Ударят ли новые тарифы ОСАГО 2022 по нашим кошелькам

Какие новшества были приняты в 2021 в отношении ОСАГО и техосмотра?

Госдума приняла в первом чтении законопроект, отменяющий обязательное ТО для легковых автомобилей и мотоциклов. Такая инициатива была скептически воспринята экспертами. Они считают, что в связи с этим в стране резко увеличится количество ДТП, поскольку большая часть отечественных автолюбителей эксплуатирует старые автомобили низкого технического состояния.

Руководитель общественной системы «Обеспечение безопасности дорожного движения» Константин Крохмаль прогнозирует, что 2022-й будет годом самого большого количества ДТП с учетом изношенности автомобилей, и это число будет прогрессивно расти. Неактуальной стала мотивация и ответственность за исправность машины самого водителя, так как для регионального водителя на первом месте стоит цена. На сегодняшний день установилась тенденция увеличения автопарка возрастом 5-7 лет, а это значит, что повысится аварийность за счет изношенных деталей.

Также были приняты изменения, касающиеся расширения базовых ставок ОСАГО и вниз, и вверх в пределах 10% для легковых автомобилей физических лиц.

Кроме того, с 1 ноября была введена возможность оформления мелких ДТП по Европротоколу в онлайн режиме. До этого при отсутствии возражений сторон и без причинения вреда жизни и здоровью можно было зафиксировать аварию в бланке Европротокола и обратиться в страховую компанию за компенсацией. Убирая бумажную волокиту и соблюдая переход на электронный документооборот, было принято решение оформлять аварию с использованием электронного “Помощника ОСАГО”.

Для оформления Европротокола создали два мобильных приложения: “ДТП.Европротокол” и “Помощник ОСАГО”. Первое упрощает процесс оформление аварии: в СК придется подавать заявление лично, на бумажном носителе, а второе позволяет оформить ДТП и подать извещение в электронном виде.

Однако, как и у любого нового электронного сервиса, можно обнаружить определенные недостатки. К минусам таких программ относятся сбои работы интернета, искажение информации при обработке, проявление скрытых повреждений в ходе дальнейшей эксплуатации и установлением причинно-следственной связи в ходе экспертизы. Еще одной проблемой может стать некомпетентность сотрудников ГАИ, которые, при наличии разногласий приглашают на пост ГИБДД и интерпретируют аварию по-своему. Также сюда можно отнести непрозрачность расчетов страховщиков. Например, применение разных методик износа и несоответствие стоимости деталей в калькуляциях реальной стоимости. Но это, к сожалению, вопросы большего масштаба.

Подача заявки по новым правилам в 2022 году

По новым правилам, подать заявку на оформление ОСАГО может как собственник, так и водитель, который управляет автомобилем по согласию ее владельца. Для получения полиса необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт гражданина;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства;
  • если автомобиль не зарегистрирован, то предоставляется документ, подтверждающий право собственности или аренды;
  • водительское удостоверение;
  • для автомобилей, старше 3-х лет, нужна действительная диагностическая карта.

Как предоставлять документы, в виде оригиналов или в электронном варианте, решает страховая компания.

Как и раньше, оформить полис можно будет на сайте компании. Договор ОСАГО, в этом случае, придет на указанную страхователем электронную почту.

21.01.2021 вышло постановление Правительства №28, допустившее операторов цифровых финансовых площадок (маркетплейсы) к информационной автоматизированной системе ОСАГО. Это делает их полноценными участниками страхового рынка. То, что маркетплейсы будут продавать полисы различных компаний, сделает более простым выбор доступной страховки и не должно сказаться на окончательной стоимости в сторону ее повышения.

Что ждет ОСАГО в 2022 году

Как уже говорилось, все изменения, касающиеся процедуры оформления полиса ОСАГО, должны были заработать еще в 2020-м, а установленный сейчас срок – до 01.10.2021. Это касается процедуры оформления электронного полиса, расчета стоимости страховки и новых правил прохождения техосмотра для получения диагностической карты. И пока не слышно о планах по переносу чего-то на 2022-й. Но, зная отечественный менталитет, можно гарантировать, что в октябре этого года вопросы с заключением договоров ОСАГО точно будут возникать.

Причиной, в первую очередь, станет отсутствие диагностических карт, из-за проблем с прохождением ТО. Мало кто из операторов стремится уже сейчас получить аккредитацию по новым правилам, жалея средств и надеясь на очередной перенос сроков. И в октябре это приведет к огромным очередям в аккредитованные пункты.

Новые правила расчет тарифов ОСАГО

Новые правила расчета тарифов действуют с августа 2020 года. Тогда было введено понятие «коэффициента страховщика». Это, по своей сути, наценки, закладываемые в стоимость страховки с помощью специально разработанных технологий, на основе нескольких десятков критериев. И именно они влияют на то, какой будет стоимость ОСАГО в 2022 году.

Согласно новым правилам расчета, на стоимость полиса могут влиять не только стаж вождения, наступление в предыдущий период страхового случая или серьезное нарушение ПДД, но и:

  • пол;
  • возраст;
  • марка машины;
  • цвет кузова;
  • профессия водителя.

И это далеко не исчерпывающий список. Всего таких факторов – около 60. Решать, использовать ли в расчете стоимости полиса все факторы, которые не запрещены Центробанком, имеют право сами страховые компании. Но их полный перечень должен быть опубликован на официальном сайте страховщика.

В настоящее время стоимость базовой ставки полиса может варьироваться в пределах от 2471 руб. до 5436 руб. Окончательная цена устанавливается в зависимости от количества примененных коэффициентов-факторов. И у каждой компании они могут быть своими. В расчетах цены полиса банки не имеют право использовать и учитывать:

  • национальность водителя;
  • вероисповедание;
  • языковую принадлежность;
  • должностное положение.

Как отмена техосмотра отразится на предпринимательской деятельности операторов ТО?

Рынок техосмотров, который лишился части операторов, спровоцирует бизнес искать новые пути получения диагностических карт (коммерческому транспорту нужен ТО и диагностическая карта), а это развяжет руки мошенникам, которые уже начали свою незаконную деятельность по продаже “левых” диагностических карт.

Из-за сокращения числа пунктов осмотра в России возник вопрос о прохождении технического осмотра коммерческим транспортом. Отметим, что в регионах участников рынка может не остаться, пояснил вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. Еще одна проблема, связанная с отменой ТО для личного авто и сокращением пунктов в регионах связана с тем, что в автосалонах будут копиться старые автомобили, которые были сданы по трейд-ин. Раньше для постановки на учет диагностическая карта не требовалась, а нужен был только полис ОСАГО. Теперь требуется ДК. Так как количество пунктов технического осмотра уменьшилось, время прохождения и реализации транспорта в рамках программы «трейд ин» заметно увеличится.

При замене основных агрегатов машины или мотоцикла техосмотр останется обязательным вне зависимости от их возраста.

Пятая инициатива предполагает расширение тарифного коридора по ОСАГО – с 2471-5436 до 2224-5980 рублей. Для аккуратных автомобилистов стоимость полиса сократится на 10%. В свою очередь, для тех, кто регулярно становится виновником ДТП, она станет выше.

Изменения коснутся и водителей такси. Для них тарифный коридор предлагают раздвинуть на целых 30%, как в меньшую, так и в большую сторону. Сегодня цена полиса для таксиста может равняться  60-70 тыс. рублей. В теории новая инициатива регулятора сократит эту стоимость.

В московском регионе есть острая проблема страхования легального такси. Дело в том, что страховые агенты не занимаются оформлением ОСАГО для этого сегмента. О данной проблематике мы писали в обзоре .

Пересмотру могут подлежать и коэффициенты, учитывающие возраст и стаж водителя. Так, опытные автолюбители получат дополнительную скидку в 8%. Однако инициативу Банка России восприняли скептически. Национальный автомобильный союз выразил свое отношение к расширению тарифного коридора. Он посчитал ее «экономически необоснованной».

Эксперты также опасаются, что поправки вызовут обратный эффект – увеличат стоимость полисов ОСАГО для всех участников движения. Страховщики пытаются сегментировать рынок, опираясь на данные по КБМ, не анализируя природу возникновения его значения. Тот, у кого КБМ начального уровня, должен купить ОСАГО за высокую цену посредством максимальной базовой ставки. Многие компании не оформляют полисы таким водителям. Есть и такие страховые, которые не желают оформлять электронные полисы при наличии свыше четырех водителей, вписанных в страховку в обход закона.

В таких случаях юристы советуют письменно обращаться в СК с требованием мотивировать отказ в страховании со ссылками на законодательство.

Какие изменения, связанные с ОСАГО и техосмотром, планируются в следующем году

Первая концепция увеличивает лимит выплат за ущерб жизни и здоровью. Размер компенсации по ОСАГО изменится в 4 раза с 500 000 до 2 млн. рублей. Это вызвано существующим дисбалансом по выплатам в рамках одного и того же риска. Сейчас страхователю, который попал в ДТП с автобусом или другим видом общественного транспорта, выплачивают до 2 млн рублей, а при аварии с обычной легковушкой – лишь 500 000 рублей. Размер выплаты на ремонт авто увеличивать не планируют. Сегодня выплата ОСАГО составляет 400 тыс. рублей – в том числе по европротоколу. В России достаточно старый автопарк, и выплаты страховых компаний редко превышают пороговое значение (разве что в столицах). Больший размер выплаты может иметь смысл для владельцев дорогих машин, но они часто оформляют КАСКО.

Вторая концепция предполагает установить запрет страховым компаниям учитывать износ автомобиля, поврежденного в аварии при расчете выплаты на ремонт. Сейчас страховка предусматривает выплату возмещения автовладельцам либо восстановление поврежденной машины.

Центральный Банк поддерживает поэтапное внесение изменений, чтобы не вызывать резкое увеличение стоимости полиса, так как для автовладельцев это будет отнюдь не приятным известием.

РСА заявил, что средняя цена договора обязательного страхования автогражданской ответственности находится на стабильной отметке уже порядка трех лет и за девять месяцев 2021 г. составила 5551 рублей. В то же время стоимость средней корзины запчастей выросла на 23% с учетом санкций и перебоев в поставке микрочипов.

Третья новинка касается техосмотра в части вариабильности предъявления диагностической карты. Наличие действующей диагностической карты (выдается по итогам ТО), освободит автовладельцев от проверок в рамках «государственного контроля за безопасностью движения». Полицейский сможет проверить машину только при «визуальном обнаружении признаков неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения». Действующую диагностическую карту не будут требовать для автомобилей и мотоциклов, с года изготовления которого (по паспорту транспортного средства) прошло менее четырех лет.

Четвертая инициатива предусматривает обязательный техосмотр для такси, автобусов и грузовиков, а также для коммерческого автотранспорта.

Иные факторы в расчете стоимости

Страховщики, заключая договор автострахования в 2022 году, однозначно повысят тариф тем водителям, которые допустили серьезные нарушения правил дорожного движения:

  • управляли автомобилем пьяными;
  • превышали скорость более, чем на 60 км/час;
  • проезжали на красный;
  • выезжали на полосу встречного движения.

Избежать наценки не удастся, так как специализированные базы ГИБДД будут доступны страховщикам. Конечно, не в таком объеме, что любая компания сможет узнать все подробности правонарушения. Система просто выдаст положительный или отрицательный ответ о наличии того или иного противоправного события.

Кроме этого, уже сейчас существуют риски, что при расчете стоимости страховки в 2022 году будет устанавливаться наценка за ее электронное оформление. И Банк России предупредил страховые компании о недопустимости такого нарушения. Если для КАСКО повышать стоимость полиса при отсутствии автомобиля во время удаленной процедуры вполне обоснованно, то для ОСАГО это не объяснимо. Ведь то, что пришел клиент в офис или решил застраховать свою ответственность через интернет, никак не влияет на цену вопроса.

Банки, ссылаясь на какие-то онлайн-издержки, стараются убедить ЦБ в необходимости повышения расценок на Е-ОСАГО. И, даже, пытаются выдавать в офисах документы, учтенные, как полученные удаленно. Мнение Банка России однозначно – это незаконно.

Стоимость добавления человека

Итак, сама процедура внесения в полис бесплатна, а на цену нового водителя в автогражданке влияют коэффициенты, применяемые при расчёте стоимости. Они бывают повышающие (более единицы) и понижающие (менее единицы).

Стоимость полиса меняется, в зависимости от коэффициентов, а применяются они к базовому тарифу, который на 2022 год составляет от 2746 до 4942 рублей (для легковых авто категории B). Ваша текущая страховка уже рассчитана по этим коэффициентам. Осталось только понять, как поменяется расчёт при вписании человека, а это зависит от его стажа, возраста и КБМ.

В цене полиса ОСАГО участвуют следующие коэффициенты – представим их в виде таблицы и укажем, влияет ли каждый из них на стоимость страховки именно при добавлении нового человека.

От чего зависит изменение стоимости полиса?
Коэффициент Влияет ли на вписание водителя в действующий полис?
По мощности авто Нет, так как автомобиль не меняется.
По ограниченнности полиса Нет, так как полис у нас как был, так и остаётся ограниченным
По возрасту вписанных людей Да, влияет на стоимость страховки
По стажу вписанных людей Да
По региону регистрации собственника Нет, так как собственник остаётся тот же
По периоду страхования Нет, так как период тоже не меняется
По коэффициенту бонус-малус (безаварийной езды) вписанных водителей Да, влияет напрямую

Влияют все эти коэффициенты по-разному. Давайте рассмотрим, как именно!

Вас также заинтересует:

  • Как и где проверить КБМ ОСАГО по базе?
  • Слетел КБМ – причины и как восстановить?
  • Можно ли вернуть или продать страховку при продаже машины?

Базовая ставка по ОСАГО

К сожалению, получить информацию о размере базовой ставки каждый автолюбитель может только в том случае, если позвонит по телефону службы поддержки клиентов. Данная информация никогда не публикуется на сайте РСА, ЦБ и страховщика.

Как показывает практика, 80% всех клиентов – это владельцы легкового транспорта. Именно для такой категории граждан тариф устанавливается в диапазоне:

  • для физических граждан от 3432 до 4118 рублей;
  • для юридических лиц от 2573 до 3087 рублей.

По регионам РФ

Зачастую водители задаются вопросом: различается ли стоимость по регионам РФ? На самом деле – да! Все дело в том, что страховщики, на законодательном уровне, могут устанавливать ставку по своему усмотрению для каждого региона в отдельности.

При этом на практике, размер по ОСАГО базовой ставки зависит от:

  • размера страхового портфеля;
  • чистой прибыли в каждом регионе;
  • убыточности.

Не секрет, чем меньше убыточность, тем ниже размер базовой ставки. Для убыточных регионов страховщик не может снизить ставку до минимального предела, поскольку будет получить убытки.

Однако также при формировании ставки страховые организации учитывают такой показатель – как масштабность города. К примеру, в таких крупных городах как Москва и Санкт-Петербург компании предлагают купить бланк обязательной защиты по минимальному коэффициенту. Такую политику очень просто объяснить – чем больше город, тем выше конкуренция.

Однако сильные и уверенные компании, которые давно на рынке, могут позволить себе работать по максимальной ставке.

По страховым компаниям

Если внимательно изучить рынок автострахования, то максимальный тариф предлагают крупные и стабильные компании, которые прочно заняли свои позиции на рынке. Такие страховщики:

  • имеют наработанную базу;
  • исправно и в полном объеме выплачивают деньги при наступлении страхового случая;
  • активно работают с юридическими гражданами и крупными банками.

Мелкие компании, которые только появились на рынке финансовых услуг наоборот, предлагают купить ОСАГО, которое рассчитано по минимальной ставке. К сожалению, на сайте РСА и ЦБ нет перечня страховых кампаний с указанием базового тарифа.

На грузовик

Что касается грузовых автомобилей, то базовая ставка учитывается независимо от того, кто является владельцем автомобиля: физическое или юридическое лицо. В данном случае тарифный коридор зависит от максимальной массы. Таким образом:

  • до 16 тонн ставка от 3509 до 4211;
  • свыше 16 тонн ставка от 5284 до 6341.

Для определения тарифа владельцу грузового транспорта необходимо предъявить паспорт ТС.

На мотоцикл

Стоит отметить, что на данный тип транспортного средства самая минимальная ставка в рамках договора ОСАГО. Ее размер составляет от 867 до 1579 рублей.

При этом важно отметить, что многие страховые компании отказывают водителям в покупке договора на данный тип транспортного средства. Все дело в том, что прибыль минимальная, а сумма выплаты и убытки максимальные

Именно поэтому страховщики вынуждают приобретать дополнительные услуги, чтобы максимально получить доход и сократить расходы. Однако при появлении электронного страхования сделать это крайне сложно.

Такси

Такси – это последняя категория транспорта, о которой пойдет речь в нашей статье. Как и мотоциклы, их неохотно принимают на страхование. Причина все та же – большая убыточность, поскольку они постоянно находятся в движении.

Тем не менее, для таксистов базовая ставка по ОСАГО составляет от 5136 до 6166 рублей. Если внимательно изучить рынок, то практически все страховщики работают по верхнему значению.

От чего зависит итоговая стоимость

Обращаясь в офис страховой компании, следует принимать во внимание, что помимо базовой ставки применяются поправочные коэффициенты. При необходимости вы всегда сможете скачать тарифное руководство на официальном портале РСА или нашем сайте

Также отметим, что все вопросы вы можете задать нашему консультанту, который работает 24 часа в сутки и готов быстро ответить на любой вопрос.
От каких показателей зависит стоимость:

Прописка

В данном случае страховщик смотрит прописку владельца транспортного средства. Как правило, повышенный тариф утвержден для больших городов, где аварийность высокая. Для таких водителей ставка составит от 1,2 до 2.
Что касается жителей небольшой области или деревни, то на практике территориальный коэффициент не превышает 0,7.

Возраст и стаж

В данном случае все очень просто:
·         до 22 лет, стаж до 3 лет -1,7;
·         до 22 лет, стаж больше 3 лет – 1,3;
·         более 22 лет, стаж до 3 лет – 1,5;
·         более 22 лет, стаж больше 3 лет – 1.
Получается, меняться ставка ОСАГО будет от количества полных лет и стажа вождения.

Мощность

Чем больше лошадиных сил в машине, тем выше коэффициент

При этом важно учитывать, что максимальный порог обозначен как 1,6. Такая ставка актуальная для транспорта с мощностью от 150 лошадиных сил и более.

Период

Не секрет, что бланк договора можно оформить на срок от 3 месяцев до 1 года

При необходимости срок действия ОСАГО можно продлить, путем доплаты недостающей разницы.
Также стоит отметить, что страховщики могут оформить полис на короткий срок, до 20 дней. Такие договоры называются транзитными и оформляются исключительно при наличии специальных номеров, на время перегона.

Скидка

Коэффициент КБМ – это самый приятный показатель, который страховщики используют при расчете. Аккуратные водители ежегодно получают 5% скидки. При этом важно учитывать, что бонус суммируется и может в совокупности достигать 50%.
Что касается аварийных клиентов, то им потребуется переплатить. Порой стоимость договора, из-за аварий, может увеличиться в 2,5 раза.

Грубые нарушения

Компания может повысить тариф при страховании на новый срок, если выяснить, что:
·         клиент во время страхования предоставил недостоверные сведения, для того, чтобы купить ОСАГО по минимальной стоимости (копию паспорта, где переделана прописка на область);
·         застрахованный специально был виновником ДТП (подставные аварии, для получения выплаты).

Предлагаем сделать расчет по ОСАГО-онлайн, через калькулятор на нашем сайте. Для получения информации вам предстоит указать минимальные сведения, такие как:

  • марку и модель автомобиля;
  • год выпуска;
  • пробег;
  • минимальный стаж вождения водителя;
  • примерную стоимость;
  • ФИО;
  • номер мобильного телефона для связи.

После внесения всех данных вам позвонят сотрудники страховых компаний и озвучат стоимость договора. Благодаря этому вы можете записаться на встречу в любое удобное для себя время или оформить покупку на официальном сайте страховщика.

Подводя итог, можно сделать вывод, что базовая ставка по обязательному продукту утверждена на законодательном уровне. При этом страховщики все же могут сделать решение, какой размер будут использоваться при расчете страховой премии. Страховые компании с минимальным тарифом, как правило, недавно представлены на рынке.

Для получения информации о стоимости не нужно тратить время и обращаться к страховщику. Все что вам необходимо сделать – это отправить запрос через калькулятор на нашем сайте. Вся информация предоставляется совершенно бесплатно.

Предлагаем вам поделиться своим опытом и рассказать другим читателям нашего портала, где вы обычно приобретаете договор ОСАГО, обращаете внимание на базовую ставку или нет. Также нам будет интересно узнать, каким образом вы получаете информацию по стоимости, с целью выбора наилучшего предложения

Для того чтобы поделиться своим опытом, вам достаточно оставить комментарий после прочтения статьи.

Подробнее про коэффициенты ОСАГО и как они влияют на стоимость полиса вы узнаете далее.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий