывать наименование объекта закупки, код по ОКПД2, любые ключевые слова, которые как-то могут характеризовать товар или услугу. Закупки можно отсортировать по региону, закону, в соответствии с которым они проводятся, по уровню цен, по этапу проведения и так далее. Все это возможно в разделе «Расширенный поиск». Таким образом, можно будет найти закупки, условия которых максимально соответствуют интересам участника. 

Расширенный поиск в ЕИС.

Когда процедуры отобраны, нужно познакомиться с общей информацией о каждой из них. Здесь поставщика должны интересовать преимущественно такие вопросы:

  1. На какой ЭТП она проводится. Нужно удостовериться, что аккредитация на этой площадке пройдена.
  2. Дата начала и окончания приема заявок. Следует убедиться, что хватит время на вдумчивое ознакомление с закупочной документацией и подготовку заявки.
  3. Какова сумма обеспечения заявки. Это сумма, которая блокируется на ЭТП при подаче заявки. Она служит залогом того, что поставщик имеет серьезные намерения участвовать в процедуре. Впоследствии при любом исходе (кроме уклонения победителя от подписания контракта) эта сумма будет возвращена.
  4. Какова сумма обеспечения исполнения контракта. Как и обеспечение заявки, это залог, но теперь уже на случай, что выигравший закупку поставщик добросовестно исполнит условия контракта.
  5. Какие ограничения или преференции есть в закупке в части состава исполнителей. Например, некоторые закупки по 44-ФЗ предназначаются специально для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, а по 223-ФЗ — для субъектов среднего и малого предпринимательства. Существуют также иные преференции и ограничения. 

После ознакомления с общей информацией о закупке следует перейти к изучению документации.

Особое внимание уделяется техническому заданию (ТЗ), где описаны конкретные характеристики объекта закупки и предъявляемые к нему требования. Это поможет поставщику реально оценить свои возможности по исполнению контракта. 

Упомянутые выше ошибки и неточности в закупочной документации могут быть допущены специально. Иногда представитель заказчика сговаривается с поставщиком и предпринимает действия для увеличения его шанса на победу. При этом преследуются собственные корыстные интересы. Чаще всего конкурентное преимущество «своего» поставщика обеспечивается через запутывание условий закупочной документации в надежде на то, что другие участники не смогут или не захотят в ней разобраться. Таким образом искусственно ограничивается конкуренция, что является нарушением законодательства.

Получение электронной подписи

Участие в торгах невозможно без получения электронной подписи (ЭЦП). Причем она понадобится уже на этапе подключения к торговым площадкам. ЭЦП — это набор файлов на USB-устройстве — токене. Получить ее можно в любом удостоверяющем центре. ЭЦП выдается на конкретное лицо — представителя организации или предпринимателя — и полностью аналогична его собственноручной подписи. 

Почему важно определиться с площадкой до получения ЭЦП? От этого зависит, какую именно подпись выбрать. Существуют такие, которые работают на большинстве площадок, но они стоят дороже

Если планируется участвовать только в государственных торгах (по 44-ФЗ), то можно ограничиться подписью для федеральных площадок. Также существуют подписи, которые предназначены только для тех или иных конкретных ЭТП.

Когда цифровая подпись получена, пришло время настроить свое рабочее место. Сертификат подписи и специальное ПО для его использования нужно установить на компьютер, с которого будет производиться участие в торгах. Подробные инструкции обычно даются вместе с ЭЦП.

Как применяют неконкурентный формат закупок

В ст. 24 Федеральной контрактной системы строго закреплено, какие бывают способы закупок — конкурентные (конкурс, аукцион, запрос котировок) и неконкурентные. К неконкурентным относится только один вариант: заключение контракта с единственным исполнителем.

А в ст. 93 44-ФЗ указано, какие способы закупок используются при объемах менее 500 000 руб. (в 2021 году лимит выше — 600 000 рублей). Для таких заказов тоже заключают контракт с единственным поставщиком, основываясь на п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы.

Контракт с единственным поставщиком заключается без проведения процедуры выбора победителя, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2021 год действуют 54 основания.

Вот как определить типовой способ закупки у единственного поставщика:

  1. Открыть ФКС, статью 93.
  2. Проверить, входит ли объект закупки в перечень утвержденных оснований.
  3. Если да, то заключить контракт с единственным исполнителем. Если нет — провести конкурентные торги.

К основаниям для заключения контракта с единственным исполнителем относятся:

  • указ, распоряжение, поручение Президента РФ;
  • приобретение услуг в компаниях-монополиях;
  • ликвидация аварий;
  • покупка лекарств;
  • малый объем заказа.

Торги

Вот и наступил этап, ради которого все затевалось — проведение самого аукциона. В назначенный день и час все участники заходят в аукционный зал ЭТП и начинают торги, то есть подают свои ценовые предложения. Аукцион проводится на понижение цены, то есть лучшую позицию занимает тот участник, который предложил наименьшую стоимость контракта. Если в течение 10 минут после последнего предложения никто не сделает нового, аукцион будет завершен.

В процессе первых торгов у поставщиков, как правило, возникает немало вопросов. Лучше заранее познакомиться с информацией для участников, которая размещена на площадках, и тогда процесс не вызовет трудностей.

Проверка контракта 

Победившему участнику заказчик через функционал ЭТП направляет контракт. Необходимо убедиться, что он полностью соответствует проекту, который был размещен в закупочной документации.

Также нужно обратить внимание на то, правильно ли заказчик указал данные исполнителя 

В результате проверки победитель аукциона принимает решение:

  • о подписании контракта в том виде, который направил заказчик (если не найдено ошибок или разночтений);
  • о составлении протокола разногласий (если неточности присутствуют).

Если найдены разночтения в положениях контракта и его проекта либо заказчик ошибся в реквизитах поставщика, эти ошибки указываются в протоколе разногласий. После их устранения заказчик вновь направляет контракт поставщику на подпись. Если учесть замечания невозможно, в отдельном документе он должен изложить причины этого. За поставщиком же остается право повторно составить протокол разногласий. Если требования поставщика правомерны, а заказчик не хочет их исправлять, можно жаловаться в ФАС. 

С торгами по 223-ФЗ все немного иначе — во главу угла ставится Положение о закупке заказчика. В нем прописывается в том числе и порядок урегулирования споров по проекту договора.

Понятие и регламентация

Законодательно понятие «тендер» никак не определено. На практике же данный термин активно вошёл в экономическую жизнь и прочно там обосновался. Он подразумевает конкурентные торги, в процессе которых заказчик находит наиболее приемлемые для себя предложения по поставкам товаров, выполнению работ, оказанию услуг.

Тендерные торги функционируют в закупочной сфере, которая чётко регламентируется федеральными законами № 44 от 05.04.2013 г. (44-ФЗ) и № 223 от 18.07.2011 г. (223-ФЗ).

  1. В гостендерах по 44-ФЗ принимают участие государственные организации, бюджетные и муниципальные учреждения, а также физлица, включая зарегистрированных ИП.
  2. При выборе подрядчиков для капремонта, например, многоквартирного дома тендер осуществляется на условиях ПП № 615 от 01.07.2016 г.
  3. Тендеры по 223-ФЗ осуществляют отдельные юридические лица, которые частично принадлежат государству, у которых регулируется деятельность или которые относятся к естественным монополиям.
  4. Любые негосударственные компании проводят коммерческие тендеры, в ходе которых закупки осуществляются на условиях ГК РФ, ФЗ № 135 от 26.07.2006 г.

Для заказчика этапы проведения тендера находятся в прямой зависимости от выбранной формы закупки.

Но в любом случае данный процесс состоит из:

  1. Создания контрактной службы.
  2. Закупочного планирования.
  3. Составления и размещения закупочной документации.
  4. Собственно проведения тендера, которое заключается в отборе поступивших заявок на участие в закупочном процессе закупочной комиссией. Все нарушившие сроки подачи заявки при этом отклоняются.
  5. Определения победителя, которое заключается в составлении и размещении в открытом доступе итогового протокола. В нём называется участник, сделавшей лучшее предложение.
  6. Подписания государственного контракта с победителем. На заключительном этапе подписывается госконтракт с тендерным победителе, в ходе чего заказчиком составляется проект договора на основании закупочной документации и предложения победителя и отправляется поставщику. После этого поставщик подписывает контракт, а за ним это делает заказчик.

Для поставщика этапы проведения тендера включают:

  1. Подготовку документов.
  2. Получение электронной подписи.
  3. Аккредитацию.
  4. Подготовку компьютерного обеспечения.
  5. Изучение закупочной документации.
  6. Внесение денежного обеспечения.
  7. Непосредственное участие в торгах, которое подразумевает подготовку и подачу заявки на участие в тендере на протяжении определённого срока.
  8. Знакомство с итоговым протоколом торгов.
  9. Подписание контракта, которое происходит в случае, если данный участник стал победителем.

При этом победитель обязан:

  • заключить госконтракт;
  • выполнить его надлежащим образом;
  • за участие в тендере заплатить оператору торговой площадки оговорённую сумму, которая не должна превышать 3000 руб.

Таблица: особенности проведения отдельных видов торгов

Вид конкурсаСпецифика проведения аукциона
На реализацию и закупкуЦель заказчика определяет вид торгов. Намерен он продать или закупить продукцию. Один из участников конкурса – продавец, другой – покупатель.
2-х этапный или одноэтапный конкурсОсобенности таких торгов: Конкурс проводится при выполнении сложных работ. Участники тендера имеют надлежащую квалификацию, оборудование. При честных торгах контракт отдается организации, желающей исполнить проект на высоком уровне по приемлемой для организатора конкурса стоимости. Торги проводятся в несколько этапов, если заказчик не может изначально озвучить условия контракта. На первой стадии выбирает привлекательное предложение. На заключительном этапе, выгодные условия.
аукционАукцион побеждают участники, предложившие минимальную цену за услуги, товары.
запрос котировок и предложенийЗапрос котировок – анализ поступивших заявок. Побеждает участник, которому организатор отдаст предпочтение. При запросе предложений оценивается техническая и финансовая сторона вопроса.
конкурентные спорыКонкурентные споры. Участники – лица, отвечающие выдвинутым заказчиком условиям. Во время переговоров анализируется каждый исполнитель.
Закрытые и открытыеНа открытых тендерах участвуют все желающие, закрытых лица приглашенные заказчиком. Закрытые торги проводятся, если: контракт связан с коммерческой, гос. тайной; ограниченный круг исполнителей по данным видам услуг; неоправданные расходы на открытые торги. Выбирая предпочтительный вид торгов, организатор должен соблюдать нормы законодательства.
Коммерческие и федеральные закупки с отдельными юрлицамиГосударственные торги. Заказчик – госучреждения или госорган. Условия участия в конкурсе, отбор заказчиков жесткий. Организатор отчитывается за свои действия: не имеет право менять условия договора, перечень услуг, работ, товаров. Закупки с отдельными юрлицами: государственными корпорациями, компаниями, унитарными муниципальными и федеральными организациями, автономными предприятиями. Организатор самостоятельно выбирает форму тендера (конкурс или аукцион), условия. Коммерческие торги. Частные компании проводят закупки в соответствии с ФЗ-135 и ГК РФ, за счет собственного бюджета. Все условия тендера устанавливает организатор. Размещать информацию в ЕИС не обязательно.
Торги в документальной форме или электронноНезависимо от формы проведения конкурса, заказчик ведет контроль поступающих данных (ЭЦП на площадке). Условия участия оглашает заказчик. Для всех исполнителей они одинаковые.

Конкурсы, тендеры и аукционы: отличия

Единственная связь, которая заключается между этими тремя понятиями – их цель. Целью конкурса, тендера и аукциона является заключение контракта с победителем «соревнования» на право заключить данный контракт. Во всем остальном понятия имеют между собой коренные отличия.

Итак, давайте начнем с тендера. На сегодняшний день понятие «тендер» используется практически всегда, когда речь идет о государственных заказах или государственных закупках. На самом же деле в нашем государстве это чисто разговорный термин, который никогда не используется в юридической документации. Вместо него законодателем было принято использовать слово «торги». И здесь становится примечательным, что торги под собой и подразумевают – аукционы и конкурсы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий