Почему ОСАГО не покрывает ущерб от ДТП полностью?
Почему частично и когда виновник обязан доплатить за ДТП, указал Конституционный суд РФ в новом для своего времени Постановлении 6-П от 10.03.2017 года.
Если обобщить написанное в документе, то страховщик по ОСАГО страхует ответственность причинителя вреда только на условиях, которые изложены в Законе об ОСАГО. А, если суммы, которая будет рассчитана на основании методики определения ущерба, справочника РСА и правил ОСАГО потерпевшему будет недостаточно, то по общим нормам Гражданского кодекса доплатить должен причинитель вреда.
При этом, в общем случае на потерпевшего не может быть возложена обязанность по поиску б/у запчастей и ремонту автомобиля этими запчастями, поскольку в основном ремонт сводится к замене деталей на новые.
Претензий больше всего именно к справочнику РСА, по которому цены на заменяемые детали, как правило, меньше рыночных, отсюда и разница, которую придется выплатить виновнику. Но и это еще не всё!
Если страховщик производит выплату деньгами, то платит сумму с учетом износа деталей, который рассчитывается, исходя из года выпуска авто и его пробега. Максимальное значение износа по Закону об ОСАГО – 50%. В таком случае виновник ДТП может заплатить потерпевшему почти столько же, сколько и страховщик, а иногда даже больше.
В чём дело? Исходные данные
Итак, действующий на 2021 год закон “Об ОСАГО” обязывает возмещать ущерб, причинённый застраховавшимся водителем, потерпевшему. Но этот закон также устанавливает определённый порядок такой выплаты (точнее, возмещения, ведь в приоритете на сегодня натуральный вид компенсации — ремонт автомобиля в сервисе страховщика) и, что самое главное, методику расчёта.
И такая методика расчёта предусматривает учёт износа запчастей на машину. То есть если возраст Вашего автомобиля более 5 лет, то Вы недополучите примерно 50% возмещения на запчасти. На работы износ не распространяется — они учитываются в полном объёме.
То есть что получается — ОСАГО должно покрывать ущерб, но фактически может покрыть всего лишь 50% от этого из-за учёта износа? Всё верно.
Но есть для Вас новости хуже, если Вы являетесь виновником ДТП. У потерпевшего теперь есть возможность взыскания выплаты без износа по ОСАГО непосредственно с причинителя вреда — то есть с Вас.
Вас также заинтересует:
- Какие выплаты можно получить по ОСАГО после ДТП?
- Страховая или потерпевший подали в суд, но ущерб завышен – что делать?
- Страховая отказала в выплате и ремонте — что делать? Пошаговая инструкция
Взыскание ущерба с виновника ДТП сверх лимита по ОСАГО
Если суммы, установленной законом о страховании в 2022 году (не более 400 тыс. руб.), не достаточно на полноценную замену поврежденных деталей, то получить остальное возмещение можно в полном объеме с виновного лица. На практике цена ремонтных работ может значительно увеличиться, если, например, владельцу необходимо отремонтировать дорогой импортный автомобиль: оригинальные детали придется заказывать за границей за счет владельца пострадавшего авто, почтовые услуги и работу ремонтной бригады также придется оплатить.
В качестве доказательств к исковым требованиям о возмещении заявитель должен приложить все финансовые документы: стоимость комплекта поставки от производителя, прейскурант цен на присланное производителем оборудование, стоимость работ по восстановлению испорченных агрегатов и дополнительного оборудования.
Поскольку подаются исковые требования материального характера, то истец обязан уплатить пошлину от суммы возмещения, её также можно взыскать с ответчика.
От чего зависит сумма ущерба?
Правые основания расчета компенсационных сумм в 2022 году содержаться в Федеральном Законе № 40, в ст. 7 определено понятие страховой суммы, в ст. 12 – её размер и порядок выплат.
Расчет компенсационных выплат в случае ДТП в 2022 году зависит от многих связанных между собой факторов, специалисты принимают во внимание:
- Стоимость поврежденных деталей с учетом амортизации + сами работы по восстановлению автомобиля сдержатся в п.19 ст.12.
- Сумму выплаты за проведение экспертной оценки всех повреждений авто (ст. 12.1 Закона)
- В случае полной гибели имущества, возмещение оговоренной в договоре цены авто, также с учетом амортизации, а не стоимости нового автомобиля (ст.7)
Другие произведенные материальные затраты регулируются Гражданским Законодательством, поскольку указанным правовым актом имущественные отношения сторон никак не регулируются (ст. 15, , ГК РФ). К возмещению ущерба допускается причислить:
- Компенсация стоимости медицинских услуг и лечебных курсов по восстановлению утраченного здоровья и реабилитации после аварии, покупки лекарственных средств.
- Стоимость услуг эвакуатора и стоянки.
- На транспортировку пострадавших в медицинское учреждение.
- Компенсация заработной платы на время прохождения восстановления трудоспособности.
- В случае летального исхода оплата всех погребальных услуг.
Законно ли взыскивать разницу выплаты по ОСАГО с виновника?
Увы, но да. КС в конечном итоге удовлетворил жалобу обратившихся и вынес соответствующее постановление.
Но в чём логика? И что же получается, если Вы стали виновником ДТП, то страховая покроет только часть убытков? То есть закон о страховании работает так, что виновнику в любом случае придётся возмещать вред самому, пусть и частично? Совершенно верно.
До постановления КС судебная практика работала единообразно. Судьи считали, что вред, возмещённый страховой компанией в виде выплаты или ремонта, возмещён полностью, даже если денег на фактически ремонт у потерпевшего не хватило. С виновника требовать нечего, ведь его ответственность застрахована.
Но с такой судебной практикой не согласился КС. И вот в чём дело!
Можно приводить целый ряд ссылок на статьи законодательства, действующего на 2021 год, но в нашем случае достаточно только одной статьи — 1072 Гражданского кодекса РФ:
В контексте именно этой нормы права КС разъяснил, что, раз Конституция РФ даёт право гражданину на частную собственность, то это право не может быть нарушено неполной выплатой. А статья 1072 ГК как раз даёт право взыскивать разницу выплаты без износа по ОСАГО напрямую с виновника.
Исключение — европротокол
Всё вышеописанное работает только в тех случаях, когда ДТП оформлено с сотрудниками ГИБДД. Европротокол же устанавливает собственные правила по возмещению ущерба. И, согласно им, подписывая извещение европротокола, потерпевший соглашается с фактом возмещения ущерба в пределах именно страховой суммы.
Законодательным аргументом здесь выступает Постановление Пленума Верховного суда РФ №2 от 29.01.2015, которое говорит следующее:
По сути, первый абзац цитаты говорит нам о том, что даже если вместе с разницей расчёта без износа и выплаченной страховой суммой с износом не превышает лимит по европротоколу, то взыскивать выплату без износа с виновника напрямую нельзя. Но второй абзац прямо указывает лишь на случаи, когда фактическая сумма ущерба превышает лимит по европротоколу.
Если потерпевший обратился по Каско
Рассмотрим простой пример. Случилось ДТП, и потерпевший решил отремонтировать автомобиль по Каско, а не обращаться сразу по ОСАГО. В этом случае страховая виновника по ОСАГО в рамках суброгации выплачивает сумму страховой потерпевшего, которая застраховала его по Каско. Но суть в том, что ОСАГО выплачивает опять же сумму с износом. А по Каско потерпевший отремонтировался без учёта износа (чаще всего договоры Каско не предусматривают износ).
И в этом случае уже страховая компания потерпевшего имеет право напрямую взыскать разницу между расчётом без износа и с износом напрямую с виновника. Просто право требования в этом случае перешло от потерпевшего к его страховой компании.
Что делать, если с Вас пытаются взыскать разницу по ОСАГО?
В том числе и в случае, когда с Вас пытается взыскать разницу выплаты по Каско, есть варианты уменьшить эту сумму. Как показывает судебная практика, совсем избежать взыскания не удастся.
Единственный вариант здесь — это ходатайствовать о переоценке суммы фактического ущерба, то есть о . Дело в том, что расчёт выплаты или произведённый ремонт могли быть завышены изначально, и очень часто именно так и происходит.
Чаще всего судебная экспертиза постановляет, что для определённых элементов не было надобности в замене, а достаточно было вытяжки и покраски. Но имейте в виду, что критерий для обязательности замены достаточно высокий. Например, если фактически потребовалась рихтовка с применением шпакли, то замена в этом случае обоснована.
Также следует иметь в виду, что расчёт должен производиться по той же единой методике расчёта, а не рыночным ценам на запчасти. А сам износ страховой компанией может быть применён только к запчастям и кузовным элементам, но не к работам по их замене, покраске и тому подобной.
Кроме того, судебная экспертиза устанавливает, менялись ли на самом деле элементы или нет.
Для оценки , будучи любой стороной в ДТП: потерпевшим или виновником и преследуя различные цели, Вы можете проконсультироваться с нашими партнёрами-автоюристами. Консультация бесплатна.
Судебные решения взыскания ущерба с виновника ДТП без ОСАГО
В основном суды общей и надзорных инстанций защищают права страхователей, и выносят решения о выплате возмещений. Правда, если соблюдены все досудебные и судебные формальности.
Но страховые компании часто выступают со встречными требованиями к виновнику происшествия, если он совершил правонарушения в нетрезвом или наркотическом состоянии (регресс).
Также подобные требования может предъявить РСА, если он выплатил компенсацию пострадавшему гражданину, за виновное лицо, у которого отсутствовала обязательная страховка.
Суды автоматически признают виновным водителя в ДТП в 2022 году, если будет установлено:
- Отсутствие прав на управление авто, либо не сдавший экзамен на знание правил движения и вождения.
- Удостоверение водителя выдано на другую категорию автомобилей.
- К управлению допущен лишенный удостоверения водителя гражданин.
Суды всех инстанций отмечают, что если виновный не вписан в страховку, то к нему обязательно применяется встречный иск на возмещение убытков.
Но вот в отношении конкретного лица, к которому можно применить взыскание (к собственнику или водителю управляющему авто в момент наезда) суды принимают порой противоречивые постановления.
Можно ли взыскать ущерб без обращения в страховую?
Любому пострадавшему от ДТП важно как можно скорее получить возмещение ущерба от неумелых действий виновной стороны, для этого в 2022 году законом предусмотрено несколько стандартных методов:
- Попробовать обговорить с виновником ДТП натуральную компенсацию денежными средствами, а если достигнуто согласие, то оформить правоотношения в письменной форме. Здесь подразумевается подписание расписок о передаче/получении средств и отсутствии претензий со стороны потерпевшего лица.
- На адрес постоянной регистрации виновника аварии направить заказное письмо с обоснованными претензиями. Определить в нем предельные сроки для исполнения своих обязанностей по компенсации вреда от ДТП, а по их истечению, если ответа не последует, направить исковые требования в суд.
- Радикальный способ – обратиться за защитой своих интересов в судебный орган.
Как правильно оценивать ущерб разъяснил Верховный Суд
Верховный Суд РФ пояснил как нужно действовать судам нижестоящих инстанций и страховщикам для правильной оценки ущерба в случае ДТП, чтобы не возникало споров и проблем у водителей, попавших в неприятности и желающих получить денежную выплату за причиненный технике ущерб.
Предыстория.
В апреле 2015 года, когда мотосезон уже был открыт, мотоциклист попал в дорожно-транспортное происшествие, с ним совершил столкновение автомобиль. В результате проведения сотрудниками ГИБДД действий по установлению виновника ДТП было выявлено, что им оказался водитель легкового автомобиля.
Приобретенный накануне мотоцикл получил серьезные повреждения и не подлежал восстановлению. Стоит отметить, что мотоцикл был приобретен владельцем накануне. Для возмещения убытков пострадавшая сторона обратилась в свою страховую компанию, но получил отказ в выплате. Страховщик сослался на то, что владелец мотоцикла не предоставил документов о том, что он является собственником мотоцикла, а именно, документы подтверждающие право собственности на мотоцикл. При этом в материалах судебного разбирательства по гражданскому делу четко сказано, что ответственность страхователя подтверждалась наличием страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что автоматически наводит на множество размышлений, не темнила ли страховая компания? Каким образом мог быть заключен договор страхования если не был предоставлен полный пакет документов?
Дальше- больше. Страховщиком не была назначена техническая экспертиза, поэтому владелец мотоцикла решил провести независимую экспертизу. Однако эксперт страховщика не явился на осмотр транспортного средства, дважды.
В тот же день пострадавший обратился в страховую компанию виновника аварии
Здесь важно пояснить, что у владельца мотоцикла был обычный полис ОСАГО, дававший ему гарантированную максимальную выплату в размере 400 тыс. рублей, у виновника же было расширение по ОСАГО до 1 млн
рублей. Поэтому для покрытия ущерба, после проведения технической экспертизы, было принято решение обратиться за выплатой по расширенному лимиту.
Но и здесь ему было отказано в выплате. Вторая страховая компания сослалась на отсутствие документов о стоимости восстановительного ремонта и надлежащим образом заверенных документов. Хотя в ходе проведения независимой экспертизы была установлена стоимость мотоцикла, которая на момент произошедшего дорожно-транспортного происшествия составляла 1.156.300 рублей. Стоимость годных после аварии остатков составил 148.989 рублей. Таким образом владельцу мотоцикла должны были возместить ущерб в размере 1.007.311 рублей.
Далее было обращение в суд первой инстанции. Но и здесь ему не удалось добиться назначения справедливой выплаты. По договору купли-продажи, мотоцикл был приобретен за 650 тыс. рублей, поэтому суд постановил, что страховыми компаниями было неправомерно отказано страхователю в выплате возмещения, но его следует исчислять из суммы 650.000 рублей. Со страховой водителя мотоцикла суд постановил взыскать 251.011 рублей, неустойка в размере 10 000 руб., штраф в размере 125 505 руб. 5 коп., расходы на проведение экспертизы, компенсации морального вреда и другие расходы. Со второй страховой 250.000 рублей, штраф в размере 125 000 руб., неустойка в размере 10 000 руб., моральный вред и иные расходы.
Заключение независимого эксперта не было принято во внимание, также не было назначено проведение повторной экспертизы. Поданная апелляция также не принесла желаемого результата
Поданная апелляция также не принесла желаемого результата.
Верховный суд не согласился с данными выводами, отметив, что такое ведение дела «свидетельствует об уклонении суда от возложенной на него действующим законодательством обязанности по полному и всестороннему установлению обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора».
Постановление ВС РФ было следующим: «Под действительной стоимостью имущества понимается его рыночная стоимость, которая представляет собой текущую стоимость товара, определяемую на основе спроса и предложения в каждый конкретный момент на рынке».
То есть при определении ущерба следует исходить из текущей стоимости товара на рынке, а не на основе прописанной стоимости в договоре купли-продажи, ввиду того, что цена в договоре в ряде случаев могла быть занижена, но на самом деле товар так дешево не может стоить, а по закону, при гибели имущества компенсация должна составлять его реальную стоимость.
Для установления стоимости мотоцикла судом должна была быть назначена экспертиза, чем пренебрегли нижестоящие суды.
Способы взыскания ущерба
Стандартный порядок
Законом № 40 по ОСАГО (ст. 11, 12) предусмотрен следующий порядок получения возмещения ущерба с виновника ДТП в 2022 году:
- Документальная фиксация ДТП с привлечением сотрудника дорожной полиции или самостоятельное оформление с использованием европротокола (ПП РФ от 23.10. 1993 № 1090).
- Обязательное извещение своей страховой компании о случившемся с объяснением всех обстоятельств аварии. Все дальнейшие действия выполняются по полученным от сотрудника рекомендациям.
- Сбор комплекта документации. Полный перечень бумаг содержится в п. 3.10 Правил по ОСАГО, утвержденных ЦБ РФ от 19.09. 2014 г. За № 431-П.
- Оформление компенсации ущерба через своего страховщика в офисе компании.
- Получение направления на проведение ремонтных работ.
Для досудебного (второго) варианта взыскания ущерба с виновника ДТП в 2022 году от вас потребуется ряд обязательных действий:
- Получить на руки протокол совершения ДТП. В нем должны быть сведения обо всех лицах, причастных к аварии, адресах регистрации, марок авто даты и месте ДТП.
- Обратиться в свою страховую компанию, запросить у нее справку о сумме возможного возмещения или официальный отказ о выплатах.
- Назначить день проведения независимой экспертизы и оповестить о ней виновную сторону за 3 суток до даты осмотра экспертом.
- Написать подробную претензию, в ней обозначить срок выплаты и способ расчета, конечную сумму.
Приложить ксерокопии:
- Справку из ГИБДД о случившемся инциденте.
- Акт от страховой компании о возникновении страхового случая.
- Протокол сотрудника дорожной полиции о факте выявления правонарушения по КоАПП.
- Почтовые уведомления с текстом оповещения виновной стороны.
- Платежные квитанции за проведение экспертных работ, оплату стоянки и др. расходов, связанных с ДТП.
- Заключение эксперта о состоянии авто и стоимости восстановительных работ.
Если действия не дали положительного результата, то в 2022 году следует обратиться в судебный орган по месту проживания виновного лица.
Некоторые правовые моменты:
- Требования о взыскании ущерба с виновника ДТП должны быть составлены юридически грамотно, если нет хотя бы первоначальных правовых знаний, то без помощи автоюриста просто не обойтись.
- Исковая давность по срокам направления судебных требований истекает после трех лет с момента совершения ДТП (ГК РФ ст.196)
- При подаче иска обязательно оплачивается госпошлина, исходя из суммы возмещения.
- Если ущерб оценивается не более 50 тыс. руб., то заявление подается мировому судье, для компенсации большей суммы обращаются в суд районной инстанции.
Можно ли и как избежать выплаты?
Как уже было сказано выше, ситуации, когда полностью удается избежать взыскания выплаты износа по ОСАГО, случаются редко.
Самый распространённый аргумент, который принимают суды – требования потерпевшего не обоснованы, он не доказал факт ремонта авто новыми запчастями соответствующими документами об их покупке и о работах в автосервисе.
Ну или же во всем виноват страховщик, он не доплатил, и вообще не должен был платить, а должен был отремонтировать авто. Теперь вот об этом давайте немного подробнее!
Почему именно “удается убедить суд”, а не иначе?
Дело в том, что по закону потерпевший должен доказать не фактические расходы на произведенный ремонт, а фактический ущерб. Именно о фактическом ущербе и говорил Конституционный суд. А фактический ущерб – это то, сколько будет стоить восстановить поврежденное авто в то состояние, в котором оно было на момент ДТП, то есть отремонтировать.
Некоторые судьи путают понятия “фактический ущерб” и “фактические расходы” и поэтому выносят решения в пользу ответчиков. Но, даже если такое решение будет принято судом первой инстанции, не факт, что оно устоит в апелляции.
Доказывать, что во всем виноват страховщик, сложнее. Его в таком случае необходимо привлекать к делу третьим лицом. Делать экспертизу и доказывать, что он не доплатил потерпевшему. При этом выяснять, на каком основании вообще была произведена выплата, ведь сейчас установлен приоритет страхового возмещения в виде ремонта на СТО.
Хотя на этот счет, в законе для них предусмотрена лазейка. Если у страховщика нет договора со станциями, удовлетворяющими условиям по восстановительному ремонту, то он имеет право выплатить деньгами. При этом, даже если такие станции есть, страховой компании выгоднее нарушить порядок организации ремонта и выплатить деньгами, ведь СТОА ремонт оплачивается без учёта износа деталей, а потерпевшему по ОСАГО деньги выплачиваются с износом.
То есть избежать выплаты разницы по износу можно, хотя, далеко не всегда это удается, используя 2 основных аргумента:
- на каком основании страховщик произвёл выплату, а не выдал направление на ремонт потерпевшему; если причина выплаты – взаимное письменное соглашение между страховой компанией и потерпевшей стороной, то можно убедить суд в том, что таким образом потерпевший сам согласился на расчёт возмещения с учётом износа;
- кроме того, часто работает способ с требованием от потерпевшего документов о фактически понесённых расходах – то есть доказать нужно не только ущерб экспертизой, но и обоснованность этой суммы фактически понесёнными расходами; это не совсем законно, так как Конституционный суд указал именно на ущерб, но это иногда работает.
Взыскание разницы износа с виновника – это законно?
В большинстве рассматриваемых случаев требования потерпевшего к виновнику о выплате износа, к сожалению или счастью, будут законны. После выплаты от страховщика потерпевшему может не хватить денег на ремонт, поэтому и возникают претензии к виновнику ДТП. Но с чего бы вдруг платить виновнику, если его ответственность застрахована по ОСАГО?!
Дело в том, что даже в случае оформления ДТП по европротоколу, когда, казалось бы, водители пришли к соглашению о размере ущерба, потерпевший может потребовать с виновника доплатить. Судебная практика по взысканию износа в таком случае разная, но в теории, требования к виновнику могут быть предъявлены вполне законно. Ведь европротокол – это урегулирование страхового случая в рамках ОСАГО в пределах определенного лимита. То есть и договариваются водители только про возмещение ущерба по правилам ОСАГО.
Потерпевший ведь может не всегда увидеть все повреждения или правильно оценить стоимость деталей, поэтому в случае с европротоколом, виновник тоже должен следить, чтоб были зафиксированы все повреждения и правильно оценена стоимость ремонта.
Выплаты от страховщика может не хватить на ремонт как потому, что он неправильно все посчитал и выплатил, так и потому, что по закону он не обязан платить больше.
Что случилось?
Дело здесь в постановлении Конституционного суда. Весной прошлого года несколько инициативных граждан обратилось в этот суд после решений нижестоящих судов о том, что вот страховая компания им выплатила с учётом износа фактически меньшую сумму, чем стоит восстановление автомобиля после ДТП.
Заявители просили пересмотреть эти решения как противоречащие законодательству. Ниже мы рассмотрим логику и приведём решение Конституционного суда (КС).
Вывод из этого простой: по ОСАГО страхуется не вся ответственность при ДТП, а только её часть. То есть теряется весь смысл страхования ОСАГО.
Учетом износа
Законом об ОСАГО в новой редакции, закреплено, что страховщик не будет выдавать наличных средств на восстановление авто потерпевшему, а направит на ремонтные работы. Их стоимость устанавливается исходя из степени износа поврежденных компонентов автомобиля и не может превышать 400 тыс. руб. Причем, чем старше автомобиль, тем меньше страховщик выделит средств на ремонт (ст. 12 Закона об САГО).
Пострадавший собственник имеет право в судебном порядке взыскать сумму переплаты. Для этого потребуются справки от страховщика о выделении средств на ремонт и бригадира сервисного центра о действительной стоимости полного восстановления авто.
(Постановление Конституционного Суда РФ от 10 03. 2017 г. № 6-П).
Необходимые доказательства для взыскания ущерба с виновника ДТП в 2022 году
В связи с новым регламентом составления документации при ДТП (основание – Приказ МВД от 23.08.2017 № 664) сотрудник не обязан выдавать справку о происшествии, все сведения содержит протокол, в котором отображаются все важные сведения о ДТП: дата и время, место, перечень участников, список нарушений и их привязка к административному законодательству.
Кроме протокола, участниками аварии согласовываются:
- Схема движения во время аварии: обозначается местоположение каждого из участников ДТП.
- Проводится фото- или видеосъемка места аварии.
- Снимаются свидетельские показания, которые могут разъяснить произошедшее событие.
- Приобщаются к протоколу и заносятся в опись все вещественные доказательства.
- Сотрудник дорожной полиции имеет право описать в рапорте свое видение всех обстоятельств, в результате которых произошел дорожный инцидент.
В 2022 году в протоколе обязательно присутствует сноска со всеми перечисленными нарушениями, по которым виновного привлекают к административной и гражданской ответственности. Но, если нет оснований, то дело не возбуждается, о чем так же указывается в протоколе.
В 2022 году вместо привычной справки ГИБДД участникам ДТП выдаются такие документы:
- Процессуальный отказ или решение о возбуждении административного производства по ДТП.
- Оригинал протокола, составленного на месте аварии.
- Постановление руководства о факте совершения правонарушения в соответствии с административным регламентом.
В пояснениях свидетелей ДТП должны быть подробные описания следующих событий:
- Примерная скорость авто в момент наезда.
- Примерное расстояние до двигающегося впереди авто, когда потерпевший обнаружил опасность.
- В какой конкретно момент водителем были приняты защитные меры: когда началось торможение или поворот рулем, какой после этих мер был путь следования до столкновения.
- Присутствие пассажиров, тяжелого груза и др.
- Мнение свидетелей о соответствии места аварии со схемой движения.
- Какие узлы ТС были повреждены, их степень поломки.
Но главным доказательством для требования возмещения ущерба служит экспертное заключение, с проведенной оценкой поломки узлов и стоимости восстановительных работ.