Прокуратура проводит масштабную проверку страховых компаний

Полномочия прокурора

В соответствии с п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

  • по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1 ст. 21 настоящего Закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

При этом в соответствии со ст. 6 Закона о прокуратуре:

  • требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1);
  • статистическая и иная информация, справки, документы и их копии, необходимые при осуществлении возложенных на органы прокуратуры функций, представляются по требованию прокурора безвозмездно (п. 2);
  • неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой ответственность, установленную ст. 17.7 КоАП РФ и ст. 294 Уголовного кодекса РФ (п. 3).

Обратите внимание!

Если Федеральным законом № 294-ФЗ все необходимые сроки для проверки юридических лиц и предпринимателей контролирующими органами установлены, в Законе о прокуратуре они не регламентированы. Это означает, что прокурор в порядке надзора может потребовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов в течение очень короткого срока.

Именно такой случай разбирался Конституционным Судом РФ (Постановление от 17.02.2015 № 2-П; далее — Постановление КС РФ № 2-П): в ходе проверки в адрес некоммерческой организации прокуратурой был направлен запрос от 21.03.2014 с требованием в срок до 25 марта того же года представить тексты ряда документов на русском языке, в том числе соглашений с иностранными организациями о пожертвованиях на реализацию соответствующих проектов и отчетов об их реализации за период 2013–2014 гг.

Но если организация достаточно крупная, выполнить это требование за 3 дня затруднительно.

Результатом судебного разбирательства с прокуратурой стало то, что Конституционный суд РФ взаимосвязанные положения п. 1 ст. 22 и п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре признал частично не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в нарушение требования формальной определенности закона не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.

К сведению

В соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (в ред. от 14.12.2015) акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В связи с этим Конституционный суд обязал Генеральную прокуратуру РФ внести соответствующие изменения, в том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (п. 4 Постановления КС РФ № 2-П).

До внесения в действующее законодательство надлежащих изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре.

Что такое контроль страхования: его необходимость

Субъектов страхования строго контролируют с государственной стороны. Контроль является старейшим институтом охраны прав клиентов страхования. Производя контрольные мероприятия над деятельностью страховых компаний, государственная «машина» создаёт необходимую инфраструктуру для того, чтобы все страховые субъекты уважали соответствующие законодательные нормы, а также для пресечения их нарушений.

Страховочный надзор (СН) – это структура, построенная из нормативных требований, обязательных к исполнению со стороны всех субъектов страховочного процесса, их координации, наложения штрафных санкций. Характеристика контроля страхования:

Что такое СН?

Каким принципам следует СН?

Какие задачи ставит СН?

Деятельность субъектов страхового дела предполагает работу по страховке, перестраховке, взаимной страховке и пр. Субъектами страхования служат:

Субъекты должны лицензироваться: исключение представляет лишь работа страховых актуариев – они подвергаются аттестации.

Вся информация по страховым субъектам должна вноситься в перечень Единого Государственного Реестра в РФ. Их обязанности:

Под страховым контролем подразумевается надзор за СК со стороны специальных государственных структур. Контролирующими органами производятся следующие действия:

Резюме

Государственное контролирование страховой области производится для соблюдения требований статей страхового законодательства, качественной эволюции страховой области, правовой охраны страховщиков/страхователей, а также прочих заинтересованных лиц, включая само государство.

Государственный контроль за исполнением страховой деятельности предполагает выполнение трёх основных функциональных опций, посредством которых обеспечивается крепкая защита страхователей, это: заключение страховых договоров, обеспечение гласности, поддержание ответственности/дисциплины во всей отрасли.

Прокуратура и нацпроекты

Краснов подчеркнул, что на прокуратуре «во многом лежит ответственность за благополучие граждан, общества и государства». А с учетом масштабных преобразований, обозначенных президентом России, роль прокуратуры особенно возрастает. «Прокуратуре предстоит обеспечить соблюдение нормативных правовых актов, ориентированных на оздоровление социальной сферы, в целях эффективного выполнения анонсированных президентом страны программ и проектов, направленных на поддержание материнствам и семьи», — подчеркнул Краснов.

«Предполагаемые высокие расходы бюджета в этой сфере сопряжены со значительными рисками хищений средств. Поэтому необходимо разработать превентивные меры, обеспечивающие прозрачность правоприменения на каждом его этапе», — отметил он. Краснов упомянул, в частности, нацпроект «Образование» и программу модернизации первичного звена здравоохранения.

«Полагаю, будет правильным, чтобы по тем направлениям, которые государство обозначило в числе приоритетных для развития страны, у прокуратуры был собственный план на случай отступления правоприменителями от предписаний закона», — сказал Краснов, поставив задачу «обеспечить оперативность и действенность прокурорского надзора, избежать излишней бюрократизации, нацелив прокуроров на реальное обеспечение прав граждан, а не наполнение статистики».

Краснов подчеркнул, что помимо обеспечения верховенства закона задачей прокуроров остается защита прав и свобод гражданина. Среди наиболее важных он назвал защиту трудовых прав, в том числе права на вознаграждение за труд, на охрану здоровья и медицинскую помощь. Не менее значимы, добавил он, вопросы государственной поддержки пенсионеров, инвалидов, ветеранов, несовершеннолетних.

Он пообещал добиться «конкретных результатов» в выполнении задач, стоящих перед прокуратурой. «Как это предусмотрено Конституцией РФ, Генпрокуратура продолжает действовать в интересах народа, держа отчет за свою работу перед Советом Федерации и президентом страны», — подчеркнул он, добавив, что осознает «свою ответственность за общее дело в обеспечении правопорядка на территории РФ».

«Надеюсь, что очередные доклады (о состоянии законности и правопорядка, которые ежегодно генпрокурор должен представлять Совету Федерации — прим. ТАСС) будут наполнены конкретными результатами на тех ключевых направлениях, которые я отметил в своем выступлении», — сказал Краснов.

«Это большое доверие президента. Мы постараемся его оправдать, приложить все усилия на благо нашей страны», — заверил он сенаторов перед назначением на должность и приведением к присяге генерального прокурора России.

Основные задачи, функционал страхового контроля

Страховой надзор включает в себя строгое следование со стороны всех субъектов страховых законов, предупреждение ошибок участников рынка страхования, защиту интересов застрахованных лиц и пр. На российской территории страховой контроль осуществляет основную тройку функций:

Государственный надзор за профессиональной деятельностью субъектов страхового дела призван выполнять чётко очерченный функционал:

  • следить за качеством исполнения законов;
  • осуществлять процедуру аттестации актуариев;
  • производить выдачу/отмену лицензионных прав;
  • обеспечивать единство действий/нормотворчества;
  • производить надзор за субъектами рынка страхования.

Цели российского страхового контроля

Ведущие игроки, работая в единой государственной связке, обязаны друг друга понимать. Страховой контроль ставит перед службой Департамента страхования ряд первоочередных целей:

  • формирование у клиентов заинтересованности услугами в сфере страхования;
  • перспективное построение надзорной системы;
  • гарантирование обязательств по выплате страховых денег;
  • создание/развитие рынка страхования;
  • воспитание молодых кадров;
  • формирование условий для инвестирования.

Весь спектр контролирующих мер содействует активному развитию страхового рынка страны.

Нюансы лицензирования, профессиональной аккредитации

Важная форма государственного контроля – выдача лицензий. Ни одна СК не может работать, если у неё нет разрешения.

Лицензия выдаётся Департаментом страхования Центрального Банка России. Она выдаётся по факту предъявления установленного документального пакета, включающего:

  • заявительное обращение;
  • ряд учредительных бумаг;
  • информацию о результатах проверки финансов СК;
  • устава компании и пр.

Лицензию могут отозвать, приостановить посредством предписания надзорного органа в отношении любого страховщика, который недобросовестно выполняет свою работу.

Под профессиональной аккредитацией «игроков» рынка страхования (банкострахования) понимается селекция со стороны банков СК, с целью дальнейшего сотрудничества.

В случае совместного создания банком/СК единой банкостраховой группы, клиент получит страхование на гораздо более выгодных условиях, а также отличное качество сервиса. Со стороны банков, реализация страховых услуг является всего лишь сопутствующей (к примеру, страховка имущества, приобретённого по кредиту).

Страховой рынок России имеет не статичную форму: он постоянно изменяется, увеличивается за счёт новых продуктов/услуг страхования. В фондах СК аккумулированы гигантские денежные средства.

Надзорные стадии

Государственный контроль имеет на 3 стадии:

1. Предварительная

Осуществляется вынесение вердикта выдать лицензию. В России разрешается, чтобы одна СК производила все виды страхования2.

2. Текущая

Производят органы надзора и независимые аудиторы. Надзорный предмет – это осуществление страховщиками ряда финансовых действий:

· создание резервов страхования;

· существование свободных денег в объёме, установленном нормативами;

· следование требованиям полученной лицензии

3. Последующая

Контроль по факту уже проведённой проверки финансовых документов. СК обязаны публиковать:

· отчётность за год;

· баланс от бухгалтеров и пр.

Надзорные принципы страховой деятельности

Органы надзора обладают рядом значимых полномочий. Они могут инициировать проверку, призвать к ответственности виноватых лиц, начать судебное рассмотрение. Страховой надзор осуществляется на трёх базовых принципах:

1. Законность

Государственные законы устанавливают нормы, которым следует подчиняться всем властным представителям, должностным лицам2.

2. Организационное единство

Деятельность центральных/территориальных филиалов представляет собой слаженный «организм»3.

3. Гласность

Все сведения относительно работы Департамента располагаются в зоне общественной доступности. Информация опубликовывается на просторах интернета с целью того, чтобы каждый мог получить необходимые сведения.

Каждая СК должна опубликовывать информацию о своём финансовом положении. Это помогает страхователям производить выбор той СК, куда разумнее всего обратиться

Департамент рынка страхования имеет право осуществлять контроль за профильными делами, отслеживая качество выполнения субъектами единых законных требований. Тогда сторона страхователей может смело производить вложение денег.

Как отправить жалобу онлайн?

Через сайт прокуратуры

Еще один вариант отправить заявление с жалобой на СК в прокуратуру – при помощи интернета.  Оставить жалобу можно прямо на сайте прокуратуры, для этого необходимо будет сделать:

  1. Перейти на сайт — https://www.genproc.gov.ru/. Затем нажать  на вкладку «Интернет-приемная«.

  2. Ниже выбираем свой регион, после чего вас перебросит на сайт областной прокуратуры (рассмотрим на примере г. Москвы).

  3. Спускаемся вниз и ставим галочку, что мы согласны на обработку персональных данных и жмем на кнопку «электронной форме«.

  4. Заполняем внимательно все данные, загружаем все необходимые документы и затем ждем «Отправить«.

Через сайт Госуслуги

Также можно отправить жалобу в прокуратуру через сайт государственных услуг. В последнем случае заявителю потребуется предварительная регистрация на портале Госуслуг. Для осуществления этой процедуры понадобятся СНИЛС (номер), паспортные данные, ФИО и дата рождения. При переходе на страничку прокуратуры и выбора функции «пожаловаться», пользователю будет предоставлена электронная форма, в которой требуется полностью изложить суть проблемы.

Отправляя заявление онлайн, стоит помнить, что к бумажным документам могут быть приравнены только те, что подписаны электронной цифровой подписью. Если же таковой нет, то в дальнейшем все равно надо будет явиться в прокуратуру лично, чтобы оформить все как положено.

Опыт работы в СК

Краснов также заявил, что его опыт работы в Следственном комитете позволит на посту генпрокурора «по-новому посмотреть» на работу ведомства и полиции.

«Мой опыт работы в СК позволит мне по-новому посмотреть на работу СК и МВД РФ, искать какие-то общие точки соприкосновения и понимать процесс. Поэтому не думаю, что будут какие-то кардинальные меры», — сказал он.

Краснов отметил, что сначала необходимо вникнуть в работу, а потом смотреть, кто как работает. «Потом уже, безусловно, настройка определенных механизмов и мер прокурорского реагирования», — сказал он.

Генпрокурор добавил, что противостояния между Следственным комитетом и Генпрокуратурой нет. «На мой взгляд, никакого противостояния между СК и Генпрокуратурой нет. Оба ведомства работают в соответствии с требованиями закона», — сказал Краснов.

Он также добавил, что его переход в надзорное ведомство из СК не повлияет на беспристрастность оценок прокуратуры работы следствия. «Полагаю, что нет. Это вопрос профессионализма», — сказал Краснов.

По его словам, предложение занять должность генпрокурора РФ было для него неожиданным. «Если честно, то да. Назначение было неожиданным, предложение, как мне кажется, было неожиданным», — сказал Краснов.

В новость были внесены изменения (13:25 мск) — добавлена информация по тексту.

Прокурорский надзор

Новый генпрокурор считает необходимым скорректировать направления прокурорского надзора с учетом требований времени. «Отмечая требуемый в хорошем смысле этого слова консерватизм работы органов прокуратуры, задачи которой в целом не изменились, необходимы определенные корректировки, поскольку они диктуются временем», — подчеркнул он.

Краснов связал это в том числе «с основными задачами, поставленными государством», в связи с чем «требуется пересмотреть ключевые точки приложения усилий надзорной деятельности, скоординировав соответствующим образом остальные правоохранительные органы».

«Вместе с тем прокуратура, на мой взгляд, должна оставаться на страже закона, следя за его исполнением вне зависимости, как отметил президент в своем недавнем послании, от региональных и иных обстоятельств, идущих вразрез с понятием России как правового государства», — отметил Краснов в своем выступлении.

Подготовка

При проведении проверок работы в госзаказе прокурорские работники ориентируются на методические рекомендации, утвержденные Письмом Генеральной прокуратуры №7-16-2019 от 1 января 2019 года

Пункт 3 этого документа перечисляет, на какие аспекты деятельности заказчиков проверяющим стоит обращать пристальное внимание, приводя статистику из практики

Предметом оценки становятся:

  • правильность документального оформления как полномочий контрактного управляющего или контрактной службы, так и всех бумаг, сопровождающих закупочный процесс;
  • действия заказчика на всех этапах закупки, обоснованность принимаемых решений;
  • контроль заказчика за исполнением контракта поставщиком, исполнителем или подрядчиком — непринятие мер по отношению к контрагенту, который нарушает условия контракта, недопустимо.

Например, рассмотрим, что проверяют при прокурорской проверке комиссии по закупкам:

  • корректность оценки соответствия заявок требованиям закупочной документации;
  • обоснованность допусков и недопусков участников;
  • порядок рассмотрения, оценки и сопоставления заявок;
  • правильность и своевременность оформления протоколов;
  • соответствие действий комиссии заказчика правилам, которые установлены в положении о закупке проверяемого лица.

Методические рекомендации указывают на необходимость обращать внимание на такие нарушения, как:

неправильное оформление нормативных актов, связанных с закупками в организации, в их числе, например, положения о контрактной службе, порядке формирования и ведения планов-графиков или приказы о назначении должностных лиц;
ошибки при планировании, нарушения при нормировании в сфере закупок, прокуратура обращает внимание на обоснованность тех или иных закупок, расчет и обоснования НМЦК, ошибки в ее определении, завышение цен;
нарушение сроков публикации закупочных документов на всех этапах закупки;
необоснованное заключение контрактов с единственным поставщиком без проведения конкурентной процедуры;
дробление контрактов, когда вместо одного большого контракта, требующего проведения масштабной конкурентной процедуры, заключается несколько маленьких соглашений;
заключение контрактов на условиях, которые не соответствуют закупочной документации;
рассмотрение заявок, подлежащих отклонению;
нарушения при утверждении закупочной документации;
нарушение сроков публикации информации по закупке в ЕИС;
отсутствие в контрактах упоминаний ответственности поставщика, подрядчика и исполнителя за нарушения условий соглашения или неприменение установленных санкций при фактическом нарушении;
незаконное изменение условий контракта;
нарушения, связанные с банковским сопровождением контрактов;
оплата невыполненных работ, неоказанных услуг, непоставленных товаров, завышение объемов товаров, работ или услуг в приемочной документации по сравнению с реальным исполнением;
конфликт интересов между заказчиком и участниками.

Порядок оформления жалобы

Нередко в нарушениях прав клиента виновата не политика и организация работы СК, а ее сотрудники, желающие выслужиться или заработать дополнительные бонусы. Ну или просто безответственные, или недостаточно компетентные. Поэтому, прежде чем добавлять работы прокурорским сотрудникам, следует написать претензию, адресовав ее руководителю страховой компании.

Если же эта жалоба не возымела должного действия, и по прошествии 10-14 дней обратившийся не получил никакого ответа, вот тогда можно смело отправиться в прокуратуру. При этом желательно захватить с собой экземпляр той самой претензии, адресованной руководителю, которую последний проигнорировал.

Вообще перед обращением в надзорный орган рекомендуется собрать как можно больше материалов/документов, свидетельствующих о нарушении прав клиента со стороны СК.

Основным документом является сама жалоба. В отличие от искового заявления жалобу можно писать в свободной форме, но при этом необходимо соблюсти ряд требований по ее оформлению. Ниже вы можете скачать наш образец, в котором подробно изложена суть жалобы. В случае чего, вы можете отредактировать текст.

В жалобе, подаваемой в прокуратуру, в обязательном порядке должны быть указаны:

  • Адресат (куда отправляется заявление).
  • ФИО заявителя, его паспортные данные (если речь идет о жалобе, связанной с автострахованием, также необходимо указать номер водительского удостоверения).
  • Реквизиты СК, к которой у заявителя имеются претензии.
  • Дата написания заявления и подпись с расшифровкой того, кто подает жалобу.

В теле заявления должна быть максимально подробно изложена ситуация и приведены доказательства нарушения законодательства со стороны страховой компании.

Также в жалобе необходимо указать чего именно хочет заявитель: произвести в СК проверку, привлечь нарушителей к ответу и т.д.

Подавать жалобу имеет право лично гражданин, в отношении которого имело место нарушение законодательства, либо его законный представитель.

На сегодняшний день есть несколько вариантов передачи жалобы в прокуратуру:

  1. При личном посещении отдела. В этом случае жалобу необходимо зарегистрировать в канцелярии.
  2. По почте заказным письмом.

В первом случае необходимо иметь при себе две копии жалобы. Одна из них будет направлена ответственному лицу, вторая, с отметкой о принятии, останется у заявителя.

Лицензирование и профессиональная аккредитация страховых организаций

Лицензирование – это официальное разрешение от ЦБ на работу страховой компании. В реестре субъектов страхового дела можно ознакомиться со сведениями из выданных лицензий о:

  • номере записи в едином реестре;
  • уполномоченном органе, выдавшем разрешение;
  • названии юрлица или ФИО частного предпринимателя, адресе регистрации, номере госрегистрации или ИНН;
  • деятельности – страхование, перестрахование, страховой брокер, взаимное страхование и прочие;
  • виде предоставляемых услуг – имущественное, личное, страхование жизни и другое.

Лицензия выдается на неограниченный срок и прекращается в случае изъятия или вместе с прекращением деятельности самого страховщика.

Не стоит путать государственное лицензирование с профессиональной аккредитацией страховых организаций. Последняя также называется банкострахованием – это соглашения между банками и страховыми организациями о совместной деятельности, в том числе о предоставлении страховых услуг при кредитовании.

Основания

  • единая информационная система — ЕИС;
  • данные федеральных, региональных и местных органов власти;
  • публикации в СМИ и интернете;
  • обращения граждан и юридических лиц;
  • сведения от организаций, защищающих интересы бизнеса и деловых объединений;
  • отчеты об исполнении бюджетов, госзаданий, субсидий, государственных программ;
  • информационные базы судов, ФССП и Федерального казначейства.

Проводимый мониторинг позволяет осуществлять основную функцию прокуратуры в сфере закупок — своевременное выявление правонарушений и реагирование на них.

Помимо мониторинга, прокуратура осуществляет контрольные мероприятия — проверки. Задача прокурорской проверки — сопоставить информацию о фактической деятельности конкретного заказчика с требованиями закона и установить наличие или отсутствие состава правонарушения.

Проверки бывают:

  • плановыми — проводятся в соответствии с составленным заранее графиком;
  • внеплановые — проводятся на основании, например, поступившей жалобы.

В зависимости от методики исследования информации контрольные мероприятия делятся на:

  • документальные: прокурор запрашивает у проверяемого необходимые документы, вызывает его для дачи объяснений, на основании полученной информации формирует заключения;
  • выездные — сотрудники прокуратуры выезжают непосредственно к проверяющему и работают с его документами на месте.

Проверки прокуратуры

Генпрокуратура собирается тщательнее следить за соблюдением трудового законодательства в российских организациях. Из проекта приказа следует, что сотрудники прокуратуры теперь будут проверять в порядке Уголовно-процессуального кодекса РФ все поступившие сообщения о:

  • случаях невыплаты зарплаты,
  • необоснованном отказе в приеме на работу или увольнении беременных, молодых матерей и предпенсионеров,
  • производственном травматизме,
  • вымогательстве труда,
  • рабском труде или торговле людьми,
  • преднамеренном банкротстве работодателей, имеющих долги по зарплате.

Таким образом ни одно сообщение о подобных ситуациях не должно оставаться без внимания региональных сотрудников прокуратуры. Вполне возможно, что такие проверки приведут к увеличению уголовных дел по таким трудовым составам.

В ходе надзорных мероприятий сотрудников прокуратуры также будет интересовать:

  • Проблема оформления работников. Если организации привлекают многих граждан к работе по ГПД или сотрудничают с большим числом ИП, они рискуют — им могут вменить сокрытие фактических трудовых отношений.
  • Факты задержек или невыплаты заработной платы. Проверять прокуроры будут все бухгалтерские и банковские документы организации на предмет расходования средств и оценки реального финансового состояния.
  • Отражение в локальных актах организации (коллективных и трудовых договорах) обязательства работодателя индексировать зарплату сотрудникам. Кроме того, проверят исполнение таких положений.

Проектом предусмотрено, что проверка будет обязательно назначаться в случае, если сотрудники организации проявляют любые формы социальных протестов (митингов, забастовок, голодовок, пикетов) по поводу массовых увольнений, сокращения штата, невыплаты зарплаты или ее снижения.

О результатах таких прокурорских проверок, в частности о том, какие суммы задолженности были погашены в результате активной работы сотрудников прокуратуры, служба будет отчитываться в органы статистики и вышестоящие организации. Для обеспечения качества надзорных мероприятий при прокурорах субъектов РФ будут созданы рабочие группы с участием профсоюзов, региональных властей, надзорных органов, правоохранителей и объединений работодателей. Также прокуроры будут информировать территориальные органы ФСБ и МВД России о проверках и мотивировать их на проведение ОРМ для выявления и пресечения преступлений в сфере трудовых отношений. Параллельно с прокурорскими будут проходить проверки Государственной инспекции труда, куда, как и сейчас, прокуратура будет направлять все поступившие жалобы в этой сфере.

Орган, осуществляющий государственный контроль

Многих интересует, кто контролирует страховые компании? Утверждён список структур государственного уровня, в перечень профессиональных обязанностей которых входит надзор в Российской Федерации за страховщиками:

  • ФССН – структура, состоящая из: «Страхнадзора», «Росстрахнадзора», «Страховых инспекторов».
  • «Автостраховой Союз РФ» (РСА).

ФССН представляет структуру, осуществляющую лицензирование: утверждение/аннулирование лицензий, производство контроля за соблюдением требований закона и пр.

Кто контролирует СК по ОСАГО: кому жаловаться

Вопросами регулирования деятельности СК занимаются Центробанк (ЦБРФ), совместно с РСА (вопросы по ОСАГО). Жалобу, в случае задержки страховых выплат, а также любых незаконных действий, следует подавать непосредственно на СК.

Перед тем, как писать жалобу, необходимо подать заявление на имя руководителя СК: нередко спорное дело удаётся решить через диалог со страховщиком. Но если мирного решения не получается, то надо обращаться к следующим контролирующим органам:

  • РСА;
  • Центральный банк РФ;
  • Роспотребнадзор;
  • Прокуратура.

Отправив копии жалобы вышеперечисленным организациям, которые регулируют страховую деятельность, необходимо также отправить одну копию на имя руководителя СК, находящегося в головном офисе.

Проверки Роскомнадзора

У Роскомнадзора появится собственный план проверок работодателей, который разместят на сайте ведомства в интернете. Плановые проверки по соблюдению законодательства о персональных данных Роскомнадзор будет проводить не чаще, чем один раз в три года для всех организаций. Для тех организаций, которые собирают биометрические и специальные категории персональных данных, периодичность проверок будет иная — один раз в два года. Но с внеплановыми проверками Роскомнадзор может приходить в организации и ИП практически без ограничений. Основаниями для таких проверок будут жалобы от физических лиц.

Правда, обязанность информировать работодателя о предстоящей проверке у Роскомнадзора есть. Поэтому внезапных ревизий не будет. О том, что в компанию придут проверяющие, известят:

  • при плановой проверке — за 3 дня;
  • при внеплановой — за 24 часа.

Проверяющие проверят наличие или отсутствие в организации положения об обработке персональных данных. В соответствии с требованиями законодательства такой документ должен быть в каждой организации или у ИП с наемными работниками. С ним, в силу статьи 86 Трудового кодекса РФ, нужно обязательно ознакомить с ним работников. Также проверяющие осмотрят другие документы, имеющие отношение к персональным данным. В первую очередь их интересует, соблюдаются ли правила их хранения. Например, есть ли у организации согласия на обработку персональных данных и нет ли в личных делах работников копий паспортов. В случае обнаружения нарушений будет составлен акт, который приведет к штрафу или другому виду наказания.

Что в итоге?

Результаты проверки, в лучшем случае, выявят отсутствие нарушений, подозрения в которых стали поводом для визита. Но на практике такое случается нечасто. Предприниматель может получить от прокурора:

  • представление с требованиями об устранении нарушений;
  • предостережение (если есть подозрение, что правонарушение только готовится);
  • инициацию судебного разбирательства (о приостановке деятельности или ликвидации);
  • переадресацию к другому органу (если обнаруженные нарушения не в компетенции прокурора).

Форма составления этих документов не закреплена законодательно, прокурор может оформить результаты проверки в виде акта или простого письма.

ВАЖНО! Если предприниматель не согласен с реакцией прокурора, надо подать заявление в суд в течение 90 дней с даты получения решения (ст. 254 ГПК РФ)

Внесудебные меры оспаривания действий прокуратуры неэффективны: можно пропустить сроки обращения в суд, ожидая решения вышестоящих органов прокуратуры.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий