Как научить ребёнка копить и тратить: советы родителям

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции? Как научить ребенка владеть собой?

К недели книги: «Как заучивать стихи» , «Как обсуждать с ребенком прочитанное произведение», «Как научить ребенка беречь книги»

Консультации для родителей: «Как научить ребенка общаться с людьми?», «Как помочь тревожному ребенку, агрессивному ребенку?»

Памятки для педагогов и родителей«Как научить ребенка не перебивать взрослых», «Как помочь ребенку быть вежливым», «Как отучить ребенка ругаться матом»

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА РИСОВАТЬ С ПОМОЩЬЮ ЦИФР, а может и некоторые родители научаться

Консультация для родителей «Как научить ребенка обращаться с деньгами?»

«Научить ребенка рисовать, значит научить ребенка познавать мир»

Надо ли платить детям за хорошие отметки и помощь по дому: поощрение и наказание деньгами

Многие родители стремятся оплачивать детям хорошее поведение, выполнение домашних обязанностей и хорошие отметки. Такие выплаты, как может показаться на первый взгляд, стимулируют ребенка лучше учиться и помогать по дому. Только никто не задумывается о последствиях таких выплат. Ребенок должен понимать, что хорошая учеба и помощь по дому он должен выполнять не потому, что ему за это платят, а потому что это его работа и обязанности. Ваша задача – не покупать отметки и помощь ребенка, а научить его самостоятельности и не воспитать эгоиста.

Объясните ребенку, что Вы – семья и должны помогать друг другу и заботиться, а не превращать семейные отношения в товарно-денежный обмен. Иначе, дальнейшем Вы вообще не сможете отучить ребенка от таких взаимоотношений.Внимательно относитесь к поведению ребенка и его отношению к деньгам. Дрежелюбие и понимание с Вашей стороны позволит избежать ребенку психологических и денежных комплексов, которые часто закладываются в детском возрасте.

Как правильно мотивировать ребенка выполнять домашнее задание?

Фото: freepik.com

Прежде всего нужно объяснить ребенку, что выполнять домашние задания  это его ответственность. Обсудите с ребенком, в какое время ему комфортнее делать уроки и помогите организовать весь процесс. В начале помогайте, старайтесь заинтересовать ребенка, а затем постепенно передавайте инициативу ребенку пока полностью не оставите этот процесс на него.

Дайте ребенку самостоятельно выбирать порядок выполнения задач, пусть он сам выбирает предмет, с которого начнет и каким закончит делать домашнее задание. Можно организовать работу по несколько подходов в чередовании с отдыхом. Например, в таком ритме: работаем 30-60 минут (в зависимости от возможностей, концентрации, желания ребенка) и отдыхаем 15 минут, и так по кругу.

После того, я к ребенок выполнит все задачи, проверьте правильность и похвалите. К тому же можно подготовить маленький поощрительный приз  любимые вкусности.

Рекомендации родителям по выдаче карманных денег:

  • Объясните ребенку, на что Вы даете ему деньги и почему Вы их ему даете;
  • Сумма должна быть разумной и увеличиваться с возрастом;
  • Выдавайте карманные деньги раз в неделю в определенный день;
  • Фиксируйте сумму на определенный промежуток времени. Даже, если ребенок все потратил в один день, ему не нужно потакать и выдавать еще деньги. Так он научится планировать свой бюджет и в дальнейшем не будет бездумно относиться к тратам;
  • Если Вы не можете выдать ребенку карманные деньги, объясните причину;
  • Если ребенок нецелесообразно потратил карманные деньги, вычтите эту сумму из следующей выдачи;
  • Если ребенок не может планировать бюджет и тратить все деньги сразу после выдачи, выдавайте деньги по частям.

Поощряйте фиксацию трат

Предложите ребенку записывать все свои траты в блокнот и хвалите его за эту работу. В конце отчетного периода — недели или месяца пусть сам рассортирует их на необходимые и те, которых можно было бы избежать. Если сумма потраченных впустую денег окажется выше той, что ушла по делу, юному шопоголику стоит напомнить о том, как бороться с желанием потратить все и сразу. И о том, куда можно будет потратить сэкономленное.

А еще можно в качестве премии выдавать ребенку сумму, равную той, что была потрачена со смыслом. Это будет дополнительным стимулом, во-первых, не делать напрасных покупок, во-вторых, досконально все записывать.

2 Создайте ценность дела, которое хотите поручить ребенку

Это похоже на искусство продать товар подороже. Хороший пример — Том Сойер, который красил забор. Он не хотел красить забор, но на публику изобразил настоящий восторг от этого занятия! Он не жаловался на судьбу и злую тетю, не ныл и не просил другого ребенка поработать за него. Удивительно ли, что и другим детям это занятие показалось очень интересным? Настолько интересным, что они даже заплатили, чтобы поработать.

Чтобы создать ценность предстоящей работы, выполните следующие пункты.

Продемонстрируйте, насколько вам приятно работать по дому. Напевайте, насвистывайте, пританцовывайте. Или просто постарайтесь уйти в работу с головой. В этом и был основной эффект деревни. Бабушка с дедушкой работали с энтузиазмом, а энтузиазм заразителен.

Не бросайте укоризненные взгляды на ребенка и не пытайтесь заигрывать словами: «Работать здорово! А ты не хочешь присоединиться?». Дети чувствуют, когда от них чего-то ожидают и пытаются манипулировать, поэтому лучше промолчите и убирайтесь с вдохновением.

Создайте у ребенка ощущение ценности. Когда ребенок попросит себе какое-нибудь задание — вынести мусор или покормить собаку — не спешите радостно соглашаться

Обратите его внимание на то, насколько важным делом вы занимаетесь. Усомнитесь в силах и способностях ребенка сделать это так же хорошо, как вы

Можно предложить предварительное испытание — положить пакет в ведро, вымыть миску. Ребенку будет приятно получить обязанность как привилегию. В таких случаях дети с удовольствием занимаются домашними делами.

Подавайте пример

Что бы вы ни внушали ребенку на словах, он все равно будет повторять ваши действия. Если вы ведете учет трат и аккуратно откладываете часть дохода в копилку, то ребенок с большой вероятностью переймет эти навыки.

Если вы любите шикануть в день зарплаты, а за неделю до нее начинаете искать, кто одолжит вам пару тысяч, то вряд ли у вас получится вырастить ребенка с другими привычками.

Эти 15 приемов помогут заботливым родителям научить своих детей правильно обращаться с деньгами. К 18 годам подросшие дети смогут сами задуматься над тем, как зарабатывать много и куда лучше вкладывать заработанное. И, быть может, даже откроют себе брокерский счет.

Не хотим терять вас, давайте дружить! Подпишитесь на наш Telegram-канал, тут финансовые лайфхаки каждый день!

8 Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.

Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.

Нужно ли заводить для ребёнка свою карту или нет

Открыть собственный счёт в банке и завести карту ребёнок может с согласия родителей, тогда же, когда и получит свой первый паспорт, — с 14 лет. Но ждать, когда он достигнет указанного возраста, не обязательно. Некоторые банки охотно выпускают банковские карты для детей с шести лет.

А можно просто оформить дополнительную карту, которая будет привязана к счёту кого-то из родителей. С помощью мобильного приложения легко контролировать расходы ребёнка, устанавливать лимиты на расходы в день, неделю или месяц или другие ограничения. Например, можно запретить покупки в онлайн-играх или в фастфуд-ресторанах.

Юлия Горохова
Эксперт по финграмотности МТС Банка
Банковские карты
 — это удобно. Однако иногда они провоцируют конфликты между родителями и детьми, поскольку взрослые могут ограничивать виды операций и полностью контролировать расходы ребенка. Лучше заранее обговаривать с ребенком условия пользования картой, чтобы избегать недопонимания.

Карта позволяет не волноваться о том, что ребёнок останется без денег в самый неподходящий момент: необходимую сумму можно перевести мгновенно. А если он потеряет пластик — ничего страшного, карту можно заблокировать и заказать перезапуск новой в мобильном банке.

Кроме того, современный способ хранения денег удобнее, чем традиционная копилка, тем, что вдобавок к карманным деньгам ребёнок может получать от банка кэшбэк или процент на остаток. Это поможет малышу или подростку приумножить капитал и быстрее собрать нужную сумму на желанную покупку.

Финансовая грамотность — детям-дошкольникам: список покупок и игра в магазин

Воспитание финансовой грамотности лучше начинать с раннего детства, когда ребенок уже хочет самостоятельно выбирать покупки, но еще сам их не оплачивает. Можно обсудить не только целесообразность покупки («А нужна ли она тебе?»), но качество и стоимость. Цель — побудить малыша задуматься, прежде чем делать окончательный выбор.

А чтобы поход в магазин не превратился в сущий кошмар, начинать его нужно с составления списка покупок. Рекомендую родителям не лениться и нарисовать его вместе с ребенком, который еще не умеет читать. Непременно придерживайтесь списка покупок сами. Уверяю, вероятность истерик у стеллажа с печеньем и леденцами снижается в разы, а ребенок знакомится с планированием семейного бюджета. Такой метод был успешно опробован нами не только в продуктовом супермаркете, но и в магазине игрушек.

Дома, вдали от витрин с настоящими товарами, мы тоже обсуждаем финансовые вопросы — но в более легком, игровом формате. Вспоминая себя в детстве, недавно предложил детям поиграть в «магазин». С помощью небольшой хитрости познакомил их с товарно-денежными отношениям. Удивительным открытием стали деньги как категория. Теперь они понимают, что мама уходит за ними каждый день на работу, и что без них в магазине ничего не дают.

Не обслуживать детей

Не бойтесь сказать им: положи себе сам, открой холодильник. Посадите малыша в ванночку вместе с кастрюлей каши, потом отмоете скопом: ванночку, кастрюлю и ребенка! Кладите в доступных местах яблоки, сухофрукты, пакетики с детским питанием, огурцы и морковки, соки и бутылочки с водой. 

Изучите квартиру на базовую безопасность (крючки на окна, привинченные шкафы и так далее), исправьте все и дайте им волю. В конце концов, вы же рядом, если что, прибежите на помощь. А они быстро всему научатся.

«Давай ты поиграешь в лего, а я рядом поработаю». Психолог — о том, как родителям выжить в самоизоляции

Не бойтесь говорить со своими детьми о деньгах

В первую очередь родители должны научиться разговаривать со своими детьми о деньгах и семейном бюджете. Это самый главный шаг в обучении, который поможет им в будущем правильно распоряжаться своими средствами. Постарайтесь говорить им о том, из каких сумм складывается бюджет семьи. Затем подробно расскажите ребенку о необходимых расходах. Не грубите ему, если он просит вас купить ему ненужную и дорогую вещь. Постарайтесь объяснить, что деньги понадобятся вам для конкретных целей. На собственном опыте показывайте детям, как вы планируете свои расходы, особенно крупные.

Прочитать три книги и другие новогодние решения для карьерного роста

От телефона до автомобиля: что означает глобальная нехватка полупроводников

Россияне не возвращают каждый 10-й кредит. Банальное нежелание – одна из причин

И не забудьте объяснить, что деньги не берутся из воздуха сами по себе. Расскажите им о том, как долго и тяжело вам приходится работать, чтобы содержать свою семью. Пусть ребенок осознает ценность денег. Постарайтесь объяснить, что из суммы вашей зарплаты обязательно нужно оплачивать налоги и коммунальные услуги, покупать еду, одежду и другие необходимые для жизни товары. Как только ваш ребенок поймет, что вы зарабатывайте деньги тяжелым трудом, он начнет бережнее относиться к ним. После этого вы можете начать говорить с ними о том, как правильно распределять свои финансы, не спуская их на ненужные вещи.

Психологи рекомендуют обучать детей непосредственно на практике в магазине. Взяв какой-нибудь товар с полки, обязательно объясните ребенку, зачем вы его покупаете. После этого расскажите, почему вы выбрали продукт именно этого производителя

Акцентируйте внимание на его более низкой стоимости, так вы постепенно научите ребенка экономить. Если вы когда-то неразумно тратили свои деньги, то не забудьте упомянуть об этом в разговоре

Подобная практика поможет ребенку впоследствии правильно распоряжаться своими средствами.

Как найти работу в 2022 году? Подскажет гороскоп

Карьера может внезапно рухнуть: пять последствий нечестного поведения на работе

Мотошкола может стать прибыльным бизнесом: что нужно знать, чтобы его начать

Способы заработка

Искать заработок следует, если урезать расходы совсем не хочется или если при экономии денег все равно не хватает. Но перед тем как искать подработку, подумайте, стоит увеличить срок накоплений или поискать аналог желаемого товара, но по более низкой цене. Тогда можно обойтись и без поиска работы.

Есть и другой вариант – просить больше карманных денег. Но заработать что-то самостоятельно гораздо приятнее. Кроме того, так можно развить самостоятельность, да и самооценка повысится.

Если рассматривать этот вопрос с родительской точки зрения, то давать больше денег ребенку или же самому купить желаемую вещь – это не лучший вариант. В этом случае подростку может быстро надоесть новая игрушка, ведь он не приложил никаких усилий, чтобы ее получить. А родители снова услышат слезные уговоры и требования “купи”.

Поэтому попытаться найти работу для подростков – хороший метод увеличения доходов при накоплении. Но официально устроиться на работу можно только с 16 лет. Облегченный вариант занятости, который не мешает учебе, доступен уже в 14 лет, но обязательно должно быть согласие родителей.

В интернете

Когда я была школьницей, мне приходилось соглашаться на все, что предлагали, чтобы суметь немного заработать. Сейчас же способов заработка в интернете для подростков очень много. Выбрать есть из чего. Легко можно найти подходящий вариант.

Начнем с простых, которые доступны даже в 12 лет:

  1. Заработок на почтовиках или, по-другому, буксах. Это онлайн-сервисы, на которых размещаются простые задания, например, поставить лайк, сделать репост, посмотреть видео, заняться серфингом сайтов или прохождением тестирований. Можно работать на VkTarget, Socpublic, Seosprint, ProfiTCentR.
  2. Разгадывание капчи. Исполнителю надо лишь вписать буквы и символы с картинки. Платят немного, но такой способ действительно существует. Лучшие веб-ресурсы – RuCaptcha и Kolotibablo.
  3. Прохождение опросов. Надо отвечать на вопросы о каком-либо продукте или услуге, чтобы компания-производитель могла мониторить плюсы и минусы товаров. Минусом такого заработка является то, что большинство опросных сайтов устанавливают возрастной лимит в 14, 16 или 18 лет. Лучшими опросниками являются Анкетка, Expertnoe Mnenie, Survey Harbor и ПлатныйОпрос.
  4. Простые задания на биржах фриланса. Речь идет о транскрибации аудио- и видеоматериала в текст, о написании отзывов и комментировании, перепечатывании текста с картинки в документ и т. д. Рассмотрите такие биржи фриланса, как Workzilla и Адвего.

Список лучших бирж фриланса можете найти на нашем блоге.

Более сложные виды работ, для которых надо иметь специальные навыки:

Прежде чем вы начнете работать в интернете, хочу предупредить вас о возможности натолкнуться на мошенников. Будьте осторожны! Не сообщайте никому полные реквизиты банковской карты, не отсылайте сами никому деньги и не поддавайтесь на чужие провокации.

Офлайн

Если вы опасаетесь работать в интернете из-за возможности натолкнуться на мошенников, то попробуйте офлайн-заработок.

Для начала можно спросить соседей и знакомых, не нужна ли им помощь за денежное вознаграждение. Это может быть все что угодно:

  • убраться в доме и во дворе;
  • выгулять собаку;
  • покрасить забор;
  • посидеть с детьми младшего возраста;
  • сходить в магазин;
  • почистить снег зимой;
  • выкопать или посадить овощи.

Если среди ближнего круга никому помощь не нужна, поищите вакансии на бесплатных досках объявлений, например, на Авито или Юле. Часто там попадаются предложения о работе для школьников, которые не требуют особых навыков и умений:

  • расклеить объявления;
  • очистить улицы от мусора;
  • расфасовать товары или разложить их по полкам;
  • перебрать детали на заводе, найти брак;
  • доставить газеты и посылки;
  • поработать на автомойке.

Можно самому подать объявление о поиске работы, расписав свои достоинства и сильные стороны.

Заработать можно на продаже ненужных вещей, которые пылятся в шкафу. Главное – продавать то, что действительно не нужно вам.

Либо можно выставлять на продажу товары, сделанные собственными руками, например:

  • самодельные сувениры из бисера, дерева или другого материала;
  • выпечку;
  • одежду с принтами;
  • вязаную одежду;
  • праздничные украшения;
  • бижутерию;
  • мыло и свечи;
  • детские игрушки.

За что нельзя платить деньги детям

Не все специалисты согласны с тем, что стоит поощрять ребенка с помощью денег. Особенно остро стоит вопрос об оплате школьных отметок и работы по дому. В некоторых семьях подобные выплаты имеют место, но мы все же считаем, что не стоит платить ребенку за учебу и уборку, т.к. это снижает интерес к знаниям, обесценивает достижения. Получая деньги за оценки, дети не стремятся расширить кругозор, гонятся только за баллами, а порой не брезгуют и обманом, чтобы получить заветные купюры.

Что касается работы по дому, то нужно с детства приучать ребенка убирать свое жилище. Не за деньги, а ради удовольствия жить в чистоте и порядке. Нередко мамы и папы втягиваются в неестественные финансовые отношения, когда ребенок требует двойной оплаты за работу или начинает манипулировать своими обязанностями. Это отдаляет его от родителей.

Категорически нельзя платить детям за неправомерные действия, например, воровство цветов с клумбы, списывание у одноклассников и т.п. Даже если вас распирает гордость, что ребенок отстоял свое достоинство в драке с одноклассником, не поощряйте подобное деньгами. То же самое относится к помощи незнакомым пожилым людям. Пусть ребенок делает это по велению души, а не за денежную награду.

Обязательно проговорите правила выдачи денег ребенку с другими членами семьи

Бабушки и дедушки могут за вашей спиной финансово поощрять школьника, важно вовремя это пресечь либо договориться о правилах выплат

Сколько денег давать детям на карманные расходы?

Если Вы решили, что ребенок достаточно самостоятелен, чтобы самостоятельно контролировать и распределять свой бюджет, соберите «семейный совет» и объясните ребенку, что теперь ему будут выделяться карманные деньги.Сколько выделять ребенку карманных денег? Невозможно ответить на этот вопрос однозначно. Это должно зависеть только от Вас и семейного бюджета.

При выдаче карманных денег необходимо учитывать некоторые факторы:

  • Возраст ребенка;
  • Возможность семьи и социальное положение (поинтересуйтесь у знакомых и друзей, сколько они выдают карманных денег своим детям);
  • Город, в котором Вы живете. Понятно, что в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах сумма карманных денег должна отличаться от суммы, которую выдают родители в периферийных городках.

В какое время лучше делать домашнее задание?

Фото: freepik.com

Вопрос о том, в какое время нужно выполнять домашнее задание, очень индивидуален. Здесь все зависит не от конкретного временного промежутка, а от усталости и общего состояния ребенка.

Начинать делать урока нужно через час после возвращения домой. Полчаса придется на обед, а полчаса можно потратить на отдых. Если ребенок учится в первую смену, то выполнять домашнее задание можно с 15: 00-16:00. Именно это время считается самым продуктивным для мозгового штурма.

Дети не должны тратить весь вечер на задание. Дети из младшей школы в среднем должны успеть сделать весь объем задач за 1,5-2 часа. Школьники в 5-6 классе тратят на домашнее задание более двух часов в день. Ученики 7-9 классов тратят на задание около трех часов, а ученики старших классов  около четырех часов.

Потерял деньги, взял в долг – наказываем?

Приучайте ребенка к тому, что взятые в долг деньги необходимо всегда отдавать и желательно в срок, иначе окружающие перестанут ему доверять. Надо заранее объяснять, что это такое в целом – брать в долг или в кредит, в каких ситуациях можно взять в долг, а в каких не стоит. Рассказать о своих примерах, когда брали взаймы (если были такие) или примерах друзей/знакомых. Пояснить, чем чреваты займы и проценты, а также последствия задолженностей по платежам. 

С ребенком, взявшим деньги без спросу, следует серьезно поговорить. Ни в коем случае не следует называть этот поступок воровством или угрожать милицией и тюрьмой. Скажите ему: «Мы привыкли тебе доверять, и нас очень огорчает то, что ты не спросил у нас, прежде чем взять эти деньги

А вдруг они были отложены на что-то важное, например, на твою новую куртку, и нам не хватит именно той суммы, которую ты взял?»

Если ребёнок потерял деньги, не рубим с плеча

Важно выяснить причину потери: невнимательность, украли, пр. Можно сказать о том, что жалко потерянную сумму, что ситуация не приятна. Объяснить, как вести себя, чтобы это больше не повторялось

Можно смоделировать ситуации в форме игры и посмотреть за поведением ребенка, чтобы его скорректировать

Объяснить, как вести себя, чтобы это больше не повторялось. Можно смоделировать ситуации в форме игры и посмотреть за поведением ребенка, чтобы его скорректировать.

— Ругать вряд ли стоит. Категорическими суждениями, криком, бранью мы формируем страхи в отношениях с деньгами, блокируем свободу финансовой темы. Поэтому разговоры о деньгах должны быть открытыми, честными, корректными. Экономическое воспитание — это часть семейного воспитания.

1 Поддерживайте инициативу ребенка

Если перед вами маленький, еще не «испорченный» воспитанием ребенок, его желание нужно просто поддержать, он и так хочет поучаствовать в вашей взрослой жизни. Если с раннего возраста приучать детей убирать игрушки и выполнять несложные задания, дальше будет легче. Смиритесь, что двух-трехлетний ребенок больше напачкает, чем поможет. Зато он освоит навыки, и в будущем ваши усилия окупятся, вам с большой вероятностью удастся приучить малыша к порядку.

Конечно, в таком возрасте задания должны быть простыми и не требующими много времени на выполнение. Для малыша это игра.

Обязательно выражайте одобрение: «Как здорово ты мне помогаешь. Я так рада. Спасибо за…». Но избегайте формального «молодец».

Если ребенок постарше не приучен помогать, но вдруг берется за дело, поощрите его теми же словами: «Ты мне здорово помог. Без тебя я бы не обошлась. Спасибо!». Даже если за ним хочется переделать тут же, сдержите себя и просто добавьте: «Ты мне поможешь еще больше, если уберешь теперь на кухне за собой». Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

О деньгах детям: советы родителям

Ребенок не должен слышать споров по поводу денег (родители могут обвинять друг друга в неэффективной трате денег или неумении их заработать). Иногда родители оплачивают детям хорошие отметки в школе или выполняемую по дому работу. Однако эта идея чревата негативными последствиями. Ведь у ребенка должен выработаться интерес к получению знаний, а помощь родителям должна быть естественным проявлением любви и заботы о родителях. Ребенок ни в коем случае не должен подменять эти ценности интересом к деньгам. А подарок к окончанию учебного года в школе, наоборот, будет выглядеть как признание успехов ребенка.

Говорить о деньгах открыто

Деньги — не самая популярная тема для обсуждения. Дело в том, что финансовое благополучие тесно связано с ощущением безопасности. И хотя сейчас уже никто не хранит деньги дома под диваном, как это было в 90-е, многим до сих пор неловко говорить о своем заработке и финансовых планах.

Расскажите ребенку, что не всем людям нравится обсуждать тему денег. Но в доверительных отношениях между близкими людьми это нормально. Кроме того, это сфера, где можно попросить совет и получить поддержку.

Предложите ребенку раз в неделю обмениваться новостями, которые касаются денег. Не нужно требовать отчета и критиковать траты — лучше спросите, с какими сложностями ребенок столкнулся за неделю, удалось ли что-то отложить, хватило ли на желанные покупки. Можно похвалить удачные решения и вместе разобрать ошибки.

И наберитесь терпения — невозможно научиться чему-то новому без промахов. Пустые и нерациональные расходы — это тоже опыт.

Любовь Зименко,

автор курса по финансовой грамотности Skysmart

Тема денег не должна быть табуированной.

Рассказывайте ребенку, чем вы занимаетесь на работе, от чего зависит ваша зарплата. При этом совсем не обязательно называть конкретные цифры.

Объясните, почему вы взяли кредит, спросите ребенка, что он об этом думает. Уже с 8–9 лет ребенок должен чувствовать себя причастным к делам семьи, в том числе и финансовым.

Создавайте для ребенка мотивацию грамотно обращаться с деньгами. Например, каждый раз, когда ребенок откажется от покупки бесполезной игрушки или мешка конфет, переводите эту сумму на специальный вклад под конкретную цель. Например, на планшет. Это даст ребенку мотивацию тратить деньги разумно и сделает процесс накопления позитивным и увлекательным.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий