Страховые случаи
Под объектом страхования подразумеваются финансовый интерес лица, занимающегося перевозками.
Страхуется его гражданская ответственность перед перевозимыми лицами в случае нанесения ущерба их состоянию здоровья или грузам.
Страховым случаем считается ситуация, когда у перевозчика возникают обязательства возместить ущерб, нанесённый клиентам, пользующимся транспортными услугами, наступившими в период действия страхового полиса. К основным страховым случаям относятся указанные ниже:
- Повреждение тела, наступление заболевания или летальный исход жизни пассажира, который перемещался на застрахованном транспорте и пострадал из-за несчастного случая.
- Потеря или порча имущества клиента транспортной организации в результате происшествия, за которое отвечает страховая компания.
- Повреждение здоровья или смерть людей, не пользовавшихся транспортным средством, потеря (повреждение) их вещей.
Примеры страхования ответственности грузоперевозчика
Росгосстрах страхует ответственность автомобильного перевозчика, который осуществляет свою деятельность на собственном, лизинговом или арендованном транспорте в России и за рубежом. Страховщик учел мировой опыт страхования ответственности и специфику перевозок различными видами транспорта.
В результате были разработаны две линейки продуктов:
- «Грузович’ОК»,
- «Дальнобойщик».
По каждому из продуктов страховщик отвечает по рискам ответственности:
- за груз в случае его порчи или утраты в случае не ограниченного перечня причин;
- за вред окружающей среде (который может быть нанесен, например, при транспортировке опасных веществ);
- за финансовые убытки (например, за просрочку доставки груза);
- за ущерб, нанесенный грузом третьим лицам;
- за контейнеры;
- за таможенные риски;
- за расходы, связанные со спасением груза, установлением размера ущерба, судебными издержками, юридическими услугами, уничтожением испорченного груза, спасением ТС.
Росгосстрах имеет разветвленную сеть управлений по всей стране, поэтому может организовать удобный сервис своим клиентам. При страховом событии перевозчик может сдать документы о происшествии в любой офис Росгосстраха, который окажется поблизости.
В линейку «Грузович’ОК» входят «коробочные» продукты для грузоперевозчиков, работающих на легком коммерческом транспорте. Страховая премия начинается с 9 рублей на один грузовик.
В линейку «Дальнобойщик» включены страховые продукты для перевозчиков, работающих на транспорте большой грузоподъемности (например, магистральных автопоездах). Среди них есть и продукт, соответствующий требованиям международной Конвенции о перевозке грузов (CMR).
Линейка включает продукты:
- «Дальнобойщик Эко» для перевозчиков опасных грузов с вариантом «Дальнобойщик Тендер» для участия перевозчиков в тендерах;
- «Дальнобойщик Стандарт» со всеми основными рисками и оплатой от 17 рублей в сутки с каждого ТС;
- «Дальнобойщик CMR Плюс» с дополнительными таможенными рисками и оплатой от 26 рублей;
- «Дальнобойщик Премиум» с максимальным набором рисков и оплатой от 35 рублей в сутки.
Страхователь вправе не пользоваться коробочным продуктом, а заключить договор на индивидуальных условиях.
АО «АльфаСтрахование» заключает договоры на основании 4 видов Правил страхования ответственности:
- грузоперевозчика,
- таможенных перевозчиков,
- экспедитора,
- перевозчика и экспедитора.
Общий набор рисков включает ответственность за утрату, гибель или повреждение груза в следствие:
- его ненадлежащей сохранности,
- столкновения ТС с препятствием,
- столкновения с другим ТС,
- пожара,
- опрокидывания ТС,
- провала моста,
- взрыва или огня,
- кражи,
- разбоя,
- нарушений температурного режима.
АО «АльфаСтрахование» кроме ответственности за груз берет на себя ответственность:
- за финансовые расходы, связанные с просрочкой доставки, неправильной засылкой, возмещением провозных платежей;
- за возмещение таможенных платежей;
- за имущество и здоровье третьих лиц, пострадавших от груза;
- за расследование страхового события;
- за предотвращение ущерба или его уменьшение.
Тариф определяет страховщик индивидуально по результатам обследования перевозчика в зависимости от маршрутов, количества ТС, объемов грузоперевозок, выбранных рисков и других факторов.
Подходящую страховую компанию и страховой продукт поможет выбрать брокер, владеющий всей полнотой информации по данному виду страхования.
Больше познавательных статей на Calmins.com!
NEO-волонтер ТД
Calmins.com
Каков размер страховых выплат?
В случае нанесения ущерба здоровью пострадавшего — не более 2 млн. руб. на человека.
Сумма выплат включает в себя:
- компенсацию в размере доходов потерпевшего за весь период его нетрудоспособности;
- оплату лечения и прочих процедур, связанных с восстановлением здоровья (усиленное питание, пребывание в санаториях, протезирование и т.д.).
В случае смерти потерпевшего — 2 млн. 25 тыс. руб., в том числе:
- часть доходов погибшего, отводившихся на содержание его иждивенцев, при наличии таковых;
- расходы на погребение.
В случае утраты груза или пассажирского багажа владельцу возвращается стоимость утерянного имущества (но не более 23 тыс. руб.).
При повреждении груза или багажа компенсируется стоимость затрат на его ремонт. Иногда клиенту возвращают сумму, на которую имущество обесценилось после повреждения.
При задержке доставки пассажиров и грузов – штрафы, пени, неустойки в размере, определенном законодательством.
В случае доставки груза по адресу, отличному от заявленного клиентом, перевозчик оплачивает расходы на пересылку.
Кроме того, на страховую компанию, помимо страховых выплат, возлагаются также и следующие затраты, направленные:
на выяснение обстоятельств страхового случая и оценку нанесенного им ущерба;
оплату труда адвокатов и экспертов;
судебные расходы;
затраты, связанные с компенсацией расходов перевозчика, направленных на снижение тяжести последствий страхового случая в момент возникновения чрезвычайных обстоятельств.
При изучении договора страхования следует обратить особое внимание на указанный в нем лимит ответственности страховой компании (предельный размер страховой выплаты по каждому страховому случаю). Если несколько человек понесут ущерб на сумму, превышающую лимит ответственности страховщика, то страховщик распределит между ними максимально допустимую сумму пропорционально объему ущерба каждого из пострадавших
Если несколько человек понесут ущерб на сумму, превышающую лимит ответственности страховщика, то страховщик распределит между ними максимально допустимую сумму пропорционально объему ущерба каждого из пострадавших.
В случае несогласия потерпевшего с объемом компенсаций размер страховой выплаты определяет суд.
Особенности страхования ответственности перевозчика грузов
Важной особенностью этого вида страхования является тот факт, что при утрате дорогого груза его собственник может не получить полного возмещения, так как страхуется не конкретный груз, а его усредненный эталон. Так как заранее не известно, какова будет стоимость груза именно в этом рейсе, страховщик определяет конкретные лимиты ответственности на одно событие
Законодательно такие лимиты не установлены, есть только сложившаяся практика. Обычно минимальные лимиты ответственности за груз устанавливаются следующим образом:
- для внутрироссийских перевозок – $20 000;
- для международных перевозок – $200 000.
Исходя из ограниченного объема ответственности, собственник очень дорогого груза заинтересован в его дополнительном страховании по правилам страхования груза.
Иногда может быть оформлен не годовой, а «рейсовый» полис страхования ответственности перевозчика – на одну конкретную перевозку. Такой договор может понадобиться мелкому перевозчику, который занимается этой деятельностью не регулярно, или в том случае, когда владелец дорого груза настаивает, чтобы именно на эту перевозку ответственность за груз была застрахована на его полную стоимость.
Тариф рассчитывается страховщиком, исходя из нескольких условий:
- лимита ответственности;
- статистики убытков;
- стажа вождения водителей,
- характера перевозимых грузов,
- количества транспортных средств или типов подвижного состава.
Правила страхования у большинства компаний похожи, но иногда в них оговорен различный набор рисков и отличающийся перечень сервисных услуг. Многие страховщики имеют свои страховые программы.
Регрессное требование по ОСГОП
Напомню, что регрессное требование заключается в том, что в случае серьезных нарушений, допущенных перевозчиком, возмещать ущерб этом перевозчику придется самостоятельно. То есть вместо страховой платить будет сам перевозчик.
Примечание. Напомню, что для ОСАГО также существует перечень нарушений, при которых возможно регрессное требование.
Для ОСГОП возможны следующие причины для регресса:
- умысел перевозчика;
- водитель находился в состоянии опьянения;
- водитель не прошел обязательный медицинский осмотр (например, предрейсовый);
- водитель не прошел обязательное медицинское освидетельствование;
- водитель отказался от медосвидетельствования на состояние опьянения;
- водитель не имел права управления (лишен прав или отсутствовала нужная категория);
- перевозчик нарушил режима труда и отдыха водителя;
- если автобус выпущен в рейс при наличии неисправностей, при которых эксплуатация запрещена;
- иные случаи, предусмотренные федеральными законами.
Обратите внимание, в список вошли практически все требования, которые предъявляются к коммерческому транспорту. Несоблюдение хотя бы одного из них приведет к тому, что перевозчику придется самостоятельно возмещать ущерб пассажирам
В заключение хочу отметить, что больше всего вопросов у организаций вызывает то, нужно ли вообще приобретать полис ОСГОП при перевозке пассажиров. Если перевозки коммерческие — то нужно, если для собственных нужд — то нет.
Удачи на дорогах!
Максим Калашников Последнее обновление: 25 сентября 2019 Раздел: Коммерческий транспорт
Могут ли отказать в выплате и по какой причине
Существует ряд случаев, при которых страховщик не должен компенсировать убытки. Его освобождают от этого такие обстоятельства:
- Умышленное нарушение страхователем правил и нормативов безопасности.
- Осведомленностьвладельца транспортного средства о его неисправности, отсутствию квалификации либо нарушений здоровья у лица, которое им управляет, до наступления страхового случая.
- Осведомленность страхователяоб обстоятельствах, которые могут повысить вероятность наступления страхового случая (если он знал о них, но не сообщил страховщику). Это же касается ситуаций, когда страхователь заявил о таких обстоятельствах, не выполнил установленные требования по их устранению.
- Использование застрахованнойтехники в других целях кроме ее прямого назначения.
- Эксплуатация технических средствв условиях, не предусматривающихся их прямым назначением.
- Использованиетранспорта в местах, которые не отмечены в договоре (кроме форс-мажорных ситуаций).
- Перевозка на транспорте большего количествалюдей или грузов, чем предполагают технические нормативы.
- Использованиетехники после того как суд принял решение о прекращении работы организации. Применение транспорта для ведения незаконной деятельности.
- Наступлениестрахового случая при форс-мажоре.
- Нанесение убытка во время военныхи активных боевых действий.
- Ущербпо причине взрывов военного оружия. Исключение – случаи, когда военные орудия были грузами, находящимися на застрахованном транспортном средстве.
- Захват, арест или задержка транспортного средства в процессе забастовки или военных маневров.
- Нанесениеущерба в результате восстаний, мятежей и подобных мероприятий.
- Получениеувечий и повреждений людьми либо грузами при действиях, имеющих политический окрас: теракты, саботажи и так далее.
- Нанесение убыткапри забастовках и локаутах.
- Утерягруза по причине конфискации или реквизиции управляющими структурами.
- Убытокпо причине радиации, радиоактивных отходов, ядерных топлив.
- Умышленно спровоцированный потерпевшим страховой случай.
В указанных случаях страховщик откажет в компенсации. Если в процессе перевозок люли получили телесный вред, выплата должна быть сделана обязательно. Даже в случаях, когда виновником инцидента является страхователь, потерпевшим все равно положено возмещение. Организациям, работающим с перевозками людей и грузов, страхование ответственности необходимо – при его отсутствии предполагаются крупные штрафы.
Какая бывает страховка и какие риски она покрывает
Страховка может быть обязательной и добровольной. Первая – регулируется на уровне законодательства, поэтому выплаты по ней строго фиксированы и имеют определённые рамки. Вторую – выбирает сам страхователь, он определяет набор рисков, которые хотел бы застраховать, соответственно выплаты по ним будут соответствовать прописанным в договоре пунктам.
В случае наступления страхового события, под которым подразумевают обстоятельства, возникшие в период действия полиса и обязывающие возместить причинённый ущерб, суммы по каждому риску разделяют, а именно:
- при летальном исходе, обязаны выплатить не менее 2,025 млн рублей;
- если нанесли вред здоровью – в размере не менее 2 млн рублей;
- если пострадало имущество – в р-ре не меньше 23 тыс. рублей.
Перевозчик, занимающийся транспортировкой грузов, может дополнительно застраховать свои риски, путем заключения договора добровольного страхования, тем самым расширив их покрытие.
Такая страховка охватывает следующие риски:
- ДТП;
- пожар;
- взрыв;
- опрокидывание ТС;
- перегрев или переохлаждение груза;
- обрушение моста;
- ЧП в ходе погрузки-выгрузки;
- кража, грабёж и разбойное нападение.
Страхование грузов покрывает риски по их:
- утрате;
- гибели;
- повреждению.
При условии, что груз был принят к перевозке или экспедированию в соответствии с постулатами международных транспортных конвенций. Например, для трансграничных автомобильных перевозок – международной Конвенцией «О договоре международной дорожной перевозки грузов» (Конвенция Дорожных Перевозов Грузов, сокращённое международное название – CMR) от 1956 года.
Контроль и ответственность
Исполнение перевозчиками обязательств по оформлению договоров страхования возлагается на РострансНадзор. В случае отсутствия договора об ОСГОПП предусматривается следующая ответственность:
Дополнительная информация Страхование грузов для перевозчиков является обязательным условием. Страховка при этом покрывает стоимость от ущерба при наступлении страхового случая. Подробнее можно прочитать в статье здесь https://tvoipolis.online/5842-strahovanie-otvetstvennosti-gruzoperevozchika
- наложение штрафной санкции в размере 500 000– 1 миллион рублей;
- взыскание сбережённой на страховании суммы в доход Российской Федерации;
- самостоятельная оплата ущерба, нанесённого пассажирам в сумме, предусмотренной законодательными актами;
- запрет эксплуатации ТС.
Регулирование деятельности определённых перевозчиков производится на основании соответствующих уставов и кодексов.
Проверка определённого перевозчика может быть инициирована посредством соответствующих обращений и составленных заявлений со стороны пассажиров.
Оформление соглашения страхования ОСГОП сопровождается предоставлением сведений о страховой компании пассажирам и данных о страховом соглашении (наименование страховщика, юридический и фактический адрес, контакты, период действия и др.). Эти сведения размещаются на территории, где производится продажа билетов, в транспорте, а также на сайте перевозчика.
В случае отсутствия вышеперечисленной информации для пассажиров, подразумевается взыскание штрафа с юридического лица от 10 000 до 30 000 руб., с должностного лица от 1 000 до 3 000 руб.
Выплаты и их размеры
Если несчастье все же произошло, можно рассчитывать на такие суммы:
- 2 000 000 рублей — наибольшая сумма, которую можно требовать в случае причинения какого-либо вреда здоровью (в любой степени). Сюда входят затраты на реабилитацию, лечение и компенсацию потерянного дохода.
- 2 025 000 рублей — max сумма, которую могут получить родственники в случае гибели пассажира. Сюда включены расходы на погребение, возмещение доходов умершего людям, находившимся у него на иждивении.
- 23 000 рублей — компенсация (максимальная) утерянного багажа.
- В случае повреждения груза — стоимость его ремонта, а если это невозможно, то сумма на которую обесценилась стоимость клади.
- В том случае, когда груз был отправлен «не туда», перевозчик разыскивает его и доставляет по назначению за свой счет.
Кроме всего вышеперечисленного, можно возместить и такие расходы:
- расследование обстоятельств происшествия;
- оценка полученного ущерба;
- оплата услуг эксперта и/или адвоката;
- издержки судебного разбирательства.
В том случае, когда имеется более одного пострадавшего, максимальная сумма выплаты делится между всеми пропорционально размеру ущерба.
Страховщики
На рынке обязательного страхования перевозчиков, в том числе авиакомпаний, работают около 60 страховых компаний. Среди них «СОГАЗ», «Росгосстрах», «РЕСО-Гарантия», СК «ВТБ Страхование», СК «АЛРОСА», СО «Регион Союз», «СО ЖАСО», САК «Энергогарант», СК «Транснефть», ОАО «Капитал Страхование», ЗАО «Страховое акционерное общество «Гефест», ЗАО «Страховая группа «УралСиб», ООО «Страховая компания «Сибирский Дом Страхования», ЗАО «Объединенная страховая компания», СОАО «Национальная страховая группа», ЗАО «Страховая компания «Чулпан», ОАО «Русская страховая транспортная компания», ООО «Страховое общество «Сургутнефтегаз», ООО «СК «Метротон» и др.
Условия страхования
Сумму страховки рассчитывают для каждого страхового случая, она не может быть изменена, пока действует договор. Исключением являются существенные обстоятельства, которые повышают возможность наступления страхового случая.
Стоимость и тарифы
Тариф страховки определяют, учитывая все прописанные в договоре риски, которые рассчитываются на одного пассажира, а также исходя из:
- вида транспорта и перевозок;
- условий по франшизе;
- дополнительного покрытия.
Страховая премия будет исчисляться количеством пассажиров, умноженным на сумму и тариф по каждому риску.
Вычисляют общую сумму страхового взноса, сложив все части, получившиеся по каждому из рисков по видам транспорта и перевозок.
Штрафы и ответственность за отсутствие страховки
Согласно статье 11.31. КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ сумма штрафа за нарушение правил ОСГОП, будет зависеть от статуса нарушителя:
- должностному лицу – 40-50 тыс. рублей;
- юридическому – от 500 тыс. до 1000 тыс. рублей.
Последствия скрытия перевозчиком сведений о страховщике и/или договоре ОСГОП – наложение штрафа:
- на должностных лиц в размере от 1 тыс. до 3 тыс. рублей;
- на юридических лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. рублей.
Помимо уплаты пошлины по административному протоколу, перевозчик, нарушивший законодательство, обязан в полном размере возместить ущерб, полученный при транспортировке, причём на таких же условиях, как если бы у него была страховка.
Правила
Все предприятия, осуществляющие пассажирские перевозки и доставку грузов, обязаны иметь соответствующую лицензию. А ее получение предполагает непременное страхование ответственности. Она бывает двух видов:
- договорная;
- внедоговорная.
Первый вариант вступает в силу тогда, когда договор перевозки вообще не был исполнен или было допущено какое-либо нарушение. Второй вариант предполагает случаи, не связанные с условиями договора.
В общем случае ответственность транспортных компаний регулируется различными транспортными уставами, а также 40-й и 59-й статьей ГК РФ. Там говорится о том, что любые перевозки требуют заключения договора. А при его нарушении или причинении ущерба во время его действия перевозчик обязан нести ответственность.
Однако существуют случаи, когда ответственность становится повышенной. Все это отражается в договоре. Кроме того, фирма-перевозчик отвечает и в тех случаях, когда транспорт задержался в пути или при отправлении и прибыл позже, чем полагалось. Также перевозчик обязан возместить повреждение груза или его утерю. Исключением могут стать лишь случаи, когда происшедшее не зависело от организатора транспортировки и он не мог предвидеть подобного.
Перечень документов
Для получения страхового возмещения по договору обязательного страхования выгодоприобретатель, его законный представитель или представитель, действующий на основании доверенности, представляет страховщику следующие документы:
1. Письменное заявление о выплате страхового возмещения, составленное в произвольной форме, с указанием следующих сведений:
- фамилия, имя, отчество пассажира, жизни, здоровью или имуществу которого причинен вред;
- характер причиненного вреда (вред жизни, вред здоровью, вред имуществу);
- дата, время и место наступления события;
- вид транспорта с указанием номера маршрута (рейса), иных признаков, идентифицирующих транспортное средство (государственный регистрационный номер и др.);
- наименование перевозчика;
- реквизиты, позволяющие осуществить перевод денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов, для перечисления страхового возмещения;
2. Документ, удостоверяющий личность Выгодоприобретателя; 3. Документы, подтверждающие полномочия лица, являющегося представителем Выгодоприобретателя; документ о произошедшем событии на транспорте и его обстоятельствах, оформленный в порядке, определенном правилами перевозки пассажиров и багажа, соответствующим видом транспорта, подтверждающий причинение вреда пассажиру, который составляется перевозчиком или лицом, уполномоченным перевозчиком, в отношении каждого потерпевшего и содержит следующую информацию:
- дата, время, место составления;
- вид транспорта, номер маршрута (рейса) и иные признаки, идентифицирующие транспортное средство (государственный регистрационный номер, заводской номер и др.);
- полное наименование перевозчика в соответствии со свидетельством о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- фамилия, имя, отчество потерпевшего;
- место произошедшего события;
- описание произошедшего события и его обстоятельств;
- характер вреда, причиненного пассажиру (вред жизни, вред здоровью, вред имуществу), с описанием видимых повреждений при возможности установить указанные повреждения визуально;
- информация о свидетелях (в случае их наличия) с указанием контактной информации;
- подпись, фамилия, инициалы должностного лица перевозчика, заверенные печатью перевозчика или лица, уполномоченного перевозчиком;
4. В случае отсутствия документа, предусмотренного подпунктом «г» настоящего пункта, представляется справка о дорожно-транспортном происшествии, составленная представителем органа внутренних дел при наличии пострадавших, или справка станции скорой медицинской помощи об оказанной медицинской помощи, о проведенных обследованиях, диагнозе, месте и времени обращения за медицинской помощью, составленная с учетом информации, отраженной в карте вызова скорой медицинской помощи.
Важно отметить, что в случае, если в месте жительства выгодоприобретателя отсутствует страховщик, заключивший договор обязательного страхования, филиал или иное структурное подразделение данного страховщика, то выгодоприобретатель вправе подать заявление и все необходимые документы любому страховщику, осуществляющему деятельность в данном субъекте Российской Федерации и отвечающему установленным требованиям (он должен иметь действующую лицензию на осуществление обязательного страхования и быть членом единого общероссийского профессионального объединения страховщиков для осуществления обязательного страхования). При этом считается, что такое заявление подано страховщику, заключившему договор обязательного страхования