Действующие и возможные санкции против российских банков
Итак, прежде всего, необходимо знать, какое влияние западные страны могут оказать на российские банки, какие рычаги воздействия у них есть. Естественно — это, прежде всего, те механизмы, к которым эти страны имеют доступ, а именно:
- Обслуживание международных пластиковых карт (процессинговые центры Visa и Mastercard находятся в США и Европе);
- Обслуживание корреспондентских счетов банков в иностранных валютах (они также открыты в западных банках).
Когда были наложены первые санкции против нескольких российских банков, международные платежные системы заблокировали все транзакции владельцам их пластиковых карт. Это не означает, что картами стало вообще невозможно пользоваться или что на картсчетах заблокировали остатки. Просто карты, эмитированные банками, попавшими под санкции, стало возможно обналичить только в банкоматах или POS-терминалах своего банка или в отдельных случаях — в банкоматах партнеров. При этом стало невозможно расплатиться картой в интернете, торгово-сервисной сети, и как либо пользоваться ей в других банках, тем более — за пределами страны.
Следующий возможный вариант — блокировка коррсчетов в иностранной валюте. Подобные санкции банкам могут принести куда больше проблем. Фактически это означает невозможность проведения экспортно-импортных операций юридических лиц, отправку и получение денежных переводов физическими лицами по счетам (т.н. SWIFT-переводы). Кроме этого, отношения с российскими банками могут прекратить международные системы денежных переводов без открытия счета (уже есть инцидент прекращения сотрудничества с рядом банков системой Контакт).
Финансовые санкции могут быть наложены не только непосредственно на сам банк, но и лично на его владельцев и руководство, например, могут быть заблокированы их личные счета за рубежом.
Важно также и то, что введение санкций против банка, как показывает практика, поднимает панику и провоцирует отток клиентов, средств с картсчетов и депозитных вкладов из этого банка, и это может нанести гораздо больший вред, чем сами санкции
Чего ждать дальше?
Несмотря на то, что санкционные списки на данный момент уже достаточно обширны, западные страны не намерены останавливаться на достигнутом. Так, в ближайшее время ожидается введение нового пакета мер против России. Поводом на этот раз стало отравление нескольких человек (в том числе Сергея Скрипаля) в британском Солсбери, в котором подозреваются российские спецслужбы.
Предположительно 22 августа вступит в силу первый блок санкций, которым будет полностью запрещен экспорт в Россию электронных устройств и комплектующих, связанных с национальной безопасностью. Через 90 дней будет понижен уровень дипломатических отношений США и России, отозвано разрешение на полеты в США для «Аэрофлота» и почти полностью заблокирован товарооборот между странами. По этому пакету санкций возможно избежать ограничительных мер, если российская сторона заверит Запад, что в будущем не будет применять химическое и биологическое оружие. Тот факт, что участие России в отравлении документально не подтверждено, не учитывается.
Снятие с России частично или полностью всех санкций США и стран ЕС зависит, в основном, от решения украинского вопроса (в том числе выполнения Минских соглашений).
Частично санкции могут быть сняты, если Россия «прекратит активность» в тех областях, которые затрагивают национальные интересы США. Снятие некоторых санкций (с крупных компаний) возможно при других условиях, например, для «РусАла» это возможно, когда собственник компании (Олег Дерипаска) откажется от контроля над ней. Поскольку российская сторона не признает никаких фактов вмешательств в указанные процессы, а доказательств предоставлено не было, надеяться на скорую отмену санкций не стоит.
Министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль связывает поэтапное снятие санкций с России с отводом тяжелого вооружения из Донбасса. Аналогичного мнения придерживается канцлер Австрии Себастьян Курц, который заявляет о возможности снятия некоторых санкций с России в случае, если в Минских соглашениях наметится прогресс.
Поскольку отношения между Россией и странами Запада остаются напряженными, следует ожидать нового витка ограничительных мер. При этом, единой политики в отношении существующих и возможных санкций в России не существует. Учитывая, что информация о возможных новых санкциях США уже вызвала падение курса рубля, экономика не в полной мере готова к новым мерам.
В любом случае, несмотря на позитивные прогнозы Правительства относительно последствий новых санкций, экономика должна быть готова к новым ограничениям, которые ожидаются со стороны США в ближайшее время.
Проблема «расширенной интерпретации»
Хотя американские санкции против российского бизнеса – это не первая подобная программа, с которой сталкивались китайские банки за годы своей работы, все же клиенты из России могут столкнуться с неправильным пониманием данных санкций обычными банковскими сотрудниками, которым не предоставили подробных инструкций.
Иногда банковские работники знают только о черном списке стран, где Россия находится недалеко от Северной Кореи и Ирана. Санкции, применимые к последним, подразумевают полный запрет на торговлю с этими странами, в том числе с местными компаниями, которые не входят в никакой санкционный список. Но санкции в отношении России, в отличие от санкций, наложенных на Иран, Судан и Северную Корею, имеют индивидуальный характер, то есть направлены только на определенных физических лиц и компании (SDN List). Также имеют место секторальные санкции, направленные на компании из определенных отраслей (Sectoral Sanctions Identifications, SSI).
Но понять санкции против России иногда сложно не только отдельным служащим, но и самому банку. Ведь список физических лиц и компаний, к которым применяются санкции, не является «полным». По словам OFAC, санкции распространяются также на организации, которые прямо или косвенно контролируются лицами из санкционного списка. То есть, любая организация, более 50% имущественного интереса в которой косвенно или прямо принадлежит лицу из списка SDN или SSI, считается включенной в один из этих перечней.
В принципе, если какой-то из банков-посредников «пропустит» запрещенную операцию по незнанию, например, из-за того, что не имел возможности знать структуру владения стороны сделки, OFAC может освободить такой банк от ответственности. Но при этом будет «учитываться совокупность всех обстоятельств» чтобы определить, стоит ли привлекать банк к ответственности или нет. То есть, от банков ожидается, что они будут проводить очень тщательную проверку всех сделок и клиентов.
К тому же, американские санкции являются экстерриториальными и разрешают привлекать к ответственности абсолютно любые зарубежные организации, которые «оказывали содействие значительным транзакциям» с лицами, включенными в санкционные списки, или близкими родственниками этих лиц. При этом, OFAC самостоятельно решает, что подразумевается под «содействием» и «значительной транзакцией». Например, если зарубежная организация знала, что то или иное лицо является аффилированным с находящимся под санкциями, она будет привлечена к ответственности. При этом вопрос о том, что значит «знала» и была ли она обязана вообще знать о такой аффилированности, остается на усмотрение OFAC.
Из вышесказанного вытекает, что OFAC возлагает обязанность соблюдать наложенные ею санкции абсолютно на все финансовые организации. Как банки будут это реализовывать, остается уже на их усмотрение. Поэтому китайские финансовые учреждения сегодня сталкиваются с двумя проблемами: с одной стороны, им нужно обеспечить доскональное соблюдение санкций со стороны США, чтобы сохранить и продолжать развивать свой бизнес, а с другой – учесть интересы небольшой группы клиентов с повышенным уровнем риска. Очевидно, что первое намного важнее второго, поэтому бизнесу, который каким-либо образом связан с Россией, трудностей не избежать.
Стоит отметить, что в целом китайские банки не отказывают в обслуживании всем клиентам, которые имеют какое-либо отношение к России. Случаи, связанные с «расширенной интерпретацией» санкций случаются нечасто и происходят в основном на уровне общения с банковскими сотрудниками, а потому легко решаются, если обратиться к вышестоящим сотрудникам или в центральное отделение. «Решить данную проблему поможет разъяснительная работами с китайскими банками», — объяснил Владимир Данилов.
Если у Вас есть вопросы, связанные с открытием счета в китайских банках или ведением бизнеса в Китае, пишите на электронный адрес: info@offshore-pro.info. Предлагаем Вам также пройти бесплатную процедуру по подбору зарубежного банковского счета, которая поможет выбрать наиболее подходящий банк и узнать о возможностях защитить свой капитал.
Сюрпризам от власти календарь не помеха
Чего ожидать в ближайший месяц?
– Причин, для того, чтобы Нацбанк стал вводить ограничения на валютном рынке, вроде бы нет. Но чего ожидать от властей, сказать сложно – Беларусь – страна больших неожиданностей. Даже при том, что в летние месяцы обычно власти стараются не делать резких шагов, так как находятся в отпускном настроении, как и многие бизнесы.
В первую очередь стоит ожидать новых санкций со стороны США – они дадут понятие о силе запретительных мер для нашего экспорта.
Прежде всего нефтепереработки – там происходит много непонятного: россияне то отказываются поставлять нефть, то не отказываются и говорят, что никаких запросов не поступало.
Всегда для белорусской экономики играют важную роль попытки введения контрсанкций, которые часто вредят экономике гораздо больше и сильнее, чем сами санкции. Пока правительство не объявляло об экономических санкциях, действуя лишь на дипломатическом фронте. Но потенциально этот ход может быть сделан, и он сильно повлияет на белорусскую экономику.
БелАЗ спасен? Вовсе нет
– Кроме того санкции – динамический процесс, и мы живем внутри этой динамики. Недавно выяснилось, что БелАЗы, как и многие белорусские товары, зависят от импортных составляющих. В частности – от моторов, которые производятся в странах Евросоюза и США. Европейские компании уже отказываются поставлять свою продукцию на включенный в санкционные списки завод, американские пока что не отказываются.
Означает ли это, что БелАЗ спасен? Вовсе нет. Ведь в ближайшее время готовится очередной пакет американских санкций, и учитывая то, что они обычно по строгости превышают санкции ЕС, можно предположить, что и американские контрагенты БелАЗа перестанут с ним сотрудничать.
К тому же после едва озвученного четвертого пакета тут же стал обсуждаться пятый -под него попадут семь отраслей белорусской экономики, включая торговлю удобрениями – давление на белорусские власти не ослабевает и будет усиливаться. В том числе и со стороны США.
Какие банки попали под санкции? Список финансовых учреждений
В Госдуме полагают, что санкции США в отношении Минобороны России и ряда крупных предприятий промышленности направлены на то, чтобы воспрепятствовать укреплению российского военно-промышленного комплекса (ВПК) и затормозить развитие гражданской промышленности.
«Санкции, которые напоследок решили принять уходящие власти США в отношении Министерства обороны России и ряда предприятий гражданской промышленности, имеют одну главную задачу: препятствовать укреплению ВПК России, которую в тех же США считают одним из крупнейших игроков на мировом рынке вооружений, а также попытаться сдержать развитие гражданской промышленности нашей страны», — заявил РИА Новости член комитета Госдумы по международным делам Сергей Железняк.
Санкции накладывают ограничения по ведению внешнеэкономической деятельности на юридических и физических лиц.
Проверять своих контрагентов по санкционным спискам в первую очередь должны:
- банки;
- филиалы зарубежных организаций;
- компании, которые работают с иностранной валютой;
- резиденты других государств, так как они ведут бизнес на международном рынке.
Например, головная компания зарегистрирована на территории страны, которая поддерживает санкции. В таком случае ее филиалам и представительствам тоже требуется соблюдать ограничительные правила.
Если вы ведете бизнес внутри одной страны и не сотрудничаете с зарубежными партнерами, то проблема санкций вряд ли коснется вашей компании.
Наибольший риск возникает:
- Если расчеты производятся безналично в долларах. Американские банки проверяют, состоят ли отправитель и получатель платежа в санкционных списках. Если одна из сторон транзакции под санкциями или действует в интересах такой компании, ее счета могут заблокировать или саму включить в санкционный список.
- Если участники сделки граждане США или Евросоюза.
- Если бизнес связан с приобретением американских товаров для их перепродажи санкционным лицам или частично ведется на территории ЕС.
Риски зависят от профиля организации и аспектов сотрудничества. Если банк допустил, что его клиент проводит операции с контрагентом из санкционного списка, то финансовую организацию могут:
- оштрафовать;
- отключить от международной системы платежей;
- лишить лицензии;
- внести в санкционный список.
Правильно трактовать санкционные ограничения — задача комплаенс-специалистов.
Выделяют два вида санкций.
Блокирующие санкции
Запрещают любые операции с физическими или юридическими лицами из санкционного списка.
Если лица состоят в санкционном списке Европейского союза, то ЕС запрещает другим организациям:
- работать с деньгами или другими экономическими ресурсами;
- совершать сделки для предоставления преимуществ.
Если лица состоят в списке OFAC, США запрещает другим компаниям:
- предоставлять товары или услуги;
- действовать в экономических интересах.
Почему санкции не «обойдут» частный бизнес
Во-первых, вникать в нюансы мало кто будет, особенно в странах, не погруженных глубоко в нашу повестку. Но негативный имидж страны запомнится.
Зарубежные контрагенты будут действовать, скорее, «от греха подальше» и предпочтут не работать совсем, чем рисковать.Уже сейчас многим белорусским компаниям приходится много времени тратить, отвечая на вопросы зарубежных партнеров о том, точно ли товар будет доставлен/оплачен, не заморозит ли банк поступление средств, работает ли компания с кем-то из санкционного списка и так далее. Есть и те, с кем уже разрывают отношения.
Во-вторых, попытка избежать санкций путем удлинения цепочек поставки значительно повысит стоимость конечной продукции. Это скажется на инфляции и конкурентоспособности белорусских товаров либо маржинальности бизнесов.
Фото: unsplash.com
В-третьих, невозможность занять средства или рефинансировать долги повышает стоимость фондирования внутри страны. Бюджету потребуется изыскивать выпадающие доходы. Соответственно, возможны отмена льгот, увеличение налогов, какие-то другие решения. Не исключена и корректировка денежно-кредитной политики. Это неизбежно скажется на состоянии экономики.
Меры, предложенные проектом закона
Законопроект предполагает, что директор национальной разведки США в течение 60 дней после любых американских выборов федерального масштаба должен вынести заключение о том, пыталась ли Россия или какое-либо другое государство, или подконтрольные этим странам лица вмешаться в ход выборов и оказать влияние на их исход, отмечается в заявлении сенаторов Рубио и Ван Холлена. Если директор решит, что подобное вмешательство имело место, проект закона предписывает обязательное введение санкций в течение 30 дней. Глава нацразведки США также должен будет обнародовать список российских политиков и бизнесменов, которых американские спецслужбы подозревают в причастности к попыткам вмешательства в выборы и против которых могут быть введены санкции.
Предусмотренные биллем меры включают санкции против российских банков из числа перечисленных в списке, в который входят Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Внешэкономбанк и Россельхозбанк. Законопроект предусматривает запрет на ведение бизнеса с этими банками в американской юрисдикции, а также для граждан США. Билль также предполагает возможность запрета или серьезного ограничения возможности для открытия подпавшими под санкции банками корреспондентских счетов в США, необходимых для проведения транзакций в долларах.
Законопроект также предусматривает запрет на проведение всех транзакций в американской юрисдикции с российским суверенным долгом, облигациями правительства РФ и облигациями, выпущенными организациями, находящимися в собственности и под контролем российского государства, выпущенными в день введения санкций или после него.
Проект закона также предусматривает блокирование, т. е. замораживание без конфискации американских активов россиян, которые могут попасть под санкции, включая официальных лиц и бизнесменов, а также запрет для них на въезд в Соединенные Штаты.
Предусмотренные законопроектом санкции включают также запрет для американских граждан и компаний на осуществление новых инвестиций в энергетический сектор России. Ограничительные меры также предусматривают замораживание всех находящихся в США активов российских компаний энергетического сектора, а также компаний из третьих стран, осуществляющие новые инвестиции в российский топливно-энергетический комплекс.
Билль также включает требование к администрации США добиваться от Европейского союза ведения санкций в отношении РФ. В документе также упоминаются Китай, Иран и КНДР в качестве стран, которые, по мнению автора инициативы, могут организовать кибератаки, для того чтобы повлиять на американские выборы.
Законопроект, предусматривавший похожие меры, был внесен в Конгресс США в начале прошлого года сенаторами Ван Холленом и Рубио, однако тогда он не был принят Конгрессом.
И что делать?
Самое главное, я думаю, — не паниковать.
Сейчас бизнесам нужно детально разобраться, понять, в чем проблемы конкретно для их сферы и какие будут последствия. Почитать и изучить аналитику, составить логические цепочки влияния — прямые и косвенные. Учесть ответную реакцию на санкции внутри страны. Подумать, каким образом и где эта ситуация может коснуться вашего бизнеса либо личных финансов. Продумать, как можно минимизировать потери, а может, даже извлечь выгоду.
Что конкретно предпринять с учетом бизнес-модели каждого конкретного бизнеса, уверена, сами компании поймут лучше — каждый для своей ситуации. Тут сложно что-то советовать, не владея детальной информацией.
Поэтому единственный совет — не паниковать и помнить, что Ной строил ковчег до потопа.
Санкции в современном мире
Несмотря на завершение Холодной войны и прекращение противостояние между странами социалистического блока и США, санкции остаются инструментом международного давления и сейчас.
Как отмечено выше, в XX веке Иран находился под санкциями США из-за политических причин. В 1996 году санкции были усилены Конгрессом США. Из-за разработки ракетной и ядерной программы были запрещены инвестиции в нефтяную сферу экономики Ирана. Нарушителям грозило аннулирование лицензий, ограничение кредитования и работы с государственными ценными бумагами. Санкции против Ирана были усилены еще больше после того, как в 2005 году правительство Махмуда Ахмадинежада возобновило программу обогащения урана на территории Ирана. Санкции касались иранских банков и военной промышленности, с 2012 года снова запрещена продажа иранской нефти в США.
Некоторые послабления были намечены в 2015 году, когда с заключением «ядерной сделки» Иран пошел на уступки по ядерной программе. В 2016 году были сняты санкции с большого числа граждан, организаций и имущества Ирана. Несмотря на этот прогресс, в 2018 году санкции против Ирана были восстановлены. Наиболее вероятная причина – поддержка Ираном вооруженных формирований в Сирии, Ливане, Ираке и Йемене.
Кроме Ирана, под значительным санкционным давлением находится Северная Корея (КНДР). Санкции, направленные на ликвидацию ядерного оружия, были введены Советом Безопасности ООН в 2006 году. Несмотря на это, в КНДР в 2009 году провели вторые ядерные испытания, что стало причиной для введения дополнительных санкций, среди которых запрет на продажу вооружения, финансовые ограничения, и прочие. Ракетные испытания в 2012 году стали причиной расширения санкций со стороны СБ ООН. Аналогичные ситуации происходили в 2013, 2016 и 2017 году, причем в последние годы ядерные и ракетные испытания в КНДР проводили все чаще.
В 2018 году наметился существенный прогресс в отношениях КНДР и США: были проведено несколько раундов переговоров, а руководитель Северной Кореи заявил о желании избавить страну от ядерного оружия. Однако позднее госсекретарь США Майк Помпео отметил, что санкции будут действовать до полной денуклеаризации (ядерного разоружения) Корейского полуострова.
Как видно, санкции в современном мире остаются инструментом обеспечения безопасности, в том числе ядерной. При этом есть некоторые тенденции к постепенному отказу от санкционного режима.
Лента новостей
Володин: Госдума постарается принять закон о пожизненном заключении педофилов в январе
В Черном море все чаще обнаруживаются химикаты из лекарств и косметики
На Украине увидели риск потери безвизового режима с ЕС
Уровень заболеваемости COVID-19 в Севастополе замер, а смертность нет
Штурм мэрии и резиденции президента: в Казахстане накаляется ситуация с беспорядками. Видео
В Мурманской области убили бандита Тимченко, на которого жаловались Путину
Чтобы получить поддержку — плати: крымских льготников перевели со скидок на компенсации
Климкин рассказал, как Украине «победить в войне с Россией»
Длинные новогодние праздники утомили севастопольцев. Как же так?
Северная Корея присвоила себе изобретение шаурмы. Видео
На Кубани умер инспектор ГИБДД, получивший ранение от фейерверка в новогоднюю ночь
Дания наймет консультантов для проекта по «поддержке демократии» на Украине
Все жилье для сдачи туристам в Севастополе учтут в федеральном реестре и «пронумеруют»
«Снимаю шляпу»: в Британии сообщили, что Путин перехитрил Европу
В Роспотребнадзоре оценили опасность нового штамма COVID-19 из Марселя
Крымский вулканический камень Кара-Дага станет «жителем» Подольска
Из истории экономических санкций
Экономические санкции, вводимые против отдельных стран, существуют уже очень давно. Первые упоминания о таких ограничениях относятся к 423 году до нашей эры, когда Афины запретили посещать свои порты и рынки представителям обрасти Мегара, и это привело к началу Пелопонесских войн.
Широко санкции начали использоваться в XX веке. Самый известный пример санкций – американское эмбарго в отношении Кубы. После того, как в 1960 году руководство этой страны конфисковало собственность американских граждан и организаций, в США был запрещен импорт кубинского сахара. Позднее был установлен почти абсолютный запрет на любое перемещение товаров, а также был запрещен въезд американских граждан на Кубу. Санкции затем все больше и больше ужесточались, и лишь в 2016 году США восстановили дипломатические отношения с Кубой.
Также известны санкции США в отношении Ирана, которые были введены после свержения шахского режима в результате Исламской революции. Основной запрет касался закупки иранской нефти, заморозки иранских вкладов в американских банках. Запрет на торговлю был отменен в 1980 году, остальные санкции затем корректировались. В 1987-1990 годах снова действовало ограничение импорта нефти из Ирана.
В истории СССР тоже были случаи введения санкций. Предпосылками этого были ограничения, которые ввели США на доступ к высокотехнологичной продукции для социалистических стран. В 1951 году во время Корейской войны США расторгают торговое соглашение с СССР, в результате чего таможенные тарифы на советские товары увеличиваются в 4 раза.
Но наиболее серьезными были последствия внесения в 1974 году в американское торговое законодательство поправки Джексона-Вэника. Поправка отменяла режим наибольшего благоприятствования в торговле для стран, которые нарушали права человека и ограничивали право на эмиграцию. Под действие этой поправки попал указ Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1972 г., по которому выезжающие за рубеж на постоянное место жительства граждане с высшим образованием должны компенсировать государству расходы на обучение. Свободная эмиграция из СССР была разрешена в 1989 году, тогда поправка в отношении нашей страны перестала действовать.
Кроме поправки Джексона-Вэника США вводили и другие ограничительные меры. В 1980 году в качестве ответа на ввод советских войск в Афганистан США разрывают контракт на поставку 17 миллионов тонн зерна в СССР, запрещают продажу высокотехнологичных товаров, ограничивают культурные, экономические и спортивные (Олимпийские игры) мероприятия. Зерновое эмбарго было отменено в 1981 году, однако периодически вводились другие ограничения.
Как видно, история санкций в XX веке во многом перекликается с противостоянием между Востоком и Западом. Во второй половине 80-х годов с началом Перестройки большая часть ограничений была отменена.
Ищут обходные пути. Станут ли героями?
Каким будет урон от санкций?
– Его оценка будет постоянно меняться. Часть санкций будет обойдена – сейчас много людей в Беларуси работают над этим – с привлечением российских партнеров, использованием схем обхода. Эффект от санкций будет зависеть от того, удастся ли это и насколько широким будет применение обходных путей. Кроме того, сила воздействия санкций будет зависеть от того, какие страны будут присоединяться к этим санкциям. В-третьих, от того, насколько строже санкции будут становиться и какие новые сектора белорусской экономики будут под них попадать.
Что до цифр, то Дмитрий Крук в своей недавней работе оценил предполагаемый размер урона для белорусской экономики. При мягком сценарии потери составят 5,5-6% ВВП. Это лучшая из оценок, что есть. Вполне вероятно, что она будет уточняться по мере того, как мы будем получать больше информации.
Не уволят, но зарплаты срежут
Как новые санкции повлияют на госпредпрития, рабочие места и бизнес-климат в целом?
– Давление на госпредприятия из списка будет серьезным. Но говорить о том, что по стране будут уволены десятки тысяч человек, я бы не стал. Ранее, в случае кризисов, белорусская власть «распределяла» негативное воздействие по экономике.
Фото: belpc.by
Естественно, и сейчас увеличатся цены, поднимется курс доллара, вполне вероятно, что зарплаты упадут даже в рублях. Но людей постараются не увольнять, перераспределив доходы одних секторов на другие, «санкционные».
Что до бизнес-климата, то сложно его испортить еще хуже. Он и так выглядит, как боксер после 12 раундов.
Даже показываемые по белорусскому телевидению инвесторы – это люди из арабских стран, причем не первого круга, покупающие белорусскую землю по неопределенной цене…
Для тех, кто не верит в действие санкций на бизнес-климат есть постоянные аресты топ-менеджеров различных компаний.