Принципы социального партнёрства
Социальное партнёрство в сфере труда основывается на определенных принципах, являющихся основными и необходимыми для соблюдения всеми сторонами взаимоотношений. Базируются в России они на положениях вышеозначенной статьи 24 Трудового кодекса. Согласно ей, принципы социального партнёрства являются следующими:
- Равноправие. Данный принцип предусматривает равенство всех сторон соцпартнерства с административной точки зрения.
- Уважение и учет интересов. Под этим подразумевается поиск компромиссных решений, а не тех, которые будут актуальны лишь для одного из участников
- Заинтересованность. Стороны должны фактически быть заинтересованы во взаимоотношениях.
- Государственное содействие. Органы власти должны содействовать активному развитию и укреплению соцпартнёрства.
- Законность. Главенство права над иными принципами партнёрства является основополагающим.
- Полномочность. Лица, представляющие интересы каждой из сторон должны обладать всеми предусмотренными законом полномочиями и быть законно назначенными.
- Свобода выбора. Участники взаимоотношений должны быть вправе свободно обсуждать друг с другом любые вопросы, касающиеся сферы труда.
- Добровольность. Принятие определенных обязательств любой из сторон должно происходить исключительно добровольно, и каждая сторона должна иметь возможность отказаться от такового принятия.
- Реальность. Все принимаемые обязательства любой из сторон должны быть фактически исполнимыми.
- Обязательность. Все заключенные в рамках соцпартнёрства соглашения и договоры должны выполняться в обязательном порядке.
- Контроль. Стороны должны иметь возможность контроля действий друг друга по выполнению обязательств.
- Ответственность. Стороны несут ответственность за свои действия и заключенные документы.
Исторические и теоретические истоки социального партнерства
Когда прекращение первобытных, традиционных отношений разрушило солидарность, основанную на “кровном родстве” либо на разделении труда (скажем, солидарность охотников или ремесленников), все больше стала обнаруживаться беззащитность людей, антагонистичнее становились их отношения, более массовыми и грозными конфликты.
Историческое развитие рыночной экономики и соответствующих ей отношений все очевиднее вело к конфликтности участвующих сторон, особенно работников и работодателей. Так, все чаще возникали забастовки как одна из распространенных форм социального протеста, выраженного в отказе от работы с предъявлением работодателям определенных требований (экономических либо политических). Высшей формой забастовочной борьбы стала всеобщая политическая стачка, используемая в фазе революционного подъема пролетариата. К концу ХIХ-началу ХХ в. забастовочное движение было практически постоянным явлением в мире.
В крупных западных странах в ХХ в. забастовочное движение приобрело значительный размах. В США, например, в период 1948-1957 гг. ежегодное число забастовок составляло 3-5 тыс. с числом бастующих по 2-4 млн человек. Большое распространение забастовки получили и в Европе, особенно во Франции и Италии. В 1948 г. во Франции, к примеру, в забастовках участвовали более 6 млн человек. И, по сути, каждый год было по 1,5-3 тыс. забастовок.
Социальная конфликтность, возникшая, в принципе, много раньше, давно привлекала внимание мыслителей. В числе первых на эту проблему обратил внимание английский философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
В своих работах он показал, что к возникновению конфликтов в обществе ведет пренебрежение интересами и мнениями разных социальных сословий.
Необходимость поиска согласия стала сутью идеи об “общественном договоре”, которую широко развивал известный философ-просветитель Жан-Жак Руссо (1712-1778). Такой договор, по мысли философа, способен вернуть людям общее согласие и мир.
Немецкий философ И. Кант (1724-1804) был активным сторонником компромисса в общественно-экономических отношениях. Человеческие отношения он рассматривал как взаимные действия, полезные для обеих сторон и поэтому требующие взаимных уступок, компромисса.
В России идеи социального мира, “товарищества” распространял в своих трудах экономист и социолог В. В. Берви-Флеровский (1829-1918). В работе “Положение рабочего класса в России” он резко критиковал полный произвол хозяина по отношению к работнику, ужасающие условия быта рабочих и их детей. Но выход ученый видел не в противостоянии, а в солидарности, в товариществе. Он писал, что “борьбе за существование” нужно противопоставить “союз за существование”.
Еще выразительнее эти идеи звучат у русского экономиста Н. Х. Бунге (1823-1895), бывшего одно время Председателем Кабинета Министров. Он подчеркивал, что взаимодействие в производстве и отношения предпринимателей и рабочих — стороны одного процесса. Поэтому не враждуя, а подавая руку друг другу они могут добиться общего успеха. Формулой успеха он считал участие рабочих в прибылях.
Важную роль государства и законодательства в регулировании и согласовании противоречивых интересов работников и капиталистов раскрывал в своих работах В. П. Литвинов-Фалинский, изучавший промышленное развитие России в начале ХХ в. Именно государство должно заниматься балансированием интересов работников и собственников, считал он.
Итак, теоретической основой социального партнерства явилось углубляющееся понимание того, что процесс производства и воспроизводства объективно осуществляется на базе взаимодействия труда и капитала, он невозможен при столкновении и несовместимости интересов его сторон — работодателей и работников. Но это понимали в то время только теоретики.
Резкое нарастание реальных противоречий и противостояний привело к тому, что в начале ХХ в. оказались непримиримыми и две теории:
Тема 5. Социальное партнерство. Коллективные договоры и соглашения
1. Понятие социального партнерства и его значение.
2. Принципы социального партнерства.
3. Коллективные переговоры.
4. Социально-партнерские соглашения.
5. Коллективный договор.
1. Понятие социального партнерства и его значение
В соответствии со ст. 352 ТК социальное партнерство – это форма взаимодействия органов государственного управления, объединений нанимателей, профессиональных союзов и представительных органов работников, уполномоченных в соответствии с актами законодательства пред-ставлять их интересы (субъектов социального партнерства) при разработке и реализации социально-экономической политики государства, основанная на учете интересов различных слоев и групп общества в социально-трудовой сфере посредством переговоров, консультаций, отказа от конфронтации и социальных конфликтов.
Социальное партнерство представляет собой систему взаимоотношений, направленную на обеспечение согласования интересов работников и нанимателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Государство в этой системе призвано обеспечить эффективный социальный диалог между нанимателем и работниками, выступая в роли арбитра, контролера, гаранта, создать законодательную базу для социального партнерства. Фундаментом такой базы служат международные правовые акты, в частности, конвенции Международной организации труда № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию», № 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» и др., Закон Республики Беларусь «О профессиональных союзах».
Значение социального партнерства заключается в том, что оно:
а) является методом правового регулирования труда, служит согласованию интересов работников и нанимателей, органов государства;
б) призвано налаживать взаимоотношения работников и нанимателей согласно формам и принципам, предусмотренным ТК Республики Беларусь.
2. Принципы социального партнерства
Принципысоциального партнерства – это основополагающие идеи, выражающие сущность, основной смысл социально-партнерских отношений. К основным принципам социального партнерства относятся:
1) равноправие сторон, проявляющееся как в инициативе переговоров, их ведении и подписании коллективных договоров и соглашений, так и в контроле за их исполнением;
2) соблюдение норм трудового права: все стороны и их представители должны соблюдать не только ТК Республики Беларусь, но и другие нормы трудового законодательства;
3) правомочие принятия обязательств, определяемое наличием письменных документов, подтверждающих полномочие сторон вести коллективные переговоры и подписывать коллективные договоры, соглашения;
4) добровольность принятия обязательств: каждая сторона принимает на себя обязательства по коллективному договору или социально-парт-нерскому соглашению путем консенсуса, уступая друг другу, но добровольно, т.е. одна сторона может и не принять на себя обязательство, которое предлагает другая сторона;
5) учет возможностей принятия реальных обязательств: сторона должна брать на себя обязательства по договору или соглашению не декларативные, а которые она реально способна исполнить;
6) обязанность выполнения договоренностей и ответственность за при-нятые обязательства;
7) отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности;
8) взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.
StudFiles.ru
Социальное партнерство, его формы, функции и принципы
Замечание 1
Социальное партнерство — относительно новое явление общественной жизни, связано с развитием демократии.
Социальное партнерство как научная категория характеризуется многоаспектностью, разносторонностью и широтой понимания и трактовки.
Поскольку оно может быть представлено во многих сферах общественных отношений, то его различные определения раскрывают ту сторону социального партнерства, которая представляет интерес для исследователя, решает конкретную проблему.
Идеологической основой социального партнерства является принцип сотрудничества на уровне работодателей и наемных работников, частногои государственного секторов производства.
Создание и развитие социального партнерства обеспечивается становлением его системы, представляет собой сложное и динамичное образование структурно-организационных элементов (субъектов, предметов, связей, нормативно-правового обеспечения), форм, принципов, технологий взаимодействия, объединенных определенным механизмом.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Конкретизируя уровни партнерства, можно выделить:
- личный,
- групповой,
- общественный (национальный), наднациональный уровне.
Именно на уровне общества социальное партнерство отражает установки элементов общности интересов социальных групп общества в решении жизненно важных проблем, дает нам основания говорить о социальном партнерстве именно как о типе социального управления.
Функции социального партнерства
Комплексы методов социально-партнерского управления целенаправленно влияют на общество, группу, коллектив. При помощи этих методов обеспечивается реализация следующих основных функций партнерского управления:
- организующей (формы организации взаимодействия групп в обществе);
- мобилизующей, солидаризуючои (благодаря чему достигаются большая сплоченность как отдельной территориальной общины, так и общества в целом);
- социально-психологической (инструмента управления социальным настроением, регулирования конфликтов и т.п.);
- мотивирующей и стимулирующей (что способствует более активному участию граждан в государственном управлении и местном самоуправлении)
- социально-творческой (как организующей формы для социального творчества социальных групп).
Задачи социального партнерства
Замечание 2
Анализ научных работ позволяет в определенные специфики социального партнерства выделить три аспекта, рассматривая его как специфический тип общественных отношений, присущих цивилизованному обществу с рыночной экономикой, как идеологию такого общества и как метод цивилизованного решения социально производственных конфликтов, содержит в себе механизм достижения социальной стабильности.
Социальное партнерство как тип общественных отношений и идеология, как правило, осуществляется на общегосударственном уровне, представляя собой согласование интересов различных групп, составляющих социальную структуру общества, благодаря взаимодействию государства и институтов гражданского общества на основе принципов социального сотрудничества, согласия и тому подобное. Организационной и правовой базой здесь выступает социальная политика государства, направленная на разработку целевых социальных программ и законодательство, отображает как интересы государства, так и потребности и интересы различных социальных групп.
Социальное партнерство как метод цивилизованного разрешения конфликтов осуществляется, как правило, в сфере производственных отношений и характеризует взаимодействие работодателей, наемных работников и органов государственной власти и местного самоуправления с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально производственных и связанных с ними экономических вопросов, предотвращения конфликтов и обеспечения социального согласия. В данном контексте социальное партнерство выступает как особый тип социально-производственных отношений, присущий рыночной экономике, который обеспечивает на основе сотрудничества наемных работников и работодателей оптимальный баланс и реализацию их интересов. Такое сотрудничество получило название трипартизм.
По мнению исследователей, социальное партнерство как трехпартийная институт выполняет следующие задачи:
- Определение удовлетворительного для всех сторон партнерства уровня оплаты труда;
- Установление оптимальной системы налогообложения;
- Создание достойных человека условий труда;
- Обеспечение благоприятного социального климата для производственной деятельности человека, в котором бы она могла реализовать себя.
Второй комментарий к Статье 26 Трудового кодекса
1. Наименование и содержание ст. 26 изменены. Вместо системы социального партнерства она теперь определяет его уровни.
При этом перечень уровней социального партнерства дополнен межрегиональным уровнем. Это связано с созданием федеральных округов и заключением в них соглашений соответствующего уровня.
Упоминание организации заменено указанием на локальный уровень социального партнерства, т.е. на уровень не только организации, но и индивидуального предпринимателя.
2. Перечисленные в ст. 26 уровни социального партнерства складываются в определенную систему. Любая система состоит из взаимосвязанных определенным образом элементов. Состав элементов и их взаимосвязи определяют структуру системы.
В зависимости от уровня определяется содержание социально-партнерских актов:
на федеральном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в Российской Федерации;
на межрегиональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в двух и более субъектах РФ;
на региональном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ;
на отраслевом уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
на территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;
на локальном уровне устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда.
3. Практика идет несколько по иному пути. Помимо основ регулирования отношений в сфере труда на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях акты социального партнерства (соглашения) содержат конкретные обязательства сторон и конкретные условия труда работников, трудовые отношения которых регулируются соглашениями соответствующего уровня.
Необходимо иметь в виду и ст. 45 ТК РФ, в соответствии с которой соглашения решают и другие вопросы.
Кроме того, отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на разных уровнях — федеральном, региональном, территориальном.
На локальном уровне социальное партнерство выражается прежде всего в форме коллективных договоров, содержащих не только обязательства сторон, но и нормативные положения, направленные на регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, а также информационные положения — наиболее важные нормы, воспроизведенные из ТК РФ, других актов трудового законодательства.
4. Существенные изменения в структуре хозяйствующих субъектов и органах их управления (создание крупных объединений, холдингов, корпораций, комплексов, в которые входят несколько самостоятельных организаций — юридических лиц, а также транснациональных компаний и др.) поставили новые вопросы в социальном партнерстве — на уровне соответствующих объединений, корпораций (см., например, Отраслевое тарифное соглашение по угледобывающему комплексу Российской Федерации на 2004 — 2006 годы, соглашения, заключенные в таких корпорациях, как «Газпром», «Лукойл» и др.). В связи с этим следует признать наличие корпоративных соглашений.
Особенности структуры органов местного самоуправления привели к необходимости заключения соглашений на уровне таких органов (так, в г. Москве заключаются окружные трехсторонние соглашения между территориальными органами исполнительной власти округов, окружными советами Московской федерации профсоюзов и окружными объединениями промышленников и предпринимателей).
ББК 74.205+74.5
ISBN 978-5-85827-638-8 Мащенко О.Н., 2011
ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.
Иркутский ИПКРО, 2011.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………….
3
Становление и развитие социального партнерства в Российском обществе……………………………………………………………….
6
Вопросы и задания…………………………………………………………………
25
Советуем прочитать…………………………………………………………….
25
Социальное партнерство в образовательной деятельности и
региональной образовательной среде……………………………….
27
Вопросы и задания…………………………………………………………………
64
Советуем прочитать…………………………………………………………….
65
Тема 3. Концептуальная модель социального партнерства
(на примере формирования социально-педагогического опыта
будущего специалиста)……………………………………………….
68
Советуем прочитать…………………………………………………………….
97
Методический конструктор социального партнерства…………….
99
Задания…………………………………………………………………………
115
Заключение……………………………………………………………
117
Литература…………………………………………………………….
122
Приложение……………………………………………………………
137
Оксана Николаевна Мащенко
Социальное партнерство в образовании:
от теории к практике
Учебно-методическое пособие
Печатается в авторской редакции
Компьютерная верстка, макетирование и корректура РИО ИПКРО Душутин В.К.
________________________________________________________
Подписано в печать « 8 » декабря 2010 г.
Формат 60х90 1/16. Объем 10,5 уч. изд.л.
Типография Иркутского ИПКРО. 664007, г. Иркутск, ул. Красноказачья, 10 А.
Тираж 500 экз. Заказ № 111
Основные понятия
СП начало формироваться в 20 веке, когда стало ясно, что антагонизм рабочего класса и работодателя не приводит ни к чему хорошему. Тогда же активно начали развиваться профсоюзы, являющиеся эффективным инструментом для отстаивания прав трудящихся. СП – это целая культура, наиболее развитая в европейских странах. Рассмотрим основные понятия партнерства.
Коллективный договор
Коллективный договор фиксирует договоренности между трудящимися и работодателем. Обычно это соглашение касается таких вопросов, как:
- Размер зарплат и разного рода компенсаций.
- Порядок увеличения зарплаты в зависимости от инфляции.
- Порядок выплаты компенсаций при сверхурочной службе, работе ночью и в выходные.
- Занятость сотрудников.
- Длительность рабочего дня (в том числе для отдельных категорий сотрудников).
- Продолжительность оплачиваемого отпуска.
- Охрана труда.
- Обязательства участников соглашения перед друг другом.
Соглашение заключается между предпринимателем и профсоюзом или представителем сотрудников.
ВНИМАНИЕ! Коллективный договор не может противоречить закону. Он не должен ухудшать положение трудящихся
Коллективные переговоры
Именно на коллективных переговорах принимаются различные соглашения. Инициировать их может представитель любой из сторон. Для этого нужно отправить соответствующее уведомление. Сторона, получившая его, обязана вступить в переговоры в течение недели. Для ведения мероприятия нужно собрать комиссию из представителей сторон. Также устанавливается повестка собрания.
ВАЖНО! Трудящиеся имеют право подкреплять свои требования митингами и пикетами, проведенными в свободное от работы время
Заключение
Несомненно, в современной России произошли некоторые перемены в области социального партнерства по сравнению с моделью советского времени и эти изменения можно назвать трансформированием формы социально-трудовых отношений, а именно, изменились социальные субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Однако между субъектами все равно сохраняются в большинстве случаев традиционные отношения, и неформальные личные связи по-прежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей их формализации в связи с «вымиранием» старых, отлаженных связей.
Социальное партнерство – часть всей системы социального регулирования, установленной государством и другими субъектами рынка. Эффективное социальное партнерство обеспечивает возрастание «социальной стойкости», то есть улучшает экономическое и социальное положение населения.
Для его эффективности важно придерживаться основных принципов социального партнерства и совершенствовать его механизм. Механизм социального партнерства и есть совокупность разных методов взаимодействия его субъектов
Среди них можно выделить: проведение консультации, участие в коллективных переговорах, в ходе которых стороны выдвигают свои требования и предложения, применение примирительных процедур, составление договоров и соглашений социального партнерства и контроль за их выполнением
Механизм социального партнерства и есть совокупность разных методов взаимодействия его субъектов. Среди них можно выделить: проведение консультации, участие в коллективных переговорах, в ходе которых стороны выдвигают свои требования и предложения, применение примирительных процедур, составление договоров и соглашений социального партнерства и контроль за их выполнением.
В социальном диалоге принимают участие работодатели или их организации, с одной стороны, и организации трудящихся, с другой.
После достижения определенных договоренностей субъекты социального партнерства оформляют в установленном законодательством порядке договор или соглашение.
В тексте договора или соглашения детализируются условия труда, его оплаты и охраны, наличие компенсаций, льгот, обеспечение разностороннего обслуживания и оздоровления работников.
Контроль за выполнением коллективного договора или иного соглашения проводится непосредственно сторонами, которые его заключили, в порядке, определенном этим коллективным договором или соглашением.
Государство и профсоюзы стараются создать побольше объединений работодателей, а работодатели, используя эту ситуацию, изменяют свои производственные и экономические интересы в рамках институтов социального партнерства и каждая сторона старается выжить за счет других.
Хотя профсоюзы и работодатели готовы идти в отдельных случаях на компромиссы, государство не поддерживает это, потому что, уступив свое место собственника на предприятиях, оно не создало необходимых гарантий осуществления трудовых прав наемным работникам. При этом новые работодатели пользуются отсутствием законов и часто игнорируют профсоюзы в качестве партнера, ущемляя права трудящихся.
Заявления работодателей о своем понимании социального партнерства, предполагающем диалог не только с профсоюзами, но и с другими объединениями, представляющими интересы трудящихся, снижают авторитет профсоюзов как одной из сторон социального треугольника. От этого страдает система социального партнерства в целом, принципы которого Правительство декларирует, но мало что делает для их осуществления.
Литература:
- Ершова Е.А. Нормативно-правовые соглашения, содержащие нормы трудового права // Российский судья. -2007. – № 12. – С.38.
- Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 1 (часть I). – Ст. 3.
- Федеральный закон от 01 мая 1999 г. № 92-ФЗ “О Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально – трудовых отношений” // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1999. – № 18. – Ст. 2218
- Managing your Money
- Профессия юрист
- Адвокатская деятельность
- Адвокатура
- Адвокатура (ИСТОРИЯ РУССКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ АДВОКАТУРЫ)
- О профессии адвоката
- Правовая характеристика государственных ценных бумаг
- Виды финансового контроля
- Виды коллизионных норм. Коллизия юрисдикций и коллизия законов
- Понятие и содержание финансовой деятельности государства. Специфика финансовой деятельности муниципальных образований
- Виды и содержание юрисдикционных иммунитетов государства
- Работодатель как субъект трудового права