Оценка от повреждений специалистами компании происходит по следующим этапам:
- Для начала эксперты берут заявления от граждан пострадавшего авто в дорожно-транспортном происшествии,
- Далее подписывается договор для организации экспертизы для выявления дефектов средства передвижения от аварии независимыми сотрудниками компании.
- Специалистом фирмы проводиться консультация клиента пострадавшей машины обо всех тонкостях проводимой процедуры,
- О проводимой экспертизе оповещаются все заинтересованные лица. Это могут быть страховщик, работающий с Вами; страховщик другого водителя и все лица, участвовавшие в инциденте.
- Данное мероприятие пострадавшей машины осуществляется в ранее обговоренное время. Для оценки могут быть применены уникальные методики и инструменты. Наши эксперты определят точные дефекты и повреждения, не замеченные до этого страховщиком, который ранее проводил осмотр автомобильного средства
- Если автомобиль после аварии не подлежит ремонту, независимый эксперт оценивает стоимость целых деталей машины, которые в дальнейшем Вы сможете продать
- Получение итогов от проводимого оценочного мероприятия.
Кто оплачивает проведение экспертизы
Независимая оценка проводится по инициативе пострадавшей стороны, а значит, и оплачивать экспертизу придется автовладельцу, которому был нанесен ущерб. Однако если пострадавший подаст иск на страховую компанию, занизившую размер компенсации, и суд признает страховщика виновным, то стоимость услуг эксперта будет компенсирована. Поэтому автовладельцам рекомендуется сохранять все документы и чеки, выданные компанией, проводившей независимую экспертизу.
Экспертиза после ДТП
По статистике Госавтоинспекции РФ, за июнь 2019 года на территории нашего государства произошло 14 029 ДТП. С ростом ДТП растет потребность в объективном заключении специалиста. Это помогает оценить понесенный ущерб и повлиять на установление потерпевших и виновных.
Автотранспортная экспертиза потребуется водителю в случаях:
- Для уточнения компенсационных выплат в страховой компании
- Есть подозрения, что страховщиком не учтены скрытые повреждения и стоимость компенсации занижена
- Заключение эксперта необходимо приложить к исковому заявлению в суд.
Объективные оценочные мероприятия проводятся:
- Непосредственно экспертом-техником, имеющим лицензию
- Экспертной организацией, в штате которой как минимум один оценщик.
Порядок установлен п. 4 ст. 12.1 ФЗ «Об ОСАГО» от 25.04.2002 года.
Основные пункты программы изменений в обязательном автостраховании
Главные ожидаемые нововведения в ОСАГО касаются замены полисов, которая состоится в июле и будет одномоментной только для страховщиков.
Основные условия процедуры уже многократно обсуждались, оговаривались и остались без изменений, утвержденные ЦБ:
- с первого июля страховщики получат бланки, которые невозможно подделать;
- страхователь может сразу поменять полис ОСАГО на новый или ездить со старым бланком, держателей электронных договоров это не коснется;
- страхователю замена ничего не будет стоить.
Уфимцев ожидает, что в результате обновления шаблонов поддельных полисов станет в пять раз меньше уже к сентябрю. Но это не все изменения в ОСАГО в 2016 году, а лишь первый пункт программы по борьбе с мошенничеством. Ее остальные моменты еще будут согласовываться в
Госдуме, обсуждаться с ЦБ и фиксироваться поправками в 40-ФЗ.
Вице-президент РСА осветил ключевые меры программы:
- изменение сроков почтового сообщения: в РСА считают, что автоюристы-мошенники в 99% пользуются этим каналом, чтобы не допустить прямого урегулирования
между страховщиком и страхователем; - уточнение правил деятельности экспертов-оценщиков убытков по ОСАГО: ожидается, что единые требования к процедуре осмотра нивелируют
шансы мошенников завысить сумму выплаты.
Еще одной мерой по борьбе со злоупотреблениями в автостраховании Евгений Уфимцев назвал переход на возмещение в натуральном виде. Но его рассмотрение ЦБ и
РСА отложили до осенней сессии Госдумы. Остальные же пункты программы могут быть рассмотрены правительством уже в ближайшие два месяца.
Переход на возмещение в натуральном виде пока откладывается
Приоритет за ремонтом, а не денежной выплатой в ОСАГО остается острым вопросом, требующим проработки ЦБ. Эксперты в сфере юриспруденции
уверены, что такая практика, если она будет принята в качестве поправки к 40-ФЗ, не сможет считаться законной.
К тому же, как заявил редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов, переход на обязательный ремонт создаст проблемы в урегулировании страховых случаев по автостраховке в 2016 году. Это сильно ударит по юридическим лицам. Возможны ситуации, когда машины из одного региона придется гнать в
соседнюю область только потому, что у страховщика нет партнерского СТО поближе.
Когда требуется профессиональная оценка и зачем ее делать?
Есть мнение, что независимая экспертиза относится к категории лишних растрат. Но эти траты полностью себя оправдывают. Экспертиза помогает увидеть реальный ущерб и служит подтверждением этой суммы в случае судебных разбирательств.
Делать профессиональную оценку выгодно в следующих ситуациях:
- Денег, рассчитанных экспертами страховщика, для ремонта авто не хватает.
- Виновный в аварии не имеет действующего полиса ОСАГО.
Особенности процедуры осмотра по ОСАГО
Для осмотра машина предоставляется в чистом виде, иначе эксперт не увидит всех повреждений. Разбирать и ремонтировать машину перед осмотром нельзя. Водителю нужно быть рядом, чтобы убедиться, что эксперт учел все дефекты. Когда акт будет подписан, включить что-то дополнительно будет очень проблематично. Осматривать машину после ДТП должен человек, очень хорошо разбирающийся в автомобилях.
Сумма выплат по ОСАГО зависит от того, что будет внесено в акт. Если потерпевший считает, что в результате осмотра было что-то упущено, подписывать акт не нужно.
На пустых строчках акта ставится знак «Z», чтобы позже сюда ничего нельзя было вписать. На последней странице акта в «Примечаниях» можно от руки дописать, в чем выражается несогласие с описанным в акте и только потом ставить автограф.
Если потерпевший совсем не согласен с результатом, это тоже указывается в примечании с просьбой о проведении независимой экспертизы. Прежде, чем возвращать сотруднику СК подписанный документ, его следует сфотографировать на телефон. Это гарантия того, что ничего меняться без ведома водителя уже не будет.
Копия акта осмотра может понадобиться водителю для независимой экспертизы и судебных разборок. Согласно п. 3.11 Правил ОСАГО, страховая компания выдаст на руки акт осмотра лишь на основании письменного заявления потерпевшего. В день проведения осмотра водитель должен обратиться с соответствующим заявлением к руководству СК.
Когда страховщик организовывает независимую экспертизу?
При возникновении спора о степени повреждения машины и суммы ущерба между страховщиком и застрахованным, СК должна организовать независимую экспертизу, согласовать с потерпевшим место, дату и время осмотра. Делается это в течение 5-ти рабочих дней с момента предоставления заявления.
Если водитель после осмотра автомобиля не имеет претензий к эксперту от СК, к услугам независимого оценщика можно не прибегать.
Разница между проверкой по ОСАГО и независимой экспертизой
Если после аварии определение ущерба производится представителями ОСАГО без осмотра ТС, по документам, фотографиям, протоколам инспекторов ГИБДД и свидетельским показаниям, рассчитанная компенсация может не отражать истинного положения дел. Независимый эксперт проверяет автомобиль относительно обстоятельств ДТП. В его обязанности входит отражение всех повреждений, в том числе скрытых.
Экспертов по ОСАГО отстранят от работы за плохие оценки
Министерство транспорта подготовило проект приказа с новыми правилами аттестации экспертов-техников, которые оценивают ущерб от ДТП при осуществлении выплат по ОСАГО. Документом, с которым ознакомились «Известия», предлагается отстранять экспертов от деятельности за предоставление недостоверных результатов экспертизы. На практике эксперты-техники нередко корректируют оценку ущерба в пользу клиента — автовладельца или страховой компании.
Сейчас независимую экспертизу пострадавшего в ДТП автомобиля проводит, как правило, эксперт-техник, привлеченный страховой компанией, причем по закону эксперт не может быть сотрудником страховой фирмы. Если автовладелец не согласен с его оценкой, то вправе обратиться к другому специалисту. И нередко на практике разные эксперты-техники, каждый преследуя интересы своего клиента, дают разные оценки, отличающиеся в разы. В результате большое число судебных разбирательств между страховщиками и автовладельцами.
Разработанный Минтрансом проект приказа меняет подход к профессиональной аттестации экспертов-техников. В настоящее время аттестацию проводит Межведомственная аттестационная комиссия, в состав которой входят представители Минтранса, МВД, Минюста и др. На основании решения комиссии формируется госреестр экспертов-техников — их сейчас порядка 1,8 тыс.
Проект приказа предусматривает проведение аттестации не только по формальным признакам, как сейчас, когда проверяется наличие необходимых документов (об образовании, о профессиональной подготовке и пр.). Предлагается проверять также и уровень квалификации специалистов, проводя оценку подготовленных ими проектов экспертных заключений — их предполагается подавать в комплекте с другими документами.
Более того, проектом предусмотрена возможность исключения из реестра оценщиков — если станет известно, что эксперт-техник дает недостоверную оценку. Ранее правила не содержали оснований для исключения эксперта из госреестра. Приказ теперь даже в названии содержит указание на новый тренд в ОСАГО: «Об утверждении требований к экспертам-техникам, в том числе требований к их профессиональной аттестации, а также оснований аннулирования профессиональной аттестации». Для признания оценки недостоверной достаточно, чтобы таковой ее признал суд по итогам рассмотрения разбирательства между страховщиком и автовладельцем. Правда, прежде чем исключить эксперта-техника из госреестра, аттестационная комиссия должна будет запросить у него письменные объяснения. Планируется также ввести переаттестацию экспертов — раз в 5 лет.
— Документ направлен на повышение эффективности защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного имуществу, — отметили в Минтрансе.
Гендиректор «Центра оценки авто» Николай Хомяков в целом поддерживает политику по ужесточению контроля за деятельностью экспертов-техников. По его словам, те темпы, которыми в настоящее время идет включение в реестр новых экспертов-техников, приведут к ситуации, когда специалистов будет больше, чем это необходимо рынку, — действующие участники рынка, конечно, не заинтересованы в существенном росте предложения.
Юрист компании «Налоговик» Павел Ивченков говорит, что число претензий к качеству работы экспертов-техников в последнее время лишь увеличивается. Поэтому, по его словам, новый подход позволит сократить количество экспертов, которые не справляются со своими обязанностями, халатно к ним относятся или же совершают частые ошибки, в том числе умышленно.
Руководитель группы расчета ущерба по автострахованию ОАО «СОГАЗ» Евгений Скрипкин считает, что предлагаемые изменения должны повысить уровень подготовки экспертов-техников и отсеять неработающих и потерявших квалификацию. Но изменения, по его мнению, не окажут сильного влияния на оценку ущерба.
— На оценку ущерба главным образом влияют методики, используемые при расчете величины ущерба, и источники цен, применяемые при расчете ущерба. Именно вариативность количества действующих методик сейчас в первую очередь влияет на разброс в оценке стоимости одного и того же события, — говорит Скрипкин.
Специалист по работе со страховыми компаниями ГК «Аркан» Виктор Еленевский соглашается, что до сих пор не существует единой системы расчета ущерба. Эксперты, которых привлекают страховщики, нередко занижают ущерб, а автовладельцы, которые не боятся идти в суд, привлекают экспертов, которые, напротив, стараются завысить ущерб.
Независимая экспертиза
Для получения справедливой компенсации:
- Попросите страховщика о проведении независимой оценки ущерба.
- Получите направление на проведение экспертного осмотра.
- Посетите его в назначенный день и время.
- Получите отчет.
Если не согласны с суммой компенсации, то:
- Найдите компанию по оценке, с лицензией на проведение исследования транспортных средств после ДТП.
- Заключите с ней договор.
- Уведомите об этом страховщика.
- Проведите исследование и получите отчет.
- Оформите претензию и приложите к ней новый отчет.
При положительном решении страховщика, вы получите не только выплату в соответствии с результатами отчета, но и возмещение расходов на эксперта.
Документы
Для проведения повторной оценки повреждений понадобятся:
- гражданский паспорт;
- документы на автомобиль (ПТС, СТС);
- направление на проведение экспертизы от страховой компании;
- документация о происшествии (справка о ДТП и другие);
- другие документы, которые затребует эксперт.
Сколько будет стоить ОСАГО на следующий год?
Стоимость полиса ОСАГО — это базовый тариф, помноженный на коэффициенты, которые зависят от региона, возраста, водительского стажа, безаварийного прошлого. Итоговая сумма определяется также мощностью автомобиля и сроком действия полиса. Базовый тариф рассчитывается с учетом типа автомобиля, формы собственности и использования ТС.
Ежегодно, 1 апреля осуществляется перерасчет личного КБМ водителя (коэффициента бонус-малус) с учетом произошедших аварий (или их отсутствия) в отчетном периоде. Если ДТП не было, КБМ снижается до величины 0,5. У водителей, которые регулярно совершают ДТП, он вырастает до 2,45.
Советы по выбору экспертной компании
Некоторые автовладельцы прибегаю к помощи экспертных компаний по рекомендациям родственников или друзей. Но что делать тем, кому никто не может посоветовать проверенное учреждение?
При поиске экспертного учреждения важно проверить:
- Какие отзывы о нём оставляют в интернете другие клиенты.
- Какой период оно работает в этой отрасли.
- Страхует ли оно свою ответственность.
- Используются ли договорные формы при оформлении сделки с заказчиком или всё отражается исключительно на бумаге.
- Входит ли оно в СРО по оценке.
Ещё у эксперта можно запросить примеры отчётов и решений суда, которые были составлены в результате его работы. Также не лишним будет узнать, какой период он уже занимается оценкой машин, закончены ли им курсы профессиональной подготовки и пройдена ли комиссия Министерства транспорта.
Обратите внимание! Там, где дешево, не всегда качественно, поэтому независимую оценку ущерба лучше поручить организации высшего класса. Только опытный эксперт всегда предложит совершить бесплатно предварительный расчёт ущерба от аварии и за 15 минут действительно это сделает. . Не стоит пренебрегать интернетом
Как на официальных сайтах экспертных компаний, так и на сторонних ресурсах можно изучить опыт людей ранее обращавшихся в выбранные компании. Ещё стоит уделить внимание рейтингам оценщиков РФ
Не стоит пренебрегать интернетом. Как на официальных сайтах экспертных компаний, так и на сторонних ресурсах можно изучить опыт людей ранее обращавшихся в выбранные компании
Ещё стоит уделить внимание рейтингам оценщиков РФ
Права и обязанности эксперта
Специалист, который взял на себя обязательство провести оценку получившей повреждения в ДТП машины, вправе запросить и получить от страхового учреждения и автовладельца дополнительные данные, а также привлечь к процедуре других техников-экспертов.
При этом он обязательно должен заранее поставить в известность всех заинтересованных лиц, о том, что он по каким-то причинам не может участвовать в оценке. Передавать информацию третьим лицам и разглашать результаты экспертизы ему запрещается во всех ситуациях.
Кто может быть экспертом
Итоговый отчёт техника-эксперта на законодательном уровне имеет силу, только если он был аттестован Межведомственной аттестационной комиссией (МАК). Она как раз проверяет, обладает ли лицо достаточными знаниями для осуществления оценочной деятельности.
Если испытания пройдены успешно, то эксперта вносят в базу, где хранятся данные по всем действующим техникам-экспертам. Кроме этого, ему предоставляется соответствующий аттестат
Проверить, есть ли он у него очень важно, так как при его отсутствии заключение, которое он предоставит для суда, страховому учреждению и другим официальным органам будет недействительно
У кого нет полномочий для проведения оценочной экспертизы
Частные эксперты или экспертные учреждения не могут оценивать ущерб, если они выступают ещё в роли учредителя, владельца, клиента или работника страхового учреждения, или в обратном порядке по отношению к страховщику.
Также речи не может быть об осуществлении оценки увечий, если хотя бы один из работников экспертной компании приходится заинтересованному автовладельцу родственником.
Сроки
Срок возмещения составляет 20 календарных дней с момента регистрации заявления о наступлении страхового случая. В него входит процесс осмотра автомобиля и проведение экспертизы.
Поставьте в известность страховщика, если вы своевременно не предоставляете транспортное средство на осмотр. Предельный срок задержки не может превышать 20 дней.
При повторном пропуске, документы и заявление будут возвращены. Обратитесь повторно. Сроки начнут исчисляться с момента подачи нового заявления.
В течение 5 дней с момента подачи заявления, вы обязаны предоставить транспортное средство для проведения осмотра:
- Самостоятельно, если автомобиль может двигаться «своим ходом».
- Эксперт должен прибыть на место его нахождения, если автомобиль слишком поврежден.
Если транспортное средство расположено в труднодоступном месте, осмотр может быть проведен в течение 10 дней. Расходы на проведение экспертизы и приезд эксперта к несет страховая компания.
Если в течение 5 дней страховщик не назначает проведение осмотра, обратитесь к независимому эксперту. В этом случае за основу расчета величины ущерба принимается его отчет, а страховая компания теряет право требовать предоставления автомобиля на осмотр.
Важно! Не нужно путать осмотр автомобиля экспертом и специалистом страховой. Для определения величины страхового возмещения понадобится именно экспертиза, проведенная уполномоченным лицом.
Минтранс предлагает установить ответственность за недостоверную оценку ущерба, причиненного транспортному средству в ДТП
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Марат Абулхатин
Министерство транспорта подготовило проект приказа с новыми правилами аттестации экспертов-техников, которые оценивают ущерб от ДТП при осуществлении выплат по ОСАГО. Документом, с которым ознакомились «Известия», предлагается отстранять экспертов от деятельности за предоставление недостоверных результатов экспертизы. На практике эксперты-техники нередко корректируют оценку ущерба в пользу клиента — автовладельца или страховой компании.
Сейчас независимую экспертизу пострадавшего в ДТП автомобиля проводит, как правило, эксперт-техник, привлеченный страховой компанией, причем по закону эксперт не может быть сотрудником страховой фирмы. Если автовладелец не согласен с его оценкой, то вправе обратиться к другому специалисту. И нередко на практике разные эксперты-техники, каждый преследуя интересы своего клиента, дают разные оценки, отличающиеся в разы. В результате большое число судебных разбирательств между страховщиками и автовладельцами.
Разработанный Минтрансом проект приказа меняет подход к профессиональной аттестации экспертов-техников. В настоящее время аттестацию проводит Межведомственная аттестационная комиссия, в состав которой входят представители Минтранса, МВД, Минюста и др. На основании решения комиссии формируется госреестр экспертов-техников — их сейчас порядка 1,8 тыс.
Проект приказа предусматривает проведение аттестации не только по формальным признакам, как сейчас, когда проверяется наличие необходимых документов (об образовании, о профессиональной подготовке и пр.). Предлагается проверять также и уровень квалификации специалистов, проводя оценку подготовленных ими проектов экспертных заключений — их предполагается подавать в комплекте с другими документами.
Более того, проектом предусмотрена возможность исключения из реестра оценщиков — если станет известно, что эксперт-техник дает недостоверную оценку. Ранее правила не содержали оснований для исключения эксперта из госреестра. Приказ теперь даже в названии содержит указание на новый тренд в ОСАГО: «Об утверждении требований к экспертам-техникам, в том числе требований к их профессиональной аттестации, а также оснований аннулирования профессиональной аттестации». Для признания оценки недостоверной достаточно, чтобы таковой ее признал суд по итогам рассмотрения разбирательства между страховщиком и автовладельцем. Правда, прежде чем исключить эксперта-техника из госреестра, аттестационная комиссия должна будет запросить у него письменные объяснения. Планируется также ввести переаттестацию экспертов — раз в 5 лет.
— Документ направлен на повышение эффективности защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного имуществу, — отметили в Минтрансе.
Гендиректор «Центра оценки авто» Николай Хомяков в целом поддерживает политику по ужесточению контроля за деятельностью экспертов-техников. По его словам, те темпы, которыми в настоящее время идет включение в реестр новых экспертов-техников, приведут к ситуации, когда специалистов будет больше, чем это необходимо рынку, — действующие участники рынка, конечно, не заинтересованы в существенном росте предложения.
Юрист компании «Налоговик» Павел Ивченков говорит, что число претензий к качеству работы экспертов-техников в последнее время лишь увеличивается. Поэтому, по его словам, новый подход позволит сократить количество экспертов, которые не справляются со своими обязанностями, халатно к ним относятся или же совершают частые ошибки, в том числе умышленно.
Руководитель группы расчета ущерба по автострахованию ОАО «СОГАЗ» Евгений Скрипкин считает, что предлагаемые изменения должны повысить уровень подготовки экспертов-техников и отсеять неработающих и потерявших квалификацию. Но изменения, по его мнению, не окажут сильного влияния на оценку ущерба.
— На оценку ущерба главным образом влияют методики, используемые при расчете величины ущерба, и источники цен, применяемые при расчете ущерба. Именно вариативность количества действующих методик сейчас в первую очередь влияет на разброс в оценке стоимости одного и того же события, — говорит Скрипкин.
Специалист по работе со страховыми компаниями ГК «Аркан» Виктор Еленевский соглашается, что до сих пор не существует единой системы расчета ущерба. Эксперты, которых привлекают страховщики, нередко занижают ущерб, а автовладельцы, которые не боятся идти в суд, привлекают экспертов, которые, напротив, стараются завысить ущерб.
Что будет с клиентами и их договорами?
У компании АСКО-Страхование было 2 миллиона клиентов, которые заключили 2,8 миллиона страховых договоров. Учитывая, что часть договоров относится к ОСАГО (а оформить полис в системе еОСАГО можно вне зависимости от региона проживания клиента), для многих клиентов это будет серьезной проблемой.
Автовладельцев ждет еще одна реформа ОСАГО: повысят лимиты выплат и не будут учитывать износ. Но полисы подорожают
Как теперь указано на сайте страховщика, закон предполагает такой порядок действий:
- все договоры страхования (в соответствии с отозванными лицензиями) прекращают действие после 45 календарных дней после вступления в силу решения Центробанка. В официальном документе на сайте указана дата – 17 января 2022 года;
- прекращение действия договоров не относится к ОСАГО – эти договоры продолжают действовать и далее;
- по договорам страхования, которые прекращают действовать, клиенты получат возмещение – сумму, которую стоил полис пропорционально сроку, оставшемуся до конца;
- по договорам, где выплата предполагается по факту дожития (страхование жизни), клиент получает всю выкупную сумму на руки.
Отдельно указывается дальнейшая судьба полисов ОСАГО – они продолжают действовать. Однако за возмещением ущерба придется обращаться не в страховую компанию, а в Российский союз автостраховщиков (РСА) – после отзыва лицензии у страховщика именно РСА принимает на себя ответственность за компенсационные выплаты.