Как получить и использовать целевую субсидию

Кого закон лишает льгот?

С теми, кто может получить субсидии, мы разобрались, поэтому логично обозначить категории граждан, лишенных возможности пользоваться субсидией. Льготы не назначаются:

  1. Если у семьи есть текущая задолженность по коммунальным платежам. Правда, здесь есть небольшой нюанс. Несмотря на долги, оформление субсидии возможно, если семья заключит со своей управляющей компанией договор о реструктуризации образовавшегося долга.
  2. Нерезидентам Российской Федерации. Государственная субсидия не полагается иностранцам в соответствии с условиями действующего международного соглашения. Кстати, это ограничение распространяется на все виды субсидий, которые могут быть выделены на территории государства.

Порядок осуществления субсидирования

Общий порядок, согласно которому осуществляется предоставление субсидий, будет состоять из следующих нескольких этапов.

  1. Гражданин (или компания и т.д.) предоставляет заявление о выдаче материального содержания в контролирующий орган, и оно принимается на рассмотрение, в ходе которого будет определено, можно ли отнести данное лицо к категории нуждающихся.
  2. При условии, что делу будет дан ход, далее лицу выдают перечень документов, который должен быть собран. Впоследствии гражданин приносит все документы.
  3. Принесенные бумаги рассматриваются, оцениваются, изучаются данные, содержащиеся в них.
  4. Далее принимается какое-либо решение относительно судьбы заявителя и получения или неполучения им денежных средств. Впоследствии о данном решение лицо, обратившееся за помощью, уведомляется посредством получения письма или звонка из ведомства.

Порядок выплаты средств

Правила оформления сертификата и получения выплат

Оформить сертификат можно тремя способами:

  • обратиться в МФЦ (многофункциональный центр);
  • направить заявление в региональный орган по распределению бюджетных средств (обычно это районное управление);
  • воспользоваться порталом «Госуслуги».

Пакет необходимых бумаг для каждого из способов может различаться. Если заявитель желает оформить сертификат дистанционно, ему необходимо направить на сайт Госуслуг заявление установленного образца.

Гражданин должен приложить список бумаг к заявке:

  • сканы гражданских паспортов каждого члена семейства;
  • реквизиты расчетного счёта заявителя, на который будут перечисляться средства;
  • документальное подтверждение всех доходов семьи за последние шесть месяцев (в расчёт идут только официальные источники дохода);
  • если заявитель подаёт на субсидию на оплату ЖКХ, потребуется подтверждение проведенных оплат в прошлом месяце и отсутствия задолженностей за остальные периоды;
  • выписка из ЕЖД с указанием всех прописанных членов семейства и площадь помещения.

При личном обращении в управление или МФЦ потребуются следующие документы:

  • оформленное на месте заявление на получение выплат;
  • оригиналы и копии паспортов всех членов семейства;
  • подтверждение родственных связей между проживающими вместе людьми (свидетельства о браке или его расторжении, рождении или усыновлении ребёнка);
  • подтверждение прав заявителя на используемую им жилплощадь;
  • документальное подтверждение статуса нуждающегося в социальных преференциях;
  • выписка с ЕЖД;
  • квитанции об оплате коммунальных услуг и справка об отсутствии задолженностей за предыдущие периоды;
  • подтверждение совокупного дохода семьи из всех официальных источников (зарплаты, стипендии, пенсии и др.);
  • при подаче заявления на получение жилищной субсидии — справки с места работы и другие документы, подтверждающие что заявитель в состоянии оплатить основную часть стоимость жилья после получения средств.

Отчет о расходовании целевой помощи

Каждое учреждение, реализовавшее в текущем году право на субсидирование, обязано оформить отчет о расходовании денежных средств, предоставленных в качестве помощи организации.

Субъект самостоятельно издает постановление, где изложен порядок предоставления, использования, отчетности, контроля и возврата остатков денег. Обычно отчетность направляется учредителю ежеквартально, а в конце года направляется общий отчет с результатами выполнения показателей, предполагающих результативность после предоставления бюджетных средств.

Местные органы берут на себя обязательство по сбору всех документов, подтверждающих расходы, оформление отчета по установленной форме и отправке полученных данных. Принимающий отчет орган проводит оценку качества использования ранее направленной материальной помощи в течение 30 рабочих дней. Он делает выводы о том, насколько предприятие достигло планируемых показателей с помощью их сравнения в процентном соотношении в соответствии с планом и фактическим результатом.

Виды и цели предоставления субсидий

Субсидии могут выплачиваться в трёх формах:

  • Прямая — сумма переводится непосредственно получателю, затем он сам направляет их на необходимые нужды.
  • Косвенная — средства из бюджета переводятся в банк на частичное покрытие процентов по ипотеке; в медицинский центр на погашение стоимости лечения; продавцу жилья в кач-ве оплаты процентов от её стоимости и так далее.
  • Перекрестная — закрытие задолженности в одной области, за счёт увеличения прибыльности в другой. К примеру, в некоторых субъектах, в тарифы на электричество для юридических лиц изначально включается покрытие убытков от тарифа для физических лиц. Другими словами, юридическое лицо по факту субсидирует физическое.

Цели субсидий чаще всего носят социальный характер: поддержка незащищенных слоёв населения, помощь малоимущим и др. Однако часто дотации бизнесу служат для стимулирования экономики региона или страны.

Для развития бизнеса

В России действует ряд программ по поддержке малого и среднего бизнеса. Государство частично  покрывает затраты предпринимателя, например, по кредитным платежам. А взамен получает гипотетический рост налоговых выплат в бюджет.

Правительство регулярно поддерживает общественно значимый бизнес, находящийся на грани рентабельности: животноводческие фермы или объекты для переработки сельхозпродукции.

Ещё одной формой поддержки бизнеса в стране являются субсидии на стартапы. Предприниматель приносит убедительный бизнес-план, чтобы комиссия по распределению средств одобрила выделение денег. Высоких требований к нему предъявляется, в центре занятости оценивают прежде всего перспективы проекта в экономической ситуации по региону.

Если в проекте будут задействованы наемные работники, государство может дополнительно выделить по 59 тыс. рублей — на создание и обустройство рабочих мест. Но предприятие должно продержаться минимум год, иначе выделенные средства придётся возвращать.

Если предприниматель работает больше года, государство может выделить транш на расширение бизнеса, в объёме до 300 тысяч рублей. Для этого также необходимо предоставить бизнес-план и рассчитать все расходы, поскольку субсидия должна покрывать не более половины от заявленной суммы. Выделенные деньги могут быть направлены на обустройство рабочих мест, покупку оборудования и сырья, аренду помещения.

На региональном уровне предоставляются также выплаты на гашение процентов по кредиту/лизингу. Такие программы есть не во всех субъектах, а только там, где бюджет позволяет выделять дополнительные средства. В Москве, например, выплаты на гашение лизинговых платежей могут составлять до 5 000 000 рублей.

Физическим лицам

Выплаты физическим лицам, в отличие от дотаций малому и среднему бизнесу, осуществляются не в целях стимулирования экономики, а для поддержки социально незащищенных слоёв населения:

  • люди с ограниченными возможностями;
  • пенсионеры, в том числе военные;
  • нуждающиеся в улучшении жилищных условий;
  • малоимущие и молодые многодетные семьи;
  • потерявшие постоянное место занятости;
  • пострадавшие от природных или техногенных катастроф.

Материалы по теме

Пред. След. 1 из 50

Субсидии бюджетам регионов и муниципалитетов

Бюджетная система Российской федерации имеет вертикальную структуру: почти все налоги, собранные в области, направляются в федеральный бюджет. Затем перераспределяются по субъектам как мат.помощь, дотации и субвенции. Таким образом, государство поддерживает паритет между отстающими и экономически развитыми регионами.

Субсидия на развитие бизнеса для ООО

Безвозмездная субсидия на развитие малого бизнеса в форме предприятия имеет несколько форм и может быть направлена на помощь в приобретении:

  • коммерческой недвижимости (или ее аренду);
  • производственно-технологического оборудования (основных средств);
  • товара для реализации;
  • нематериальных активов.

Целевое использование средств контролируется, а нарушение обязательств влечет ответственность в административном и уголовном порядке.

Государственные субсидии на открытие бизнеса и его развитие, на федеральном уровне распределят Фонд содействия малому бизнесу. Виды субсидий для ООО представлены следующими программами:

Название программы субсидированияОписаниеПредельный размер субсидии на малый бизнес в 2022 году, руб.
УмникПрограмма позиционирована на поддержку молодежи (18–30 лет), занимающейся инновационной коммерческой деятельностью500 000
РазвитиеПоддержка модернизации, создания рабочих мест и повышение производительности успешно действующих предприятий20 000 000
СтартПомощь в разработке инновационных видов высокотехнологичной продукции. Предусматривает сочетание государственных (в первый год) и частных инвестиций10 000 000
ИнтернационализацияРазвитие экспортного потенциала несырьевого сектора экономикиНе установлена
КоммерциализацияПоддержка в наращивании производственных мощностейОпределяется индивидуально
КооперацияСтимулирование хозяйственных связей малых и крупных предприятий25 000 000

Изучить все активные программы можно на сайте Фонда содействия инновациям: fasie.ru.

Целевые субсидии. Критерии оценки целевого характера расходов

Для определения целевого характера расходов средств субсидии на иные цели, как правило, применяются следующие критерии:

1

Соблюдение условий по целевому расходованию средств субсидии, предусмотренных: 

  • порядком определения объема и условий предоставления субсидии, установленным в публично-правовом образовании в соответствии с ;
  • соглашением о предоставлении субсидии.

2

Соблюдение условий по целевому расходованию, предусмотренных Сведениями об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению на год (код формы по ОКУД 0501016) (далее – Сведения). Форма составляется в порядке, предусмотренном Требованиями к плану ФХД государственного (муниципального) учреждения, и утверждается органами, осуществляющими в отношении учреждений функции и полномочия учредителей.

В отличие от субсидий на выполнение задания, при определении целевой направленности расходов за счет субсидий на иные цели применяются коды бюджетной классификации.

Начиная с 2016 года расходы за счет средств субсидий на иные цели осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств, и соответствия содержания расходных операций кодам видов расходов и целям предоставления субсидий в порядке, установленном соответствующим финансовым органом (; ; , утвержденный приказом Минфина России от 16 июля 2010 г. № 72н). До 1 января 2016 года санкционирование расходов бюджетных и автономных учреждений за счет целевых субсидий и субсидий на осуществление капитальных вложений проводилось только после проверки документов и соответствия содержания расходных операций кодам КОСГУ.

Коды бюджетной классификации, указанные в Сведениях, должны соответствовать целям предоставления субсидии, указанным в соглашении. При нарушении этого условия учреждению желательно просто не подписывать соглашение и не расходовать средства до устранения нарушений.

ВНИМАНИЕ!

Если целевая субсидия предоставляется бюджетному или автономному учреждению в рамках реализации целевой программы, то при определении целевого характера расходов необходимо руководствоваться не только содержанием соглашения о предоставлении субсидии, но и положениями этой программы (решение Арбитражного суда Курской области от 10 февраля 2015 г. по делу № А35-8409/2014).

Условия о возврате в доход бюджета использованных не по целевому назначению средств субсидий на иные цели, как правило, прямо предусматриваются уполномоченными органами при утверждении порядка определения объема и условий предоставления субсидии в соответствии с Бюджетного кодекса РФ (см., например, , утв. приказом МИД России от 12 октября 2015 г. № 19225, , утв. приказом Минобороны России от 24 июля 2014 г. № 513).

Средства целевых субсидий могут перечисляться на банковские счета автономных учреждений в рамках возмещения расходов, ранее произведенных такими учреждениями за счет собственных средств (, , письмо Минфина России от 29 января 2013 г. № 02-13-06/295). Операция по получению дохода в виде начисленных процентов на неснижаемый остаток денежных средств целевых субсидий на расчетном счете автономного учреждения в коммерческом банке является доходной и, соответственно, не может рассматриваться в качестве операции по осуществлению расходов за счет средств субсидий. Поэтому в качестве нарушения в контексте и такая операция квалифицирована быть не может.

Нормативная база

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям, в том числе субсидий, установлены ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Получатель принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету при наличии двух условий (п. 5 ПБУ 13/2000):

  • имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены.

Средства бюджетной субсидии учитываются как возникновение целевого финансирования и задолженность по этим средствам. Как только деньги фактически поступили, задолженность уменьшается и соответственно увеличиваются счета учета денежных средств, капвложений и т. п. (п. 7 ПБУ 13/2000).

В общем случае возникновение целевого финансирования отражают на дату вынесения решения о предоставления субсидии.

Проводки такие:

  • Дебет 76 Кредит 86

    принято решение о выплате субсидии;

  • Дебет 51 Кредит 76

    получена субсидия.

В случае с субсидией на зарплату и неотложные нужды по постановлению № 576 можно сократить количество записей, исключив отражение задолженности по субсидии на 76 счете, и ограничиться проводкой:

  • Дебет 51 Кредит 86

    получена субсидия на расчетный счет.

Поясним на примере.

Пример 1. Как отразить получение субсидии по постановлению № 576

Фирма является малым предприятием. Работает в пострадавшей отрасли. Численность работников в марте – 10 человек.

Фирма подала заявление на субсидию 14 мая 2020 г. за апрель. ИФНС рассмотрела заявление и сочла, что все условия соблюдены. Так как заявление получено в первой половине месяца, то выплата произведена после 18 мая.

21 мая инспекция информировала компанию о выплате субсидии в сумме 121 300 руб. (12 130 руб. х 10 чел.).

Бухгалтер сделал проводку:

  • Дебет 51 Кредит 86

    121 300 руб. – получены средств целевого финансирования.

Федеральный закон от 22 апреля 2020 г. № 121-ФЗ освобождает субсидии пострадавшим от коронавируса от налогообложения с 1 января 2020 года. Эти средства не облагаются налогом на прибыль, налогом по УСН и ЕСХН.

Основная информация

Кризис и нестабильность в экономике Российской Федерации заставляют бюджетные муниципальные образования обращаться за государственной поддержкой.

Впоследствии все потраченные средства подвергаются строгой отчетности, в противном случае запускается служебная проверка.

Фото: что необходимо для получения субсидии

Цель подобного субсидирования заключается в предоставлении материальной помощи некоммерческой организации для конкретного проекта из регионального бюджета.

Сумма субсидии, крайне редко может превышать годовой бюджет государственного учреждения. Это допускается лишь в том случае, когда, к примеру, исследовательский институт разрабатывает очередную новинку, в чем крайне заинтересовано государство, в ином случае размер материальной помощи не будет отличаться существенными бюджетами.

Что это такое

Прежде чем более детально углубиться в суть подобного субсидирования, следует ознакомиться более подробно, что представляет собой целевая субсидия.

Иными словами это материальная помощь под конкретный целевой проект, который предварительно проходит государственное утверждение и одобрение.

Если слушающая комиссия не одобрит проект, то субсидия не будет предоставлена. В данном случае для любого руководителя бюджетной организации в первую очередь наиболее важным направлением действий, является доказать целесообразность проекта.

Государственная комиссия, как правило, состоит из нескольких представителей, в том числе и уполномоченного сотрудника, который занимается распределением регионального бюджета, а в отдельных случаях и резервных средств из федерального бюджета Российской Федерации.

Именно этой комиссии предстоит предоставить к рассмотрению проект и доказать его целесообразность.

Показатели предоставления

Государство не отказывает в предоставлении бюджетных средств автономным государственным учреждениям, однако если будет выявлено нецелесообразность растраты средств, то в субсидии может быть отказано.

Наряду с этим муниципальное образование также получит отказ, если ранее были предоставлены финансы под конкретный проект, который в конечном итоге не дал какого-либо результата.

Даже если имеются неточности, то оформить субсидию вам, скорее всего, удастся, только предварительно потребуется внести некоторые коррективы в подготовленный проект.

Государство активно ведет поддержку некоммерческих муниципальных образований, и чтобы получить отказ в финансировании, предстоит существенно нарушить правила субсидирования.

Законодательная база

Урегулирование вопроса относительно предоставления финансовой поддержки автономным учреждениям на территории Российской Федерации, основывается на следующих нормативно правовых актах:

Федеральный закон № 40 от 05.04.2010 года«О государственной поддержке некоммерческих учреждений»
Федеральный закон № 174 от 03.11.2006 года«Об автономных учреждениях»
Постановление Правительства РФ № 761 от 14.12.2005 года«О предоставлении субсидий»
Федеральный закон № 62 от 31.05.2002 года«О гражданстве Российской Федерации»
Федеральный закон № 195 от 10.12.1995 года«Об основах социального обслуживания населения РФ»

Наряду с этим, целевые программы субсидирования, нередко также регулируются местными законами региональных органов правления отдельных субъектов РФ.

Документы для получения субсидии

Документы на получение субсидии можно подать через МФЦ или ГЦЖС.

Документы на субсидию принимают МФЦ. Фото: twitter.com

Заявителем может быть только собственник жилья или квартиросъёмщик, на которого оформлен договор.

Основной перечень документов, которые понадобятся для получения субсидии на оплату ЖКХ:

  1. Паспорт заявителя, свидетельства о рождении или паспорта детей.
  2. Документ о праве пользования жилым помещением.
  3. Счета и чеки, подтверждающие оплату.
  4. Документы о доходах всех членов семьи.
  5. Реквизиты счёта для зачисления средств.
  6. Заявление.

Право на субсидию надо подтверждать каждые 6 месяцев.

Подтверждение дохода для получения субсидии

Доход подтверждается справками. Справка 2-НДФЛ не подойдёт — нужна справка по форме предприятия. Остальные выплаты надо подтверждать справкой из того органа, который его назначает и выплачивает.

Если доход невозможно подтвердить документально, то его можно задекларировать в заявлении. Органы государственной власти, принимая решение, его проверят.

Если единственный доход пенсионера — пенсия, то справку о доходах можно не брать, достаточно пенсионного удостоверения. Отдел по выдаче субсидий сам сделает запрос в ПФР.

Заметим, что надо предоставить справки о доходах всех членов семьи. 

Подтверждение оплаты ЖКУ

Для этого надо принести все квитанции за последний месяц: квитанция на обслуживание жилого помещения, электричество, вода, газ, капремонт (если они не включены в одну). Оплата интернета и телевидения сюда не входят. Если оплата была сделана через онлайн-банк, придётся распечатать чеки. Могут возникнуть сложности со взносами на капремонт. Они тоже должны быть учтены в расходах на оплату ЖКУ, но новые дома взносы не платят. И-за этого наступают сложности — ведомство требует документы, которые невозможно предоставить.

Если их всё же требуют, то надо обратиться в районный фонд капитального ремонта за справкой, в которой будет сказано, что дом не включён в программу и собственникам взносы не начисляются.

Выписки из домовой книги о составе семьи в перечне документов нет, поскольку данные проверяются через межведомственное взаимодействие.

Кому и на что предоставляется

Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов. Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе. А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.

Такими целями являются:

  • проведение ремонтных работ капитального характера в зданиях, находящихся в собственности учреждения, разработка сметы, проекта;
  • возмещение затрат, произведенных вследствие стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций;
  • формирование основных фондов, требующее затрат больше 2 миллионов рублей, включая обустройство территории;
  • компенсация затрат на коммунальные услуги зданий предприятия (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроэнергия), при накоплении задолженностей;
  • обеспечение выполнения государственного задания.

Региональные субсидии малому и среднему бизнесу

Кроме общегосударственных, малому бизнесу предоставляются многие региональные субсидии, выделяемые правительствами федеральных округов. Примером может служить Москва, где оказывается реальная помощь предпринимателям до среднего уровня. Получение безвозмездной субсидии на развитие малого бизнеса в столице делает возможным приобретение производственного оборудования, нематериальных и других активов.

Региональные требования к соискателям часто отличаются от федеральных. Получить государственную субсидию на открытие бизнеса в 2022 году легче, чем областную, так как во втором случае предприниматель должен иметь стаж успешной работы не менее двух лет. Численность персонала, занятого на ООО, не может превышать 250 сотрудников.

В требованиях есть и общие черты: отсутствие просроченных задолженностей перед бюджетом, банками и другими фирмами.

Важно и разнообразие целевых назначений субсидий. Например, субсидия на возврат процентов по взятому кредиту, если он брался в коммерческом банке на открытие собственного бизнеса

Муниципалитет готов частично погасить задолженность, если начинающий бизнесмен:

  • зарегистрирован как ИП;
  • работает не дольше двух лет;
  • имеет правильно оформленный договор с банком о получении кредита;
  • занимается не торговлей, а производством, инновациями и другими видами деятельности, относящимися к сектору реальной экономики;
  • кредит брался для закупки основных, а не оборотных средств.

При соблюдении этих условий ИП может претендовать на субсидию в сумме до 5 млн руб.

Или другой пример – субсидия на возмещение платежей по лизингу. Условиями столичной муниципальной программы предусмотрено погашение до 5 миллионов рублей, если эти затраты подтверждены договором финансовой аренды основных средств, заключенным после 2013 года.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий