Транспортное страхование грузов

Страхование ответственности экспедитора

Минфином России разъяснено, что страхование гражданской ответственности экспедитора не является обязательным видом страхования, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций (письмо Минфина России от 16.02.2010 N 03-03-06/1/71).

Также отметим, что ни ГК РФ, ни Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ “О транспортно-экспедиционной деятельности” не предусматривают возможности страхования ответственности экспедитора по договору транспортной экспедиции.

Судебная практика по данному вопросу складывается неоднозначно. Часто суды считают договор страхования ответственности экспедитора ничтожным и отказывают страхователю в выплате страхового возмещения (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 27.01.2009 N КГ-А40/13164-08 и от 29.12.2008 N КГ-А40/12015-08; ФАС Уральского округа от 06.07.2009 N Ф09-4760/09-С5 и от 01.12.2008 N Ф09-8955/08-С5).

Однако в некоторых случаях суды допускают заключения подобных договоров, считая их заключенными на основании ст. 931 ГК РФ и, соответственно, квалифицируя их как договоры страхования ответственности за причинение вреда (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 12.03.2009 N КГ-А40/1283-09; ФАС Поволжского округа от 17.05.2010 N А12-16611/2009; ФАС Волго-Вятского округа от 10.11.2009 N А43-27008/2008).

Таким образом, законодательство не предусматривает обязанность экспедитора страховать свою гражданскую ответственность, более того, такой договор может быть признан ничтожным. Поэтому расходы на такое страхование не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:

– Энциклопедия решений. Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование в целях налогообложения прибыли;

– Энциклопедия решений. Учет расходов на имущественное страхование;

– Вопрос: Порядок отражения в бухгалтерском и налоговом учете расходов организации на страхование ответственности за имущество, принятое на складское хранение (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2020 г.);

– Какие расходы на страхование рисков можно признавать в налоговом учете, а какие нет (О.А. Лаврова, “Российский налоговый курьер”, N 20, октябрь 2012 г.);

– Калькулятор суммы страховой премии, признаваемой при налогообложении прибыли (подготовлен экспертами компании ГАРАНТ);

– Страховка добровольная – ИФНС недовольная (А. Веселов, журнал “Практическая бухгалтерия”, N 2, февраль 2021 г.);

– Вопрос: Если договором транспортной экспедиции предусмотрено страхование ответственности экспедитора, то входят ли такие расходы в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли? (“Финансовая газета”, N 41, октябрь 2012 г.)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Хрусталева Анастасия

Ответ прошел контроль качества

26 апреля 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Кому необходимо страхование грузоперевозок?

На самом деле, страхование грузовых перевозок – это добровольный шаг, но, отказываясь от подобной услуги, Вы сильно рискуете. Ведь в случае утраты груза грузовладелец несет все убытки. Особенно отрицательно это скажется на финансовом состоянии компании, если груз особо ценный. Многие грузовладельцы ошибочно полагают, что цены на страхование грузов слишком высоки. Но это не так. На страхование грузов тарифы вполне приемлемы для каждого желающего. В среднем, стоимость страхования перевозимых грузов составляет всего 0,1-0,12% от всей цены товара. Такие расценки полностью оправдывают себя.

Преимущества страхования грузов при транспортировке:

  • Однозначность нормативно-правовых актов и законодательной базы, в связи с чем, при страховании грузов перевозчиком отмечается положительная тенденция выплат.
  • Оформление документов при международном страховании грузов занимает совсем немного времени.
  • Выплаты страховой стоимости производятся в минимальные сроки.

Виды страхования груза во время перевозки

  • Страхование грузов на автомобильном и ж/д транспорте
  • На морском транспорте
  • Страхование воздушных перевозок

Рассмотрим более подробно каждый вид страхования и особенности ценовой политики.

Страхование автоперевозок

Конечно, профессионализм водителей-международников не вызывает никаких сомнений, но дорога непредсказуема. В пути может произойти все, что угодно. В нашей компании доставка грузов на автомобильном транспорте – хорошо отлаженный процесс, но, если вдруг в пути произойдет неприятная ситуация, страховка перекроет все Ваши убытки.

Страхование железнодорожных перевозок

Грузоперевозки на ж/д транспорте занимают одну из лидирующих позиций в сфере международных перевозок. В настоящее время страхование грузов на международном транспорте пользуется большим спросом, т.к. такой вид транспортировки связан с определенными рисками.

Перевозки грузов с помощью железнодорожного транспорта занимают одну из лидирующих позиций в общем объеме грузооборота в нашей стране. Кроме этого большой популярностью пользуются международные железнодорожные перевозки грузов. Стоит отметить, что расценки по ж/д страхованию одни из самых низких.

Страхование морских перевозок

Перевозки грузов по морю или океану связны с множеством рисков. Это и повреждение груза в процессе транспортировки или погрузки/выгрузки, и неблагоприятные погодные условия, и внешние факторы. К тому же все знают, что существуют некоторые неспокойные участки мирового океана. При этом стоимость морских перевозок считается одной из самых низких, а в некоторых случаях такой способ транспортировки является единственной возможностью доставить груз на другой континент.

Присутствие рисков, с которыми связаны морские перевозки – это еще не повод отказываться от подобных услуг. Обезопасить себя можно благодаря страхованию морских грузов.

Страхование авиаперевозок

По статистике, самолет – самый безопасный вид транспорта. Но груз может быть поврежден при погрузке или выгрузке. Страхование перевозок на воздушном судне – это Ваша гарантия того, что товар будет благополучно доставлен, а в случае непредвиденных обстоятельств Вы ровным счетом не понесете никаких финансовых потерь.

Выгодна ли стоимость страховки?

На вопрос «Сколько стоит страхование грузов?», лучше всего ответит опытный и квалифицированный страховой брокер, который будет действовать исключительно в интересах своего клиента.

Консультанты нашей компании помогут Вам сэкономить и недорого застраховать любой груз. Мы заинтересованы в поисках самой выгодной страховки для Вас, независимо от того, интересует Вас страхование опасных грузов или любых других товаров.

Наступление страхового случая и осуществление выплат

Если наступление одного или нескольких страховых случаев по ранее заключённому договору на страхование грузов всё же произошло, страхователь должен незамедлительно оповестить об этом страховую компанию. Такое предварительное информирование может быть произведено любым доступным способом: посредством телефонного звонка, факса или электронной почты, причем непременно с обязательным указанием места и времени произошедшего, предполагаемых причин и размера убытка.

Официальным же уведомлением служит письменное заявление о наступлении страхового случая, которое необходимо отправить в адрес страховщика заказным письмом, курьерской доставкой либо по электронной почте. Сроки его представления различны для каждой страховой компании и должны находиться в диапазоне от 24 часов до 5 рабочих дней.

Страхователь обязан приложить все усилия для обеспечения сохранности имущества, являющегося объектом договора, до его осмотра уполномоченным на то представителем страховщика. Он также может перевести пострадавший груз с места происшествия, если это требуется для поддержания должного уровня его безопасности (при условии наличия разрешения на то от другой стороны).

Страховщик вправе потребовать предоставления документов, необходимых для подтверждения факта обоснованности и определения особенностей страхового случая, а именно:

Сведения о страхователе (для физических лиц — паспорт или иной, подтверждающий личность документ, для юридических — свидетельство о регистрации и учредительная документация).

Свидетельство существования договора страхования (оригинал договора, страховой полис, извещение о начале перевозки, дубликат документа, подтверждающего факт оплаты страховой премии в полном объёме, заявление о выплате страховки).

Бумаги, указывающие на наличие имущественного интереса к объекту страхования (комплект договоров купли-продажи, накладные, счета, счета-фактуры и прочая накладная документация).

Документы, доказывающие факт перевозки (договор с транспортной компанией, заявка на перевозку, сопроводительная перевозочная документация).

Бумаги, удостоверяющие наступление страхового случая (основной — акт об имущественной недостаче, остальной состав зависит от вида перевозок).

Документы, обосновывающие размер причинённого ущерба. Это расчёт сумм страховых выплат, заключения экспертов, фотографии и т. п.

Документы, подтверждающие реализацию права суброгации (копии претензий к транспортной компании, ответные письма и комментарии).

Условия поставки

 Внешнеторговые контракты предусматривают погрузочно-разгрузочные работы и транспортировку товаров, в ходе которых возникают определенные риски. Страхование товаров и грузов призвано сгладить такие риски. Для минимизации ущерба от этих рисков стороны контракта страхуют товары и грузы. Если страхование, согласно условиям контракта, осуществляется в пользу импортера, то экспортер должен представить страховой документ на товары и грузы. В настоящей статье мы рассмотрим виды страховых документов, условия страхования и проверку страховых документов в соответствии с Унифицированными правилами.

Условиями внешнеторговых контрактов предусматриваются различные базисные условия поставки, при этом в зависимости от них страхование товаров осуществляет продавец или покупатель. Ныне действующая версия правил ICC по толкованию торговых терминов (условий поставки) “Инкотермс 2000” (Incoterms 2000) изложена в Публикации Международной торговой палаты N 560 “Официальные правила ICC по толкованию торговых терминов”.

Такие условия поставки, как CIF и CIP, требуют оформления страхования товара продавцом с передачей страхового документа покупателю, поскольку риск гибели или повреждения товара переходит на покупателя с момента перехода товаром поручней судна в порту погрузки (при GIF) и с момента передачи товара первому перевозчику (при CIP). Контрактом определяется, от каких рисков и на какой процент от стоимости товара он должен быть застрахован, а также вид страхового документа, который должен быть оформлен.

Cost, insurance and freight (…named port of destination) (CIF) – “Стоимость, страхование и фрахт (…указанный порт назначения}” – торговый термин, означающий, что продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда товар переходит через поручни судна в указанном порту отгрузки. Продавец обязан оплатить расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в указанный порт назначения, но риск гибели или повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, причиной которых были события, имевшие место после поставки, возлагаются на покупателя. По условию CIF продавец также должен обеспечить морское страхование против рисков покупателя от гибели или повреждения товара при перевозке. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию, при этом согласно условию CIF от продавца требуется обеспечить лишь минимальное страховое покрытие. Условие CIF также требует, чтобы продавец очистил товар от пошлины на экспорт. Условие CIF можно использовать только для морского или речного транспорта.

Carriage and insurance paid to (…named place of destination) (CIP) – “Перевозка и страхование оплачены до (…указанное место назначения)” – торговый термин, означающий, что продавец выполняет свое обязательство по поставке, когда он поставляет товар назначенному им же перевозчику, но помимо этого продавец должен оплатить стоимость перевозки, которая необходима для доставки товара в указанное место назначения. От продавца также требуется обеспечить страхование против рисков покупателя от гибели или повреждения товара при перевозке. Продавец заключает договор страхования и оплачивает страховую премию. Согласно CIP от продавца требуется обеспечить лишь минимальное страховое покрытие. Данное условие требует, чтобы продавец очистил товар от пошлины на экспорт. Условие CIP может использоваться вне зависимости от вида транспорта, включая и смешанный (мультимодальный) транспорт.

Иногда при перевозке на условиях CIP клиент может говорить о том, что товар страхуется перевозчиком, поэтому страховой документ не будет представлен. Действительно, при транспортировке товаров морем их страховое покрытие осуществляется не перевозчиками, а только страховыми компаниями. В то же время при транспортировке другими видами транспорта (по железной дороге, авто- или авиатранспортом) транспортные компании страхуют свою ответственность. Однако возмещение, оплачиваемое этими перевозчиками в случае их ответственности, зафиксировано в международных конвенциях, относящихся к этим видам транспорта, и имеет ограниченный размер в случае ущерба товара. Поэтому товар должен быть застрахован от повреждения или гибели для получения покрытия против транспортных рисков.

Страхование груза при перевозке: подотрасли

Страхование авиаперевозок. Перемещение грузов по воздуху — самый молодой и перспективный из всех способов. Таким образом обычно перевозят грузы небольших размеров. С целью транспортировки более крупных объектов возможно использование чартерных рейсов специализированных бортов. Страховой риск здесь обычно невысокий, поскольку этот вид транспорта считается наиболее безопасным. Превышение максимально допустимой массы груза в данном случае недопустимо, поскольку угрожает безопасности полёта. По этой же причине возможность порчи или утраты груза, перевозимого таким образом, минимальна. Для некоторых видов товаров (например, одежды, компьютерной и иной электронной техники) высок риск хищения, особенно в промежуточных пунктах пребывания во время следования к месту назначения.

Страхование морских грузов. Такой вид перевозки связан со множеством рисков, например, повреждением при погрузочно-разгрузочных работах или транспортировке, неблагоприятными погодными условиями. Несмотря на высокую степень риска, в некоторых случаях отправка груза водным транспортом — единственный способ доставки его к месту назначения. Морские перевозки допускают использование полного и частичного страхования транспортируемого имущества. Второй вариант предполагает страховую защиту груза лишь на отдельном участке пути. Размер премии по договору здесь зависит от условий перевозки, длины маршрута, количества промежуточных пунктов и прочего.

Страхование железнодорожных перевозок. Повреждение имущества в случае схода вагонов с рельсов или смещения в результате манёвров, а также его порча при нарушении герметичности, хищение — вот основные рисковые ситуации, связанные с перемещением груза таким образом. Точный их набор для конкретного случая страхования определяется с учётом характера груза и транспортного средства.

Страхование автомобильных грузов. Этот способ перевозки считается самым высокорисковым. Такое положение дел обосновано наличием большого количества дорожных аварий и противоправных действий со стороны третьих лиц. Размер страховой премии здесь зависит от особенностей маршрута перевозки, типа грузового автотранспортного средства.

Что же собой представляет страхование груза?

Под страхованием грузов понимают разновидность имущественного страхования, основная цель которого – обезопасить интересы владельца перемещаемого объекта от возможных транспортных рисков во время его следования по маршруту от отправителя к получателю. Здесь речь идёт о различных перевозках, в том числе как внутренних, так и международных. Следует обозначить четыре основных их вида, образующие подотрасли транспортного страхования:

  • Автомобильные.
  • Железнодорожные.
  • Воздушные.
  • Водные.

Стоит отметить, что обязательное страхование грузов на сегодняшний день в нашей стране законодательно не предусмотрено. Оно осуществляется сугубо на добровольной основе.

Риски при страховании грузов находятся в полной зависимости от вида транспортного средства, его технического состояния, погодных и общих климатических условий региона, в котором оно будет эксплуатироваться. Несмотря на изобилие возможных неприятных ситуаций, зачастую встречающихся в пути, не все из них могут быть застрахованы. Страховыми могут стать только те риски, вероятность наступления и будущий ущерб от которых могут быть измерены в денежном эквиваленте.

Что собой представляет страхование грузов при перевозке автомобильным транспортом и что оно дает

Любой грузоперевозчик, в том числе занимающийся перевозкой автомобильным транспортом, несет ответственность за сохранность товара в течение всего периода перевозки. В этот промежуток времени входит момент приема груза, погрузка, транспортировка, разгрузка, хранение до того времени, когда товар будет доставлен получателю.

Автотранспортировка не случайно считается самым рискованным видом перевозки грузов, поэтому особое внимание уделяется страховке именно такого вида транспортировки товара. При заключении договора учитываются риски при страховании грузов, которые могут произойти во время поездки: дорожно-транспортные происшествия, кража товара и прочие ситуации

Защита грузов путем страхования ответственности перевозчика позволяет получить компенсацию за полученный ущерб. Обычно стоимость ущерба в десятки раз превышает стоимость самой страховки, поэтому не стоит пренебрегать этим видом защиты.

Во время оформления страховки груз подвергается тщательной проверке на целостность. Товар, имеющий дефекты или повреждения, не может быть застрахован. По ФЗ РФ, объектами страхования могут выступать любые виды крупно- и мелкогабаритных предметов из любого материала. Также можно застраховать и уплату налогов, пени, таможенные расходы, охрану в период перевозки и т. д.

Стоит различать понятия «страхование груза» и «страхование ответственности перевозчика». Первый термин подразумевает под собой защиту перевозимого товара и возврат владельцу компенсации в размере полученного ущерба, второй – защищает интересы компании, осуществляющей транспортировку товара и компенсирует ущерб, полученный по вине перевозчика.

Ошибки при оформлении страховки грузоперевозок

Существуют множество нюансов в страховании грузоперевозок, при несоблюдении которых возникает множество проблем. Связано это прежде всего с выплатой компенсации.

Основные моменты, на которые стоит обратить внимание при заключении договора и при возникновении страховых случаев, это:

  • Своевременное уведомление СК о произошедшем случае. Для этого нужно ознакомиться со сроками, которые указаны в договоре и не нарушать временные рамки.
  • Перепроверка достоверности всех указанных данных на товар;
  • Внимательное ознакомление с перечнем страховых рисков, указанных в договоре;
  • Наличие всех документов.

Стоимость страховки перевозки грузов

Две важные составляющие любого полиса – предусмотренные риски и размер компенсации. От выбора этих составляющих зависит и стоимость самого полиса.

Так, наиболее высокая стоимость страховки выйдет, если:

  • перевозимый груз относится к категории хрупких, легковоспламеняющихся или с маркировкой «опасный»;
  • упаковка низкого качества;
  • расстояние между пунктом А и Б очень большое (чем длиннее расстояние, тем выше стоимость);
  • при перевозке используется дорогая техника (транспортные средства, оборудование для погрузочно-разгрузочных работ);
  • качество дороги, по которой будет осуществляться перевозка, плохое.

Также на стоимость полиса влияет и выбранный тарифный план. Так, наиболее дорогая стоимость будет при выборе максимального покрытия рисков.

При расчете стоимости полиса все фирмы устанавливают свой процентный тариф, который обычно не превышает 0.3% от стоимости груза. Например, если стоимость товара 1 000 000 рублей, то при расчете 1 000 000*0.3%=3 000 рублей – сумма страхового взноса.

Как получить страховое возмещение?

Чтобы страховщик произвел страховые выплаты, грузовладельцу придется доказать наступление страхового случая (факт повреждения или пропажи груза).

Заказчик должен сообщить о происшествии в страховую компанию. В 2-3-дневный срок после наступления страхового события нужно представить страховщику письменное заявление с требованием выплатить страховое возмещение.

Одновременно следует направить перевозчику письменную претензию. Если этого не сделать, то страховщик может не выплатить требуемую сумму.

Затем нужно оформить документы, подтверждающие факт повреждения или утраты груза. При возникновении ДТП таким документом служит заключение ГАИ. В некоторых договорах предусмотрено обязательное освидетельствование характера повреждений груза сотрудником страховой компании либо независимым оценщиком.

Грузовладелец должен отправить страховщику копии следующих документов:

  • заявление о выплате страховой суммы, 
  • договор на перевозку,
  • накладные с отметками о маршруте движения, 
  • свидетельства о том, что перевозчик (страхователь) пытался спасти груз, 
  • заключение государственных органов. 

Таким образом, грузовладелец должен оценить потенциальные риски, которые могут вызвать повреждение или потерю груза, и включить их в договор страхования. Если будут соблюдены все положения договора, он оградит себя от возможных убытков.

Почему могут отказать в выплате компенсации

Причин, по которым могут отказать в выплате компенсации, несколько. Чаще всего отказывают в следующих ситуациях:

  • ситуация, при которой поврежден товар, не признана страховым случаем;
  • при заключении договора были предоставлены ошибочные или заведомо ложные сведения;
  • если груз пострадал в результате военных действий (такие риски прописываются отдельно);
  • вес или размер товара не соответствует первоначальному значению.

Для того чтобы избежать подобных проблем, необходимо перепроверить достоверность указанной информации и внимательно ознакомиться с условиями и правилами, указанными в договоре и соблюдать порядок действий.

Несмотря на то, что страхование грузов – процедура добровольная, нельзя представить владельца товара или перевозчика, которые не постараются свести риски к минимуму и оформить полис. Главное – выбрать надежную компанию и внимательно ознакомиться с условиями договора.

Проверка страховых документов

При проверке страховых документов на смешанные перевозки следкет руководствоваться ст. ст. 34 – 36 УПДА 500 и п. п. 183 – 195 ISBP.

Статья 34 УПДА 500 предусматривает, что страховые документы должны быть выданы и (или) подписаны страховыми компаниями, андеррайтерами (Underwriter – лицо, уполномоченное страховой компанией принимать на страхование риски) или их агентами. При этом, если страховой документ указывает, что он был выдан в количестве более одного оригинала, должны быть представлены все оригиналы.

Очень важно обратить внимание на следующее. Минимальной суммой, на которую должно быть произведено страхование согласно страховому документу, является цена товара CIF или CIP плюс 10%, если такая цена может быть определена из документов

Страховой документ должен:

– быть выпущен и подписан страховой компанией, андеррайтером либо агентом;

– быть представлен в полном комплекте оригиналов;

– содержать дату выписки не позднее даты отгрузки товара, как это следует из транспортного документа. Допускается выписка страхового документа датой более поздней, чем дата отгрузки, в случае если в страховом документе сказано, что страховка вступает в силу с момента отгрузки;

– быть выписан в валюте договора;

– быть соответственно индоссированным продавцом покупателю (или банку), если документ сразу не выписан в пользу покупателя (или банка);

– указывать маршрут транспортировки (пункт отгрузки и конечного назначения товара) и транспортное средство, которым осуществляется передвижение груза, с указанием деталей (в случае транспортировки морем – наименование судна, номер и дата коносамента и т.д.);

– правильно указывать описание застрахованных товаров;

– отметки, числа и другие детали страхового документа должны соответствовать отметкам, числам и другим деталям на отгрузочных документах.

Из распространенных ошибок экспортеров в свете вышеизложенного следует упомянуть следующие: страховой полис не индоссирован страхователем и (или) не подписан страховщиком, или он датирован позднее даты отгрузки на борт или отправки; наблюдаются исправления или не указано наименование судна; дано неправильное описание товара.

Страховой документ не должен:

– являться ковернотом страхового брокера;

– содержать данные, противоречащие другим документам.

Страховой документ может:

– представлять собой страховой сертификат либо декларацию страховой компании, либо андеррайтера, либо агента.

Основные моменты заключения договоров

Лицо, решившее застраховать свой груз, должно обратиться с этой проблемой в соответствующую компанию до момента его отправки в пункт назначения. Договор страхования грузов — основной документ, инициирующий правовые отношения между сторонами и описывающий порядок их взаимодействия. Он также должен содержать в себе определяющие условия, отсутствие которых в содержании отменяет признание его договором имущественного страхования, а именно:

  • Соглашение сторон об определении конкретного имущества или материальных интересов в качестве объекта страхования.
  • Перечень страховых случаев.
  • Величина страховой суммы.
  • Оговоренные сроки действия.

Важным нюансом страхования имущества при транспортировке является установка величины франшизы, которая представляет собой некоторый максимальный уровень материального ущерба. Наличие таковой отменяет обязательства страховщика по договору. Иными словами, если общая стоимость убытков меньше согласованного сторонами показателя, возмещение не выплачивается. Франшиза может быть зафиксирована в виде конкретной суммы денежных средств или в форме процента от общей стоимости страховки. Она также может быть:

  • Условной. Предусматривает возмещение при наличии ущерба выше стоимости франшизы.
  • Безусловной. При наступлении страхового случая выплаты производятся за вычетом её стоимости.

Договор на страхование грузов может предусматривать наличие у страховщика права суброгации — возможности предъявить материальные претензии третьим лицам, в том числе виновным в причинении ущерба. Такое право может быть реализовано им только после осуществления всех причитающихся выплат страхователю. Примером может являться доказанное повреждение или утрата транспортируемого имущества или его части по вине перевозчика.

В период действия договора могут произойти какие-либо существенные события, обеспечивающие изменение степени риска. В таком случае возможен пересмотр его условий. По этой причине страхователь, узнав о произошедшем, обязан в кратчайшие сроки поставить в известность и страховщика.

Порядок заключения договора

Определив необходимый перечень рисковых ситуаций, клиенту следует обратиться в компанию, занимающуюся оказанием услуг страховой защиты грузов. Вместе с требованиями, которые касаются условий страхования и предполагаемой страховой суммы, ему необходимо подготовить полную информацию о транспортируемом объекте:

  • Полное наименование.
  • Сведения об упаковке, габаритных размерах и весе.
  • Ключевые атрибуты перевозочных документов: номера и даты.
  • Вид используемого транспортного средства и способ отправки груза.
  • Сведения о количестве партий груза.
  • Наименование пунктов отправления, назначения.
  • Планируемая дата отправления.
  • Иные сведения, имеющие значение при исчислении степени риска.

Справочную информацию и свои предложения страхователю следует предоставить страховщику вместе с заявлением на оказание услуг. Принимающая сторона рассматривает его, в соответствии с предоставленными данными анализирует риски, выставляет свои условия страхования грузов. Подлежащее страхованию имущество также может быть осмотрено и описано, если, по мнению страховщика, это необходимо. Результат процесса — двустороннее подписание договора.

Страхование международных перевозок

Глобализация экономических отношений обуславливает рост интенсивности грузоперевозок между различными государствами. Такой вид транспортировки имеет свои опасности, в том числе возможность повреждения и утраты имущества, которая может возникнуть в связи с возникшим недопониманием между представителями разных стран и, как следствие, разбирательствами, спорами и задержками времени доставки. По этой причине во всём мире активно используется международное страхование грузов.

Существует интернациональный свод правил торговли под названием “Инкотермс”, который регламентирует в том числе и страховую деятельность в этой области. В роли объекта страхового договора может выступать как экспортируемое, так и импортируемое имущество. В большинстве случаев каждая сторона торговой сделки осуществляет страхование груза при перевозке на своей части маршрута его перемещения, оно обычно происходит по принципу «ответственности за все возможные риски».

Особенности выплаты страхового возмещения по страховке груза

В первую очередь, для получения компенсации необходимо сообщить о происшествии в сроки, указанные в договоре. Любая выплата по страховому полису требует доказательств наступления рисковых ситуаций. Поэтому выгодополучателю необходимо собрать доказательственную базу. Для этого проводится экспертиза, оценивается полученный ущерб.

Обратившись в СК, необходимо написать заявление на получение выплаты, приложив к нему весь пакет документов, некоторые из которых нужно заверить нотариально. Список необходимых документов необходимо уточнить в СК. Параллельно с этими действиями нужно отправить в транспортную фирму письменную претензию, без которой выплаты производиться не будут.

На рассмотрение заявления и на выплату компенсации СК требуется не больше 1 месяца. В течение этого времени страховая компания может потребовать предоставление дополнительных документов.

Страхование единовременных и периодических перевозок

Сроки действия договоров могут быть различными. В зависимости от этих условий различают разовое и периодическое страхование грузов. Единовременные перевозки — стандартный случай, где договор с периодом действия 30-60 дней с момента зачисления средств на счёт страховщика предусматривает страхование одной конкретной транспортировки.

При страховании периодических поставок один договор (обычно годовой) обеспечивает защиту однородных партий груза. Страхователь в этом случае обязан информировать страховщика об очередной перевозке, а тот, в свою очередь, выдавать индивидуальный страховой полис. Применение такого вида защиты предусматривает наличие особого приложения к договору — бордеро. Оно представляет собой описание всего ряда перевозок с указанием объёмов и особых условий каждой. Страховые премии могут начисляться как в конкретном случае, так и периодически, на протяжении действия договора.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий