Депутаты Госдумы продолжают борьбу за снижение пенсионного возраста
Правительство в своем заключении на законопроект справедливороссов отметило, что «необходимость внесения в пенсионное законодательство предлагаемых изменений не подтверждается статистическими данными, полученными в ходе правоприменения, и анализом действующих правовых норм, обосновывающим их неэффективность».
«Так я вам хочу сказать, мы заморозили накопительную, мы заморозили для военных увеличение пенсии: мы с вами сейчас отказываемся возвращаться к разговору о возврате пенсионного возраста. И в этой ситуации вы хотите какого-то единства от народа?», — заявлял депутат от «Справедливой России» Андрей Кузнецов в ходе дебатов по законопроекту.
Он выразил, уверенность, что подобные законопроекты, с учетом правок (источники финансирования и другие, менее значимые, замечания), будут и дальше вноситься депутатами на рассмотрение Госдумы.
«Я считаю, что этим давлением мы всё равно добьёмся того, что вопрос о пенсионной реформе будет возвращён в повестку государства нашего, сначала в повестку Государственной думы, а затем, может быть, и в повестку Правительства или наоборот, неважно», — сказал Андрей Кузнецов
Не бухгалтерский вопрос
Ключевой вопрос при обсуждении пенсионной реформы — изменение пенсионного возраста — связан прежде всего с обеспечением социальной справедливости. Движение границ выхода на пенсию — это не просто изменение объема выплат пенсионерам. Это действие, которое влечет за собой целый шлейф социально-экономических последствий, связанных со структурой занятости, доходов населения, системой социальной поддержки. И оценивать эти последствия надо комплексно.
Если рассматривать вопрос пенсионного возраста с точки зрения демографии, то сейчас сложился определенный дисбаланс, связанный, во-первых, с различиями в ожидаемой продолжительности жизни между мужчинами и женщинами, во-вторых, с очень высоким уровнем смертности в России. Ожидаемая продолжительность жизни женщин после достижения пенсионного возраста равна 26 годам, тогда как у мужчин аналогичный показатель составляет лишь 16 лет. Вероятность дожития до пенсии 20-летних женщин — 0,92, мужчин — 0,70. Если для российских женщин демографические показатели, характеризующие пенсионный возраст, находятся на уровне наиболее экономически развитых европейских стран, то у мужчин они до сих пор неприемлемо низки.
Таким образом, никаких разумных демографических аргументов для немедленного повышения пенсионного возраста у мужчин нет. С учетом демографических характеристик может обсуждаться повышение границ выхода на пенсию для женщин, однако поднятие этой планки лишь для слабого пола вряд ли будет воспринято в обществе однозначно. К тому же здесь могут возникнуть нежелательные косвенные эффекты — в частности, может снизиться рождаемость: не секрет, что многие женщины сегодня принимают решение завести ребенка в расчете на помощь моложавых бабушек-пенсионерок.
Если же процесс изменения возраста выхода граждан на пенсию все-таки будет запущен, он должен быть плавным, чтобы планка повышалась на несколько месяцев в год. Долгосрочные демографически обоснованные ориентиры для возможного повышения пенсионного возраста, согласно нашим расчетам, таковы: 62 года у мужчин и 60 лет у женщин. Эта планка новых пенсионных возрастов должна быть плавно достигнута к 2035 году. К этому периоду могут быть достигнуты приемлемые уровни ожидаемой продолжительности жизни при достижении новых границ пенсионного возраста и вероятности дожития до них. При более быстром изменении этих границ произойдет существенное ухудшение демографических характеристик для населения пенсионного возраста (снижение ожидаемой продолжительности жизни на пенсии и вероятности дожития до нее).
Повышение возраста выхода на пенсию тесно связано с состоянием рынка труда. Смогут ли люди старших возрастов при увеличении границ выхода на пенсию иметь работу, да еще обеспечивающую приемлемый уровень доходов? Если уровень занятости и оплаты труда в этих группах населения значительно не изменится, то повышение пенсионного возраста попросту приведет к снижению реального уровня их доходов.
Существенного потенциала роста занятости у пожилого населения, вероятно, нет. Об этом свидетельствует как динамика уровней экономической активности лиц пожилого возраста за последние двадцать лет, так и межстрановые сопоставления этих уровней. В числе прочего такая ситуация свидетельствует о не очень высокой востребованности пожилых работников на рынке труда.
Госдума о повышении пенсионного возраста: последние новости
Последние новости от Госдумы о повышении пенсионного возраста огорчают многих россиян, которым оставалось совсем немного до выхода на заслуженный отдых. Депутаты в первом чтении приняли законопроект о том, что выход на пенсию следует отодвинуть, а значит проект может начать реализовываться.
Что сейчас происходит в Госдуме и обществе
19 июля 2018 года начались протесты, в которых участвовали десятки человек. Предполагается, что изменения будут происходить постепенно. Пенсионный возраст для женщин должен увеличиться с 55 до 63 лет к 2034 году. Для мужчин изменений будет меньше, но срок реализации проекта запланирован на 2028 год: с 60 до 65 лет.
На осень 2018 года запланировано второе чтение законопроекта. Власти отмечают, что средства, которые будут дополнительно получены, помогут увеличить пенсионное обеспечение неработающих пожилых россиян.
Госдума согласна на повышение пенсионного возраста
Особенности и целесообразность повышения пенсионного возраста
Российские власти считают, что в законопроекте предлагается достаточно мер для того, чтобы улучшить пенсионное обеспечение граждан РФ с учетом предстоящих изменений и новых демографических условий.
Депутаты учитывают следующие факторы:
- увеличение продолжительности жизни;
- ежегодное проведение индексации пенсий выше уровня инфляции при сбалансированности;
- возможность стабилизировать финансовую пенсионную систему в России.
Права на доплату к страховой пенсии по старости получит половина сенаторов и депутатов, если они проработают от 5 лет (сейчас требуется всего один год). Получение увеличенной выплаты (75 процентов) потребует обязательной работы в Госдуме на протяжении 10 лет вместо прежних трех.
В настоящее время фракция «Справедливая Россия» является ярым противником пенсионной реформы. Владимир Путин, президент РФ, также считает, что повышение пенсионного возраста также следует проводить по другой схеме.
Антон Силуанов о повышении пенсионного возраста
Что сообщает Владимир Путин
Последние новости от депутатов Госдумы о повышении пенсионного возраста свидетельствуют о том, что реформа может быть реализована в ближайшее время. Однако даже Владимир Путин является противником таких событий. Президент России понимает, что повышение возраста на самом деле невозможно и может негативно сказаться на показателях общественности и настроении граждан.
Владимир Путин отмечает, что окончательное решение по повышению пенсионного возраста отсутствует. Президент уверен, что действующее законодательство в этой сфере можно оставлять прежним, по крайней мере, 10 лет. В настоящее время бюджет Пенсионного фонда РФ сохраняется. При этом в пенсионной системе существуют серьезные проблемы, которые нельзя игнорировать.
В. Путин против повышения пенсионного возраста
Будет ли повышен пенсионный возраст в России
Владимир Путин отмечает, что решение о пенсионном возрасте, который остается актуальным (55 лет для женщин, 60 – для мужчин) было принято в 1956 году. В те годы средняя продолжительность жизни граждан составляла 67 лет.
В 1995 году власти рассматривали вопрос о выходе на заслуженный отдых и решили отложить реализацию реформы. В настоящее время следует принимать окончательное решение о сохранении или повышении возраста, когда можно уйти на заслуженный отдых. В действительности прежнюю систему можно оставить на 5-10 лет, так как будет достаточно возможностей для выплаты пенсий пожилым гражданам.
Результаты опроса граждан
Аналитики сообщают о том, что в настоящее время на 1000 граждан трудоспособного возраста приходится 455 пенсионеров. В дальнейшем численность пожилых людей будет увеличиваться, трудоспособных – уменьшаться.
Если срок выхода на пенсию будет отодвинут, потребуется решить следующие вопросы:
- повышение качества услуг области здравоохранения для всех категорий граждан России;
- создание нескольких миллионов новых рабочих мест;
- оказание поддержки для пожилых и молодых людей, которые должны избежать безработицы.
Последние новости о повышении пенсионного возраста из Госдумы РФ свидетельствуют о том, что вопрос о реализации реформы является двояким и потребуются дополнительные обсуждения.
Сколько все это стоит
Чиновники сегодня назвали две цифры. До 2024 года от всех предложений Путина бюджет потеряет 500 млрд рублей (Антон Силуанов). А в 2029-2034 годах (первые пять лет после окончания переходного периода) одно лишь снижение границы пенсионного возраста для женщин обойдется в 3,6 трлн рублей (Татьяна Голикова). Если взять цифры на ближайшие 6 лет, получается 85 млрд рублей в годовом выражении — не так много на фоне общего размера ежегодного бюджетного трансфера в ПФР (около 4 трлн рублей), отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Дополнительного финансирования для реализации предложений Путина не понадобится — но ту небольшую экономию, которую бюджет планировал получать за счет реформы, он будет отдавать в ПФР. Чистую экономию для бюджета при первоначальном проекте реформы Альфа-банк оценивал в 100 млрд рублей к 2024 году.
Бюджет Пенсионного фонда — это полный провал государственной политики, заявил Алексей Куринный
Эффект пенсионной реформы закончился, и нынешний бюджет Пенсионного фонда — это полный провал государственной политики. Повышать пенсию в России за счет уменьшения количества пенсионеров больше не получится. Об этом заявил депутат Государственной Думы России от КПРФ Алексей Куринный, сообщает ИА REGNUM.
«Понятно, что эффект пенсионной реформы закончился, мы об этом предупреждали, и больше повышать за счет уменьшения количества пенсионеров пенсию не удастся, даже на ту тысячу рублей, которая была обещана», — сказал парламентарий.
Депутат добавил, что количество работающих пенсионеров, которые ушли сегодня с рынка труда из-за того, что многие из них хотели получать полноценную пенсию и индексировать её составило 5 миллионов человек, что приводит к потеря Пенсионного фонда в 600 млрд рублей в год. Для полноценной индексации пенсионных выплат работающим пенсионерам необходимы те же 600 миллиардов.
«Сколько экономит ПФР, точнее, сколько требуется для полноценной индексации пенсий работающим пенсионерам? Те же 600 млрд рублей. То есть ничего от этой экономии наш бюджет Пенсионного фонда не сэкономил, точно так же, как и Госдума, принявшая соответствующее решение», — подчеркнул Куринный.
Куринный отметил, что разработанный на ближайшие три года проект бюджета ПФР больше не в состоянии обеспечить выход из сложившегося тупика в пенсионной системе страны. Вместо этого он негативно скажется на социальном положении пенсионеров.
Гарантированный пенсионный план
Помимо этого, Правительство планирует вообще отменить обязательную накопительную систему, действовавшую в России с 2002 года, заменив ее системой добровольных пенсионных накоплений. Это означает, что мораторий на формирование накопительной пенсии, принятый с 2014 года и с тех пор ежегодно продлеваемый, снимать уже не будут (такой вариант уже не рассматривается). Фактически от такого формата накоплений вообще планируется отказаться, заменив их добровольными накоплениями — гарантированным пенсионным планом (ИПК).
До принятия моратория в 2014 году пенсионная система была основана на том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (это 22% от зарплаты) перечислялись работодателями в Пенсионный фонд и по желанию работника могли распределяться следующим образом:
- 16% на формирование страховой пенсии (включая фиксированную выплату, которая формируется за счет так называемой солидарной части тарифа — 6%) и 6% на накопительную часть;
- все 22% только на формирование страховой пенсии без формирования пенсионных накоплений.
С 2014 года после введения моратория у всех россиян обязательные страховые взносы идут только на формирование страховой пенсии (п. 1), а приток денег в накопительную пенсионную систему заморожен.
Новая добровольная накопительная система (ГПП) подразумевает, что работник будет дополнительно перечислять часть своей зарплаты (от 0% до 6%) на формирование своего пенсионного капитала. Подключение гражданина к новой системе планируется производить добровольно — по заявлению работника, в котором он самостоятельно укажет, какой процент от своего заработка он готов дополнительно отчислять в виде взносов.
Стоит отметить, что при введении в действие программы ГПП действующая на текущий момент накопительная система будет отменена. Пенсионные накопления россиян, которые находятся в НПФ, будут автоматически переведены в систему ИПК (то есть зачислены в счет пенсионного капитала). Если накопления гражданина находятся в ПФР, то они могут быть:
- переведены в пенсионные баллы и направлены на страховую часть пенсии;
- либо в течение переходного периода (предполагается, что это будет 2 года) можно будет перенаправить накопления из ПФР в НПФ, чтобы уже имеющиеся накопления также были направлены на формирование пенсионного капитала.
О повышении пенсионного возраста вновь заговорили
Власти отказываются разговаривать об отсрочке выхода на пенсию
Вопрос о повышении пенсионного возраста в настоящий момент наиболее активно обсуждают сами россияне. Что думают на сей счет представители властей, остается тайной за семью печатями. Такой вывод можно сделать из последних заявлений высокопоставленных чиновников.
На форуме «Россия – страна возможностей» журналисты спросили министра экономического развития РФ Максима Орешкина, связана ли поставленная президентом Владимиром Путиным задача увеличения продолжительности жизни с возможным повышением пенсионного возраста.
На это глава МЭР ответил: «Повышение пенсионного возраста возможное – это вопрос, который сейчас обсуждается. Есть разные предложения. Это не влияет напрямую на дефицит рабочей силы, который есть у нас на рынке труда, потому что если человек активный и здоровый, он в большинстве случаев не будет покидать работу даже с достижением пенсионного возраста».
В том же духе накануне высказалась и вице-премьер Ольга Голодец, которая курирует в кабинете министров социальные вопросы. «В правительстве таких тем не обсуждали. У нас есть прогноз министерства экономического развития, на который мы опираемся. Там нет никаких таких прогнозов», – указала замглавы правительства.
Чуть ранее министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин говорил о том, что переходить к дискуссии об увеличении возраста выхода на пенсию можно лишь после значительного увеличения средней продолжительности жизни в нашей стране.
Очередная волна дискуссий вокруг возможного повышения пенсионного возраста поднялась после того, как 13 марта Внешэкономбанк опубликовал прогноз экономического развития России на 2018-2021 годы.
Впрочем, уже на следующий день прогноз исчез с сайта госкорпорации.
Замдиректора Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Владимир Назаров сообщил, что если за основу будет взят прогноз ВЭБа, то о грядущем повышении возраста будет официально объявлено уже в этом году, чтобы будущие пенсионеры успели подготовиться. По мнению эксперта, отдаление заветной пенсионной планки будет постепенным, по два – три месяца в год, максимум по полгода.
При этом в Совете Федерации тут же отметили, что прогноз ВЭБа – это еще не решение властей. В соответствии со Стратегией пенсионного развития пенсионный возраст в РФ не должен меняться до 2030 года.
Максим Орешкин в начале месяца в телеинтервью говорил о том, что планка пенсионного возраста напрямую определяет уровень пенсий, качество услуг здравоохранения и соцобслуживания. О том же регулярно заявляет и экс-министр финансов РФ Алексей Кудрин.
Сторонники повышения пенсионного возраста указывают на то, что из-за демографических ям прошлого доля трудоспособного населения сокращается.
Работающим гражданам все сложнее содержать растущую армию пенсионеров и обеспечивать им приемлемый уровень денежного обеспечения.
Противники перемен говорят о том, что в РФ слишком низкая продолжительность жизни и что при отсрочке выхода на пенсию пожилым гражданам будет попросту негде работать.
О продолжительности жизни
Основную угрозу правительство видит в непрерывном снижении отношения числа работающих к числу пенсионеров. В проект реформы, по сути, закладывает ситуацию удержания величины этого соотношения за счет более медленного увеличения числа пенсионеров с помощью повышения границы пенсионного возраста.
Росстат провел большую работу по этой теме, и ряд показателей ставит под сомнение ожидание быстрого роста числа пенсионеров в связи со здоровьем населения и различными негативными социальными факторами.
- По данным исследований Щербаковой Е.М., в 2015 г. зарегистрировано 114 млн случаев заболевания с диагнозом, установленным впервые в жизни.
- Самое неприятное, что год от года увеличивается число рождений детей с врожденными генетическими недостатками. С 2000 г. по 2015 г. число рождений с таким диагнозом, который выявлен в первые годы жизни, увеличилось на 38%.
- По данным диспансеризации 2016 г., 51% населения относится к группе больных людей, требующих наблюдения врача, т.е. хронически больных.
Т.е., если даже с помощью диспансеризации и улучшения снабжения лекарствами в 2024 г. будет увеличена средняя продолжительность жизни, то это будет продление жизни хронически больных людей, т.е. увеличение числа пенсионеров, а не уменьшение, как ожидает правительство. Возможно, с гуманистической точки зрения это и будет выглядеть благородно, но с точки зрения экономики государства нужно продлевать трудоспособность практически здоровых тружеников.
О продолжительности здоровой жизни в России
По данным той же диспансеризации в 2016 г. практически здоровых людей (не обращающихся к врачу по диагностированным хроническим заболеваниям) в России всего лишь 31%. Таким образом, с точки зрения экономики, в первую очередь, надо беспокоиться о продлении не общей продолжительности жизни, а о продлении возраста здоровой трудоспособности:
- в 2017 г. ВОЗ определил этот общий средний возраст для России в 63,4 года;
- в тоже время в России, по данным Всемирного Банка, смертность мужчин в возрасте до 65 лет — 43%.
Эти две статистические оценки противоречат друг другу. Если это так, то по предложенной реформе в 2024 г. половина мужчин в возрасте 65 лет умрет, и процент пенсионеров действительно сократится — на что, по-видимому, и расчет.
В интернете уже опубликован ряд статей с подробными данными Росстата по данной проблеме, так что ограничимся лишь принципиальными соображениями.
Льготников под реформу
Пенсионная реформа, по свидетельствам экспертов, в любом случае затронет не только обычных пенсионеров, которые становятся ими в 55 или 60 лет. Чиновникам придется также что-то решать с теми гражданами, которые имеют право на досрочный выход на пенсию по выслуге лет из-за работы на Крайнем Севере или из-за службы в силовых ведомствах. Таких пенсионеров трудоспособного возраста, без учета военных пенсионеров, на сегодняшний день в России около 2,8 млн человек. Военных пенсионеров трудоспособного возраста — 2,5 млн человек. Каким образом будут реформировать их пенсии, а также условия выхода на заслуженный отдых, пока остается неясным.
Про снижение пенсионного возраста
По тем этапам, которые предполагаются для увеличения возраста, можно понизить пенсионный возраст:
- для женщин к 2023 г. до 53 лет;
- для мужчин — 57 лет, а возможно и больше.
Т.е. большинство мужчин в 57 лет будут иметь уже страховой стаж, позволяющий получить пенсионное обеспечение, но будут стремиться продолжать работу, если зарплата существенно выше пенсии (а Правительство, похоже, при любом раскладе работающим пенсионного возраста платить пенсию не будет).
Снижение пенсионного возраста будет благожелательно воспринято обществом, и, соответственно, снимет напряжение. Люди недовольны проектом правительства, так как до настоящего времени стремились, выйдя на пенсию, продолжать работать и, соответственно, улучшать свое материальное положение. Так что корень недовольства лежит в сфере низких зарплат и нежелания работодателей принимать на работу сотрудников старше 45-50 лет, если дело не идет о специалистах высшей квалификации.
Бесполезная индексация
Напомним, что Алексей Куринный и его коллеги по фракции и раньше критиковали пенсионную политику государства. По их подсчетам, правительство России и Пенсионный фонд РФ, начиная с 2015 года, не доплатили российским пенсионерам в среднем по 90 тысяч рублей, потому что индексация пенсий всегда была меньше реального уровня инфляции. Такие подсчеты озвучил депутат Госдумы от партии КПРФ Олег Смолин.
Парламентарий отметил, что, согласно существующему законодательству, выплаты должны индексироваться соразмерно темпам инфляции. В 2015 году официальная инфляция составляла 12,7 %. В это же время власти проиндексировали пенсию неработающим пенсионерам только на четыре процента с 2016 года, вместо положенных 13 %, отмечает Смолин.
Он также добавил, что вместе со своими помощниками подсчитал, сколько же реально потеряли пенсионеры, не получающие девять процентов все эти годы. Сумма для российских пенсионеров получилась практически запредельной — 90 тысяч рублей.
Такие расчеты поддержал и первый заместитель председателя комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Николай Коломейцев. Депутат подчеркнул, что российские пенсионеры просто потеряли эти деньги. Он отметил, что пенсионные выплаты индексируют по прогнозу инфляции, а не по факту. Так, в данный момент, по подсчетам экспертов, инфляция составляет десять процентов, в то время как выплаты проиндексировали только на пять процентов. При этом, по мнению политика, в России гражданам выплачиваются неадекватные пенсии.
Коломейцев ддобавил, что, например, в лаборатории при президенте России, подсчитали, что реальный прожиточный минимум в России составляет 32 тысячи рублей, при этом пенсионеры получают в среднем 12-14 тысяч рублей.
О продолжительности жизни
Основную угрозу правительство видит в непрерывном снижении отношения числа работающих к числу пенсионеров. В проект реформы, по сути, закладывает ситуацию удержания величины этого соотношения за счет более медленного увеличения числа пенсионеров с помощью повышения границы пенсионного возраста.
Росстат провел большую работу по этой теме, и ряд показателей ставит под сомнение ожидание быстрого роста числа пенсионеров в связи со здоровьем населения и различными негативными социальными факторами.
- По данным исследований Щербаковой Е.М., в 2015 г. зарегистрировано 114 млн случаев заболевания с диагнозом, установленным впервые в жизни.
- Самое неприятное, что год от года увеличивается число рождений детей с врожденными генетическими недостатками. С 2000 г. по 2015 г. число рождений с таким диагнозом, который выявлен в первые годы жизни, увеличилось на 38%.
- По данным диспансеризации 2016 г., 51% населения относится к группе больных людей, требующих наблюдения врача, т.е. хронически больных.
Т.е., если даже с помощью диспансеризации и улучшения снабжения лекарствами в 2024 г. будет увеличена средняя продолжительность жизни, то это будет продление жизни хронически больных людей, т.е. увеличение числа пенсионеров, а не уменьшение, как ожидает правительство. Возможно, с гуманистической точки зрения это и будет выглядеть благородно, но с точки зрения экономики государства нужно продлевать трудоспособность практически здоровых тружеников.
О продолжительности здоровой жизни в России
По данным той же диспансеризации в 2016 г. практически здоровых людей (не обращающихся к врачу по диагностированным хроническим заболеваниям) в России всего лишь 31%. Таким образом, с точки зрения экономики, в первую очередь, надо беспокоиться о продлении не общей продолжительности жизни, а о продлении возраста здоровой трудоспособности:
- в 2017 г. ВОЗ определил этот общий средний возраст для России в 63,4 года;
- в тоже время в России, по данным Всемирного Банка, смертность мужчин в возрасте до 65 лет — 43%.
Эти две статистические оценки противоречат друг другу. Если это так, то по предложенной реформе в 2024 г. половина мужчин в возрасте 65 лет умрет, и процент пенсионеров действительно сократится — на что, по-видимому, и расчет.
В интернете уже опубликован ряд статей с подробными данными Росстата по данной проблеме, так что ограничимся лишь принципиальными соображениями.
Что случилось?
В интервью федеральному каналу «Россия 1» премьер-министр российского правительства Дмитрий Медведев заявил о том, что власти готовы начать обсуждение на законодательном уровне повышения пенсионного возраста россиян и другие вопросы пенсионной реформы, о которой не первый год ведутся консультации с экспертами. Журналисты выяснили, что чиновники подготовили предложения о повышении пенсионного возраста, чобы внести их главе государства. Свои версии реформы озвучили Минфин и Минтруд России, а спикер Совфеда Валентина Матвиенко предложила «растянуть» процесс минимум на 10 лет. Но, как отмечают эксперты, такое решение является политическим, окончательное слово остается за президентом.
При этом пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков не ответил на вопрос журналистов, принял ли Владимир Путин окончательное решение о повышении пенсионного возраста. Но, поскольку чиновники говорят о законодательном уровне обсуждения проблемы, принципиальное решение все же, вероятно, принято.
Заключение
С учетом обстановки с новыми технологиями и отношения работодателей к сотрудникам предпенсионного возраста, становится очень важно набирать трудовой стаж с как можно более раннего возраста. На данный момент официально трудоустроиться можно уже с 16 лет, в таком случае проблем с накоплением страховых баллов возникнуть не должно
Второй вариант – начать как можно раньше формировать определенные накопления для того, чтобы постепенно тратить их после потери работы в связи с выходом на пенсию. На данный момент существует большое число различных способов откладывания и увеличения капитала – от банковского депозита до инвестиций в ценные бумаги
На данный момент официально трудоустроиться можно уже с 16 лет, в таком случае проблем с накоплением страховых баллов возникнуть не должно. Второй вариант – начать как можно раньше формировать определенные накопления для того, чтобы постепенно тратить их после потери работы в связи с выходом на пенсию. На данный момент существует большое число различных способов откладывания и увеличения капитала – от банковского депозита до инвестиций в ценные бумаги.
Заключение
Завершить представленный материал можно несколькими выводами:
- Автором пенсионной реформы выступило не какое-то конкретное лицо, а Правительство РФ в целом. Официально, законопроект подписан экономистом В. Назаровым.
- Непосредственное решение о принятии такого сценария реформирования было принято чиновниками разных уровней и отраслей под руководством Д.Медведева. Окончательно, указ пописал В. Путин, перед этим смягчив достаточно жесткий шаг.
- Основная цель реформирования состояла в достижении баланса между количеством пенсионеров и людей, ведущих трудовую деятельность. В свою очередь, это позволило пополнить бюджет ПФ РФ, увеличить пенсионные пособия и избежать повышения ставок по страховым взносам.