Верховный суд — ущерб от ДТП платит лицо, сидевшее за рулем

От чего зависит сумма ущерба?

Н° ÃÂð÷üõàúþüÿõýÃÂðÃÂøø ÃÂÃÂõÃÂñð ðòÃÂþüþñøûààòøýþòýøúð ÃÂâàò 2022 óþôàþúð÷ÃÂòðõàòûøÃÂýøõ ÿõÃÂõÃÂõýàÃÂðúÃÂþÃÂþò. ÃÂþ òýøüðýøõ ÿÃÂøýøüðÃÂÃÂÃÂÃÂ:

  1. æõýð ôõÃÂðûõù, ÿþòÃÂõöôõýýÃÂàòþ òÃÂõüàðòðÃÂøø, àÃÂÃÂõÃÂþü ðüþÃÂÃÂø÷ðÃÂøø, ð ÃÂðúöõ ÃÂðüø ÃÂðñþÃÂàÿþ òþÃÂÃÂÃÂðýþòûõýøàðòÃÂþ.
  2. ÃÂðÃÂÃÂðÃÂàýð ÿÃÂþòõôõýøõ ÃÂúÃÂÿõÃÂÃÂýþù þÃÂõýúø ÿþòÃÂõöôõýøù ÃÂÃÂðýÃÂÿþÃÂÃÂýÃÂàÃÂÃÂõôÃÂÃÂò.
  3. ÃÂÃÂûø ò ÃÂõ÷ÃÂûÃÂÃÂðÃÂõ ÃÂâàÿÃÂþø÷þÃÂûð ÃÂþÃÂðûÃÂýðàÿþÃÂÃÂð øüÃÂÃÂõÃÂÃÂòð, ÿÃÂþø÷òþôøÃÂÃÂàòþ÷üõÃÂõýøõ ÷ðÃÂøúÃÂøÃÂþòðýýþù ò ôþóþòþÃÂõ úÃÂÿûø-ÿÃÂþôðöø ÃÂÃÂüüààÃÂÃÂõÃÂþü ðüþÃÂÃÂø÷ðÃÂøø, ð ýõ ÃÂõýàýþòþóþ ðòÃÂþ.

ÃÂòðÃÂøàüþöõàÿþòûõÃÂà÷ð ÃÂþñþù øýÃÂõ üðÃÂõÃÂøðûÃÂýÃÂõ ÷ðÃÂÃÂðÃÂÃÂ. ÃÂÃÂþÃÂõÃÂàøàò÷ÃÂÃÂúðýøàø úþüÿõýÃÂðÃÂøø ÃÂõóûðüõýÃÂøÃÂÃÂõàóÃÂðöôðýÃÂúøù úþôõúààä. ÃÂþÃÂüà÷ðúÃÂõÿûõýàò ÃÂÃÂðÃÂÃÂÃÂà, ø . âÃÂõñþòðÃÂààòøýþòýøúð ÿÃÂþøÃÂÃÂõÃÂÃÂòøàüþöýþ ÃÂûõôÃÂÃÂÃÂøõ òÃÂÿûðÃÂÃÂ:

  • ôõýõöýÃÂõ ÃÂÃÂõôÃÂÃÂòð, úþÃÂþÃÂÃÂõ ÿÃÂøÃÂûþÃÂà÷ðÿûðÃÂøÃÂà÷ð òÃÂ÷þò ÃÂòðúÃÂðÃÂþÃÂð ø ÿþÃÂûõôÃÂÃÂÃÂÃÂàÃÂÃÂþÃÂýúàÿþòÃÂõöôõýýþóþ ðòÃÂþüþñøûÃÂ;
  • ÃÂÃÂüüð ÷ð ôþÃÂÃÂðòúàÿþÃÂÃÂÃÂðôðòÃÂøàò üõôøÃÂøýÃÂúþõ ÃÂÃÂÃÂõöôõýøõ;
  • úþüÿõýÃÂðÃÂøà÷ð ÿÃÂþÃÂþöôõýøõ ûõÃÂõýøÃÂ, ÃÂõðñøûøÃÂðÃÂøÃÂ, ÿÃÂøþñÃÂõÃÂõýøõ üõôøúðüõýÃÂþò;
  • ÷ðÃÂðñþÃÂýðàÿûðÃÂð, ÿþÃÂõÃÂÃÂýýðàò ÃÂõ÷ÃÂûÃÂÃÂðÃÂõ ýõÃÂÿþÃÂþñýþÃÂÃÂø þÃÂÃÂÃÂõÃÂÃÂòûÃÂÃÂàÃÂÃÂÃÂôþòÃÂàôõÃÂÃÂõûÃÂýþÃÂÃÂÃÂ;
  • ÿþóÃÂõñðûÃÂýÃÂõ ÃÂÃÂûÃÂóø, õÃÂûø ðòðÃÂøàÿþòûõúûð ÷ð ÃÂþñþù ûõÃÂðûÃÂýÃÂù øÃÂÃÂþô.

Что сказали суды

Суд встал на сторону сервиса аренды. Судья постановил, что по договору всю ответственность за авто несет арендатор. То, что за рулем сидел другой человек, роли не играет. На экспертизу мужчина не явился, других вариантов оценки ущерба не предлагал. По закону стоимость ущерба можно взыскивать без учета износа деталей, а значит, эксперт оценил ремонт адекватно. Арендатор должен:

  • 123 539 рублей — за ремонт авто,
  • 24 528 рублей — неустойка за то, что не исполнил претензию добровольно,
  • 6 000 рублей — за экспертизу,
  • 1 036 рублей — за почтовые расходы,
  • 4161 рублей — за госпошлину,
  • 200 рублей — за заверение платежного поручения.

Всего — 159 464 рубля.

В областной суд за обжалованием обратился арендатор, недовольный решением районного суда. Он настаивал на том, что авто застрахован по КАСКО, а значит платить деньги должна страховая. Кроме того, мужчина продолжал утверждать, что экспертиза неправильно оценила ущерб и требует слишком много денег за ремонт.

Областной суд постановил, что экспертизе можно доверять, ущерб она оценила верно. А вот насчет страховки мужчина прав: в договоре прописано, что автомобиль застрахован по КАСКО с франшизой. В случае ДПТ компания вправе требовать с арендатора максимум 30 000 рублей.

Сервис аренды не застраховал авто, мужчина тут не виноват. Он не должен компенсировать полную стоимость ремонта, достаточно заплатить:

  • 30 000 рублей — сумма франшизы по КАСКО,
  • 6 720 рублей — неустойка за то, что не исполнил претензию добровольно,
  • 1 301 рубль — в качестве госпошлины,
  • 6 000 рублей — за экспертизу,
  • 1 036 рублей — за почтовые расходы,
  • 200 рублей — за заверение платежного поручения..

Всего — 45 257 рублей.

Верховный Суд РФ

В Верховный Суд обратился сервис аренды — их не устроил размер компенсации, который предлагала предыдущая инстанция.

Верховный Суд рассмотрел дело и пришел к выводу, что решение областного суда было неверным. 

Договор был заключен между арендатором и прокатчиком. По условиям договора арендатор не мог передавать авто другому лицу. При нарушении этого условия вся ответственность за возмещение ущерба возлагается на него.

Мужчина отдал машину другому человеку, нарушил условия договора и должен отвечать за возмещение вреда — неважно, был застрахован автомобиль или нет. Решение апелляционной инстанции отменить, дело отправить на пересмотр

Решение апелляционной инстанции отменить, дело отправить на пересмотр.

Как правильно действовать

Гораздо вероятнее взыскать ущерб с собственника авто. Потому что у него имеется имущество – машина, а вместе с ним возникает и ответственность по обеспечению безопасности. Водитель же, чаще всего, оказывается неплатежеспособным.

Случай использования автомобиля друга или близкого родственника можно расценивать как солидарную ответственность. Такая стратегия наиболее выигрышна для пострадавшего, суд самостоятельно вынесет решение о причастности других лиц.

Алгоритм действий:

  1. Выявить размер понесенного ущерба. Для этого потребуется за свой счет провести автоэкспертизу. Ее необходимо сделать до начала ремонтных и восстановительных работ.
  2. Сбор документов и подача их в районный суд по месту проживания ответчика. Иск на сумму до 50 000 можно подать в мировой суд. Если ответчиков несколько, то местом обращения может стать любой из судов по их прописке.

Моральный вред при травмах легкой тяжести

Под легкими травмами законодательство подразумевает незначительное ухудшение состояния здоровья без утраты или с краткосрочным периодом потери возможности работать (ст. 12.24 КоАП РФ). Для отнесения к подобной категории повреждений оно должно соответствовать следующим критериям:

  • период больничного не должен превышать 3 недель;
  • способность к труду может быть утрачена на время от 1 до 20 дней, либо ее общее стойкое снижение не должно превышать 10%.

Небольшие синяки, ссадины, порезы или царапины не рассматриваются как легкие травмы, однако могут быть основанием для обращения за взысканием морального ущерба при ДТП. Конкретной суммы, которую придется выплатить в подобных случаях, нигде не установлено. На практике, она составляет от 5 000 до 40 000 руб. Однако, это не лишает потерпевшего возможности запросить столько, сколько он считает нужным, даже 1 000 000 руб. Проблема в том, что суд, вероятнее всего, все равно снизит ее до разумного предела.

При определении размера компенсации судебные органы будут учитывать только фактические, доказанные обстоятельства происшествия.

Получить значительные суммы при легкой травме довольно сложно, в связи с этим, часто потерпевшие даже не пытаются этого сделать.

Стоит ли соглашаться на «мировую»?

В делах о взыскании регрессных требований с виновников ДТП страховые компании часто прибегают к попыткам убедить слабо защищенную сторону пойти на «мировую» и заплатить страховой компании, не углубляясь в тонкости вопроса и законность предъявленных требований.              

Страховщики часто предлагают урегулировать спор в досудебном порядке в т.ч. с предоставлением «скидок» от исковых требований, пытаются убедить, что выгоднее будет «заплатить здесь и сейчас» как можно быстрее, иначе дело уйдет в суд, а человек (или организация) столкнется с судебными издержками, включая компенсацию судебной пошлины и прочее. Или же предлагают заключить мировое соглашение, что, по сути, аналогично предыдущему, с позиций интереса клиента.         

Активные попытки «договориться» часто говорят о слабости правовой позиции страховой компании и направлены на воздействие на эмоции, мешая клиенту объективно оценить ситуацию. О формальном характере требований и массовости предъявления подобных исков косвенно говорит и то, что чаще всего представители истца просто не являются на судебные заседания.                                                                                                               

Напоминаем, что вовремя оказанная юридическая помощь позволит сэкономить средства и не поддаться на уловки недобросовестных страховщиков. Автомобилистам, в свою очередь, напоминаем о необходимости соблюдения всех требований закона, чтобы отсутствовали даже формальные основания к каким-либо взысканиям.

Возмещение ущерба третьим лицам при ДТП со служебным транспортом

Когда происходит ДТП по вине сотрудника во время рабочей поездки, нанесенный третьим лицам вред будет возмещать именно работодатель. После этого представители компании будут взыскивать ущерб со своего сотрудника, подавая регрессивный судебный иск по статье 1081 из Гражданского кодекса России.

Однако в отдельных случаях все происходит иначе, а именно по статье 1068 из ГК. Мы говорим о ситуации, когда ущерб от ДТП третьи лица получают в тот момент, когда сотрудник компании находится не в рабочей поездке, а использует служебную машину в личных целях.

Правда жизни : )

По статье 1079 из ГК, водителю придется нести ответственность за использование источника повышенной опасности. В данной ситуации весь нанесенный в результате аварии вред будет возмещать лицо, управлявшее транспортным средством, то есть работник компании на служебном авто. Именно с него потерпевшие при ДТП будут взыскивать материальный или моральный ущерб.

Образец претензии виновнику

Ниже приводим бланки-образцы 2 претензий по указанным выше инструкциям возмещения амортизации с виновника ДТП: по акту расчёта страховой и по независимой экспертизе.

  • Скачать образец претензии о взыскании с виновника ДТП по ОСАГО износа по акту страховщика.
  • Скачать образец претензии о взыскании с виновника ДТП по ОСАГО износа по результату независимой экспертизы.

В страховую также необходимо подать «досудебку», просто изменив требование и приложив те же документы.

Обратите внимание, что под копиями акта расчёта подразумеваются не отксерокопированные документы, а копии, полученные у соответствующей организации (страховой или независимого эксперта) и заверенные ими (подпись и печать или штамп). В обоих случаях потерпевший в случае отказа в удовлетворении досудебного требования также может предъявить возмещение морального среда, но уже в рамках иска в суд. В обоих случаях потерпевший в случае отказа в удовлетворении досудебного требования также может предъявить возмещение морального среда, но уже в рамках иска в суд

В обоих случаях потерпевший в случае отказа в удовлетворении досудебного требования также может предъявить возмещение морального среда, но уже в рамках иска в суд.

На кого подавать в суд, если машина виновника дтп принадлежит юридическому лицу?

Инфо

Место и время осмотра предварительно согласовывается с оценочной по тел. 783-48-93. После согласования ответчику подаётся телеграмма с уведомлением (копия телеграммы должна быть заверена на почте) за три рабочих дня до даты осмотра, если ответчик проживает в том же городе, что и Вы, или за 6 дней, если ответчик живёт в другом городе, с учетом дороги до места осмотра.Вызвав на осмотр надлежащим образом, сообщите по телефону в «911 Эксперт бюро» тел. 783-48-93. Эксперт на месте осмотра ожидает с Вами или Вашим представителем заинтересованные стороны в течение 30 минут, после чего начинается осмотр ТС. Договор с заказчиком услуг заключается, как правило, на месте осмотра, иногда заранее в офисе. После заключения договора производиться предоплата.

Авария на служебном ТС в нерабочее время

Когда шофер оказывается в ДТП  служебной машине и в рабочее время, ситуация быстро и просто разрешается. Все разбирательства перекладываются на юридическое лицо, которое является собственником машины. Если же водитель управляет транспортом в свое нерабочее время и у него нет на это разрешения от работодателя, ему придется понести ответственность в полной мере, возместив ущерб и владельцу авто, и всем пострадавшим в аварии участникам.

Представители компании или юридического лица имеют законное право подать в суд на сотрудника с целью взыскания ущерба ДТП в пользу собственника. Водителю, виновному в аварийной ситуации, в данном случае придется сделать следующее:

  • в полной мере возместить нанесенный ущерб, который понес работодатель;
  • если этого потребует руководство, водитель должен будет возместить даже нанесенный моральный ущерб.

Каждое транспортное средство, находящееся в собственности определенной компании, выполняет ряд функций. Соответственно, если в определенный период машина не будет эксплуатироваться, организация будет нести неизбежные убытки.

По законодательству в 2018 году руководство компании сможет взыскать со своего работника моральный и материальный ущерб, а еще привлечь к дисциплинарной ответственность (выговор, увольнение).

Когда имеет место быть солидарная ответственность

Не все ДТП подразумевают наличие солидарной ответственности. Данное понятие применяется только в тех случаях, когда очень трудно определить виновника создавшейся аварийной ситуации, которая привела к повреждению транспортных средств или нанесению ущерба здоровью пострадавших.

Основные ситуации, в которых может возникнуть солидарная ответственность:

  • Произошла авария с участием двух и более машин. При оформлении такого ДТП проводится правовая оценка действий каждого из водителей. Если правила движения сознательно или даже случайно были нарушены сразу несколькими участниками происшествия, то они и возместят всю компенсацию за ущерб.
  • ДТП с участием водителя, который осуществлял управление машиной на законных основаниях, но не являлся её собственником. При этом обязанность возмещения ущерба может ложиться не только на человека, который непосредственно сидел за рулём авто, но и на его владельца.
  • Автомобильная авария с участием нескольких машин и пешеходов. Виновниками такого происшествия могут являться как водители, так и пешие участники дорожного движения. Затраты, связанные с возмещением нанесённого ущерба, придётся делить между собой тем лицам, которые нарушили ПДД (даже если они сделали это ненамеренно, в связи со сложившейся дорожной обстановкой).

Можно ли взыскать, если ДТП без пострадавших?

Если здоровье ни одного участника ДТП не пострадало, то мы имеем дело с обычным ДТП. И вторая сторона считается потерпевшей, а не пострадавшей. Когда вред причинен только имуществу, то никакие личные неимущественные права потерпевших не нарушаются, а, значит, и моральную компенсацию им не за что получать.

Многие автолюбители заблуждаются и полагают, что их переживания по поводу разбитой машины или муки в общественном транспорте при передвижении без машины подпадают под моральный вред, и они смогут предъявить это всё виновнику ДТП, но это не так.

Единственная компенсация, которую можно получить в такой ситуации – это выплата за нарушение страховщиком прав потерпевшего (потребителя) при осуществлении страхового возмещения ОСАГО. Например, когда страховая не вовремя выплатила или отремонтировала машину. Однако, в этом случае сумма компенсации будет несоизмерима меньше, чем при причинении в ДТП вреда жизни и здоровью.

Вместе с тем, Верховный суд (пункт 45 Постановления Пленума №17) указал, что размер такого вреда должен устанавливаться судами вне зависимости от размера основных требований по материальному ущербу. Но выплата “моралки” должна быть обязательной.

Выплатят ли страховку, если водитель сел за руль, будучи лишенным прав

После ДТП, обошедшемся без жертв и пострадавших, вопрос о выплате денежной компенсации волнует автомобилистов больше всего. То, что человек оказался за рулем без водительского удостоверения, не отменяет Закона об ОСАГО. Если машина застрахована, деньги:

  • Будут выплачены в случае, когда виновным признан другой автомобилист. Потерпевшему водителю без прав нужно обращаться в страховую фирму со всеми необходимыми документами. В их числе будет копия протокола, в котором указан виновник.

  • Не выплатят, когда водитель без удостоверения признан еще и виновным. Собственный автомобиль он будет ремонтировать на личные средства. На него также ложится обязанность вернуть своему страховщику деньги, выплаченные потерпевшему за машину. Либо виновник без ВУ компенсирует нанесенный ущерб сам по судебному решению.

Вред от дтп: почему платит не виновник, а собственник автомобиля

Внимание

Проблематичней получить выплаты по страховке, если ДТП совершено угонщиком автомашины. Но кроме этого сложности с возмещением вреда могут возникнуть и от страховой компании если: — виновник не вписан в страховку; — полис использовался в непредусмотренный период. В данном случае пострадавшему со своими претензиями придется обращаться лишь к водителю.

А если страховки совсем нет? Требовать возмещения следует у виновника или автовладельца. Однако в этом случае вряд ли пострадавший сможет получить достаточную сумму возмещения, ибо у человека к которому предъявляются претензии, запросто может не оказаться денег. Если претензии исходят к владельцу авто, то бишь, виновник аварии не имел права управлять автотранспортом, то в данном случае дела обстоят немного легче, ибо автомобиль можно арестовать.

Так как получить возмещение с компании всегда оказывается легче, чем с частного гражданина. Напоминаем, что виновнику аварии или собственнику автомобиля после ДТП следует выслать требование о возмещении. Ответ необходимо ожидать в течение недели. Если по истечению этого срока деньги не будут выплачены, то следует обращаться с иском в суд. Требование нужно подавать по месту проживания виновника аварии. Если в качестве ответчика выступает организация, то иск подается по месту расположения компании. Исковое заявление на возмещение ущерба Учтите, что иск к виновнику ДТП, в отличие, допустим, от требования к страховщику, государство облагает пошлиной. К сожалению, взыскать деньги с виновника неприятностей обычно гораздо сложнее, чем со страховщика. Однако это не говорит о том, что от своих законных прав и требований стоит отказаться.

За что и кого накажут при ДТП, в котором пострадали люди

Если случилось дорожно-транспортное происшествие с пострадавшими, то возникает три вида ответственности:

  • гражданско-правовая ответственность за весь причинённый вред;
  • административная ответственность за нарушение ПДД, предшествующее аварии;
  • административная или уголовная ответственность – за причинение травм людям.

Владельцы транспортных средств гражданскую ответственность несут независимо от виновности, кроме случаев, когда потерпевший тоже владелец ТС. То есть ущерб здоровью и имуществу пешехода, а также моральный вред обязан возместить даже невиновный водитель. А если оба участника аварии – водители, то невиновный не должен ничего возмещать другим.

Мнение эксперта
Андреев Андрей Борисович. Юрист с 15-летнем опытом работы в Международном Арбитражном суде
Проработал в Международном Арбитражном суде 15 лет, в должности Заместитель Председателя. Большой опыт претензионно-исковой работы. На данный момент занимается, в том числе, спорами о нарушении ПДД, возмещении ущерба в результате ДТП, привлечении к административной ответственности, составлением претензий и жалоб.

Если вы подаете иск в суд о возмещении материального ущерба в результате ДТП, то обязательно оплачиваете госпошлину. Если вы хотите взыскать с виновника компенсацию за вред здоровью, то освобождаетесь от госпошлины согласно ст 333.36 НК РФ.

Если виновником является пешеход, то ответственность за причинённый машине и другому имуществу вред – на нём, несмотря на то, что ущерб его здоровью обязан возместить невиновный водитель.

Даже невиновный водитель обязан возместить вред велосипедисту или пешеходу

По ОСАГО страхуется именно гражданская ответственность, поэтому вред, причинённый другим участникам движения, в размере максимальной страховой суммы оплатит страховая компания.

Нарушивший ПДД понесёт наказание за это независимо от своей вины в ДТП. А за причинение травм людям будет отвечать только виновник происшествия. Это справедливо и для пешеходов.

Кто может возместить моральный вред после дорожно-транспортного происшествия?

Компенсировать нравственные и моральные страдания при ДТП должно виновное в их причинении лицо. Согласно нормам ст. 1079 ГК РФ, таковым считается владелец источника повышенной опасности. Это могут быть:

  • Граждане, владеющие транспортным средством на праве собственности.
  • Компании, имеющие собственный транспорт, в случае управления им наемными работниками.

До сих пор спорным остается вопрос о возмещении морального вреда в случае, когда повреждения были причинены в период управления транспортным средством лицом, не являющегося его собственником. Например, на основании доверенности или в присутствии владельца автомобиля. Согласно п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 № 1 к категории владельца источника повышенной опасности следует относить в том числе и лиц, использующих его на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях: договор аренды, проката, доверенности на управление.

Аналогичная позиция высказана в Обзоре судебной практики ВС РФ за (утв. Президиумом ВС РФ 01.03.2006) в отношении лиц, управляющих транспортным средством без доверенности, но в присутствии собственника. То есть, по мнению ВС РФ в подобных случаях ответственность возлагается на гражданина, непосредственно управляющего автомобилем, независимо от его принадлежности.

Что касается, возмещения вреда, причиненного в результате аварии автомобилей, находящимися в собственности фирм, даже если за рулем был наемный работник, то эта обязанность целиком возлагается на работодателя, владеющего транспортом (п.19 Постановления Пленума ВС РФ от 26.01.2010 №1).

Взыскание морального вреда по договорам ОСАГО или КАСКО действующим законодательством не предусмотрено. По указанным контрактам страхуется риск гражданской ответственности, а причинение морального вреда к этой категории не относится (пп. «б» п. 2 ст. 6 Закона N 40-ФЗ). Со страховщика может быть взыскан моральный вред владельцем полиса, в случае ненадлежащего исполнения им своих обязанностей, например, при затягивании сроков выплат.

В данном случае, согласно требованиям ст. 1100 ГК РФ моральный ущерб в любом случае выплачивается его причинителем. Страховые компании не обязаны его возмещать при ДТП. Именно к страховщику может быть предъявлен иск о возмещении морального вреда только в случае оказания им некачественной страховой услуги.

Пошаговая инструкция возмещения ущерба с виновника ДТП по ОСАГО

Процесс возмещения ущерба по ОСАГО регламентирует ФЗ №40 от 25 апреля 2002 года. Порядок действий следующий:

  1. ДТП фиксируется документально. В процессе принимает участие сотрудник дорожной полиции. Если присутствуют условия, допустимо использование европротокола.
  2. Гражданин извещает свою страховую компанию о происшествии. Все дальнейшие действия производятся по поручению представителя организации.
  3. Лицо готовит необходимые документы. Список бумаг отражен в пункте 3.10 правил по ОСАГО П-431. Дополнительно производится экспертиза транспортного средства для определения размера нанесенного ущерба автомобилю.
  4. По результату выполненных процедур принимается решение о предоставлении компенсации или отказе в выплате. Если решение положительное, осуществляется предоставление выплаты на счет страховщика. Процедура оформления производится в офисе организации.
  5. Предоставляется направление на проведение ремонтных работ или выплата денежных средств.

Возмещение ущерба с виновника ДТП по ОСАГО выполняется лишь в том случае, если у виновника происшествия присутствует действующий договор об обязательном автогражданском страховании. Лимит выплат ограничен. В 2022 году на мероприятия, связанные с восстановлением здоровья, страховая компания может выделить до 500000 руб. Если речь идёт о компенсации потери имущества, сумма ограничивается лимитом в 400000 руб.

Основным документом, необходимым для получения выплаты, выступает заявление. Оно подаётся в страховую компанию. Документ должен быть заполнен правильно. Дополнительно потребуются следующие бумаги:

  • извещение о ДТП;
  • заполненный протокол и постановление (если составлялось);
  • копия паспорта заявителя;
  • ПТС и СТС;
  • задокументированный номер счёта, на который будут перечислены денежные средства;
  • копия отказа в возбуждении административного дела, если документ был заполнен.

Скачать образец заявления на получение выплаты по ОСАГО в WORD формате.

Таблица ответственности

Степень ответственности совершенного деяния напрямую связана со степенью тяжести последствий, возникающих в результате ДТП:

Административная  ответственность Уголовная

ответственность

ДействиеНарушение водителем ПДД или же правил эксплуатации транспортного средстваНарушение водителем ПДД или же правил эксплуатации транспортного средства
ПоследствияПричинения вреда здоровью легкой или средней тяжестиПричинение тяжкого вреда здоровью или наступление летального исхода у пострадавшего
Норма, согласно которой устанавливается степень ответственностиКодекс Российской Федерации об Административных правонарушениях статья 12.24Уголовный Кодекс Российской Федерации статья 264.

Кто обязан возместить ущерб собственник или водитель?

Согласно законодательной базе РФ возмещение ущерба в результате ДТП возлагается на собственника транспортного средства, за исключением тех случаев, когда:

  • Транспортное средство на момент совершения ДТП находилось в угоне и владелец оставил официальное заявление в отделении полиции.
  • За рулем находилось лицо, имеющее нотариальную доверенность на право управлением транспортным средством. Или же иной документ, подтверждающий передачу автомобиля во временное пользование (например, договор аренды).

В этих случаях возмещать ущерб придется не собственнику, а лицу, осуществлявшему управление ТС.

А если страховки совсем нет?

Требовать возмещения следует у виновника или автовладельца. Однако в этом случае вряд ли пострадавший сможет получить достаточную сумму возмещения, ибо у человека к которому предъявляются претензии, запросто может не оказаться денег. Если претензии исходят к владельцу авто, то бишь, виновник аварии не имел права управлять автотранспортом, то в данном случае дела обстоят немного легче, ибо автомобиль можно арестовать. Но если у человека совершившего ДТП есть генеральная доверенность, то такого рода возможность отпадает, поскольку он не является владельцем автомашины. В сложившемся положении придется проконсультироваться со специалистами в плане обнаружения поломок, объема восстановительных работ и суммы, которая потребуется на возмещение. Естественно, ближайший автосервис для этого не подойдет, придется пригласить независимого эксперта

Очень важно, чтобы при проведении экспертизы присутствовал и сам виновник

Я виновник – можно ли и как уменьшить размер морального вреда?

Об этом я как раз упомянул выше. Один из самых рабочих способов в 2021 году, как уменьшить требуемую с вас сумму – так это заключить мировое соглашение на меньшую сумму. Правда придется её сразу же и выплатить. Иначе такой вариант станет совсем неинтересен пострадавшей стороне.

Уменьшить размер моралки может еще суд. Именно ему надо доказать, что страданий и переживаний не было, или были, но не такие сильные. Может быть, у истца много денег, и он живет в достатке, а у виновника дети, жена, кредиты и прочее, и денег нет. Тогда суд учтет этот факт и, возможно, снизит размер выплаты морального ущерба.

С меня хотят взыскать износ – что делать?

План действий будет в первую очередь зависеть от того, каким образом вы узнали, что с вас хотят взыскать износ.

  • Если вам позвонили или прислали досудебную претензию о взыскании ущерба в виде разницы по износу, что в принципе не обязательно, то мы бы рекомендовали выйти на связь с потерпевшим и попросить у него экспертизу, фотографии его поврежденного авто или поврежденных деталей. Эти документы помогут вам понять, обоснованы ли требования хозяина второго авто, а также могут в дальнейшем пригодиться в суде, если до этого дойдет.
  • Если вас сразу приглашают в суд даже в качестве третьего лица, не стоит игнорировать данный процесс. Необходимо сразу же ознакомиться со всеми материалами дела, чтобы узнать, кто, что и с кого требует, а также в каком размере.

В самом начале важно понять, обоснованы ли требования потерпевшего, откуда берется такая сумма, спорить с ней или нет. Поэтому, можно на данном этапе проконсультироваться у юристов, но только у тех, кто, действительно, разбирается в таких ситуациях и знает все нюансы, иначе можно не только выплатить потерпевшему разницу, но и заплатить деньги юристам

Порядок оформления претензии

Очень часто происходит так, что претензия страховой представляет собой бумагу, где значится факт аварии, перечисляются статьи закона и выставляется счёт. Данное требование является необоснованным, так как к нему должен прилагаться целый ряд документов, а именно:

  • Официальные бумаги, подтверждающие размер нанесённого ущерба: акт об осмотре транспортного средства экспертами с подробным описанием повреждений. Также должны прилагаться оригинальные фотографии и подсчёт суммы ремонта, либо чек об оплате;
  • Бумаги, являющиеся подтверждением виновности: справка о транспортно-дорожном происшествии, заключение об административном нарушении или заключение суда;
  • Бумаги, которые подтверждают право на суброгацию: копия паспорта транспортного средства, ксерокопия полиса и чек об оплате, копия заявления застрахованного лица о том, что наступил страховой случай.

Дополнительные документы:

  • Только после того, как страховая выплачивает компенсацию пострадавшему, она получает право на взыскание средств с виновника;
  • Следовательно, сумма денежной претензии к виновному должна быть в пределах выплаченной пострадавшему сумме.

В каком случае владелец т/с не подлежит ответственности

В статье 1079 ГК РФ дан точный перечень случаев, когда собственник авто может быть полностью освобожден от обязанности по выплате компенсации:

  • форс-мажорные обстоятельства. Наличие непреодолимой силы прекращает действие текущих правоотношений;
  • доказанный умысел потерпевшего. Виновный водитель осознавал последствия своих действий, но не предпринимал никаких мер для их устранения;
  • собственник лишился права владения транспортным средством не по своей инициативе (доказанный факт угона).
Не нашли ответ на свой вопрос? Позвоните юристу! Москва: +7 (499) 755-83-41Санкт-Петербург: +7 (812) 917-23-31

Передача права управления автомобилем третьему лицу не снимает ответственности за последствия ДТП с его владельца. В отдельных случаях, обязанность по возмещению ущерба будет возложена на две стороны: владельца и непосредственного водителя. Однако, такие сложные схемы выплат можно потребоваться только в судебном порядке с предоставлением полного пакета доказательств.

Я попал в ДТП на служебной машине – что делать в первую очередь?

Попадание в аварию на служебной машине ничем не отличается от ДТП на личном автомобиле. За исключением того, что за рулём такой машины находится сотрудник, выполняющий поручения начальства.

Итак, что делать при аварии на служебном авто в 2022 году:

  1. Остановиться, и ни в коем случае никуда не уезжать с места ДТП.
  2. Выставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров от автомобиля и включить аварийные огни.
  3. Оказать первую помощь пострадавшим в ДТП (если они есть), вызвать скорую помощь, а в критической ситуации – самостоятельно отвезти раненных в больницу или передать их другим лицам для транспортировки до медучреждения.
  4. Связаться с работодателем и сообщить о дорожно-транспортном происшествии с вашим участием – начальство должно дать дальнейшие инструкции (если эти инструкции имеются), а также известить страховую компанию.
  5. Параллельно нужно зафиксировать расположение автомобилей на дороге, следы торможения, а также привязку ДТП к местности (дорожным знакам, вывескам, объектам). Если у автомобилей есть повреждения, зафиксируйте их на фото– и видео для дальнейшего установления размера ущерба.
  6. Оформить ДТП в зависимости от сложившейся ситуации и в соответствии с инструкциями – либо европротоколом, либо вызвать сотрудников ГИБДД.
  7. Участвовать в оформлении аварии совместно с другими участниками происшествия или вместе с приехавшими инспекторами ДПС.

Что происходит дальше? Как только в ГАИ выдадут документы, решается вопрос о возмещении ущерба между потерпевшими, работодателем и виновным/невиновным водителем служебного авто.

И здесь тоже есть порядок действий:

  • Потерпевшие лица обращаются в страховую и получают возмещение по ОСАГО – в виде денежных выплат или направлении на ремонт.
  • Далее организация, чей наёмный сотрудник устроил ДТП, покрывает ту часть расходов, которая не была покрыта в рамках страховки.
  • Вслед за этим фирма пытается взыскать уплаченную потерпевшим сумму с виновного сотрудника. С этой целью производится оценка ущерба.

Надо сказать, что в большинстве случаев дело доходит до суда. И в суде часто выясняется, что работодатель пытался повесить на сотрудника материальную ответственность в полном объеме, хотя по закону этого делать было нельзя. Но об этом мы еще расскажем по ходу статьи.

Можно ли оформить европротокол?

Да, но не во всех случаях.

Когда допустимо оформлять ДТП европротоколом:

  • наличие у обоих участников аварии действующих полисов ОСАГО,
  • повреждения только двух транспортных средств, и не более того,
  • ущерб оценивается не свыше 400 тысяч рублей,
  • участники происшествия не имеют разногласий по поводу обстоятельств аварии.

Пятым, дополнительным, условием в случае с ДТП во время служебной поездки будут инструкции водителя от его работодателя. Если в организации принято оформлять аварии с участием полицейских, то европротокол не подойдёт и придётся вызывать инспекторов ДПС. Если таких предписаний нет – то происшествие можно оформить по упрощёнке.

Заключение

Самое печальное последствие ДТП – травмы и гибель людей, к сожалению, встречаются ещё очень часто. Причём страдают не только пострадавшие и их родственники, но и виновные, так как ДТП, в которых сильно травмируются, а тем более гибнут люди, не только могут сломать всю жизнь судимостью и заключением, но и остаются тяжёлым моральным грузом.

Посмотрите видео, в котором юрист кратко расскажет о возмещении ущерба здоровью, нанесённого в результате аварии.

А здесь другой специалист подробно отвечает на основные вопросы этой статьи.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий