Открытие музея истории предпринимательства

С ЧИСТОГО ЛИСТА…

16 ноября 1991 года состоялась VII сессия Мичуринского городского Совета народных депутатов, на которой «учитывая общественное мнение в городе по использованию здания по ул. Советской № 297-г, неудовлетворительное состояние дел с хранением исторических ценностей Мичуринского городского краеведческого музея, а также настоятельную просьбу верующих города о возвращении им храма – Ильинской церкви, городской Совет народных депутатов решил: исполкому горсовета осуществить передачу здания по ул. Советской № 297-г краеведческому музею». 7 января 1992 года, в праздник Рождества Христова, состоялся торжественный акт передачи Ильинского храма представителям Тамбовской епархии Русской Православной церкви.В марте 1992 г. краеведческий музей переехал в здание бывшего дома политического просвещения, находящемся в центре города по ул. Советской 297-г. Здание это было построено на средства купца Стрельникова в 1905 году.

Читайте на 123ru.net

Другие популярные новости дня сегодня

123ru.net — быстрее, чем Я…, самые свежие и актуальные новости Москвы — каждый день, каждый час с ежеминутным обновлением! Мгновенная публикация на языке оригинала, без модерации и без купюр в разделе Пользователи сайта 123ru.net.

Как добавить свои новости в наши трансляции? Очень просто. Достаточно отправить заявку на наш электронный адрес mail@29ru.net с указанием адреса Вашей ленты новостей в формате RSS или подать заявку на включение Вашего сайта в наш каталог через форму. После модерации заявки в течении 24 часов Ваша лента новостей начнёт транслироваться в разделе Вашего города. Все новости в нашей ленте новостей отсортированы поминутно по времени публикации, которое указано напротив каждой новости справа также как и прямая ссылка на источник информации. Если у Вас есть интересные фото Москвы или других населённых пунктов Московской области мы также готовы опубликовать их в разделе Вашего города в нашем каталоге региональных сайтов, который на сегодняшний день является самым большим региональным ресурсом, охватывающим все города не только России и Украины, но ещё и Белоруссии и Абхазии. Прислать фото можно здесь. Оперативно разместить свою новость в Москве можно самостоятельно через форму.

Новости 24/7

‘);if(“undefined”===typeof loaded_blocks_da){loaded_blocks_da=[];function n(){var e=loaded_blocks_da.shift();var t=e.adp_id;var r=e.div;var i=document.createElement(“script”);i.type=”text/javascript”;i.async=true;i.charset=”utf-8″;i.src=”https://code.directadvert.ru/show.cgi?async=1&adp=”+t+”&div=”+r+”&t=”+Math.random();var s=document.getElementsByTagName(“head”)||document.getElementsByTagName(“body”);s.appendChild(i);var o=setInterval(function(){if(document.getElementById(r).innerHTML&&loaded_blocks_da.length){n();clearInterval(o)}},50)}setTimeout(n)}loaded_blocks_da.push({adp_id:e,div:t})})(235623)

Высокие цели — насущные задачи

Датой основания Исторического музея считается 9 февраля 1872 года. В этот день император Александр II дал «высочайшее соизволение» на устройство Музея имени Его Императорского Высочества Государя наследника цесаревича Александра Александровича (будущего Александра III). Возможно, правильнее было бы начать отсчёт на пару месяцев раньше, когда наследнику направил предложение полковник Н.И. Чепелевский, один из учредителей Всероссийской политехнической выставки.

Сама выставка пройдёт позже, в мае 1872-го в Москве, в честь 200-летия со дня рождения Петра I. Именно её экспонаты и положили начало коллекции будущего музея. Кстати, выставка дала импульс к созданию ещё одного музея — Политехнического.

Одним из основателей Исторического музея по праву считается граф Алексей Сергеевич Уваров, известный русский археолог, член Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Вместе с Чепелевским он разработал научную концепцию: новому музею надлежало охватить большой временной промежуток — от каменного века до середины XIX столетия, при этом каждому периоду отводился собственный зал. Помимо выставочных помещений, комплекс решили оснастить библиотекой, читальным залом и лекторием.

Предназначение нового учреждения выразил профессор К.Н. Бестужев-Рюмин, составляя его программу: «Народ, желающий быть великим народом, должен знать свою историю. Велик только тот народ, который ясно сознает свое историческое призвание… Музей — одно из самых могущественных средств к достижению народного самосознания — высшей цели исторической науки». Этот благородный идеальный принцип перекликался с сугубо практической задачей — укрепить общественный патриотизм, сильно пошатнувшийся после поражения России в Крымской войне. 

МИЧУРИНСКИЙ МУЗЕЙ КРАЕВЕДЕНИЯ

В 1932 г. в связи с переименованием города Козлова в г. Мичуринск музей стал называться Мичуринским городским музеем краеведения. Зав. музеем Акимов (1932-1933). В 1935 г. музей краеведения располагался на ул. Революционной. Зав. музеем Москалева (1934-1936), Шаталова (1936-1937), директор Тертычная (1937-1939), Муковнина Т.Д. (1939-1941). В ноябре 1935 г. помещение краеведческого музея было занято фельдшерско-акушерской школой, что повлекло по существу к ликвидации краеведческого музея, вынужденного находиться в совершенно непригодном помещении для работы и хранению экспонатов (бывший женский монастырь). Только в 1937 г. помещение вновь было передано под музей.

Крутые повороты истории

После 1917 года судьба Исторического музея могла сложиться весьма трагически. По воспоминаниям хранителей, пролетарии не раз предлагали выбросить все «поганые черепки» и «никуда не годные бумаги», а в здании устроить фабрику. Рискуя жизнью, работники препятствовали и попыткам под разными предлогами изъять хранящиеся ценности. От разбоя спасало заступничество наркома просвещения А.В. Луначарского и самого В.И. Ленина.

Нет худа без добра: фонд музея за несколько лет получил ценнейшие экспонаты — архивные документы и рукописи, изделия из серебра и фарфора, старинные книги и монеты. Коллекционеры и учёные сдавали свои собрания на временное хранение, надеясь когда-нибудь получить их назад. Они верили, что власть сменилась ненадолго…

Но большевики взялись за дело серьёзно и основательно. Наркомат просвещения разработал новую концепцию — повернуть музей «лицом к народу». В большинстве залов коренным образом переиначили оформление, изменились и сами экспозиции. Например, в 1920-х годах появились выставки, посвящённые крестьянскому творчеству и крепостному быту XVIII–XIX веков.

В 1937 году в Историческом музее прошла выставка памяти А.С. Пушкина, материалы которой потом легли в основу Всесоюзного музея поэта. Тогда же в честь 20-летия Октября музей пережил первую реконструкцию. Открылось несколько тематических выставок, но главное — учреждение вновь сменило статус и приобрело широкий профиль. Его официально объявили главным национальным музеем и подчинили ему другие. К 1940 году он имел шесть филиалов, в их число вошла даже… Генуэзская крепость в Судаке.

В годы Великой Отечественной войны музей продолжал работать. Лишь однажды бомбёжки заставили его закрыться на восемь дней — в октябре 1941-го. Самые ценные экспонаты эвакуировали подальше от фронта — сначала в Поволжье, а затем и в Казахстан. Зато с начала войны сотрудники проводили выставки «по горячим следам», собирая материалы на фронте. Первую экспозицию в этом ряду посвятили обороне под Москвой. Пробуждая патриотизм, музей буквально притягивал людей: только в 1942 году здесь состоялось почти 1800 лекций, а число посетителей превысило 86 тысяч.

НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ БУДУЩЕГО

10 (23) декабря 1911 года в коммерческом училище происходило заседание 18-ти лиц, собравшихся обсудить вопрос о возобновлении музея, существовавшего в Козлове с 1903 по 1906 год. После прений решили музей открыть, для чего воспользоваться одной из комнат под городской управой, куда и перенесли предметы, до сих пор лежавшие в кабинетах коммерческого училища.

В январе 1915 года городской организацией по переноске и перевозке раненых, в доме женской гимназии (школа № 18), в помещении бывшего магазина Кожевниковых, был открыт музей второй отечественной войны. В музее демонстрировалось австрийское и германское обмундирование, головные уборы и вооружение, взятые на полях сражений, шрапнельные снаряды, штыки-тесаки, австрийские и германские пули, пули «дум-дум».

Однако уже в феврале 1915 года музей второй отечественной войны был закрыт. За время своего непродолжительного существования музей дал городской организации по перевозке и переноске раненых 269 рублей.

Возрождение и перерождение

Пережив войну, в мирное время Исторический музей продолжил активно развиваться. Уже в 1945 году работало 30 выставочных залов, в 1957-м постоянная экспозиция наконец освоила второй этаж и охватила период до конца XIX века, а ещё через шесть лет — до 1917 года. Получили продолжение и временные выставки: музей освещал исторические события (Великой Октябрьской социалистической революции, победы в Великой Отечественной, 600-летие Куликовской битвы), масштабные стройки (БАМ).

В 1986 году началась реставрация и реконструкция, которые преследовали две цели: восстановить первоначальный облик здания и расширить выставочное пространство. Например, угловые башни вновь украсили двуглавые орлы, а промежуточные — львы и единороги. Внутренний двор музея превратился в Половецкий дворик с фонтаном и статуями, а рядом расположились несколько новых холлов. Из-за финансовых и организационных трудностей работы завершились только в 2002 году.

Сегодня ГИМ остаётся крупнейшим национальным музеем России: в его залах представлено около 22 тысяч экспонатов, а общий фонд почти в тысячу раз больше! Помимо главного здания, посетителей принимают филиалы — Музей Отечественной войны 1812 года, палаты бояр Романовых в Зарядье и Покровский собор (храм Василия Блаженного). Каждую неделю музей приглашает слушателей на лекции, а ежегодно устраивает больше 10 новых выставок. Несколько оригинальных проектов ГИМ приготовил и к своему 145-летию. Приходите — будет интересно!

Фотографии предоставлены Главным архивным управлением города Москвы.

ОТКРЫТИЕ ФИЛИАЛА МУЗЕЯ

В октябре 2015 года открылся наш филиал. Он расположился в стенах дома, в котором с 1952 до 1957 года жил известный учёный, ученик и последователь И.В. Мичурина, академик ВАСХНИЛ П.Н. Яковлев. Двухэтажное деревянное здание находится на территории дома-музея И.В. Мичурина. Дом был переоборудован в музей достижений мичуринской науки, интерьеру вернули первоначальный вид. В музее создано несколько выставочных залов. Гости смогут познакомиться с новыми экспозициями, посвященными И.В. Мичурину, научной деятельности его учеников и последователей: Горшкова, Черненко, Яковлева, Будаговского, семьи Курсаковых, и с современными достижениями Мичуринска-наукограда.

Октябрь 2015 года

КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР ГОРОДА

В 1970 году при музее были созданы и работали музейный совет и совет ветеранов революции и гражданской войны, с 1972 по 1979 г. г. – ученый совет. В ученый совет входили сотрудники музея, научно – исследовательских и учебных заведений г. Мичуринска, учителя, художники, краеведы и другие специалисты. Коллектив музея стремился усилить и разнообразить формы массовой работы. Так в музее в 1970 году были созданы клубы революционной, боевой и трудовой славы, интересных встреч и кинолекторий научно – атеистических и краеведческих знаний. В 1972 году в музее было организовано ещё два клуба: «Дружба народов СССР» и «Клуб любителей искусств». Вся деятельность клубов и лектория музея была направлена на идейно – политическое, трудовое и нравственное воспитание молодежи.

ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ

В тяжелейших условиях первых лет советской власти создание выставок работниками музеев было реальной возможностью повышения уровня знаний, приобщения к истории и искусству, ознакомления с фондами музеев региона гораздо большего числа людей, чем тех, которые придут непосредственно в залы музея.

В 1922 г. Козловский Народный музей состоял из естественнонаучного, художественно- промышленного отделов и химической лаборатории. Заведовал музеем В. А. Малов (историк, стаж 12 лет).

До мая 1922 года музеи получали кредиты, хотя и нерегулярно из отдела музеев. С мая по ноябрь 1922 года они кредитовались Губполитпросветом. С ноября 1922 года, когда Главполитпросвет прекратил высылку кредитов на музейное дело, их удалось устроить за Губсоцвосом (губернский подотдел социального воспитания) под названием школьных кабинетов (На деле они продолжали называться музеями).

После выхода постановления Президиума ВЦИК «О ликвидации церковного имущества» (2 февраля 1922 г.) и постановления «Об изъятии церковных ценностей для реализации на помощь голодающим» (16 февраля 1922 г.) музеи получили право забирать наиболее ценные иконы и другие богослужебные предметы из храмов в свои фонды.

В июне 1928 года по инициативе местного филиала Ассоциации Художников Революционной России (АХРР) и Козловского Художественно – Исторического Музея в помещении музея открылась 1-я уездная выставка художественных произведений местного творчества.

РАЗРЕШЕНИЕ ТАМБОВСКОГО ГУБЕРНАТОРА

Цитата из письма губернатора: “Объявляется председателю общества по учреждению в г. Козлове художественно-промышленного музея С.И. Криволоцкому, что я разрешаю ему лично, впредь до выработки и утверждения устава проектируемого общества, собирать предметы для музея и изыскивать средства для осуществления целей, намеченных в протоколе заседания учредителей музея от 25 сентября текущего года. Вместе с тем С.И. Криволуцкий обязывается представить мне к 15 (28) января 1904 года отчет по выше упомянутой, разрешенной ему мною деятельности.”

16 (29) декабря 1903 года комитет по учреждению Художественно-Промышленного Музея в Козлове направил тамбовскому губернатору приглашение.

Экспозиция

Музейный фонд насчитывает более 2500 экспонатов. Посетители увидят и познакомятся с подлинными документами, фотографиями, предметами быта и личными вещами, а также наградами, которые принадлежали или имеют отношение к дореволюционным предпринимателям. Эти люди заложили основы российского капитализма, финансовой системы промышленности, а также образования, культуры, науки.

Помимо основного, вспомогательный научный фонд состоит также из 2500 единиц хранения. В основном, это копии документов и других материалов, подлинники которых находятся в частных коллекциях или в архивах купеческих семей. Библиотечный фонд музея насчитывает более 3000 книг и других печатных изданий. Постоянная экспозиция музея включает 4 зала.

Зал, посвященный предпринимателям, меценатам и благотворителям XIX — начала XX веков

Экспозиция зала составлена по семейному принципу. Коллекция документов, фотографий и портретов знакомят посетителей с самыми значительными предпринимателями дореволюционной России, которые внесли неоценимый вклад в развитие не только российской экономики, но образования и культуры.

Зал образования и воспитания детей в XIX — начале XX веков

Гости музея увидят учебники, фотографии и похвальные листы того периода. Из необычных экспонатов следует отметить арифмометр, который являлся калькулятором начала XX века, игрушки и школьные предметы учеников. В зале представлена мебель, принадлежавшая ранее семье Рукавишниковых, которая была изготовлена руками воспитанников Рукавишниковского приюта.

Зал фондового финансового рынка и акционерного дела России XIX — начала XX веков

Экспозиция рассказывает о периоде бурного экономического роста Российской Империи в конце XIX — начале XX веков. В коллекции представлены государственные и ипотечные ценные бумаги, акции различных акционерных обществ, облигации, а также атрибуты биржевого и банковского дела.

Зал быта

Коллекция знакомит гостей с предметами быта, которые принадлежали предпринимателям и меценатам. Они были переданы в фонды музея потомками известных личностей того времени.

МУЗЕЙ В НОВОМ ГОСУДАРСТВЕ

30 ноября 1917 г. состоялось первое объединенное заседание художественно-исторических комиссий Петрограда, Гатчины, Царского Села, на котором сформулировали основные принципы музейного дела нового государства: отношение к музейным ценностям как национальному достоянию; демократизация музейного дела как необходимое условие его развития; неприкосновенность коллекций музеев. Все коллекции, имевшие большую художественную ценность, были объявлены собственностью РСФСР и переданы в ведение Народного комиссариата по Просвещению на общих основаниях с другими государственными музеями.

21 марта 1918 года, после переезда правительства в Москву, при Наркомпросе РСФСР была сформирована Всероссийская коллегия по делам музеев и охране памятников искусства и старины, с отделением в Петрограде.

28 мая 1918 года в структуре Наркомпроса был создан Отдел по делам музеев и охране памятников искусства и старины. Основными направлениями работы Отдела должны были стать: национализация, реквизиция и конфискация; собирание «безхоза»; выдача охранных грамот; учет и регистрация; контроль над вывозом за границу; поддержание памятников искусства и старины (ремонт и реставрация); фактическая охрана музейных хранилищ, памятников зодчества, парков, ансамблей, городищ, курганов, природы.

7 декабря 1918 года было опубликовано постановление Народного Комиссариата по просвещению об образовании Губернских Подотделов по делам музеев и охране памятников искусства и старины при Отделах народного образования губернских Совдепов. В соответствии с предписанием Центральной Коллегии Отдела по делам музеев при Тамбовском Губернском Отделе народного образования (ГубОНО) была создана первая Комиссия по охране памятников искусства и старины.

В 1919 году в Козлове были открыты два музея: естественнонаучный музей имени Тимирязева и художественно-исторический музей. Коллекции естественнонаучного музея были собраны из кабинетов бывших Козловских средних учебных заведений, а частью (чучела птиц и животных) были изготовлены администрацией музея. Коллекции художественно-исторического музея были собраны заведующим музеем, местным художником-археологом Г.Т. Романовым-Скороходовым.

Долгий путь от идеи до воплощения

Несмотря на высочайшее одобрение и важнейшие задачи, от основания до открытия Исторического музея прошло целых 11 лет. Отсрочка имела две причины. Во-первых, масштабный проект требовал значительных средств. Изначально музей был общественным учреждением и составлял капитал в основном из пожертвований меценатов, поэтому для строительства пришлось взять ссуду в 1,26 миллиона рублей. И хотя в 1876 году государство начало выделять субсидии, а через пять лет присвоило музею правительственный статус, поддержка министерства финансов была нерегулярной. Поэтому работы несколько раз прерывались, а на погашение кредита ушло 28 лет.

Во-вторых, за организацию отвечали две комиссии — научная и строительная. Возглавляли их А.С. Уваров и И.Е. Забелин, которого считают вторым отцом-основателем музея, и они вели ожесточённые споры о внешней и внутренней отделке здания. Ещё бы — место выделили рядом с Кремлём, на северной стороне Красной площади! Положение обязывало: при Петре I здесь размещалась Главная аптека, а потом Московский университет и административные учреждения.

В итоге победила точка зрения Забелина: фасады должны иметь вид, отвечающий канонам русского зодчества XVI века. Иначе говоря, музей надо было гармонично вписать в комплекс Красной площади, в частности уравновесить знаменитый Покровский собор. По мнению конкурсной комиссии, со сложной задачей лучше всех справился архитектор Владимир Шервуд, который совместно с инженером А.А. Семёновым разработал изысканный проект с гордым названием «Отечество».

Строители музея использовали новейшие материалы и технологии. Например, кирпичи скрепляли цементом, поэтажные перекрытия сделали металлическими, а все инженерные коммуникации — воздуховоды, отопление и водопровод — спрятали в стенах. Декоративная отделка фасадов и башен потребовала больших усилий: в 1876–1877 годах над ней одновременно трудились 260 каменщиков и несколько сотен подсобных рабочих.

Первыми посетителями музея стали император Александр III и его супруга Мария Фёдоровна — их визит в конце мая 1883 года завершил торжества в честь коронации нового государя. Для широкой публики двери открылись в начале июня.

Становление и развитие

Посетители входили в музей с Красной площади и попадали в просторные парадные сени. По замыслу Забелина и Шервуда, их следовало украсить сценами из жизни древних славян — земледельцев, охотников, воинов, а также иллюстрирующими переход от язычества к христианству. Но получив статус Императорского музея, организаторы были вынуждены изменить концепцию. Центральной композицией у входа стало родословное древо российских государей. Так зрителям давали понять: ключевую роль в отечественной истории играет самодержавие, а не народность. И Забелин, и Уваров думали ровно наоборот…

Камнем преткновения стало и предложение Шервуда наполнить залы музея в основном произведениями искусства на исторические темы. Уваров настоял на том, что главную роль в экспозиции должны играть подлинные памятники прошлого, и для планировки интерьеров привлёк другого видного архитектора того времени — А.А. Попова. Без художественного оформления не обошлось: во внутренней отделке приняли участие Виктор Васнецов, Иван Айвазовский, Валентин Серов, Генрих Семирадский, Илья Репин и Сергей Коровин. Но их работы, даже панорамные, составляли вспомогательный план для исторических экспонатов.

В 1883 году для осмотра открыли только 11 залов на первом этаже, представлявшие период от древности до конца XII века. Планировка, заложенная Шервудом, отражала реальные исторические процессы: язычество и христианство шли параллельными путями и объединялись в Киевской Руси; затем шёл период феодальной раздробленности и новое слияние под эгидой Москвы. К 1917 году число залов дошло до 16 — посетители могли уже дойти до Смутного времени.

Большую часть первых экспозиций составили предметы, которые передали музею Алексей Уваров и его супруга. Чета археологов сделала общественным достоянием все находки, собранные в экспедициях по разным регионам России, в том числе по Кавказу и Крыму. Их примеру последовали и многие знатные коллекционеры — Бобринские, Голицыны, Кропоткины, Оболенские, Олсуфьевы. Самый щедрый дар преподнёс купец П.И. Щукин: в 1905 году он отписал городу свой частный музей русских древностей, чья коллекция тогда превышала весь фонд Исторического музея. Пополнилось хранилище и во время Первой мировой войны: в Москву свозили реликвии из западных губерний.

Продолжалось строительство музея: в 1889 году во внутреннем дворе появился поперечный корпус с аудиторией на 700 человек. Через 15 лет в помещении разместили архив, библиотеку и отдел рукописей и старопечатных книг.

Залы на втором и третьем этажах до революции так и не оформили, но они никогда не пустовали. Известные художники использовали их в качестве мастерских, здесь проходили музейные съезды, научные собрания и тематические выставки — исторические, археологические, этнографические, художественные и даже литературные. Так, в 1899 году прошла выставка в честь столетия со дня рождения А.С. Пушкина, а через десять лет чествовали аналогичный юбилей другого поэта — А.В. Кольцова.

Просветительская деятельность только зарождалась: в начале XX века проходило не более 20 экскурсий в год. Предложение явно отставало от спроса, то есть от интереса публики к истории: по статистике, в 1905–1915 годах средняя посещаемость музея составляла 39 тысяч человек ежегодно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий