Уходить от столкновения или нет? Проблемы бесконтактного ДТП

Лишение прав за бесконтактное ДТП

К бесконтактному ДТП применяются те же нормы, что и к остальным видам аварий. В связи с этим, лишить водительского удостоверения в представленном виде происшествий могут на тех же основаниях, что и в авариях с непосредственным столкновением транспортных средств.

Лишить прав могут (Постановление ВС РФ №78-АД15-4):

  • В случае доказанности вины одного из участников движения.
  • Если в ходе бесконтактной аварии был нанесен вред здоровью или угроза жизни физическим лицам.
  • Если водитель, который несоблюдением установленных Правил дорожного движения создал аварийную ситуацию, вследствие которой произошло ДТП, покинул место происшествия.

Дополнительная информация В случае, когда водитель авто, создавший помеху, неумышленно уехал с места аварии (не заметил, что стал виновником происшествия), он может избежать лишения ВУ, если приведет убедительные аргументы своей модели поведения.

Что значит ДТП по закону 2021 года?

Что же означает ДТП в законодательстве, актуальном 2021 год:

Из определения делаем вывод, что для признания факта происшествия должны быть выполнены все перечисленные ниже условия:

  1. ДТП считается, только если автомобиль двигался по дороге,
  2. при этом, нужно, чтобы он участвовал в этом происшествии,
  3. в результате аварии должен быть нанесён вред либо здоровью или жизни человека (людей), либо имуществу (этому автомобилю, другим транспортным средствам или чему-либо другому).

Примеры

Давайте рассмотрим несколько примеров, когда событие относится к дорожному происшествию, а когда нет.

  • Согласно ПДД, дорога – это обустроенная или приспособленная поверхность земли или сооружения. Соответственно, столкновение автомобилей будет считаться ДТП, если оно произошло в поле на грунтовой дороге, к примеру, и не будет считаться, если это произошло там, где ни одна машина до этого не ездила. Однако, при разборе такого события инспектор ИАЗ ГИБДД или суд могут вынести и своё мнение на этот счёт. Например, укажут, что, двигаясь в голом поле вне приспособленной дороги автомобиль самим своим движением по участку земли уже приспособил её к движению. Следовательно, здесь уже будут все признаки дорожно-транспортного происшествия.
  • Если столкнулись 2 автомобиля, а на третий отлетела деталь и повредила его. В этом случае третий авто – тоже участник этой же аварии.
  • Если в результате взаимодействия машин пострадавших и повреждений нет, то это уже не ДТП, так как не выполнено одно из условий обозначения этого термина – вред имуществу, здоровью или жизни людей. К примеру, 2 авто ударились зеркалами, те просто сложились, но на них нет ни единой царапины или потёртости.

Как определяется виновник

Так как физического контакта между автомобилями не происходит, сложнее всего определить, кто был виновником аварии. Самым достоверным доказательством является видеофиксация на регистраторе, но если нет номеров, то привлечь к ответственности скрывшегося с места происшествия водителя будет достаточно проблематичным. Занимаются этим правоохранительные органы. В чем заключается сложность:

  1. Виновник создал помеху, а сам скрылся с места аварии.
  2. Пострадавшего привлекли к ответственности из-за некорректной трактовки пункта 10.1 ПДД.
  3. Помеху создал пешеход, пересекающий дорогу в неподходящем месте.
  4. Спровоцировал аварийную ситуацию дикий зверь.

Что говорит ПДД, если при ДТП догнал автомобиль

Накопленный опыт российских автоюристов, занимающихся рассмотрения ситуаций связанных с нарушениями ПДД, указывает, что не стоит делать поспешных решений (когда произошел подобный случай) и сразу признавать свою вину и погашать причиненный ущерб.

Для начала дадим определение ПДД – это нормативно-правовой документ призванный регулировать не только перемещение транспортных средств, но разрешать все спорные моменты, которые могут возникнуть при дорожном происшествии между водителями.

Для каждого конкретного случая в этом своде правил есть соответствующая формулировка, какие действия следует предпринять в той или иной нештатной ситуации.

Чтобы не столкнуться с впереди едущей машиной следует придерживаться требований и рекомендаций, которые прописаны в Правилах.

Информация к размышлению

Обратимся к разделу № 9 «Расположение транспортных средств на проезжей части» пункт 9.10: «…управляющий автомобилем человек должен соблюдать такую безопасную дистанцию по отношению к впереди едущему ТС, чтобы при экстренном торможении удалось избежать столкновения с ним. Это же относится и к боковому интервалу».

Суть этого постулата – когда едешь по дороге, расстояние до впереди идущего автомобиля, должно быть таким, что если он начнет тормозить, то у водителя сзади была возможность вовремя снизить скорость.

Остановить любой автотранспорт, мгновенно нажав на педаль невозможно. Это достижимо если он врежется в препятствие (дерево, стена). Поэтому соблюдение определенной ПДД дистанции при вождении – важнейший фактор безопасного движения, как в городе, так и за его пределами.

Пункт 1 раздела 10 Правил говорит, с какой скоростью можно ехать по дороге, “… двигаться транспортное средство должно в таком режиме, который установлен на данном участке, при этом обязательно учитываются погодные условия, загруженность трассы, технической состояние машины, видимость и масса и характер перевозимого груза”.

Выбранная скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянно контролировать складывающуюся вокруг обстановку, чтобы при возникновении риска совершения ДТП он мог ее снизить или прекратить движение, предотвратив столкновение.

Комментарий эксперта

Селиванов Александр Андреевич

Юрист, специализация гражданское право.

Задайте вопрос

Поэтому когда на загородном шоссе или перекрестке в городе одному из автомобилей въехали в зад и нужно определить кто виноват, прежде всего, необходимо внимательно изучить случившееся, исходя из норм, прописанных в Правилах, с учетом всех объективных и субъективных причин.

Что это такое

Бесконтактное ДТП – сложный случай, при котором одно транспортное средство создает помеху другому, в результате чего наносится ущерб третьим лицам. В тот же момент сам виновник не имеет непосредственного контакта с другими автомобилями.

Чаще всего бесконтактное ДТП происходит в таких ситуациях:

  • водитель пытался уйти от столкновения и врезался в другое ТС, ограждение или столб;
  • авария произошла из-за падения груза или выброса гравия;
  • помехой мог стать пешеход, наезда на которого водитель стремился избежать, в результате чего совершил ДТП.

Правильно трактовать ситуацию при бесконтактном ДТП мешает несколько факторов:

  1. Истинный виновник не причинил вреда непосредственно, из-за чего не считая себя виновником, благополучно скрылся с места происшествия.
  2. Инспекторы ГИБДД неоднозначно трактуют ПДД, пункт 10.1.
  3. Часть вины возлагается на пострадавшего, руководствуясь тем, что каждый водитель обязан управлять автомобилем на той скорости, которая позволит четко контролировать ситуацию.

Очевидно, что при бесконтактном дорожном происшествии из пострадавшего можно легко стать виновником и нести ответственность за чей-то маневр.

Если же инспектора ГИБДД вменяют в вину то, что водитель не снизил скорость и не остановился, как предписывает ПДД, п. 10.1, стоит апеллировать к таким факторам:

  • п.1.2 Правил Дорожного Движения Опасность для движения», гласит, что водитель вправе как остановить транспортное средство, так и маневрировать, с целью избежать опасной ситуации и предотвратить аварию;
  • снизить скорость или остановиться стоит только в том случае, если это позволит избежать столкновения (в остальных ситуациях это бессмысленно);
  • в согласии с пунктом 1.5 ПДД необходимо действовать так, чтобы не нанести вред другим участникам дорожного движения; если маневр позволит достичь этой цели, водитель вправе этим воспользоваться.

Даже такое происшествие порой несет немалый ущерб. Если произошло бесконтактное ДТП, выплату по ОСАГО может быть получить непросто.

Судебная практика

При бесконтактном ДТП перенос разрешения спора в зал судебных заседаний – довольно частое явление, что обусловлено сложностью доказательства вины одного из участников движения, а также нежеланием страховщиков покрывать ущерб.

Основным предметом споров, как правило, является трактовка норм, регулирующих поведение автомобилиста при попадании в аварийную ситуацию.

Статьей общего значения здесь будет норма Гражданского кодекса (ст.1079), которая предусматривает ответственность владельцев источников повышенной опасности при их взаимодействии. Однако, ее применение при бесконтактном ДТП является неверным, поскольку законодатель предусмотрел специальный нормативно-правой акт, нормы которого применяются для урегулирования представленных правоотношений – ст.14.1 ФЗ «Об ОСАГО».

Судебная практика свидетельствует, что при наличии достаточных доказательств вины одного из участников движения (который создал помеху), суд становится на сторону потерпевшей стороны.

В одном из Решений Верховного Суда РФ устанавливалась трактовка понятия «взаимодействие» автомобилей при дорожно-транспортном происшествии в рамках установления страховщика, который обязан выплатить страховку.

Так, пострадавший в бесконтактной аварии гражданин В. обратился за возмещением страховки к своему страховщику на основании положения ч.3 ст.1079 ГК, на что получил отказ с аргументацией, что взаимодействие двух ТС отсутствовало.

Тогда пострадавший обратился в суд и получил положительное решение с раскрытием понятия взаимодействия, как создание помехи одним автомобилем для другого.

Страховая компания обжаловала такое решение, опираясь на положение ст.14.1 ФЗ «Об ОСАГО», где «взаимодействие» рассматривается исключительно в аспекте столкновения и требованием возложения обязательства по оплате страховки СК виновного лица.

Однако апелляция была отклонена и обжалована страховщиком в Верховный суд, который поставил точку в данном деле, признав решения судов нижних инстанций неверными, поскольку к представленным правоотношениям следует применять нормы Закона «Об ОСАГО», как специального нормативного акта, и рассматривать «взаимодействие» как непосредственное столкновение автомобилей». По пояснениям Верховного Суда, в силу статьи 12 закона об ОСАГО за получением выплат необходимо обратиться в страховую компанию виновника бесконтактного ДТП.

Об особенностях

Каковы особенности бесконтактной аварийной ситуации:

  1. Существует сторона, которая спровоцировала возникновение аварийной ситуации, но при этом сама непосредственного участия не принимала.
  2. Зачастую любитель авто, создавший аварийную ситуацию, скрывается с места происшествия, но его действия неправильные, так как на регистраторах отмечаются все события. В суде можно легко доказать произошедшее.
  3. В протоколе указывается, что водитель совершил маневр во избежание столкновения с иным техническим средство передвижения. Виновным признают пострадавшего водителя.
  4. Регулирование судебных разбирательств трактуется на базе законодательства.
  5. Такие случаи относят к страховым и полагается компенсация за нанесенный ущерб.
  6. Возмещение убытков сюда не относится, поэтому нормативные документы здесь не применяются.
  7. Пострадавший гражданин должен обратиться за выплатой страховки в компанию, где зарегистрирован виновник ДТП.

Особенности получения компенсации

Ущерб, полученный в случае бесконтактного ДТП, однозначно входит в перечень страховых случаев ОСАГО. По данному вопросу существует специальное постановление Верховного Суда. Виновник бесконтактной аварии привлекается к административной ответственности, а его страховая фирма должна осуществить компенсационные выплаты потерпевшей стороне. Обязательным условием для получения компенсации от страховой компании является официальное установление виновного лица в результате проведённого расследования.

Особенность бесконтактной аварии состоит в том, что компенсировать ущерб можно только через страховую компанию, представляющую виновную сторону. Если же виновник не застраховал гражданскую ответственность, то никакая страховая компания не возьмёт на себя выплаты страховой компенсации пострадавшим, включая их собственных страховщиков.

Однако, если происшествие зарегистрировано официально и имеется протокол о ДТП с определением виновной и потерпевшей стороны, то получение компенсации возможно через суд. Он часто признаёт виновником того водителя, который, находясь в опасной зоне, совершил неверные действия или бездействие, приведшие к столкновению или причинению иного ущерба. В тех случаях, когда страховая фирма виновника бесконтактной аварии не хочет выплачивать компенсацию, потерпевшему нужно оформлять и предъявлять им досудебную претензию. Если и это действие безрезультатно, то в дальнейшем следует обращаться с иском в суд.

Что делать, если навстречу несётся автомобиль

Как правильно избежать лобового столкновения, зависит от конкретных условий:

  • состояния дорожного покрытия – асфальт, грунтовая дорога или щебёнка;
  • времени года – зимняя и летняя резина ведут себя по-разному, к тому же имеет значение, обледенела ли дорога, либо идёт дождь или снег;
  • от количества участников дорожного движения;
  • от скорости, с которой автомобили приближаются друг к другу, и скорости попутного потока.

Играют значительную, если не главную роль, и способность водителя к быстрому реагированию и принятию решений, умение чувствовать машину и маневрировать в транспортном потоке.

Если совершается обгон

Водитель, который едет по своей полосе, должен оценивать скорость встречных авто, которые совершают обгон, выезжая на его полосу.

Ни в коем случае нельзя в критической ситуации в панике выруливать на встречную полосу без оценки ситуации, так как произойдёт столкновение с автомобилем, который вы пытались обогнать.

Если автомобиль стремительно приближается по встречной полосе и не успевает завершить манёвр, то есть вернуться на свою полосу, водителю едущей навстречу машины нужно начинать торможение на своей полосе. Резко или плавно тормозить, зависит не только от скорости встречной машины, но и от наличия транспортных средств, следующих сзади. При резком торможении велика вероятность, что водитель следующей машины не успеет быстро среагировать. И опасность больше не в том, что он нанесёт удар в область багажника, а в том, что этот удар спровоцирует занос авто и потерю управления. Вероятен вынос машины на встречную полосу.

Некоторые водители на полной скорости сразу же съезжают на обочину. Но торможение на обочине чревато последствиями из-за неподходящего для этого дорожного покрытия, имеющего меньший коэффициент сцепления. Из-за грязи, снега, щебня, попавших под колёса на высокой скорости, можно потерять управление.

Следует быть внимательным при приближении фур, которые ограничивают обзор. Из-за одной из них может резко выскочить легковушка, и исход ситуации будет в большей степени зависеть от быстроты реакции водителей.

Движение по встречной полосе без видимых причин

Если у водителя, движущегося навстречу, есть возможность вернуться на свою полосу, но он по каким-то причинам медлит, следует затормозить, подать ему сигнал дальним светом фар и гудком, тем самым обратив его внимание на предаварийную ситуацию. Водитель может не видеть встречного авто или уснуть за рулём

Эти действия должны помочь.

Если автомобилист всё равно не реагирует, вероятно, он по каким-либо причинам не может контролировать управление. Необходимо принять вправо или влево, отпустив педаль тормоза. Если состояние обочины хорошее, то рекомендуется свернуть на неё. Зимой и при отсутствии встречных машин лучший вариант – встречная полоса. Нельзя забывать про поворотник, так как автомобиль, создавший критическую ситуацию, может выполнить аналогичный манёвр, также попытаться уйти на обочину встречной полосы. Тогда столкновение всё равно произойдёт, но уже на обочине.

Можно свернуть на обочину слева, когда сделать это не мешают встречные авто, а правая обочина занята людьми или транспортом.

Многие водители выезжают на встречную полосу, пытаясь избежать столкновения, даже в том случае, если она не просматривается на достаточном расстоянии, например, на подъёме. Тогда есть риск попасть под встречный автомобиль.

Если после критической ситуации водитель начал возвращаться на свою полосу, рекомендуется прижаться ближе к обочине.

Автомобиль занесло

Если водитель авто теряет управление из-за заноса, то нужно сразу же тормозить и попытаться уйти от столкновения при помощи манёвра. Главное, не поддаться панике и не направить автомобиль на встречные машины или в лоб потерявшего управление транспортного средства.

Самая главная ошибка водителей в критической ситуации – увеличение скорости в надежде проскочить, такое поведение оправдано лишь в исключительных случаях.

Не стоит забывать и о безопасности сзади идущих автомобилей. Стоит предупредить их об опасности впереди сигналом аварийки, если на её включение хватит времени.

Как оформить ДТП?

Бесконтактное ДТП оформляется как обычное ДТП с участием сотрудников ГИБДД. После того, как был сделан звонок для вызова ГИБДД, в случае, если нет пострадавших, рекомендуется сделать фото- видеосъёмку места аварии, постараться найти свидетелей и договориться с ними о том, что вместе нужно дождаться наряд дорожной полиции. Если у пострадавшего есть видео-регистратор, то дело может значительно упроститься. Если есть пострадавшие лица, необходимо сообщить о них информацию в службу спасения и оказать первую медицинскую помощь.

Советуем вам подробнее изучить статью о первой помощи при аварии.

Немаловажным является вопрос о действиях водителя в случае ДТП, поэтому рекомендуем ознакомиться с этим подробней.

Автомобили должны оставаться на месте аварии до прибытия полиции, иначе воссоздать картину происшествия будет очень трудно. Аварийный знак должен быть выставлен согласно ПДД, во избежание штрафа. Оформление по Европротоколу невозможно по причине того, что одним из условий упрощённого метода фиксации ДТП является непосредственный физический контакт двух транспортных средств.

В протоколе необходимо указать на истинную причину ДТП. Нужно подробно описать действия водителя первого автомобиля, которые привели к столкновению второго и третьего автомобилей. Настаивайте на изложении материалов протокола согласно вашим и свидетельским показаниям, проверяйте все записи, которые делают сотрудники ГИБДД.

Узнайте о том, куда звонить в случае ДТП, в статье нашего специалиста.

https://youtube.com/watch?v=3Zel4tN4znI

Обращение по ОСАГО

Идём далее по хронологии событий.

Вне зависимости от того, кому вынесено постановление, при обращении в страховую за выплатой вам может быть отказано просто на том основании, что ДТП было бесконтактное. То есть страховщик может усомниться в наличии самого страхового случая – в том, что авария произошла по вине того водителя, с которым у вас не было контакта.

В этом случае порядок действий сложнее:

  1. сначала вам необходимо произвести независимую экспертизу повреждений для того, чтобы узнать, на какую сумму подавать заявления,
  2. далее вам необходимо подать досудебную претензию страховщику с требованием возмещения ущерба – в нём изложить суть бесконтактного ДТП, что вы требуете и на основании чего,
  3. при отказе в удовлетворении досудебной претензии остаётся только подавать в суд.

В какую страховую обращаться?

  • в ДТП без контакта нет пострадавших,
  • в аварии столкнулись 2 и более автомобиля.

И, если с первым пунктом всё понятно, то со вторым могут возникнуть недопонимания. Закон подразумевает именно столкновение – то есть касание обоих автомобилей. Если участников всего двое, но пострадал только один автомобиль (например, вылетел в кювет, когда первый не уступил дорогу или подрезал), то вы не подпадаете под это условие.

Но парадокс заключается в том, что если аналогично вам не уступили дорогу, и вы в результате въехали в третью машину, то участников трое, а столкнулись двое, и под прямое возмещение убытков вы подходите, поэтому обращаться нужно только в свою страховую.

Также обратите внимание, что обращение в свою страховую – это обязанность, а не возможность. При выполнении 2 условий выше вы не можете обратиться в свою компанию, а обязаны только в неё

Иначе – только к страховщику виновника.

Можно ли оформить европротокол?

Нет

Важное условие для оформления извещения европротокола – это столкновение 2 транспортных средств, а при бесконтактном ДТП либо участников больше, либо касание и повреждения есть только у одного из участников

Последствия бесконтактного ДТП и компенсация по ОСАГО

В таком происшествии высок риск, не только повредить свой автомобиль, но и чужое имущество. Ответственность в этом случае изначально ложится на водителя, чьи действия привели к столкновению, т.е. на пострадавшего в бесконтактном ДТП. Следовательно, он и несет ответственность за все последствия. ОСАГО, в отличие от КАСКО, не предусматривает компенсации за подобное действие. Более того, ОСАГО не оперирует таким понятием, как бесконтактное ДТП.

В итоге компенсировать ущерб потребуется пострадавшему. При удовлетворении материальных претензий суд примет аналогичную позицию. Следовательно, потребуется доказать, что в данном происшествии имеют место два фактора:

  • виновник реального ДТП сделал все возможное, чтобы избежать ситуации;
  • к возникшей ситуации привели действия иного участника движения, создавшего помеху.

Т.е., пострадавшему в бесконтактном ДТП потребуется доказать связь причинно-следственную связь между действиями виновника и последствиями. Для этих целей потребуется зарегистрировать происшествие в протоколе, вызвав сотрудников Госавтоинспекции.

Сотрудники ГИБДД проводят расследование места происшествия, на основании которого делают заключение. В дальнейшем его выводы и являются установленной причинно-следственной связью.

Как фиксировать нарушение

В бесконтактном ДТП отсутствует главное – след столкновения, т.к. физического контакта между автомобилями не происходит. Сотрудники ДПС будут оперировать иными данными при расследовании:

  • свидетельские показания;
  • кадры с камер наблюдения.

Наиболее актуальную информацию могут дать свидетели, которые присутствовали около происшествия и наблюдали его, а также кадры видеорегистратора рядом проезжающих машин. Если оставленный на месте происшествия автомобиль мешает другим участникам движения, требуется зафиксировать его положение на дороге фото-/видео- средствами и убрать с дороги.

Куда обращаться

В последнее время все шире стало применяться прямое урегулирование убытков при ДТП. Однако бесконтактные аварии, хотя и являются страховым случаем, не компенсируются в таком порядке.

Прямое возмещение убытков (ПВУ) возможно только при непосредственном контакте двух автомобилей.

При бесконтактном ДТП придется обращаться не в свою страховую компанию, а в фирму виновника.

В таких столкновениях, как правило, принимает участие минимум три автомобиля. Это значит, что данный метод урегулирования ситуации неприменим. Такой порядок закреплен РСА (Российским Союзом Автостраховщиков) и решениями Верховного Суда.

Если же страховщик виновника отказывает принимать документы, мотивируя, что нужно действовать по схеме прямого урегулирования ущерба и направляет в свою страховую, не стоит обращать на это внимание. Как правило, до суда дело не доходит

Как правило, до суда дело не доходит.

Необходимые документы

Независимо от того, было оформлено электронное ОСАГО или стандартное, пакет документов для страховой компании будет одинаковым.

Необходимо подготовить такие бумаги:

  • заявление о получении страхового возмещения;
  • извещение о ДТП;
  • документ, выданный ГИБДД и подтверждающий наличие бесконтактного ДТП;
  • копии постановления об административном правонарушении виновного лица;
  • копии паспорта, полиса страхования, водительского удостоверения, техосмотра и техпаспорта автомобиля;
  • расходные документы, возникшие в результате ДТП;
  • реквизиты для перечисления выплаты.

Помимо документов, важно сохранить автомобиль в том виде, в котором он был после аварии. Непредставление транспортного средства для оценки нанесенного ущерба грозит отказом в страховой выплате

Заключение

Как вы поняли, в бесконтактное ДТП, впрочем, как и любое другое лучше не попадать. А если уж такая неприятность случилась, то, скорее всего, придётся немало потрудиться в юридическом плане, чтобы виновник понёс заслуженное наказание, а потерпевший получил компенсацию. Но в последнее время практика меняется в положительную для потерпевших сторону.

А вам приходилось быть участником или очевидцем подобной аварии? Если да, та расскажите, как решилось дело с определением виновности и компенсации вреда в вашей ситуации. А также можете задавать вопросы по статье. Всё это можно сделать в форме комментариев.

Видео-бонус: Что с тобой будет, если не начнёшь спать!

П. С.: Фотографии взял здесь: drive2.ru/r/honda/999766. На них – Honda Accord Type-S.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий