Штраф за отсутствие техосмотра
Вместе с ужесточением прохождения ТО Госдума расширила рамки ответственности за отсутствие технического осмотра на автомобиле. Правда, эти поправки пока отложили до 2022 г. В настоящий момент штрафовать могут только водителей автобусов, такси и грузовых авто с числом пассажирских мест от 8 шт. Размер штрафа 500–800 руб. (ст. 12.1 КоАП РФ).
Но поправки, указанные в Федеральном законе от 26.07.2019 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в КоАП РФ», в скором времени вступят в силу. Пока на них наложили мораторий. А с 1 марта 2022 г. они заработают в полном объеме. Вот текст из отложенного закона:
Рис. 3. Ст. 12.1, п. 1.1 КоАП РФ
Кто рискует получить штраф без техосмотра
Получить квитанцию на 2000 руб. рискуют автовладельцы, управляющие транспортным средством без пройденного ТО. Выявлять нарушителей будут сотрудники ГИБДД и нейросеть с помощью камер фиксации. Но штраф может прийти и добропорядочному собственнику ТС, если программа допустит ошибку, например, по причине электронного сбоя. (Придется оспаривать.)
Как проверить диагностическую карту онлайн
Данные о пройденных ТО хранятся в базе ЕАИСТО (Единая автоматизированная информационная система технического осмотра). У электронного банка данных есть официальный веб-ресурс eaisto.gibdd.ru. Вы можете проверить техосмотр непосредственно в Единой системе, или в качестве альтернативы использовать наш сервис. Введите в поисковую строку регистрационный номер автомобиля и нажмите «Поиск». (Программа запрашивает данные в ЕАИСТО.)
Последние нововведения в законодательные акты
С 1 марта 2021 года планировалось внесение поправок в действующий закон о техосмотре, которые будут касаться фотофиксации с геолокацией процедуры. На данный момент внесение изменений перенесли на 1-ое октября. Такие меры обусловлены тем, что многие организации, специализирующиеся на ТО, продают диагностические карты без непосредственной диагностики транспортного средства. Кроме того, встречаются случаи откровенного мошенничества, когда у автовладельцев на руках оказывается поддельная карта. Еще одним нововведением может стать установление штрафных санкций за отсутствие действительного ТО. Такая процедура будет осуществляться с помощью камер ГИБДД на дорогах при взаимодействии с электронной базой. Размер штрафа для физических лиц составит 800 рублей. Само проведение техосмотра регламентируется следующими государственными законодательными актами с внесенными в них поправками:
- Федеральный закон № 170 от 1.07.2011 года «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 15.09.2020 N 1434 “Об утверждении Правил проведения технического осмотра транспортных средств, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”
- Постановление Правительства России № 999 от 5.12.2011 года, которое устанавливает порядок предоставления талонов и бланков о прохождении ТО.
- Постановление Правительства России № 912 от 3.11.2011 года «О размере платы за аккредитацию в сфере ТО».
- Постановление Правительства России № 857 от 24.10.2011 года, которое определяет надзорные органы страхования, наблюдающие за соблюдением нормативов ТО.
- Приказ Минэкономразвития России № 587 от 21.10.2011 года о ведении реестра операторов ТО.
- Приказ Федеральной службы по тарифам № 642-а от 18.10.2011 года о методике расчетов стоимости ТО.
Что входит в процедуру
Требования к процессу должны непреложно соблюдаться. Исходя из нового регламента ГИБДД 2022 года, порядок прохождения техосмотра автомобиля будет состоять из следующих этапов:
- Проверка светового оснащения (в перечень электроприборов ТС входят: головная оптика, габариты, указатели и повторители поворотов, задние отражатели и стеклоочистители);
- Замер уровня основных жидкостей машины (к этому списку относятся: моторное масло, смазка сцепления, тосол и смесь для тормозной системы гидравлического типа);
- Оценка люфтов на рулевом колесе и колонке (дополнительно проводится проверка ходовой части на степень износа шин, рычагов подвески и шаровых опор);
- Осмотр замков дверей и багажного отделения (исключительный этап, служащий для оформления КАСКО);
- Замер количества и состава выхлопных газов самоходной техники (при увеличенном содержании СО2 в отработанных парах двигателя Гостехнадзор не выдаст владельцу движимого имущества диагностическую карту);
- Проверка тормозных свойств авто на скоростях 60 и 90 км/час (такой тест проводится на специальном полигоне, под присмотром ответственных операторов ГИБДД).
Также причиной для отказа в выдаче технического талона может послужить и банальное отсутствие аптечки или огнетушителя. Поэтому перед поездкой на смотровую площадку МРЭО или на СТО, наличие перечисленных принадлежностей обязательно стоит проверить.
Функции исполнителей техосмотра автобусов.
Технический осмотр автобусов, в том числе повторный, проводится оператором технического осмотра, аккредитованным в Российском союзе автостраховщиков для проведения технического осмотра в области аккредитации, соответствующей категориям транспортных средств М2 и М3, с непосредственным участием сотрудника ГИБДД, уполномоченного для исполнения этой функции руководством ГИБДД.
3.1. Оператор технического осмотра (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель). обеспечивает доступ для уполномоченного сотрудника ГИБДД на место проведения техосмотра и к показаниям результатов технического диагностирования.
3.2. Технический эксперт пункта технического осмотра проводит техническое диагностирование автобуса по обычной схеме, но в присутствии сотрудника ГИБДД.
3.3. Уполномоченный сотрудник ГИБДД:
а) оформляет усиленную квалифицированную электронную подпись в удостоверяющих центрах Минкомсвязи РФ или МФЦ;
б) проверяет соответствие автобуса данным, указанным в свидетельстве о регистрации транспортного средства или паспорте транспортного средства (электронном паспорте транспортного средства), а также в государственном реестре транспортных средств;
в) после проведения диагностирования автобуса техническим экспертом проверяет соответствие результатов технического диагностирования обязательным требованиям безопасности транспортных средств категорий М2 или М3, указанным в приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра, утвержденных постановлением Правительства РФ от 15 сентября 2020 года № 1434, то есть проверяется результат диагностирования по каждой обязательной операции;
г) после сверки данных по автобусу и проведения техническим экспертом диагностирования на стационарной или передвижной линии вносит в сформированную техническим экспертом в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО) диагностическую карту заключение о соответствии или несоответствии автобуса обязательным требованиям безопасности транспортных средств (подтверждающее или не подтверждающее его допуск к участию в дорожном движении) и удостоверяет запись усиленной квалифицированной электронной подписью.
Форма автобусной диагностической карты приведена в приложении к постановлению Правительства РФ от 23 мая 2020 года № 741.
Правила проведения ТО
Правила прохождения техосмотра 2020 года устанавливают, что осмотр проводится экспертом, на основании проведения которого владелец получает диагностическую карту с заключением о возможности дальнейшей эксплуатации ТС.
Если автомобиль прошел ТО, то водителю на руки выдадут талон, в обратном случае понадобится повторное прохождение. Следует помнить, что повторное прохождение ТО платное.
Отметим, что стоимость повторного прохождения ТО установлена нормами пп. 3,4 ст. 18 Федерального Закона.
Что проверяют на техосмотре? Установлены следующие обязательные параметры:
- Инструментальное диагностирование;
- Проверка на соответствие нормативам номерного знака, аптечки и огнетушителя;
- Проверка замков на дверях;
- Проверка нормативов технических жидкостей машины;
- Проверка работы тормозной системы;
- Проверка светотехнических приборов освещения;
- Проверка люфта подвески и руля;
- Измерение уровня токсичности выхлопов.
Вся информация по результатам прохождения осмотра будет находиться в автоматизированной системе эксперта.
Документы необходимые для прохождения технического осмотра
С началом действия новых правил из ряда требуемых документов исключены страховой полис ОСАГО и медицинская справка. Даже заверять доверенность у нотариуса больше не требуется. Если вы представляете интересы собственника, то достаточно оформить ее в простой письменной форме.
Кроме наличия транспортного средства, для прохождения технического осмотра в 2022 году потребуется всего два документа:
- Паспорт гражданина РФ или другое удостоверение личности плюс доверенность для представителей собственника авто.
- ПТС или свидетельство о государственной регистрации автомобиля (СТС).
Требование других документов незаконно. Единственная причина, по которой оператор технического осмотра имеет право отказать в проведении процедуры – это несоответствие технических характеристик автомобиля данным, заявленных в документах. То есть подменить один автомобиль другим не получится.
Как ГИБДД будет проверять техосмотр с 1 октября 2021 года
Реформа ТО затронула и Госавтоинспекцию. Теперь сотрудники ГИБДД обязаны присутствовать при техническом осмотре пассажирских автобусов, которые проходят ТО исключительно по записи. Вместе с этим, у дорожной полиции появились полномочия выявлять купленные техосмотры у страховщиков и аннулировать их в системе ЕАИСТО. «Пробить» диагностическую карту инспекторы могут онлайн в процессе проверки документов после нарушения ПДД или в ходе рейда.
Перенос техосмотра с 1 марта на октябрь 2021 г. затронул исключительно автовладельцев. Операторы ПТО уже обязаны блюсти поправки закона № 170-ФЗ «О техническом осмотре…» Купить бланк ТО, как ранее, у страховщиков или брокеров сейчас практически невозможно. Диагностическая карта 2021 оформляется по новым правилам: с фотоснимками высокого разрешения, привязкой навигационных координат и электронно-цифровой подписью оператора ПТО. На штрафы без техосмотра пока объявлен мораторий, до 01.03.2022 г.
Для чего проходят техосмотр
Технический осмотр автомобиля – это своеобразная экспертиза, целью которой является проверка некоторых узлов и отдельных агрегатов транспортного средства на исправность. По закону проходить ее следует раз в 1-2 года, в зависимости от возраста машины. А вот для личной безопасности производить техобслуживание ТС желательно намного чаще (раз в 3-6 месяцев).
Если в ходе ТО механических поломок выявлено не будет, то владельцу авто выдадут специальный талон, указывающий на полную пригодность его самоходной техники к передвижению по дорогам общего пользования. Без такой бумаги водитель даже не сможет оформить страховой полис (один из обязательных документов, требуемых для управления транспортом), и поставить свою движимую собственность на учет в МРЭО.
https://youtube.com/watch?v=4fMn_oXmss4
Когда возникают проблемы с ТО?
Правила технического осмотра транспортных средств заключаются в том, что эксперты должны выявлять все недостатки, имеющиеся в техническом состоянии машины. Поэтому нередко отказ в выдаче карты обусловлен условиями:
- имеется тонировка на передних стеклах или фарах;
- присутствуют незарегистрированные отклонения от заводской комплектации, например, переделан автовладельцем руль;
- выявляются проблемы с функционированием двигателя, трансмиссии или имеется деформация кузова, выполненная намеренно владельцем машины;
- у автовладельца отсутствует огнетушитель, аптечка или знак аварийной остановки;
- на одну ось выявляется разность тормозных усилий;
- в передних фарах имеются трещины;
- установлены водителем дополнительные подножки;
- номерные знаки невозможно прочесть;
- имеется нештатное ксеноновое освещение;
- в боковых стеклах выявляются трещины.
Даже при наличии вышеуказанных небольших проблем эксперты отказывают в выдаче карты. Поэтому в течение 20 дней необходимо устранить все эти недостатки, чтобы в будущем не уплачивать полную стоимость техосмотра.
Что такое техосмотр автомобиля?
Большинство автолюбителей считают, что техосмотр — это устаревшая бюрократическая процедура, которая только усложняет жизнь владельцам транспортных средств. И это действительно так, даже сейчас после упрощения подобного мероприятия требуется отстоять очередь, потратив много времени. Но при правильном порядке и организации, техосмотр подтверждает исправность машины, что гарантирует безопасность вождения и получения страховой выплаты после попадания в аварийные ситуации на дороге и повреждения автомобиля. График проведения техосмотра зависит от возраста и типа транспортного средства. Если автомобиль новый, недавно выпущенный с конвейера, то процедуру проходят в конце 4-ого года, который следует за годом выпуска транспортного средства. Последующие мероприятия по техническому осмотру придется пройти через 2 года после первого.
Автомобили с возрастом эксплуатации от 4 до 10 лет должны проходить ТО каждые 2 года, а машины старше 10 лет — ежегодно. Это касается легковых транспортных средств до 3,5 тонн, в числе прочего и с установленными спецсигналами — кареты скорой помощи, пожарные машины и т. д. Общественный и грузовой автотранспорт необходимо осматривать каждые полгода, это же правило действует и в отношении прицепов, использующихся для перевозки опасных грузов. При этом прицепы весом до 3,5 т, находящиеся в собственности у физических лиц, в техосмотре не нуждаются.
Подробнее о сроках прохождения технического осмотра для отдельных категорий транспортных средств можно ознакомиться здесь.
Зачем нужен техосмотр?
Проведение технического осмотра транспортных средств позволяет решить сразу несколько важных задач:
- выявляются все недостатки в техническом состоянии автомобиля, поэтому их можно оперативно устранить и быть уверенным в безопасном движении на дорогах;
- выдается по окончании процесса диагностическая карта, без которой не получится приобрести полис ОСАГО.
До 2017 года техосмотр не был обязательным, но после введения изменений в законодательство требуется регулярно его проходить владельцам разных автомобилей. Закон № 170 ФЗ “О техническом осмотре транспортных средств” указывает, что только после этой процедуры сможет гражданин получить диагностическую карту.
Стоимость проведения аккредитации
Технический осмотр транспортных средств проводится только в организациях, получивших соответствующее разрешение от государственного органа. В случаях, когда специалисты выявили неисправность в автомобиле, диагностическая карта выдается только при условии устранения дефекта. Причем при каждом прохождении осмотра автовладельцу придется производить установленную оплату услуги.
Сама процедура складывается из нескольких этапов, среди которых можно выделить следующие:
- проверка наличия аптечки и огнетушителя и их соответствие действующим нормам;
- оценка состояния автомобиля с использованием специализированного диагностического оборудования;
- проверка замков;
- оценка состояния рулевого управления, наличие люфтов;
- проверка световых приборов;
- оценка состояния иных компонентов, которые могут повлиять на безопасность транспортного средства.
Для получения аттестата в РСА необходимо предоставить:
- заявление;
- учредительные документы;
- выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- подтверждение наличия помещения – документы о собственности или аренде помещения;
- документы, подтверждающие наличие в собственности или аренде необходимых технических средств, советующих списку для выбранной категории транспорта;
- документы на предоставление услуг связи для регулярной передачи информации в единую информационную систему (ЕАИСТО), содержащую информацию об автовладельцах и их техосмотре;
- подтверждение наличия в штате технического эксперта, соответствующего установленным требованиям;
- доверенность от юридического лица для подтверждения правомочности подписи лица, поставившего подпись в заявлении;
- опись вложения;
- платежный документ, подтверждающий оплату проведения аккредитации.
Разрешение РСА выдается оператору ТО на конкретно выбранную им область – категорию ТС, досматривать которую ему дает право полученный аттестат.
Категорию нужно выбрать из списка транспортных средств:
- мотоциклы (L);
- для перевозки пассажиров, имеющее менее 8 мест (М1);
- с числом пассажирских мест более 8 и массой менее 5 тонн (М2);
- с числом пассажирских мест более 8 и массой более 5 тонн (М3);
- грузовые грузоподъемностью менее 3,5 тонн (N1);
- грузовые грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн (N2);
- грузовые грузоподъемностью более 12 тонн (N3);
- прицепы массой менее 0,75 тонн (О1);
- прицепы массой от 0,75 до 3,5 тонн (О2);
- прицепы массой от 3,5 до 10 тонн (О3);
- прицепы массой свыше 10 тонн (О4).
При положительном решении РСА вся доступная информация о новом операторе ТО заносится в официальный реестр.
Стоимость документов на право проведения ТО составляет:
- 20 тыс. рублей — за рассмотрение документов и принятие решения;
- 10 тыс. рублей — за каждый пункт ТО, оговоренный в заявлении.
Аттестат РСА выдается на 1 год и должен ежегодно подтверждаться. Это является платной услугой.
Размер платы составляет:
- 15 тыс. рублей — за подтверждение аккредитации;
- 10 тыс. рублей — за пункт ТО.
При расширении области аккредитации оператор ТО должен заплатить:
- 15 тыс. рублей — за рассмотрение заявления;
- 10 тыс. рублей — за каждый пункт ТО.
Размер оплаты составит:
- 10 тыс. рублей — за заявление;
- 10 тыс. рублей — за каждый новый пункт.
Что проверяют на ПТО в 2022 году
Как и ранее, в 2022 году во время плановой диагностики операторы в первую очередь проверяют общее состояние транспортных средств, с целью предотвращения их поломки при движении в потоке. Но кроме этого законом дополнительно предусматривается и проведение сверки конструкции автомобиля.
Ведь любое вмешательство в заводское строение самоходной машины несет в себе опасность не только для самого водителя, но и для окружающих его автомобилистов. Самым последним этапом прохождения техосмотра для ОСАГО является проверка номеров кузова и двигателя ТС, на их сходство с данными технического паспорта.
Главные изменения в правилах техосмотра
Отметим сразу, что понятие «талон техосмотра» (и сам документ) полностью вышли из законодательства. Теперь вместо этого выдается диагностическая карта автомобиля. Документ можно получить в любом сервисном центре после того, как будет пройден ТО.
Что представляет собой диагностическая карта?
Диагностическая карта представляет собой специальный документ в формате А4, в котором содержится таблица со всеми зафиксированными сведениями про автомобиль, а также указывается техническое заключение про возможность/невозможность эксплуатации транспортного средства.
Такая карта заверяется только подписью эксперта, который проводил осмотр. Составляется документ в двух экземплярах (дополнительно создается электронная версия) с закреплением индивидуального номера. Один экземпляр остается у владельца транспортного средства, а другой в течение трех лет находится у эксперта, который проводил осмотр.
Новая форма талона ТО
Бланк техосмотра имеет новую форму, которая является официально утвержденной Приказом Министерства транспорта. Основные требования к талону:
- Представляет собой зеленую карточку с размерами 105Х74 мм, которая распечатана на современных средствах ЭВМ;
- Должен быть десятизначный номер талона, который выполнен с использованием способа высокой печати;
- Бланк является защищенным полиграфическим документом уровня «Б» в соответствии с требованиями действительных нормативно-правовых актов.
Водитель должен обращать внимание на эти нюансы и при выдаче новых бланков остерегаться возможных подделок
Новые правила
В целом алгоритм плановой диагностики автомобилей в 2022 году изменился не сильно: гражданам так же необходимо записываться на СТО и в порядке очереди получать свой сертификат на исправность транспортного средства. Но вот сами правила осуществления процедуры несколько ужесточились, в связи с частыми случаями покупки документа.
Усовершенствование процедуры видеофиксации
В соответствии с нововведениями в регламент ГИБДД, каждое ТО обязано официально подтверждаться не только выданной справкой, но и видеозаписью, на которой четко видно, что движимое имущество действительно проходило осмотр. При этом цифровое доказательство также должно отвечать особым требованиям, установленным законом. А именно:
- На записи четко просматривается номерной знак ТС и дата проведения процедуры (указывается в бланке);
- Смотровая площадка имеет аккредитацию;
- Готовый файл сохраняется на цифровой носитель, с возможностью дальнейшего чтения.
Ужесточение контроля
До характерных изменений в законодательстве РФ, контроль плановой диагностики осуществляло единое сообщество автостраховщиков. Именно они следили за правильной комплектацией транспортных средств и сходством их номеров кузова и мотора с данными из ПТС.
Но из-за частых случаев нелегального приобретения страховки (за дополнительную оплату), ответственность за упомянутый процесс государство переложило на плечи Ространснадзора. В результате все смотровые площадки на территории Российской Федерации стали подвергаться постоянным проверкам, что существенно уменьшило вероятность фальсификации технической карты.
Индивидуальный техосмотр
Кроме ужесточения контроля ТО, Госавтоинспекция разработала еще и новую программу по плановой диагностике транспортных средств. Поэтому пройти техосмотр автомобиля в 2022 году как и раньше, у водителей точно не получится. Ведь теперь в заключении по проверке авто будет входить не только информация об общем состоянии ТС, но и следующие индивидуальные данные:
- Характеристика движимой собственности (тип кузова, объем двигателя, масса и т. д.);
- Особенности ее обслуживания (количество посещений СТО);
- Статистика по ДТП (включая происшествия, покрытые с помощью ОСАГО);
- Фактический пробег машины;
- Отзывы компаний по каршерингу в отношении водителя (если таковые имеются).
Исходя из перечисленных показателей по транспортному средству, складывается общая оценка, которая может выступать в двух вариантах:
- Хорошая (ТО проводится раз в 2 года, а установленная стоимость осмотра сокращается на 50%);
- Плохая (техосмотр осуществляется минимум 1 раз в 6-12 месяцев, но не исключены и досрочные проверки состояния авто. Цена за диагностику оплачивается в полном объеме).
Причем такая система действует не только для автомобилей и скутеров, но и для любых других самоходных машин, включая трактора, квадроциклы и даже снегоходы.
Другие
Несмотря на серьезное ужесточение правил по прохождению планового техосмотра, некоторые положительные нововведения для водителей все же можно отметить. И заключаются они в том, что теперь, при несоответствии ТС, автовладелец все равно будет претендовать на оформление диагностической карты, но с указанными в ней нарушениями. Однако подобные пометки в документе не помешают ему пройти регистрацию движимого имущества в базе МРЭО, и получить полис обязательного страхования, как это происходило ранее, при обнаружении неисправности некоторых узлов и агрегатов авто.
Кроме этого
Также в правила прохождения внесены следующие изменения:
- Стал другим регламент времени проведения техосмотра для отдельных категорий транспортных средств (разработана соответствующая таблица). Так, для автобусов и некоторых видов специализированных ТС оно увеличилось, а, например, для автомобилей категории «B» осталось неизменным.
- Диагностическая карта видоизменилась и получила новые пункты, соответствующие требованиям новых правил проведения ТО.
Начиная с 22.02.2018 года все аккредитованные лица должны проводить технический осмотр автотранспортных средств в полном соответствии со вступившими в силу изменениями.